Управление конкурентоспособностью предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2014 в 22:04, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является изучение теоретических и практических основ, методов и подходов управления конкурентоспособностью предприятия.
Для достижения данной цели в реферате решены следующие задачи :
-проанализированы понятия и сущность конкурентоспособности предприятия ;
-дан анализ и классификация факторов, оказывающих влияние на конкурентоспособность организации;
– изучили основополагающие принципы и методы оценки конкурентоспособности и систем управления конкурентоспособностью предприятия;

Файлы: 1 файл

жукова отчет крит.анализ.docx

— 1.11 Мб (Скачать)

Введение

 

    Конкуренция имеет важное значение в жизни общества. Она стимулирует деятельность самостоятельных единиц. Через нее товаропроизводители контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, усилению научно-технического прогресса. В то же время конкуренция обостряет противоречия экономических интересов, чрезвычайно усиливает экономическую дифференциацию в обществе, обусловливает рост непроизводительных издержек, побуждает создание монополий.

    На современном этапе экономического развития конкуренция, как движущая сила, вынуждает производителей постоянно искать новые пути повышения своей конкурентоспособности.

    На мой взгляд, конкурентоспособность предприятия – это способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке. Она показывает уровень развития данной фирмы в сравнении с уровнем развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности.

    Актуальными являются проблемы совершенствования конкуренции на российском рынке, повышения предприятия , борьбы с монополизмом.

Целью данной работы является изучение теоретических и практических основ, методов и подходов управления конкурентоспособностью предприятия.

Для достижения данной цели в реферате решены следующие задачи :

-проанализированы  понятия и  сущность конкурентоспособности  предприятия ;

-дан  анализ и классификация  факторов, оказывающих влияние на  конкурентоспособность организации;

– изучили основополагающие принципы и методы оценки конкурентоспособности и систем управления конкурентоспособностью предприятия;

-проанализированы  существующие  методы и подходы к оценке  конкурентоспособности организации;

-освещены  общие вопросы, касающиеся  конкурентоспособности организации.

     Предметом исследования является изучение теоретических и практических основ управления конкурентоспособностью предприятия, а так же цели, методы и подходы управления конкурентоспособностью предприятия.

Объектом исследования - промышленные предприятия, функционирующие на конкурентных рынках машиностроительного профиля.

    На сегодняшний день не существует единого общепринятого толкования проблемы управления конкурентоспособностью промышленного предприятия, каждый ученый смотрит на данную проблему со своей точки зрения. Такая ситуация во многом объясняется высокой комплексностью исследуемой категории, а также затруднительность применения эмпирических методов научного исследования.

    Вопросы управления конкурентоспособностью предприятия нашли широкое отражение в работах зарубежных и отечественных ученых. Теоретические и методологические основы современной теории конкуренции и конкурентоспособности были заложены в трудах ведущих зарубежных авторов: Портера М., Ансоффа И., Котлера Ф., Стрикленда А. и других.

Несмотря на относительно небольшой период развития теории конкуренции в России, ее изучению посвящено довольно много работ отечественных ученых, среди которых заслуженным авторитетом пользуются труды Азоева Г.Л., Гельвановского М.И., Фатхутдинова Р.А., Юданова А.Ю. и других авторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Теоретические  основы управления конкурентоспособностью  предприятия

 

    1. Понятие и сущность конкурентоспособности предприятия .

Ключевым понятием предпринимательской организации является конкурентоспособность. Данное понятие разностороннее и распространяется на такие составляющие деятельности предприятия, как товар (услуга) и основные его характеристики: качество, технология производства.

Конкуренция – это процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для победы или достижения целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение своих объективных или субъективных потребностей в рамках законодательства, либо в естественных условиях. Конкуренция является движущей силой развития субъектов и объектов управления, общества в целом, она должна стать образом жизни каждого работника. Широко признано определение конкуренции, данное известным исследователем М. Портером:

«Конкурентная стратегия должна основываться на всестороннем понимании структуры отрасли и процесса ее изменения. В любой отрасли экономики, – неважно, действует она только на внутреннем рынке или на внешнем тоже, – суть конкуренции выражается пятью силами:

угрозой появления новых конкурентов;

угрозой появления товаров-заменителей;

способностью поставщиков комплектующих изделий торговаться;

способностью покупателей торговаться;

соперничество уже имеющихся конкурентов между собой.

Значение каждой из пяти сил меняется от отрасли к отрасли предопределяет, в конечном счете, прибыльность отраслей» [26]

В других исследованиях понятие конкуренции определяется с иных позиций. Так, Р. Макконел и Л. Брю считают, что обязательными условиям; конкуренции являются: «наличие на рынке большого числа покупателей и продавцов любого конкретного продукта или ресурса», а также «свобода для покупателей и продавцов выступать на тех или иных рынках или покидать их» .[27]

Значительный вклад в исследование проблемы классификации факторов конкурентоспособности предприятия внесли отечественные ученые. Е. П. Голубков предлагает при проведении маркетинговых исследований для оценки конкурентоспособности предприятия использовать16 факторов результативности его деятельности, которые он детализирует и дополняет за счет факторов конкурентоспособности продукции и эффективности маркетинговой деятельности компании. К данным факторам конкурентоспособности предприятия он относит имидж организации, концепцию и качество продуктов (уровень их соответствия мировому уровню), суммарную рыночную долю главных видов бизнеса, мощность научно-исследовательской, конструкторской и производственной базы, уровень диверсификации видов бизнеса, стабильность финансово-экономического положения предприятия на рынке, маркетинговую деятельность (реклама, уровень стимулирования сбыта, глубина исследований), уровень предпродажной подготовки и послепродажного обслуживания, политику организации во внешней предпринимательской среде [28].

Современное толкование понятия конкурентоспособности как многофакторного процесса реализации конкурентных отношений предполагает важнейшее условие его осуществления – управление конкурентоспособностью предприятия.

Управление конкурентоспособностью предприятия – «деятельность, направленная на формирование управленческих решений, которые, в свою очередь, должны быть направлены на противостояние всевозможным внешним воздействиям и достижение лидерства в соответствии с поставленными стратегическими целями» [3].

Термин «конкурентоспособность» вошел в экономический оборот сравнительно недавно, но уже достаточно четко сформировались два подхода к его определению: со стороны товара и со стороны деятельности предприятия. Но единой точки зрения по каждому из них до сих пор нет. В частности, под конкурентоспособностью понимают:

- со стороны товара:

характеристика товара, которая отличает его от товаров-конкурентов как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение;

совокупность потребительских и стоимостных характеристик товара, определяющих его сравнительные позиции на рынке сбыта;

соответствие товара условиям рынка не только по своим техническим, экономическим и иным характеристикам, но и по коммерческим и другим условиям их реализации.

- со стороны предприятия:

возможность предоставлять покупателям преимущества по цене, качеству и условиям поставки;

преимущества по факторам производства (расходы на рабочую силу и оплату кредитов, производительность труда, стоимость сырья, амортизация основного капитала, налогообложение, качество изделий и др.) и реализации (цена, сроки поставки, гарантии, послепродажное обслуживание, условия кредитования и др.);

способность продать товар на рынке или способность организации постоянно увеличивать свою долю на рынке».[15]

Конкуренция возникает между фирмами и системами, пытающимися обслуживать одни и те же целевые рынки. Важная часть программы товародвижения любой фирмы - её уровень обслуживания потребителей. Принимаемые решения касаются частоты поставок, их скорости и стабильности; процедур срочных поставок; принятие малых заказов; хранения; координации ассортимента и т.д. Плохая деятельность в этих областях может привести к потере потребителей.

Успех в конкурентной борьбе зависит не столько от производства, сколько от управления, его качества и эффективности в широком смысле. Эффективность производственных систем определяется не столько внутренними факторами, сколько внешними управленческими факторами (качеством организации и эффективностью системы управления).

Конкурентоспособность предприятия – это относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности. Конкурентоспособность предприятия характеризует возможности и динамику его приспособления к условиям рыночной конкуренции.[17]

Конкурентоспособность – это свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Она определяет способность объекта выдерживать конкуренцию с аналогичными объектами на данном рынке.[10]

Конкурентоспособность – этот главный фактор развития общества – представляет научную и практическую ценность. Среди стран, удерживающих конкурентные преимущества и входящих в технологическое ядро мирового сообщества, лидируют США, Япония, Германия, Англия, Франция. 

Конкурентоспособность предприятия — интегральная числовая характеристика, с помощью которой оцениваются достигнутые предприятием конечные результаты его деятельности в течение определенного периода. Это система элементов, каждый из которых предназначен для отражения числовой (например, балльной) оценки определенного вида потенциала. Конкурентоспособность предприятия обеспечивается за счет приобретаемых им разного рода преимуществ по сравнению с основными конкурентами, а именно: экономических, финансовых, инвестиционных, кадровых, имиджевых и т.п. [1].

    Обеспечение конкурентоспособности  организации предполагает три  уровня: оперативный, тактический и  стратегический.

    Обеспечение конкурентоспособности  на оперативном уровне означает  обеспечение конкурентоспособности  продукции. Критерием конкурентоспособности  в данном случае является показатель  конкурентоспособности продукции.

    Конкурентоспособность  на тактическом уровне характеризуется  общим состоянием предприятия. Критерием  конкурентоспособности в данном  случае является комплексный  показатель состояния предприятия.

    Обеспечение конкурентоспособности  на стратегическом уровне означает  обеспечение инвестиционной привлекательности  предприятия. Критерием конкурентоспособности  в данном случае является рост  стоимости предприятия.[20].

Сравнительно недавнее формирование и развитие теории конкурентоспособности обусловило тот факт, что в настоящее время общепринятого определения конкурентоспособности нет, и данное понятие трактуется в зависимости от того, к какому объекту (предмету) оно относится.

Выход на рынок с конкурентоспособным товаром – лишь исходный момент в работе предприятия по освоению рынка и закреплению на нем. Далее следует большая, кропотливая, а главное – систематическая работа по управлению конкурентоспособностью товара.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Факторы  и резервы повышения  конкурентоспособности организации

Под факторами конкурентоспособности можно понимать те явления и процессы производственно-хозяйственной деятельности организации и социально-экономической жизни общества, которые вызывают изменение абсолютной и относительной величины затрат на производство, а в результате - изменение уровня конкурентоспособности организации.[17]

Классификация факторов конкурентоспособности организации довольно обширна. Деятельность любой организации находится под воздействием как факторов, которые возникают при замкнутом контакте субъекта экономики и управленческой задачи, так и факторов, возникающих при открытом взаимодействии организации с внешней средой при решении той же задачи. Поэтому всю совокупность факторов конкурентоспособности организации возможно подразделить на:

Факторы влияния во внешней среде:

- уровень конкурентоспособности  страны;

-уровень конкурентоспособности  отрасли;

- уровень конкурентоспособности  региона;

 Факторы влияния во внутренней  среде:

-конкурентоспособность товара;

- финансовое состояние;

- активность инновационной деятельности (в том числе использование  Интернет-технологий) и др.

Внешние факторы - социально-экономические и организационные отношения, позволяющие организации создать продукцию, которая по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательна.

Информация о работе Управление конкурентоспособностью предприятия