Управление конкурентоспособностью предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 08:35, курсовая работа

Краткое описание

Конкурентоспособность предприятий играет важнейшую роль в условиях современной экономики. При этом понятие «конкурентоспособность» является комплексным и охватывает широкий круг производственных, экономических, финансовых и социальных показателей. Проблемам конкурентоспособности предприятий пищевой промышленности и выявлению ключевых аспектов и путей ее повышения в ближайшей перспективе и посвящена данная работа.
Выявление конкурентных преимуществ предприятия предопределяет устойчивую конкурентную позицию на рынке. Сложность взаимоотношений предприятия с его внешней и внутренней средой дало аргумент тому, что каждое предприятие нуждается в строго отшлифованной и наилучшим образом сформированной стратегии развития.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ОТ АЛЕКСАНДРЫ.doc

— 195.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

     Конкурентоспособность предприятий играет важнейшую роль в условиях современной экономики. При этом понятие «конкурентоспособность»  является комплексным и охватывает широкий круг производственных, экономических, финансовых и социальных показателей. Проблемам конкурентоспособности предприятий пищевой промышленности и выявлению ключевых аспектов и путей ее повышения в ближайшей перспективе и посвящена данная работа.

     Выявление конкурентных преимуществ предприятия  предопределяет устойчивую конкурентную позицию на рынке. Сложность взаимоотношений предприятия с его внешней и внутренней средой дало аргумент тому, что каждое предприятие нуждается в строго отшлифованной и наилучшим образом сформированной стратегии развития.

     Главной проблемой отечественных предприятий и организаций является недостаточный уровень знаний и полное отсутствие практических навыков в этой области.

     Важнейшей функцией маркетинга на предприятии  является определение воздействия рыночного окружения на эффективность его функционирования в условиях рыночных отношений. Для решения этой проблемы необходимо проводить исследования, чтобы определить, как предприятию с наименьшими затратами войти в рынок. Основой такого исследования является конкурентное сравнение субъектов рынка.

     В условиях постоянно меняющихся рыночных ситуаций, расширения рыночных отношений  и усиления конкурентной борьбы решение  вопросов объективного определения  положения предприятия на рынке, определения его конкурентных преимуществ  и выявления слабых сторон производственной деятельности позволит обеспечить высокую степень подготовки и принятия управленческих решений, направленных на повышение устойчивости предприятия в рыночной среде.

     В настоящее время в отечественной  научной литературе большое внимание уделяется маркетинговым методам управления, позволяющим учесть влияние особенностей трудно предсказуемых рыночных факторов на деятельность предприятия и, тем самым, повысить его выживаемость в условиях жесткой рыночной конкуренции.

     Изучение, анализ и оценка этих особенностей, т.е. силы влияния динамичной внешней среды на деятельность предприятия, условий конкуренции и трудно предсказуемого поведения конкурентов, необходимо предприятию, прежде всего, для того чтобы:

     определить  степень своей адаптации к  воздействию внешних и внутренних факторов рыночной среды;

     выявить свои конкурентные преимущества и недостатки перед конкурентами;

     оценить уровень своей конкурентоспособности;

     разработать комплексы организационно-экономических, технических и технологических  мероприятий направленных на ее повышение;

     разработать различные сценарии развития рыночной среды и эффективные конкурентоспособные  стратегии своего развития в этой среде.

     Как известно, в условиях рыночных отношений  критерием устойчивости и выживаемости предприятия в рыночной среде служит конкурентоспособность предприятия, анализ, оценка и прогнозирование которой становится объективной необходимостью, так как в современной конкурентной борьбе при всей ее масштабности, динамизме и остроте выигрывает тот, кто анализирует и борется за свои конкурентные позиции.

     В рыночной экономике смогут функционировать  только жизнестойкие предприятия, которые  гибко маневрируют и используют новые механизмы в управлении. Одной из важных задач становится задача количественной оценки уровня конкурентоспособности предприятия, а также, разработка мероприятий, позволяющих управлять ею.

     Организация управления и планирования хозяйственной  деятельности предприятия, основанная на базе анализа конкурентоспособности, позволяет повысить его адаптивность, конкурентные преимущества и результаты хозяйственной деятельности и, как следствие, повысить его устойчивость, гибкость и выживаемость, как на внутренних, так и на внешних рынках.

     Цель  и задачи исследования.

     Целью работы является анализ организационно-экономических методов управления конкурентоспособностью предприятия.

     В соответствии с определенной целью  были поставлены и решены следующие  задачи.

     1. Исследованы сущность и особенности  конкурентоспособности предприятия.

     2. Выделены особенности применения моделей, методов и подходов количественной оценки, анализа и прогнозирования конкурентоспособности предприятия.

     3. Изучены основные факторы конкурентоспособности предприятия, а также показатели для их измерения.

     Предметом исследования в работе являются методы управления конкурентоспособностью предприятия.

     Объектом  исследования являются процессы управления конкурентоспособностью предприятия.

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1. Понятие конкурентоспособностью предприятия

 

      В современных условиях одной из наиболее характерных особенностей социально-экономического развития России является усиление конкуренции. При этом следует отметить, что  именно наличие конкуренции способствует повышению качества производимых товаров и оказываемого сопутствующего производству сервиса, позволяет наиболее эффективно использовать знания и опыт производственной деятельности, а также обеспечивает наиболее полное удовлетворение человеческих потребностей путем рационального поведения на рынке. Конкуренция как фундамент рыночных методов ведения хозяйства является основой формирования и проявления конкурентоспособности на всех уровнях.

      Достижение  конкурентоспособности - стратегическая цель каждого промышленного предприятия. Для решения этой задачи предприятиям необходимо разрабатывать собственную концепцию управления конкурентоспособностью предприятия, которая послужит им гарантом успешной предпринимательской деятельности.

      Конкурентоспособность - сложное и многогранное свойство, обеспечивающее превращение продукта труда в товары и услуги, потребляемые населением и приносящие прибыль производителям и продавцам. Востребованность товаров и услуг играет огромную роль в условиях рыночной экономики. Она обеспечивает устойчивое экономическое развитие предприятий и позволяет им существовать и развиваться.

      Рассмотрим  сущность понятий конкурентоспособности  предприятий и производимых ими  товаров.

      Само  понятие «конкуренция» в переводе с латинского означает «сталкивание», «состязание» и выражает собой форму взаимного соперничества субъектов рыночной экономики1.

      Термин  «конкурентоспособность» происходит от слов «конкурент» и «способность»  и может быть истолкован как «быть  способным к конкуренции». В общем  виде под конкурентоспособностью можно  понимать обладание свойствами, создающими преимущества для субъектов экономики.

      По  определению, принятому в Организации  экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), конкурентоспособность —  это способность компаний, отраслей, регионов и наций создавать сравнительно высокий уровень доходов и заработной платы, оставаясь открытыми для международной конкуренции2.

      Конкурентоспособность можно определить как свойство, указывающее  на степень привлекательности субъекта для потребителя.

      На  практике различают следующие основные уровни конкурентоспособности:

      -  конкурентоспособность   национальной   промышленности   или   всей  экономики на российском уровне;

      -  конкурентоспособность регионов  и их объединений;

      -  конкурентоспособность отрасли;

      -  конкурентоспособность предприятий и их групп;

      -  конкурентоспособность   конкретных   видов   продукции   (товаров,  услуг);

      -  конкурентоспособность сырья и  сырьевых источников.

      В настоящее время представления  о конкурентоспособности товаров  и предприятий разных авторов  существенно отличаются.

      Понятие «конкурентоспособность товаров» в  отечественной литературе появилось  давно, а вот такие понятия, как  «конкурентоспособность национальной промышленности или всей экономики  на российском уровне», «конкурентоспособность товаропроизводителей», появились только с формированием рыночных отношений в России.

      Основополагающими принципами понимания термина «конкурентоспособность», по мнению И.П. Чепурной3, являются следующие:

      1)   конкурентоспособность может проявляться  только на свободном рынке;

      2)  понятие «конкурентоспособность» может распространяться как на объект рыночных отношений (товар, услуги), так и на субъект;

      3)  конкурентоспособность учитывает  качество товара (услуги) как со  стороны товаропроизводителя, так  и со стороны покупателя;

      4) при определении уровня конкурентоспособности обязательно учитывают уровень денежных доходов потребителя на данном рынке товаров;

      5)  конкурентоспособность производителя  определяется как экономическими, технологическими и другими параметрами,  так и его долей на свободном рынке;

      6)  конкурентоспособность товаров  и услуг имеет динамическое, постоянно  корректирующееся состояние;

      7)   управляет  конкурентоспособностью  товара только  конкуренция, складывающаяся  на том или ином свободном  товарном рынке.

      С этих позиций мы и будем рассматривать все существующие подходы разных авторов в области конкурентоспособности.

      Существующие  подходы разных авторов настолько  противоречивы, что нам приходится выбирать наиболее значимые среди них, а именно разработки тех авторов, которые являются более новыми и интересными для понимания термина «конкурентоспособность».

      Отдельные авторы4 утверждают, что не может быть универсального определения конкурентоспособности, а все зависит от того, применительно к какому объекту (товару, услуге) или субъекту оно относится.

      Е.И. Мазилкина, Г.Г. Паничкина сразу разделяют  понятия конкурентоспособности  предприятия и конкурентоспособности  товара и определяют их следующим  образом:

      «Конкурентоспособность  предприятия - это относительная  характеристика, которая выражает степень отличия развития данной организации от конкурентов по степени удовлетворения своими товарами потребностей людей.

      Конкурентоспособность предприятия различные авторы также  рассматривают с разных точек  зрения.

      Н.Л. Зайцев рассматривает конкурентоспособность предприятия как «возможность производить на действующих производственных мощностях в соответствии с запланированными технико-экономическими параметрами, обеспечивающими конкурентоспособность продукции»5.

      А. Дементьева предлагает понимать под конкурентоспособностью предприятия способность использовать свои сильные стороны и концентрировать свои усилия в той области производства товаров или услуг, где она может занять лидирующие позиции на внутреннем и внешнем рынках6. Это означает, что предприятие, скорее всего, не может обеспечить конкурентоспособность всем видам товаров.

      Конкурентоспособность производителя, по мнению СВ. Емельянова, -это его потенциальная или  реализованная способность обеспечить вовлечение в хозяйственный оборот (эксплуатацию) собственных либо привлеченных активов, могущих стать конкурентными преимуществами7.

      Таким образом, конкурентоспособность предприятия - это необходимое условие обеспечения  производства конкурентоспособной  продукции, что является в современных  условиях важным направлением деятельности предприятия, ориентированного на завоевание как внутреннего, так и внешнего рынка путем создания продукции, отвечающей требованиям потребителей и мировым стандартам в конкретных сегментах рынка в определенный период.

Информация о работе Управление конкурентоспособностью предприятия