Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 08:35, курсовая работа
Конкурентоспособность предприятий играет важнейшую роль в условиях современной экономики. При этом понятие «конкурентоспособность» является комплексным и охватывает широкий круг производственных, экономических, финансовых и социальных показателей. Проблемам конкурентоспособности предприятий пищевой промышленности и выявлению ключевых аспектов и путей ее повышения в ближайшей перспективе и посвящена данная работа.
Выявление конкурентных преимуществ предприятия предопределяет устойчивую конкурентную позицию на рынке. Сложность взаимоотношений предприятия с его внешней и внутренней средой дало аргумент тому, что каждое предприятие нуждается в строго отшлифованной и наилучшим образом сформированной стратегии развития.
Конкурентоспособность
предприятий играет важнейшую роль
в условиях современной экономики.
При этом понятие «
Выявление конкурентных преимуществ предприятия предопределяет устойчивую конкурентную позицию на рынке. Сложность взаимоотношений предприятия с его внешней и внутренней средой дало аргумент тому, что каждое предприятие нуждается в строго отшлифованной и наилучшим образом сформированной стратегии развития.
Главной проблемой отечественных предприятий и организаций является недостаточный уровень знаний и полное отсутствие практических навыков в этой области.
Важнейшей функцией маркетинга на предприятии является определение воздействия рыночного окружения на эффективность его функционирования в условиях рыночных отношений. Для решения этой проблемы необходимо проводить исследования, чтобы определить, как предприятию с наименьшими затратами войти в рынок. Основой такого исследования является конкурентное сравнение субъектов рынка.
В условиях постоянно меняющихся рыночных ситуаций, расширения рыночных отношений и усиления конкурентной борьбы решение вопросов объективного определения положения предприятия на рынке, определения его конкурентных преимуществ и выявления слабых сторон производственной деятельности позволит обеспечить высокую степень подготовки и принятия управленческих решений, направленных на повышение устойчивости предприятия в рыночной среде.
В
настоящее время в
Изучение, анализ и оценка этих особенностей, т.е. силы влияния динамичной внешней среды на деятельность предприятия, условий конкуренции и трудно предсказуемого поведения конкурентов, необходимо предприятию, прежде всего, для того чтобы:
определить степень своей адаптации к воздействию внешних и внутренних факторов рыночной среды;
выявить свои конкурентные преимущества и недостатки перед конкурентами;
оценить
уровень своей
разработать
комплексы организационно-
разработать
различные сценарии развития рыночной
среды и эффективные
Как известно, в условиях рыночных отношений критерием устойчивости и выживаемости предприятия в рыночной среде служит конкурентоспособность предприятия, анализ, оценка и прогнозирование которой становится объективной необходимостью, так как в современной конкурентной борьбе при всей ее масштабности, динамизме и остроте выигрывает тот, кто анализирует и борется за свои конкурентные позиции.
В рыночной экономике смогут функционировать только жизнестойкие предприятия, которые гибко маневрируют и используют новые механизмы в управлении. Одной из важных задач становится задача количественной оценки уровня конкурентоспособности предприятия, а также, разработка мероприятий, позволяющих управлять ею.
Организация управления и планирования хозяйственной деятельности предприятия, основанная на базе анализа конкурентоспособности, позволяет повысить его адаптивность, конкурентные преимущества и результаты хозяйственной деятельности и, как следствие, повысить его устойчивость, гибкость и выживаемость, как на внутренних, так и на внешних рынках.
Цель и задачи исследования.
Целью работы является анализ организационно-экономических методов управления конкурентоспособностью предприятия.
В соответствии с определенной целью были поставлены и решены следующие задачи.
1.
Исследованы сущность и
2. Выделены особенности применения моделей, методов и подходов количественной оценки, анализа и прогнозирования конкурентоспособности предприятия.
3. Изучены основные факторы конкурентоспособности предприятия, а также показатели для их измерения.
Предметом исследования в работе являются методы управления конкурентоспособностью предприятия.
Объектом исследования являются процессы управления конкурентоспособностью предприятия.
В
современных условиях одной из наиболее
характерных особенностей социально-экономического
развития России является усиление конкуренции.
При этом следует отметить, что
именно наличие конкуренции
Достижение
конкурентоспособности - стратегическая
цель каждого промышленного
Конкурентоспособность - сложное и многогранное свойство, обеспечивающее превращение продукта труда в товары и услуги, потребляемые населением и приносящие прибыль производителям и продавцам. Востребованность товаров и услуг играет огромную роль в условиях рыночной экономики. Она обеспечивает устойчивое экономическое развитие предприятий и позволяет им существовать и развиваться.
Рассмотрим сущность понятий конкурентоспособности предприятий и производимых ими товаров.
Само
понятие «конкуренция» в
Термин
«конкурентоспособность»
По определению, принятому в Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), конкурентоспособность — это способность компаний, отраслей, регионов и наций создавать сравнительно высокий уровень доходов и заработной платы, оставаясь открытыми для международной конкуренции2.
Конкурентоспособность
можно определить как свойство, указывающее
на степень привлекательности
На практике различают следующие основные уровни конкурентоспособности:
-
конкурентоспособность национальной
промышленности или всей
экономики на российском
-
конкурентоспособность
- конкурентоспособность отрасли;
-
конкурентоспособность
- конкурентоспособность конкретных видов продукции (товаров, услуг);
- конкурентоспособность сырья и сырьевых источников.
В
настоящее время представления
о конкурентоспособности
Понятие «конкурентоспособность товаров» в отечественной литературе появилось давно, а вот такие понятия, как «конкурентоспособность национальной промышленности или всей экономики на российском уровне», «конкурентоспособность товаропроизводителей», появились только с формированием рыночных отношений в России.
Основополагающими
принципами понимания термина «
1)
конкурентоспособность может
2) понятие «конкурентоспособность» может распространяться как на объект рыночных отношений (товар, услуги), так и на субъект;
3)
конкурентоспособность
4) при определении уровня конкурентоспособности обязательно учитывают уровень денежных доходов потребителя на данном рынке товаров;
5)
конкурентоспособность
6) конкурентоспособность товаров и услуг имеет динамическое, постоянно корректирующееся состояние;
7)
управляет
С этих позиций мы и будем рассматривать все существующие подходы разных авторов в области конкурентоспособности.
Существующие подходы разных авторов настолько противоречивы, что нам приходится выбирать наиболее значимые среди них, а именно разработки тех авторов, которые являются более новыми и интересными для понимания термина «конкурентоспособность».
Отдельные авторы4 утверждают, что не может быть универсального определения конкурентоспособности, а все зависит от того, применительно к какому объекту (товару, услуге) или субъекту оно относится.
Е.И.
Мазилкина, Г.Г. Паничкина сразу разделяют
понятия конкурентоспособности
предприятия и
«Конкурентоспособность предприятия - это относительная характеристика, которая выражает степень отличия развития данной организации от конкурентов по степени удовлетворения своими товарами потребностей людей.
Конкурентоспособность предприятия различные авторы также рассматривают с разных точек зрения.
Н.Л. Зайцев рассматривает конкурентоспособность предприятия как «возможность производить на действующих производственных мощностях в соответствии с запланированными технико-экономическими параметрами, обеспечивающими конкурентоспособность продукции»5.
А. Дементьева предлагает понимать под конкурентоспособностью предприятия способность использовать свои сильные стороны и концентрировать свои усилия в той области производства товаров или услуг, где она может занять лидирующие позиции на внутреннем и внешнем рынках6. Это означает, что предприятие, скорее всего, не может обеспечить конкурентоспособность всем видам товаров.
Конкурентоспособность
производителя, по мнению СВ. Емельянова,
-это его потенциальная или
реализованная способность
Таким
образом, конкурентоспособность
Информация о работе Управление конкурентоспособностью предприятия