Конкурентоспособность предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 19:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - провести анализ методов и дать оценку конкурентоспособности предприятия, разработать направления ее повышения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
- рассмотреть теоретические основы конкурентоспособности предприятия;
- дать организационно-экономическую характеристику объекта исследования;

Оглавление

Введение………………………………………………………………………
1 Теоретические основы конкурентоспособности фирмы …………….
1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности фирмы ………….
1.2 Виды конкуренции и конкурентная среда ……………………….
1.3 Методы измерения конкурентного преимущества ………........
2 Организационно-экономическая характеристика ООО «Лотус»….
2.1 Организационная характеристика предприятия ООО «Лотус» ...
2.2 Основные экономические показатели деятельности предприятия…………………………………………………………..
3 Оценка конкурентоспособности ООО «Лотус» ……………………
3.1 Анализ рынка и основных конкурентов ………………………….
3.2 Анализ сильных и слабых сторон предприятия и конкурентоспособности продукции …………………………………
3.4 Пути повышения конкурентоспособности предприятия ……..
Заключение ………………………………………………………………….
Библиографический список …………………………………………………
Приложения …………………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

курсовая Конкурентоспособность.doc

— 488.50 Кб (Скачать)
ustify">      - аттестация.

          10) В области организации производства:

      - построение децентрализованной холдинговой структуры, состоящей из самостоятельных подразделений, полностью ориентированными на внутреннего потребителя и эффективность процессов.

          11) В области персонала:

      - обучение собственных сотрудников;

      - подбора высококвалифицированного персонала;

      - развитие корпоративной культуры;

      - обеспечение высокого уровня мотивации персонала на достижение целей компании.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      Таким образом, анализ конкурентоспособности фирмы - сложный многоступенчатый процесс, требующий глубокого знания объекта изучения, от точности и своевременности которого во многом зависит успешное функционирование всего предприятия.

      Исследование  показало, что продукция данного  предприятия является достаточно конкурентоспособной. Однако без принятия мер по поддержанию конкурентоспособности на должном уровне предприятие может потерять свои позиции на рынке.

      Анализируя  основные показатели деятельности ООО «Лотус» за 2008-2010 гг., сделаны следующие выводы.

      В структуре  численности предприятия  больший процент от общего числа работников занимают рабочие. На предприятии текучесть кадров небольшая, это положительный факт.

     За  исследуемый период выручка в 2010 году изменилась на 8238 тыс. рублей по сравнению с 2008 годом и составила 10624 тыс. руб.

      Валовая прибыль предприятия в 2010 году увеличилась по сравнению с 2008 годом на 310 % и составила 1236 тыс. руб.

      Чистая  прибыль предприятия в 2010 году по сравнению с 2008 годом увеличилась на 423 тыс. руб. и составила 646 тыс. руб.

     Среднегодовая стоимость основных фондов за три года имела устойчивую тенденцию к увеличению. Соответственно по годам она составила: 226 тыс. руб., 258 тыс. руб. и 419 тыс. руб.

      Показатель  фондоотдачи в 2010 году в сравнении с 2008 годом увеличился на 16,2 руб./руб.

      Показатель  фондовооруженности за три года имел устойчивую тенденцию к увеличению. В 2010 году в сравнении с 2008 годом он повысился на 2,07 руб./руб. и составил 6, 98 руб./руб.  

      Рынок продукта фирмы можно условно  отнести к рынку монополистической конкуренции. Предприятие занимает 5% рынка корпусной мебели в России.

      Основными покупателями являются крупные оптовые  фирмы - мебельные салоны, расположенные в городах на всей территории Российской Федерации: Барнаул, Владимир, Волгоград, Воронеж, Екатеринбург, Ижевск, Иркутск, Красноярск, Новокузнецк, Новосибирск, Омск, Пермь, Ростов-на Дону, Самара, Киров, Тула, Ульяновск, Санкт-Петербург, Москва, Нижний Новгород, Уфа, Архангельск, Казань, Новороссийск, Саратов, Хабаровск и стран СНГ.

      В России расположено около 150 салонов, в среднем по З салона в крупных городах (Москва и Санкт-Петербург). Доля продаж в этих городах соответственно 25% и 10%.

      В городе Кирове расположены салоны корпусной мебели «Алькасар», «Шик», «Интердека» - конкуренты -  продавцы,  в которых представлена элитная, качественная мягкая мебель.

      В крупных городах уровень конкуренции  высокий, но предприятие выдерживает  конкуренцию в таких условиях за счёт относительно мягких цен на продукцию, не уступая при этом по качеству мебели конкурентов.

      По производству корпусной мебели ООО «Лотус» является одним из ведущих производителем в Кировской области.

      Выявлены следующие фирмы-конкуренты на российском рынке мягкой мебели: Аллегро-Стиль, Аллегро-Класика, Престиж-Мебель, Модерн, Марта, Максик, Глазов мебель, Инстроймебель, МООН, Кенигсбергская фабрика мебели, Мягкая жизнь и другие.

      Приведенные выше конкуренты имеют ряд представительств в регионах России.

      Местные производители корпусной мебели не составляют какой-либо конкуренции для нашей продукции, так как производят мебель другого класса и ценового сегмента.

      Однако  в последнее время на рынок  Кировской области и соседних регионов стали выходить некоторые  из конкурентов, перечисленных выше, поэтому уровень конкуренции высокий.

      В результате SWOT-анализа можно сделать вывод, что предприятие имеется определенный потенциал для дальнейшего роста и развития.

      Основной  стратегией компании на ближайшее будущее  будет рост бизнеса и укрепление конкурентных позиций за счет:

      - инноваций и реинжиниринга продукта, процессов и технологий;

      - создание системы управления основанной на принципах менеджмента качества и эффективности;

      - развитие корпоративной культуры;

      - кооперации и повышения производительности, а не за счет увеличения численности и собственных мощностей;

      - разворота компании к рынку и ориентация на маркетинг.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Конституция Российской Федерации. - М.: ТК Велби, 2010. – 48 с.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. В 4-х частях. - М.: Проспект, 2010. – 489 с.
  3. Об акционерных обществах: федер. Закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ (ред. от 28.12.2010) // СПС Консультант Плюс.
  4. О дополнительных мерах государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в 2010 году:  постановление Правительства РФ от 21.06.2010 № 460 // СПС Консультант Плюс.
  5. Андреева О.Д. Технология бизнеса: маркетинг. – М.: ИНФРА-М, 2008.  - 224 с.
  6. Балабанов И.Т. Риск - менеджмент. - М.: «Финансы и статистика», 2006. – 345 с.
  7. Большой экономический словарь / под редакцией А.Н. Азрилияна.  - М.: «Институт новой экономики». - 2006. - 1280 с..
  8. Горфинкель В.Я.,  Швандара В. А. Экономика предприятия. - М: ЮНИТИ-ДАНА. - 2007. - 720 с.
  9. Грузинов В. П.  Экономика предприятия / В.Я. Горфинкель,  В.А. Швандара. - М.: Финансы и статистика. - 2007. - 267 с.
  10. Герчикова М.А. Менеджмент. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 789 с.
  11. Голубков Е.П. Маркетинг: стратегия, планы, структура. - М.: Дело, 2007. – 456 с.
  12. Забелин П.В., Моисеева Н.К. Основы стратегического управления: - М.: ИВЦ «Маркетинг», 2006. – 195 с.
  13. Игольников Г.Н., Патрушев Е.А. Что понимать под конкурентоспособностью, инвестиционной привлекательностью и экономичностью производства // Российский экономический журнал. – 2009. - № 11. – с. 108-111.
  14. Кныш М.И. Конкурентные стратегии: - Спб.: Питер, 2007. – 284 с.
  15. Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. - М.: «Ростингер», 2005. – 956 с.
  16. Моисеева Н.К. Международный маркетинг: учеб. пособие. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2008. – 320 с.
  17. Маркетинг: словарь / Азоев Г.Л., Завьялов П.С., Лозовский Л.Ш., Поршев А.Г., Райзберг Б.А. – М.: ОАО «НПО «Экономика», 2005. – 362 с.
  18. Портер, Майкл Э. Конкуренция / пер. с англ. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2004. – 496 с.
  19. Фатхутдинов Р.А. Кокурентоспособность: экономика, стратегия, управление. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 312 с.
  20. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: учебник. - М.: Дело, 2005. – 448 с.
  21. Яновский А.М. Конкурентоспособность товара и производителя продукции в системе рыночной экономики // Стандарты и качество. – 2008. № 2 – с. 43-44

 

      Приложение 1

Перечень  внешних факторов конкурентных преимуществ  товара

и направленность их влияния на конкурентоспособность

Внешние факторы конкурентного преимущества товара, определяемые внешней средой системы  Направленность  влияния фактора на конкурентоспособность  товара
1. Уровень конкурентоспособности  страны С повышением этого  показателя улучшаются все интегральные и частные показатели конкурентоспособности товара
2. Уровень конкурентоспособности  отрасли  То же
3. Уровень конкурентоспособности  региона  То же
4. Уровень конкурентоспособности  организации, выпускающей товар  То же
5. Сила конкуренции на выходе  системы  Увеличение  силы (интенсивности) конкуренции повышает конкурентоспособность товара
6. Сила конкуренции на входе  системы, среди поставщиков сырья,  материалов, комплектующих изделий  и других компонентов  То же
7. Сила конкуренции среди товаров-заменителей То же
8. Появление новых потребностей  Снижает конкурентоспособность  выпускаемого товара
9. Уровень организации производства, труда и управления у посредников  и потребителей товаров, выпускаемых  системой  Повышение уровня организации повышает конкурентоспособность
10. Активность контактных аудиторий  (общественных организаций, общества  потребителей, средств массовой  информации и т.д.) С повышением активности контактных аудиторий конкурентоспособность  товара повышается

 

Приложение 2

Перечень  внутренних факторов конкурентного  преимущества товара и направленность их влияния на конкурентоспособность

Внутренние  факторы конкурентного преимущества товара, определяемые системой Направленность  влияния фактора на конкурентоспособность товара
1. Патентоспособность (новизна) конструкции  (структуры, состава) товара  С повышением патентоспособности товара повышается его конкурентоспособность 
2. Рациональность организационной  и производственной структур  системы  Структура системы должна отвечать принципам рационализации производственных структур и процессов. Тогда она будет способствовать повышению конкурентоспособности товара
3. Конкурентоспособность персонала  системы  Повышение конкурентоспособности  персонала повышает конкурентоспособность товара
4. Прогрессивность информационных  технологий  С увеличением  удельного веса прогрессивных технологий повышается конкурентоспособность  товара
5. Прогрессивность технологических  процессов и оборудования  С увеличением  удельного веса прогрессивных технологий повышается конкурентоспособность товара
6. Научный уровень системы управления (менеджмента)  С увеличением  количества применяемых научных  подходов, принципов и современных  методов управления повышается конкурентоспособность товара
7. Обоснованность миссии системы  Миссия системы  должна быть ориентированна на достижение конкурентоспособности системы  и ее товаров 
 
 
 

 

Приложение 3

Контрольный лист SWOT- анализа

Показатели  оценки 1 2 3 4 5
Финансы

1. Оценка структуры  активов (по финансовым коэффициентам)

2. Инвестиционный  рейтинг

3. Доход на  активы

4. Норма прибыли

5. Доход на  вложенный капитал 

         
Производство

1. Использование  оборудования

2. Производственные  мощности/ пропускная способность  оборудования

3. Численность занятых

4. Системы контроля  качества

5. Совокупная  факторная производительность

6. Возможности  расширения производства/ расширения  зон обслуживания

7. Возраст технологического  оборудования 

         
Организация и управление

1. Численность  инженерно-технологического и управленческого персонала

2. Скорость реакции  управления на изменения во  внешней среде

3. Четкость разделения  полномочий и функций

4. Тип организационной  структуры управления

5. Качество используемой  в управлении информации

6. Степень гибкости оргструктуры управления

         
Маркетинг

1. Доля рынка

2. Репутация  фирмы

3. Престиж торговой  марки

4. Расходы по  стимулированию сбыта

5. Численность  сбытового персонала

6. Ценовая политика/ уровень цен

7. Организационные  и технические средства для сбыта

8. Уровень/ качество  обслуживания

9. Число клиентов

10. Качество поступающей  информации о рынке 

         

Информация о работе Конкурентоспособность предприятия