Конкурентоспособность предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 22:28, дипломная работа

Краткое описание

Целью выпускной квалификационной работы является определение путей повышения конкурентоспособности производственно-ремонтного предприятия ООО «Хаб Тех Комплект».
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
изучение теоретических основ конкуренции в целом и конкурентоспособности предприятия;
провести сравнительный анализ конкурентов исследуемого предприятия;
оценить конкурентоспособность анализируемого предприятия;
определить пути повышения конкурентоспособности предприятия.

Оглавление

Введение
1 Конкурентоспособность предприятия как фактор его коммерческого успеха
1.1 Понятие конкуренции и конкурентоспособности
1.2 Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия
1.3 Методика сравнительного анализа конкурентов
2 Анализ конкурентоспособности ООО «Хаб Тех Комплект»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Сравнительный анализ конкурентов
2.3 Оценка конкурентоспособности предприятия
3 Предложения по повышению конкурентоспособности ООО «Хаб Тех Комплект»
3.1 Предложения по совершенствованию коммуникативной политики
предприятия
3.2 Предложения по совершенствованию кадровой политики предприятия
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Конкурентоспособность предприятия.doc

— 658.50 Кб (Скачать)
 
 
 

Рисунок 1.1 - Модель движущих сил конкурентов М. Портера 

         5. Доступом к системе  товародвижения. Традиционные производители  данной отрасли могут создать  барьеры для новых производителей  на пути их проникновения в  функционирующие сбытовые сети. В этом случае новым товаропроизводителям придется создавать свои каналы сбыта, что требует высоких затрат.

      6. Доступом к отраслевой системе  снабжения. В данной области  существуют те же барьеры, что и в случае с системой товародвижения.

      7. Отсутствием опыта производства данного вида продукта, вследствие 
чего себестоимость продукта в общем случае выше, чем у традиционных 
производителей данной отрасли.

 

      8. Возможными ответными действиями  предприятий отрасли, направленными  на защиту своих интересов.  Например, отказ в продаже необходимых патентов, лоббирование в правительстве и местных структурах власти своих интересов, в результате чего традиционные производители могут иметь налоговые и другие льготы, а доступ на рынок новых товаропроизводителей будет затруднен.

        Что касается угрозы замены данного продукта новыми продуктами, то имеется в виду производство новых продуктов, удовлетворяющих ту же потребность, но созданных на основе совершенно новых принципов. При оценке угрозы замены необходимо учитывать характеристики и цену продукта-заменителя по отношению к традиционным продуктам, цену переключения на использование нового продукта, которая может быть достаточно высокой из-за необходимости потребителям продукта-заменителя менять оборудование, переучивать кадры и др. Кроме того, необходимо принимать в расчет, предрасположен ли потребитель к замене традиционно покупаемых продуктов.

        Сила позиции поставщиков. Она во многом определяется типом рынка, на котором действуют поставщики и предприятия отрасли.

        Если это рынок  поставщиков, когда они диктуют свои условия предприятиям отрасли, то последние находятся в менее выигрышной позиции по сравнению со случаем, когда они доминируют на рынке (рынок потребителей). Сила позиции поставщиков определяется следующими факторами.

  1. Разнообразием и высоким качеством поставляемых продуктов и

предоставляемых услуг.

  1. Наличием возможности смены поставщиков.
  2. Величиной затрат переключения потребителей на продукцию других 
    поставщиков, обусловленных необходимостью использовать новую технологию и оборудование, решать организационные и другие вопросы.
  3. Величиной объемов продукции, закупаемой у поставщиков. Большие 
    объемы закупки сырья, материалов, комплектующих, всего необходимого для ведения производства делают поставщиков более зависимыми от предприятий, осуществляющих масштабные закупки.

      Сила  позиции покупателей. Она, как и в предыдущем случае, во многом определяется типом рынка, на котором действуют предприятия отрасли и покупатели их продукции. Имеются в виду соответственно рынки производителя и покупателя. Сила позиции покупателей определяется в первую очередь следующими факторами.

  1. Возможностью переключиться на использование других продуктов.
  2. Затратами, связанными с этим переключением.
  3. Объемом закупаемых продуктов.

      На  уровень конкуренции внутри отрасли влияют различные факторы:

    • емкость рынка по каждому конкуренту;
    • число конкурентов;
    • финансовые, технологические, трудовые и другие возможности конкурентов;
    • объединение, слияние, сговор;
    • темпы роста отрасли;
    • увеличение цены и риска выхода из отрасли.

      При многообразии методов и средств  конкурентной борьбы позицию предприятия  определяет конкурентное преимущество.

      Как показывает анализ по Портеру, конкурентное преимущество может достигаться  за счет более низких издержек (стратегия  доминирования по издержкам), или за счет особенностей, неповторимости, уникальности товара (стратегия дифференциации). Если предприятие  конкурирует на узком сегменте рынка, то может использовать сочетание стратегий.

         Цель модели Портера - обеспечение оптимального управления портфелем фирмы и ее финансами, причем  в качестве главного фактора рассматриваются конкурентные силы рынка.

      Результаты  анализа конкурентной среды, в которой  работает предприятие, позволяет определить:

  • основных конкурентов;
  • степень конкуренции и ее виды;
  • конкурентоспособность предприятия в настоящем и будущем;
  • прогноз развития предприятия на рынке.
 

   1.3 Методика сравнительного анализа конкурентов 

     Изучение конкурентов дает представление  о положении предприятия на  рынке.  

   Контроль  за конкурентами позволяет удовлетворить специфические запросы покупателя и потребителя раньше и лучше других фирм. Зная сильные и слабые стороны конкурентов, можно оценить их потенциал и цели, настоящую и будущую стратегии. Это позволит фирме стратегически точно сконцентрировать свое внимание на том направлении, где конкурент слабее. Таким образом, можно расширить свои собственные преимущества  в конкурентной борьбе[12].

      Анализ конкуренции – важное  направление маркетинговых исследований, имеющих целью уточнения вопросов  привлекательности рынков и используемое для выработки стратегии фирмы в области производства и сбыта.

   Анализ  деятельности конкурентов – это  одна из обязанностей специалистов по маркетингу, осуществляемая в целях:

  • выявления существующих и возможных конкурентов;
  • определения настоящих и потенциальных конкурентов;
  • исследования слабых и сильных сторон всех конкурентов;
  • разработки прогнозов вероятной тактики и стратегии конкурентов.

   На  основе государственных регистров  и собственных наблюдений составляется конкурентный лист- список конкурентов, т.е. фирм, выпускающих или продающих товары, аналогичные товарам нашей фирмы. Выявленные конкурирующие предприятия могут быть сгруппированы по нескольким признакам (размеру, типу, виду рынка и товарной специализации). Результаты группировки отражены в матрице первичных характеристик конкурента (рисунок 1.2) 

            Правовое    

            положение  

            Форма   

         собственности                       

     
    фирмы:
                     Размер фирмы
    Наименование  фирмы,

    юридический адрес,

    год основания

    Товар, предлагаемый фирмой, широта и глубина  его ассортимента  
    Рынок, на

    котором выступает  фирма

       
     
 
 

Рисунок 1. 2 - Матрица первичных характеристик конкурента 

   Формируя  базу сведений о конкурирующих товарах  и фирмах, предпринимателю необходимо опираться на четыре основных группы вопросов, вокруг которых строиться структура системы слежения за конкуренцией:

  1. Каковы основные цели конкурента?
  2. Каковы текущие стратегии достижения этих целей?
  3. Какими средствами располагают конкуренты, чтобы реализовать свои стратегии?
  4. Каковы их вероятные будущие стратегии?

    Ответы на первые три группы вопросов должны обеспечить исходные данные для предвидения будущих стратегий. Анализ совокупности сведений по указанным четырем областям дает достаточно полную картину действий конкурентов.

      Процесс анализа конкурентоспособности  предприятия начинается с определения  основных конкурентов.

      Для этого используют различные приемы выбора конкурентов[13].

  • Выбор ближайших конкурентов. В список входят конкуренты, производящие аналогичную продукцию, объем реализации которой в натуральном и стоимостном выражении ближе всего к соответствующим значениям рассматриваемого предприятия. Такой подход наиболее продуктивен при большом количестве конкурентов, когда на рынке господствует преимущественно монополистическая конкуренция. В этом случае выводы будут касаться  текущих, позиционных преимуществ. Их нельзя распространять на отдельную перспективу и тем более строить на их основе стратегические планы.
  • Выбор более мощных конкурентов. Выбираются предприятия более мощные в финансовом отношении, рыночная доля которых выше. Обычно это предприятия, определяющие характер конкурентной борьбы и имеющие явные конкурентные преимущества. Изучение данных конкурентов позволяет строить модели наиболее эффективного конкурентного поведения на рынке и разрабатывать средства их реализации (имитация, поиск новых путей, конфронтация с лидером и т.д.)
  • Выбор конкурентов, обладающих значительной суммарной долей на рынке. Как правило, это наиболее представительная часть предприятий (суммарная доля рынка более 50%), определяющих основные тенденции и традиции данного товарного рынка. Анализ на основе такой базы более полный и трудоемкий, чем во втором случае. Он позволяет детализировать выводы относительно конкурентных преимуществ для различных конъюнктурных ситуаций и разрабатывать широкий спектр действий  как атакующего, так и оборонительного характера.
  • Выбор всех действующих конкурентов в рамках географических границ рынка дает возможность провести системный анализ конкуренции в отрасли за счет полноты и представительности состава рассматриваемых объектов. Результаты анализа могут использоваться для определения стратегических конкурентных преимуществ.
  • Выбор всех возможных конкурентов. Помимо действующих предприятий в эту группу входят и потенциальные конкуренты, которые могут в ближайшей перспективе появиться на анализируемом рынке.

      Важным  критерием отбора является сопоставимость масштабов деятельности. Однако необходимо отметить, что группа значительно уступающих по масштабам предприятий (каждое из которых можно не рассматривать в качестве конкурента) в результате конъюнктурного совпадения интересов (целей) может оказаться достаточно сильным конкурентом. Также важным является учет потенциальных конкурентов.  

      Выявление действующих и потенциальных  конкурентов производится обычно на основе одного из двух подходов:

      -первый  связан с оценкой потребностей, удовлетворяемых на рынке основными конкурирующими фирмами;

      -второй  ориентируется на группировку  конкурентов в соответствии с применяемыми ими типами рыночных стратегии.

      Подход  с точки зрения потребительского спроса имеет целью сгруппировать  конкурирующие фирмы в соответствии с типом потребностей, которые  удовлетворяет их продукция.

      Для выявления наиболее важных конкурентов и их роли на рынке сбыта компании используют методы ассоциативного опроса потребителей, выявляя с какими полезными качествами и условиями потребления покупатель ассоциирует тот или иной товар известного на рынке конкурента.

      В основе выявления конкурентов на базе группировок по типу стратегии лежит их группировка в соответствии с ключевыми аспектами их ориентации в производственно-сбытовой деятельности.

      К таким аспектам относятся:

      -стратегия  в области экспансии на рынке;

      -стратегия в области ценовой политики;

      -стратегия  в области технологии и др.

      При выявлении основных конкурентов  в соответствии с типами стратегий  необходимо учитывать степень мобильности  стратегий конкурентов и проводить  всестороннее исследование перспектив эволюции стратегии конкурентов.

      Такие исследования позволяют выявлять наиболее опасных конкурентов, к которым  чаще всего относятся:

      -фирмы,  склонные к рыночной экспансии,  которые действуют на географически  сложных рынках;

      -фирмы,  следующие стратегии диверсификации производства и работающие в данной и смежных отраслях;

Информация о работе Конкурентоспособность предприятия