Управление конкурентоспособностью предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 08:35, курсовая работа

Краткое описание

Конкурентоспособность предприятий играет важнейшую роль в условиях современной экономики. При этом понятие «конкурентоспособность» является комплексным и охватывает широкий круг производственных, экономических, финансовых и социальных показателей. Проблемам конкурентоспособности предприятий пищевой промышленности и выявлению ключевых аспектов и путей ее повышения в ближайшей перспективе и посвящена данная работа.
Выявление конкурентных преимуществ предприятия предопределяет устойчивую конкурентную позицию на рынке. Сложность взаимоотношений предприятия с его внешней и внутренней средой дало аргумент тому, что каждое предприятие нуждается в строго отшлифованной и наилучшим образом сформированной стратегии развития.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ОТ АЛЕКСАНДРЫ.doc

— 195.00 Кб (Скачать)

     Практическая  реализация такого подхода позволит планомерно в сжатые сроки провести диверсификацию основного производства и на этой основе обновить номенклатуру выпускаемой продукции.

     6. Реорганизация системы учета  и анализа затрат. Структура этого  блока ОЭМ управления конкурентоспособностью  предопределена объективной необходимостью  совершенствования учетной политики  предприятия в изменившихся условиях хозяйствования в связи: со своевременным исполнением обязательств перед государственным бюджетом; с возросшей потребностью оперативного обеспечения руководства предприятия и подразделений полной и достоверной информацией для принятия качественных решений; с необходимостью реорганизации схемы учетных работ, обусловленной комплексным подходом к интеграции бухгалтерского, управленческого и налогового учетов.

     Важным  направлением реорганизации системы  учета и анализа предприятия  является реструктуризация бухгалтерской службы, учитывающая требования рыночных отношений и переход к предпринимательскому менеджменту и основывающаяся на внедрении в практику работы бухгалтерского аппарата современных методологических и методических положений зарубежной системы учета затрат. Реализация этого позволит обеспечить качественно новый уровень управления издержками производства и формированием цен на выпускаемую продукцию и усилить тем самым, позитивное воздействие системы учета и анализа на повышение конкурентных возможностей предприятия и увеличение его объемов продаж.

     7. Совершенствование финансового  менеджмента предприятия. Ключевые  задачи системы финансового менеджмента  состоят в: обеспечении финансовой  устойчивости предприятия в условиях  конкурентной среды; оперативной оценке риска и выгоды различных способов вложения денежных средств в повышение конкурентных преимуществ продукции; принятии стратегических решений по выбору источников финансирования, обеспечивающих результативную финансово-хозяйственную деятельность предприятия; укреплении экспортного потенциала.

     Укрупненные компоненты данного блока ОЭМ  управления конкурентоспособностью следующие: разработка и реализация финансовой политики предприятия в контексте  проблем повышения качества и  конкурентоспособности продукции; совершенствование системы финансового планирования и контроля движения денежных средств, управление потоками финансовых ресурсов; совершенствование методических подходов к оценке и анализу финансового состояния предприятия; управление оборотными (текущими) активами предприятия, формирование портфеля инвестиций; информационное обеспечение руководства предприятия финансовой отчетностью для внутреннего контроля и принятия обоснованных управленческих решений.

     8. Активизация инвестиционной и  инновационной деятельности, привлечение внешнего инвестирования.

     В современных рыночных условиях без  реализации этого блока управления конкурентоспособностью не возможно решение  задач широкомасштабной диверсификации производства, технического и технологического перевооружения и модернизация предприятия, внедрения прогрессивных технологических процессов, создания и освоения принципиально новой конкурентоспособной продукции, и т.д. Данное обстоятельство применительно к рассматриваемому блоку ОЭМ управления конкурентоспособностью обуславливает необходимость: разработки инвестиционной и инновационной политики предприятия; формирования и выбора приоритетных направлений использования финансовых ресурсов предприятия на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; активизация внутреннего и привлечения внешнего инвестирования в развитие производства.

     9. Совершенствование маркетинговой  ориентации, укрепление маркетинговой  службы. Первоочередными задачами  маркетингового отдела являются следующие задачи:

     совершенствование организационных форм и методов  маркетинговых исследований;

     исследование  потребностей и конъюнктуры рынков, сегментирование рынков, расширение зон стратегического хозяйствования;

     изучение  мероприятий конкурентов по совершенствованию  аналогичных товаров и повышению адаптации и конкурентных преимуществ;

     разработка  нормативов конкурентоспособности  продукции и предприятия, а также  методик количественной оценки и  прогнозирования ее уровня;

     оценка  и анализ стратегического потенциала, стратегических ресурсов, конкурентоспособности предприятия и выпускаемой продукции, а также координация работ по формированию и реализации организационно-экономических мероприятий повышения конкурентоспособности;

     мониторинг  в режиме реального времени внешних  и внутренних факторов конкурентоспособности, формирование рациональных стратегий управления предприятием на основе прогнозирования сценариев развития внутренней и внешней среды предприятия;

     анализ  и прогнозирование рыночной цены, осуществление эффективной рекламной деятельности предприятия.

     Совершенствование маркетинговой ориентации в системе  управления предприятием подразумевает  реорганизацию организационной  структуры управления, заключающуюся  в перераспределении управленческих функций между службами предприятия и в выделении отделу маркетинга стратегически важных функций управления. При этом все ресурсы предприятия должны рассматриваться с позиции обеспечения выполнения маркетингового плана. Работы по формированию производственного плана, управлению персоналом, финансовому анализу и т.п. должны проводиться в целях обеспечения и контроля выполнения маркетингового плана предприятия. Отдел маркетинга должен не только использовать информацию, поступающую из других подразделений, но и обеспечивать информационную поддержку последних при составлении их собственных планов.

     10. Совершенствование информационного  обеспечения управления конкурентоспособностью  предприятия. Реализация стратегии  обеспечения конкурентоспособности  предприятия требует кардинальных  преобразований связанных с внедрением информационных технологий.

     11. Техническое и технологическое  перевооружение и модернизация  предприятия, внедрение прогрессивных  технологических процессов.

     Внедрение систем управления качеством и производство конкурентоспособной продукции не возможно без решения задач технического и технологического перевооружения и модернизации предприятия, без внедрения новых прогрессивных технологических процессов.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Теоретические и прикладные разработки, касающиеся анализа экономического состояния отечественных предприятий, убедительно подтверждают вывод о том, что рыночные отношения требуют усиления экономических методов хозяйственного руководства и разработки новых методов управления конкурентоспособностью предприятия.

     В условиях экономики переходного периода сложность и особенность управления предприятием обусловлены резким обострением конкуренции и конфликтов, вызванных высокой степенью глобализации и интеграции мировой экономики. Наряду с этим, проведенный анализ научной литературы позволил установить факт крайне низкой конкурентоспособности отечественных предприятий и выпускаемой ими продукции на мировых и внутренних рынках, что является одним из факторов снижения экономической безопасности как государства в целом, так и предприятий в частности. Данное обстоятельство объясняет необходимость разработки соответствующих моделей и методов количественной оценки уровня конкурентоспособности, а также организационно-экономических мероприятий направленных на ее повышение.

     Анализ  методов количественной оценки конкурентоспособности предприятия и особенностей их применения позволил:

     - установить факт того, что на  сегодняшний день в России  и за рубежом не разработаны  ни общепринятое понятие конкурентоспособности  предприятия и выпускаемой им  продукции, ни единая номенклатура показателей конкурентоспособности, ни общие методические подходы объединения этих показателей в один интегральный количественный показатель, что в конечном итоге создает проблемы при оценке конкурентоспособности;

     - обосновать применение экспертных методов при ее оценке.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 
  1. 3авьялов  П.П.Конкурентоспособность в экономической  политике зарубежных стран // Маркетинг. 1996. №2. С.20-32.
  2. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. – М.: Книжный мир, 2002.
  3. Воронов А.А. К оценке уровня конкурентоспособности машиностроительных предприятий //Машиностроитель. - 2000. - №12. С. - 27-29.
  4. Дементьева А. Конкурентоспособность международных компаний // Маркетинг. 2000. №3 (52). С.32.
  5. Едренкина Э.В. Качество как фактор повышения конкурентоспособности //Интернет. - http://www.marketing.spb.ru/conf/9/42.htm.
  6. Емельянов СВ. США: международная конкурентоспособность национальной промышленности. 90-е годы XX века. М., 2001.
  7. Зайцев Н.Л. Экономика организации. М., 2000. – С. 296.
  8. Иванова Е.А. Оценка конкурентоспособности предприятия. Ростов-н/Д.: Феникс, 2008. 298 с.
  9. Иовчук С.М. Конкурентоспособность продукции на мировом рынке. М.:2000.
  10. Мазилкина Е.И., Паничкина Г.Г. Управление конкурентоспособностью. М.: Омега-Л, 2008. 325 с.
  11. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело.1998. Мильгром Д.А. Оценка конкурентоспособности экономических технологий //Маркетинг в России и за рубежом. - 1999. - №2. – С. 44-57.
  12. Распоряжение Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве)№31-р от 12.08.94г.
  13. Фатхутдинов  Р.А.  Инновационный менеджмент.  М.:   Бизнес-школа  «Интел-Синтез», 1998. – С. 22.
  14. Чепурной И.П. Конкурентоспособность продовольственных товаров. М.: Маркетинг, 2002. – С .10.
  15. Черногорцева С.Н. Развитие торговой марки (брэнда) как фактор повышения конкурентоспособности // Материалы межрег.науч. конференции «Экономика и управление: в поиске нового». Владимир, 2001.
  16. Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит:Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 1995.

Информация о работе Управление конкурентоспособностью предприятия