Управление конкурентоспособностью предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2014 в 22:04, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является изучение теоретических и практических основ, методов и подходов управления конкурентоспособностью предприятия.
Для достижения данной цели в реферате решены следующие задачи :
-проанализированы понятия и сущность конкурентоспособности предприятия ;
-дан анализ и классификация факторов, оказывающих влияние на конкурентоспособность организации;
– изучили основополагающие принципы и методы оценки конкурентоспособности и систем управления конкурентоспособностью предприятия;

Файлы: 1 файл

жукова отчет крит.анализ.docx

— 1.11 Мб (Скачать)

Внутренние факторы - это объективные критерии, которые определяют возможности организации по обеспечению собственной конкурентоспособности.

Факторы преимуществ во внешней среде и факторы преимуществ в привлекательности рынка будут одинаковыми для предприятий одной отрасли на одном региональном рынке, поэтому для сравнительной оценки конкурентоспособности организации необходимо анализировать показатели факторов внутренних конкурентных преимуществ.

Факторы могут оказывать положительное или отрицательное влияние на конкурентоспособность организации. В первом случае они становятся конкурентными преимуществами, во втором - конкурентными проблемами.

Конкурентное преимущество организации - выигрышное состояние фактора влияния (или по сравнению с конкурентами и/или максимально возможное значение фактора), которое способствует повышению конкурентоспособности организации.

Преимущества низшего порядка определяются возможностью использовать дешевую рабочую силу, материалы, сырье, энергию и другие ресурсы, т.е. факторами, обусловленными преимущественным положением предприятия на рынке. Их называют низшими, так как они не обеспечивают стабильности и устойчивости, легко утрачиваются или становятся доступными конкурентам в связи с инфляцией, ростом цен, изменением системы налогообложения, введением или отменой протекционной политики и т.д.

Преимущества высшего порядка включают в себя: оригинальную продукцию, уникальную технологию и квалифицированных специалистов, репутацию фирмы и др. Эти преимущества достигаются с помощью уникальных технологий, «ноу-хау», повышения квалификации кадров, специализации товаров, производств и организаций с целью удовлетворять особые потребности покупателей и получать за это престижную цену.

Причем конкурентное преимущество может быть получено как предложением покупателям товаров с более высокими техническими характеристиками, так и предложением потребителям новых свойств товара, имеющим для них важное значение.

Естественные конкурентные преимущества создаются во внешней среде (например, наличие природных запасов сырья, большая емкость рынка).

Тактическое преимущество - это фактор внешней или внутренней среды организации, который будет использован организацией в конкурентной борьбе в краткосрочный период - не более 1 года (например, временные льготы по налогам, аренде, благоприятная рыночная конъюнктура, активная рекламная кампания и др.).

Стратегическое преимущество - это фактор внешней или внутренней среды организации, который будет использован организацией в конкурентной борьбе в долгосрочный период - более одного года (например, наличие патента, имиджевой товарной марки, квалифицированных кадров и т.д.).[10].

Резервы повышения конкурентоспособности организации - это неиспользованные возможности развития субъектов хозяйствования наиболее эффективными экономическими методами.[7]

Резервы конкурентоспособности не следует смешивать с резервами как запасами товарно-материальных ценностей, необходимых для производства конкурентоспособной продукции. Можно выделить пять укрупненных групп резервов конкурентоспособности организации:

· резервы использования рыночной ситуации;

· резервы использования организационного потенциала организации;

· резервы использования производственно-технологического потенциала организации;

· резервы использования финансово-экономического потенциала организации;

· резервы использования кадрового потенциала организации.

В данную группу резервов использования рыночной ситуации также отнесены резервы, зависящие от того, насколько организации эффективно применяют возможности повышения своей конкурентоспособности за счет максимального использования формальных правил деятельности, устанавливаемых государством. [6]

Рекламу следует рассматривать как составную часть большого органического единства общества и системы предпринимательства. Тесно связаны с резервами рекламы резервы сертификации. Сертификат выступает как один из методов конкурентной борьбы, особенно если он выдан престижным, с мировым именем сертификационным центром.

Большое значение в последнее время приобретают резервы повышения конкурентоспособности на стадии эксплуатации продукта, поскольку эти резервы связаны с расширением сети постпроизводственного, сервисного и гарантийного обслуживания своей продукции предприятиями-производителями; увеличением объема и сроков гарантийного и сервисного обслуживания и т.д.[9]

Для третьей группы резервов повышения конкурентоспособности организации характерно использование резервов производственно-технологического потенциала организации.

Четвертая группа резервов повышения конкурентоспособности организации -- резервы ее финансово-экономического потенциала.

Пятая группа резервов повышения конкурентоспособности организации - резервы ее кадрового потенциала. Несмотря на важность всех вышеперечисленных групп резервов, особую роль на современном этапе развития промышленного производства следует отвести именно этой группе резервов конкурентоспособности. Данный факт объясняется тем, что технико-экономическое развитие организации в современном быстро меняющемся технологическом мире во многом зависит от качества ее трудовых ресурсов и инвестиций в человеческий капитал с целью повышения этого качества и усиления интереса людей к творчеству, инновациям и адаптации к новым технологиям. Среди основных резервов данной группы можно выделить:

· резервы уменьшения потерь рабочего времени

· резервы повышения квалификации кадров;

· резервы повышения творческой активности кадров.[5]

Резервы повышения конкурентоспособности в немалой степени зависят от инвестиционной привлекательности и деловой активности предприятия. Даже крупные предприятия не всегда имеют возможности реализации крупных проектов без дополнительных инвестиций как государственных, так и негосударственных. Поэтому важна оценка инвестиционной привлекательности, базирующейся на анализе величины и динамики основных финансово-экономических показателей деятельности. Кроме того, в немалой степени инвестиционная привлекательность может быть усилена той деловой активностью, которую проявляет на рынке предприятие и которая характеризуется интенсивностью использования основных и оборотных средств.[28]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Исследование методических подходов к оценке и планирования уровня конкурентоспособности предприятия

С решением проблемы повышения конкурентоспособности предприятия неразрывно связана оценка его конкурентоспособности, так как только на основе такой оценки могут быть сделаны выводы о степени его конкурентоспособности. Указанная оценка является отправной точкой разработки мероприятий по повышению конкурентоспособности хозяйствующего субъекта и в то же время - критерием результативности этих мероприятий. Также она является методологической основой для анализа и, как следствие, выявления путей повышения конкурентоспособности.

Существуют разнообразные методики оценки конкурентоспособности предприятия. Так, по мнению Н. Герчиковой, оценка конкурентоспособности предприятия должна основываться на таких показателях, как[21] :

· потребность в капиталовложениях фактических и на перспективу, как в целом, так и по отдельным видам продукции и конкретным рынкам;

· ассортимент конкурентоспособной продукции, ее объемы и стоимость («продуктовая дифференциация»);

· набор рынков или их сегментов для каждого продукта («рыночная дифференциация»);

· потребность в средствах на формирование спроса и стимулирование сбыта;

· перечень мер и приемов, которыми фирма может обеспечить себе преимущество на рынке: создание благоприятного представления о фирме у покупателей, выпуск высококачественной и надежной продукции, постоянное обновление продукции на основе собственных разработок и изобретений, обеспеченных патентной защитой, добросовестное и четкое выполнение обязательств по сделкам в отношении сроков поставок товаров и услуг.

По мнению В.А. Мошнова, комплексная оценка конкурентоспособности предприятия проводится по следующим параметрам[20] :

конкурентоспособность выпускаемых изделий;

финансовое состояние предприятия;

эффективность маркетинговой деятельности;

рентабельность продаж;

эффективность менеджмента.

Перечисленные выше методики хороши для оценки отдельных аспектов конкурентоспособности малого предприятия. Но, по моему мнению, они не обеспечивают комплексной оценки конкурентоспособности, предусматривающей анализ воздействия внешней среды хозяйствования и оценку собственных внутренних возможностей предприятия. Решает эти задачи метод оценки конкурентоспособности, предлагаемый Черногорцевым С.Н[18] .

Прежде всего, оценивается финансовая устойчивость малого предприятия. Финансовая устойчивость – это характеристика финансового состояния, определяющая уровень зависимости предприятия от внешних источников финансирования. Финансовая устойчивость – один из основных показателей возможности предприятия реально повысить свою конкурентоспособность за счет эффективного использования собственных финансовых источников.

Оценка конкурентоспособности организаций должна удовлетворять принципам.[4]

- Принцип квалиметричности заключается в выявлении наиболее значимых показателей конкурентоспособности и интегрирования их в один комплексный показатель, выраженный натуральным числом.

- Принцип моделируемости управления. Метод должен обеспечивать возможность моделирования конкурентоспособности организации.

- Принцип ориентации на потребителя.

- Принцип совершенствования.

Наиболее известные на сегодняшний день модели и методы оценки конкурентоспособности товара и предприятия можно разделить на две группы: аналитические и графические методы. Данное деление на методы оценки конкурентоспособности товара и методы оценки конкурентоспособности предприятия достаточно условны, так как они во многом совпадают, меняется только объект исследования.

К аналитическим методам оценки конкурентоспособности предприятия относятся метод оценки конкурентоспособности предприятия через интегральный показатель, оценка конкурентоспособности на основе расчета рыночной доли, оценка конкурентоспособности предприятия на основе теории эффективной конкуренции и т.д. Достоинства данной группы методов заключается в простоте расчетов при имеющейся информации, а также достаточно легком сравнении параметров анализируемого предприятия и образца-аналога. Недостатком данной группы методов является субъективное влияние на оценку КС со стороны экспертов, а также трудности, связанные с ограниченной доступностью необходимых данных о деятельности оцениваемого предприятия.

Существует шесть подходов (методов) оценки конкурентоспособности организаций:[2]

Первый подход - изучение конкурентоспособности с позиций сравнительных преимуществ заключается в том, что страна специализируется на производстве и экспорте тех товаров, которые в других странах сравнительно дешевле, чем внутри данной, так как каждая страна специализируется на производстве тех товаров, по которым ее удельные издержки более низкие, чем у конкурентов.

Второй подход - оценка по теории равновесия организации и отрасли (по факторам производства) заключается, в соответствии с теорией А. Маршалла, в том, что в условиях равновесия, когда у производителя не существует стимулов для перехода в другое состояние, он достиг максимально возможного объема выпуска и сбыта товара при неизменном характере спроса и уровне развития техники на данном рынке.

Третий подход - структурный, по рыночным позициям организации исходит из знания уровня монополизации отрасли, т.е. концентрации производства и капитала, и барьеров для вновь вступающих на отраслевой рынок организаций.

Четвертый подход - функциональный заключается в определении соотношения: издержки - цены, загрузки производственных мощностей, объемов выпуска продукции, нормы прибыли и т.д.

Функциональный подход позволяет оценить конкурентоспособность отдельных организаций или корпораций. В этом случае также применяются показатели производительности труда как отношение добавленной стоимости к общему количеству занятых в организации или отношение чистой добавленной стоимости к тому же показателю.

Сопоставление перечисленных показателей позволяет определить уровень конкурентоспособности организации. Дополнительно в качестве показателей конкурентоспособности организации используются рентабельность инвестиций и норма прибыли.

Пятый подход - оценка конкурентоспособности производителя по качеству продукции с использованием многоугольных профилей базируется на выявлении критериев удовлетворения потребностей потребителей применительно к конкретному продукту, установлении иерархии потребностей, их сравнительной важности в пределах того спектра, который может оценить потребитель. Затем проводится сравнение технико-экономических показателей данного продукта с другими конкурирующими продуктами.

Шестой подход - матричная методика оценки конкурентоспособности «Бостонской консалтинговой группы» (БКГ) основан на построении матриц и предварительном выборе стратегии. Типы предлагаемых БКГ матриц:

1. в формирование наличности (доля  рынка) - использование наличности (темпы  роста объема продаж от 0 до 25%)

Информация о работе Управление конкурентоспособностью предприятия