Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2014 в 22:04, реферат
Целью данной работы является изучение теоретических и практических основ, методов и подходов управления конкурентоспособностью предприятия.
Для достижения данной цели в реферате решены следующие задачи :
-проанализированы понятия и сущность конкурентоспособности предприятия ;
-дан анализ и классификация факторов, оказывающих влияние на конкурентоспособность организации;
– изучили основополагающие принципы и методы оценки конкурентоспособности и систем управления конкурентоспособностью предприятия;
2. эффективность издержек - эффект дифференциации и др. матрицы.
Графические методы оценки конкурентоспособности (многоугольник конкурентоспособности, метод круговых диаграмм, метод гистограмм и т.д.) позволяют наглядно продемонстрировать конкурентное положение предприятия по сравнению с конкурентами. Однако отсутствие точной количественной характеристики предприятий по заданным критериям ограничивает возможность применения данных методов.
Основными задачами, решаемыми при оценке конкурентоспособности организации, являются:
- определение уровня конкурентоспособности на настоящий момент времени;
-выявление тенденций и закономерностей в повышении конкурентоспособности за исследуемый период;
-определение «узких» мест, отрицательно влияющих на конкурентоспособность организации;
-выявление резервов, которые организация может использовать для повышения своей конкурентоспособности .
Для целей управления конкурентоспособностью необходимо наличие объективного инструмента ее оценки. На сегодняшний день существует ряд методик оценки конкурентоспособности предприятия, предложенных российскими и зарубежными авторами.
Среди многих подходов можно выделить два принципиальных — количественный и качественный.[10]
Количественные методы оценки конкурентоспособности, как правило, связаны с расчётом индексов, прежде всего интегральных, призванных оценить состояние ряда ключевых показателей, отражающих отдельные аспекты конкурентоспособности, с последующим объединением их в агрегированный показатель. Они основаны на применении различных коэффициентов для анализа производственной деятельности, финансового положения, эффективности инвестиций и т. д. При этом показатели, принимаемые тем или иным автором в качестве основных для оценки конкурентоспособности, достаточно разнообразны.
Конкурентоспособность организации Фатхутдинов Р. А. предлагает оценивать по четырем основным группам показателей: 1) преимущества во внешней среде (макросреда, инфраструктура региона, микросреда); 2) преимущества во внутренней среде (технологии, организация процессов, ресурсы); 3) преимущества в качестве и ресурсоемкости выпускаемых товаров, новшеств (товары, новшества, услуги); 4) преимущества рынков (по объему рынков, по количеству конкурентов, по оперативности и надежности финансовых операций, по безопасности торговли). Предлагаемые автором показатели учитывают все аспекты деятельности предприятия.
Для интегральной оценки конкурентоспособности предприятий в статике Фатхутдинов Р. А. предлагает формулу, учитывающую весомость товаров и рынков, на которых они реализуются:
где аi — удельный вес товара в объеме продаж за анализируемый период; bj — показатель значимости рынка, на котором представлен товар организации.
Для промышленно развитых стран значимость рынка рекомендуется принимать равной 1,0, для остальных стран — 0,7, для внутреннего рынка — 0,5.
Однако недостатком данной методики является то, что конкурентоспособность организации отождествляется конкурентоспособностью его товара, что некорректно. Конкурентоспособность продукции является необходимым, но не достаточным условием конкурентоспособности предприятия. Кроме того, в данной методике субъективность определения значимости рынка снижает достоверность оценки.
Коэффициент конкурентоспособности предприятия
em>K=Kr*KI,где
K-коэффициент конкурентоспособности
предприятия;
Kr-коэффициент операционной
KI - коэффициент стратегического позиционирования.
Чем выше значение К, тем более конкурентоспособным является рассматриваемое предприятие.
Очевидно, что 0 < К < ∞. При этом, в том случае, если 0 < К < 1, конкурентоспособность предприятия по отношению к конкурентам является низкой (чем ближе к нулю, тем ниже конкурентоспособность). При К = 1 конкурентоспособность предприятия идентична конкурентоспособности конкурентов. При К > 1 конкурентоспособность предприятия выше, чем конкурентов.
Качественные методы не связаны с количественными расчётами, а основаны на экспертных оценках. Самым универсальным и оперативным методом оценки конкурентоспособности предприятия является SWOT-анализ, позволяющий наиболее полно сопоставить индикаторы конкурентоспособности субъекта рыночных отношений с аналогичными индикаторами соперников, выявить и оценить собственные сильные и слабые стороны, равно как сильные и слабые стороны своих конкурентов. Указанный метод оставляет предприятию свободу в выборе индикаторов конкурентоспособности.
Качественные методы не отличаются особой научной строгостью, но чувствительны, гибки и, при условии анализа достаточно достоверной информации, позволяют оценить факты, а не абстрактные цифры. Основным недостатком данной группы методов является существенная субъективность и условность, однако в некоторых случаях применение их необходимо и весьма продуктивно.
В частности, оценка конкурентоспособности хозяйствующего субъекта необходима в целях:
–разработки мероприятий по повышению конкурентоспособности;
–выбора контрагентов для совместной деятельности;
–составления программы выхода предприятия на новые рынки сбыта;
–осуществления инвестиционной деятельности;
–осуществления государственного регулирования экономики.
Для повышения конкурентоспособности предприятия необходимо исследовать методические подходы к планированию конкурентоспособности предприятия.[24]
Планирование конкурентоспособности предприятия можно осуществлять на основе двух принципиально различных подходов.
Первый подход - "от достигнутого", т. е. разработка плановых мероприятий по повышению конкурентоспособности базируется на оценке отдельных показателей конкурентных позиций, уровне их управляемости и изменчивости, а также с учетом ресурсных возможностей их изменения. Эти мероприятия носят точечный характер и предусматривают улучшение позиций в основном в краткосрочном периоде с небольшими изменениями в деятельности предприятия.
Второй подход базируется на принципиально новых долговременных устойчивых конкурентных преимуществах. Этот подход использует концепцию управления конкурентоспособностью предприятия на основе инновационной модели. При этом вначале определяется идеально скомпонованное будущее состояние предприятия с высоким потенциалом конкурентоспособности за счет маневренности и инновационности, а затем "от будущего" формируется траектория развития. В отличие от первого подхода при таком планировании необходимо обеспечить комплексность мероприятий, их взаимоувязку, взаимоподдержку, а также систему управленческих мер по формированию и поддержанию высокой конкурентоспособности предприятия на всей траектории его развития.
В настоящее время наиболее широко распространен первый подход, так как его результаты ощутимы практически сразу и мероприятия не столь ресурсо- и затратоемки.
В соответствии с позициями на рынке и конкурентоспособности формируется план мероприятий по совершенствованию хозяйственной деятельности предприятия, основные результаты которого или включаются в бизнес-план, или в текущие планы хозяйственной деятельности по соответствующим разделам. Эти меры обсуждаются с персоналом, так как от их действий зависит реализуемость плановых заданий по повышению конкурентоспособности предприятия.
Такая практика оценки и планирования конкурентоспособности предприятий должна осуществляться не реже одного раза в год. При этом наиболее важные с точки зрения реализации концепции и достижения поставленных целей мероприятия плана конкурентоспособности включаются в целевые программы, имеющие приоритетные позиции по финансированию и реализуемости.
Для обеспечения обоснованности и реализуемости мероприятий по повышению конкурентоспособности, а также для включения показателей этих планов в сводные планы предприятия их целесообразно дифференцировать:
- по направлениям деятельности;
- показателям, обеспечивающим
повышение
- объему ресурсов, необходимых
для выполнения намеченных
- временному эффекту проводимых мероприятий.
В комплекс мероприятий целесообразно включить задания, направленные на создание условий формирования конкурентных преимуществ, к которым относятся: устойчиво высокий уровень профессиональной подготовленности и компетентности работников предприятия, своевременная модернизация технологий производства и реализации товаров и услуг, совершенствование системы управления и мотивации персонала.
В рамках планирования конкурентоспособности предприятия целесообразно выделить наиболее значимые для его эффективного развития конкурентные преимущества его товаров (услуг) и сконцентрировать на них усилия и плановые мероприятия.
Формирование комплекса мер по обеспечению конкурентоспособности предприятия целесообразно дифференцировать по срокам выполнения, объему необходимых ресурсов, степени достижения конкурентных преимуществ.
С конкурентоспособностью тесно связано понятие надежности работы предприятия, хотя они и не идентичны. Надежность работы предприятия - это его способность выполнять в установленные сроки и в полном объеме свои обязательства перед клиентом, государством, партнерами, экономическими агентами, персоналом.
Конкурентоспособность влияет на надежность работы предприятия, что в плановых расчетах следует учесть как эффективность мер по формированию надежности работы предприятия.
Заключение
В работе провели исследование на тему управление конкурентоспособностью предприятия. Повышение конкурентоспособности организации - один из самых актуальных вопросов для современной России.
Изучение конкурентов и условий конкуренции в отрасли требуется фирме в первую очередь для того, чтобы определить, в чём её преимущества и недостатки перед конкурентами и сделать выводы для выработки фирмой собственной успешной конкурентной стратегии и поддержания конкурентного преимущества.
По мнению Р.А. Фатхутдинова , конкурентоспособность - это свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Заметим, что Р.А. Фатхутдинов дает общее определение конкурентоспособности применительно ко всем объектам (товар, предприятие, персонал, отрасль, страна).
По мнению Е.П. Голубкова, конкурентоспособность необходимо рассматривать на трех уровнях:
- конкурентоспособность товаров
- конкурентоспособность
- конкурентоспособность
По мнению В.И. Беспятых, конкурентоспособность товара - решающий фактор его коммерческого успеха на развитом конкурентном рынке. Это многоаспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама и пр.). Иначе говоря, под конкурентоспособностью понимается комплекс потребительских и стоимостных (ценовых) характеристик товара, определяющих его успех на рынке, т.е. преимущество именно этого товара над другим в условиях широкого предложения конкурирующих товаров-аналогов.
Юданов А.Ю. утверждает, что рыночная конкурентоспособность – борьба предприятий за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся ими на доступных сегментах рынка. Вместе с тем А.Ю. Юданов считает, что до сих пор в мире отсутствует единое понятие конкурентоспособности, и в монографии «Конкуренция: теория и практика» констатирует, что устоявшейся и общепризнанной во всем мире терминологии в теории рыночной конкуренции пока нет.
Конкурентоспособность определяет способность выдерживатьконкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке, считает Филипп Котлер.
Наиболее глубокие отечественные исследования конкурентоспособности продукции были проведены А.Н. Литвиненко и А. Татьянченко , которые определили конкурентоспособность, как «характеристику товара, отражающую его отличие от товара-конкурента, как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение.
Не смотря на значительное количество работ, проблема формирования управлением конкурентоспособностью не получила должного освещения.
На мой взгляд, конкурентоспособность предприятия это очень сложное и многоплановое понятие, которое необходимо изучить и уточнить в условиях российской экономики.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что проблема управления конкурентоспособность предприятия актуальна в наше время. Многие ученые затрагивают именно эту тему, так как данная тема очень интересна и непредсказуема по своим конечным результатам.
Информация о работе Управление конкурентоспособностью предприятия