Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 19:43, курсовая работа
Цель курсовой работы - провести анализ методов и дать оценку конкурентоспособности предприятия, разработать направления ее повышения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
- рассмотреть теоретические основы конкурентоспособности предприятия;
- дать организационно-экономическую характеристику объекта исследования;
Введение………………………………………………………………………
1 Теоретические основы конкурентоспособности фирмы …………….
1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности фирмы ………….
1.2 Виды конкуренции и конкурентная среда ……………………….
1.3 Методы измерения конкурентного преимущества ………........
2 Организационно-экономическая характеристика ООО «Лотус»….
2.1 Организационная характеристика предприятия ООО «Лотус» ...
2.2 Основные экономические показатели деятельности предприятия…………………………………………………………..
3 Оценка конкурентоспособности ООО «Лотус» ……………………
3.1 Анализ рынка и основных конкурентов ………………………….
3.2 Анализ сильных и слабых сторон предприятия и конкурентоспособности продукции …………………………………
3.4 Пути повышения конкурентоспособности предприятия ……..
Заключение ………………………………………………………………….
Библиографический список …………………………………………………
Приложения …………………………………………………………………..
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………… |
3 | |
1 | Теоретические основы конкурентоспособности фирмы ……………. | 5 |
1.1 Понятие
и сущность |
5 | |
1.2 Виды конкуренции и конкурентная среда ………………………. | 8 | |
1.3 Методы измерения конкурентного преимущества ………........ | 15 | |
2 | Организационно-экономическая характеристика ООО «Лотус»…. | 17 |
2.1 Организационная характеристика предприятия ООО «Лотус» ... | 17 | |
2.2 Основные
экономические показатели |
21 | |
3 | Оценка конкурентоспособности ООО «Лотус» …………………… | 24 |
3.1 Анализ рынка и основных конкурентов …………………………. | 24 | |
3.2 Анализ сильных и слабых сторон предприятия и конкурентоспособности продукции ………………………………… | 28 | |
3.4 Пути повышения конкурентоспособности предприятия …….. | 34 | |
Заключение …………………………………………………………………. | 39 | |
Библиографический список ………………………………………………… | 42 | |
Приложения ………………………………………………………………….. | 44 |
ВВЕДЕНИЕ
Проблема
повышения
В советский период конкурентоспособности как объективной экономической категории ни в теории, ни тем более на практике в силу ряда причин не уделялось должного внимания. В рыночной системе хозяйствования данная категория является ключевой, ибо в ней концентрированно выражаются экономические, научно-технические, производственные, организационно - управленческие, маркетинговые и иные возможности не только отдельного предприятия, но и экономики страны в целом. Возможности эти реализуются в товарах и услугах, противостоящих соперничающим аналогам, как на внутреннем, так и на внешнем рынках. В связи с этим проблема поиска наиболее рациональных и эффективных систем управления конкурентоспособностью приобретает особую актуальность.
Цель курсовой работы - провести анализ методов и дать оценку конкурентоспособности предприятия, разработать направления ее повышения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
- рассмотреть теоретические основы конкурентоспособности предприятия;
- дать организационно-экономическую характеристику объекта исследования;
- провести сравнительный анализ конкурентоспособности продукции фирмы по показателям качества и цене;
- предложить пути повышения конкурентоспособности предприятия.
Объект исследования - предприятие по производству и реализации элитной корпусной мебели ООО «Лотус».
Предмет исследования – конкурентоспособность ООО «Лотус».
При написании работы применялись следующее методы исследования:
монографический, экономико-статистический, аналитический и др.
Теоретической и методологической базой исследования послужили законодательные и нормативные акты РФ, труды российских и зарубежных учёных-экономистов по исследуемой проблеме. Информационной базой исследования явились первичная бухгалтерская, финансовая отчётность конкретного предприятия за период 2008-2010 гг.
1 КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ФИРМЫ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
1.1 Сущность и понятие конкурентоспособности фирмы
Слово конкуренция происходит от латинского «concurrere», что в переводе означает сталкиваться. Природа конкуренции сложна, и, по всей видимости, лежит в основе человеческого бытия, выражающегося в борьбе за существование. В своих работах классики экономической теории отводят конкуренции ведущую роль в развитии экономических систем.
В
широком понимании под
Наличие конкуренции на рынке товаров или услуг, на котором действует предприятие, требует от последнего способности выдерживать конкуренцию, противостоять конкурентам, в противном случае, ему грозит вытеснение с товарных рынков. В чем же все-таки сущность конкурентоспособности?
Ряд
авторов в своих работах
Кныш М.И. [14] характеризует конкурентоспособность продукта как степень его притягательности для совершающего реальную покупку потребителя, то есть конкурентоспособность связанна не с отличительными характеристиками товара как таковыми, а с его привлекательностью для клиентов, делающих покупку. Андреева О.Д. рассматривает конкурентоспособность как комплекс потребительских свойств товара, определяющий его отличие от других аналогичных товаров по степени и уровню удовлетворения потребностей покупателей и затратам на его приобретение и эксплуатацию [5]. Данное определение учитывает затраты за весь жизненный цикл товара, но при этом не учитывает разную конкурентоспособность товара на различных рынках, в разное время и не оговаривает потребителем или продавцом оценивается конкурентоспособность.
Перечисленные недостатки устранены в определении Швеца В.Е. [8]: «Конкурентоспособность продукции есть не что иное, как проявление качества продукции в условиях рыночных отношений и определяется способностью продукции быть проданной на конкретном рынке, в максимально возможном объеме и без убытков для изготовителя». Автор показал, что товар или услуга являются конкурентоспособными на конкретном рынке, их продается больше чем аналогов и при этом продавец работает с прибылью, которая в свою очередь является одним из показателей эффективности работы любого субъекта рыночной экономики.
Фатхутдинов Р.А. определяет конкурентоспособность товара четырьмя интегральными показателями первого уровня (на нулевой уровень он ставит саму конкурентоспособность): 1) качество товара; 2) его цена; 3) затраты на эксплуатацию за его жизненный цикл; 4) качество сервиса, а также динамизм факторов. В свою очередь влияние этих четырех факторов зависит от внешних и внутренних факторов конкурентного преимущества товара, перечень которых приведен в приложениях 1 и 2 соответственно [19].
Однако
конкурентоспособность фирмы не
сводится к понятию
Таблица 1 - Определения конкурентоспособности организации
|
Обобщив причисленные определения, можно дать следующее определение конкурентоспособности организации: конкурентоспособность организации – это превосходство организации своими товарами и услугами аналогов в конкретных сегментах рынка в определенный период времени и по потенциалу разрабатывать, производить и продавать конкурентоспособные товары (услуги) в будущем, достигнутое без ущерба финансовому состоянию организации.
Таким образом, что, организация, работающая более длительный период времени на рынке имеет большие конкурентные преимущества перед фирмой только входящей на данный рынок или работающей короткий промежуток времени на нем. Другими словами конкурентоспособность организации определяют ее конкурентные преимущества. Конкурентные преимущества в свою очередь делятся на внешние и внутренние. Повлиять на внешние факторы организация не в состоянии, но внутренние факторы почти целиком являются контролируемыми руководством организации, а точнее сказать менеджмент организации имеет все необходимые условия для контроля этих факторов. Достижение внутренних конкурентных преимуществ организации осуществляется персоналом, при этом особая роль отводится руководителю.
Внутренние конкурентные преимущества организации подразделяются на шесть групп [17]:
1)
структурные, образуемые при
2) ресурсные, образуемые при проектировании, функционировании и развитии организации;
3) технические, образуемые при проектировании, функционировании и развитии организации;
4) управленческие;
5) рыночные;
6) преимущества эффективности.
В экономической литературе принято различать разные формы конкуренции в зависимости от конкурирующих субъектов или организаций - конкурентов (конкуренция монополистическая, совершенная, олигополистическая, чистая монополия), а также в зависимости от одной из характеристик товаров - цены (неценовая и ценовая характеристика). На отраслевом уровне различают внутриотраслевую, межотраслевую и внутрифирменную конкуренцию.
Межотраслевая конкуренция - борьба между организациями разных отраслей за ограниченный объем платежеспособного спроса. Возникает между организациями, производящими межродовые товары-конкуренты. Например, межотраслевая конкуренция существует между предприятиями пищевой промышленности и сферой услуг общественного питания, легкой промышленностью (швейной, обувной и т.д.) и сферой бытового обслуживания.
Внутриотраслевая конкуренция - борьба между организациями одной отрасли за ограниченный объем платежеспособного спроса. Возникает между организациями, производящими межгрупповые и внутригрупповые товары – конкуренты. На уровне предприятий (организаций) различают межфирменную и внутрифирменную конкуренцию.