Пути обеспечения конкурентоспособности предприятия на основе уровня управления, организации производства и НТП

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 14:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в разработке путей повышения конкурентоспособности предприятия.
Элементами научной новизны является систематизированный анализ конкурентоспособности на примере фактически взятой организации.
В процессе исследования были использованы следующие методы: анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, научное абстрагирование, исторический метод, логический метод, метод сочетания логического и исторического.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………. 4

1. Формы и методы влияния управления, организации производства и научно-технического прогресса на конкурентоспособность продукции ……………………………………………………………………………………. 5
1.1 Сущность и этапы осуществления подготовки производства …..5
1.2 Проектно-конструкторская подготовка производства …………7
1.3 Технологическая подготовка производства …………………………..8

2. Анализ влияния управления, организации производства и научно-технического прогресса на конкурентоспособность РУП ГЗСМ «Гомсельмаш» …………………………………………………………………. 12
2.1 Основные технико-экономические показатели РУП ГЗСМ «Гомсельмаш» …………………………………………………………………………. 12
2.2. Анализ состава, структуры и технического состояния организации производства предприятия …………………………………………13

3. Пути повышения уровня управления, организации производства и научно-технического прогресса и определение меры влияния их на конкурентоспособность предприятия...………………………………………. 24
3.1. Мероприятия по улучшению использования основных средств…...24
3.2. Расчет экономического эффекта от внедрения бригадной формы организации труда при организации производства в МСК РУП ГЗСК «Гомсельмаш» ………………………………………………………………………….25

Заключение ……………………………………………………………...29
Список использованных источников ………………………………….30

Файлы: 1 файл

Пути обеспечения конкурентоспособности предприятия на основа.doc

— 346.00 Кб (Скачать)

МИНСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

 

 

                                                                              «К защите допускаю»

 

Кафедра экономики и  управления               

на предприятии                                                «____»________________2007г.

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: «Экономика предприятия отрасли»

 

на тему « Пути обеспечения конкурентоспособности предприятия на основе уровня управления, организации производства и НТП»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МИНСК, 2007

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Реферат

Введение   …………………………………………………………………. 4

 

1. Формы и методы  влияния управления, организации производства и научно-технического прогресса на конкурентоспособность продукции   …………………………………………………………………………………….  5

1.1 Сущность  и этапы осуществления подготовки  производства   …..5

1.2   Проектно-конструкторская  подготовка производства   …………7

1.3 Технологическая  подготовка производства   …………………………..8

 

2. Анализ влияния управления, организации производства и научно-технического прогресса на конкурентоспособность РУП  ГЗСМ «Гомсельмаш» ………………………………………………………………….  12

2.1 Основные  технико-экономические показатели  РУП  ГЗСМ «Гомсельмаш» ………………………………………………………………………….  12

2.2. Анализ  состава, структуры и технического  состояния организации производства  предприятия   …………………………………………13

 

3. Пути повышения уровня управления, организации производства и научно-технического прогресса и определение меры влияния их на конкурентоспособность предприятия...………………………………………. 24

3.1. Мероприятия по улучшению  использования основных средств…...24

3.2. Расчет экономического  эффекта от внедрения бригадной  формы организации труда при  организации производства в МСК  РУП ГЗСК «Гомсельмаш»   ………………………………………………………………………….25

 

Заключение   ……………………………………………………………...29

Список использованных источников  ………………………………….30

 

РЕФЕРАТ

 

Курсовая работа: 30 с., 13 таблиц, 11 источников

 

Ключевые слова: КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ, ВЫПУСК ПРОДУКЦИИ, РУП «ГОМСЕЛЬМАШ», НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС, ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА

Объектом исследования является РУП «Гомсельмаш».

Предметом исследования выступают пути повышения конкурентоспособности  РУП «Гомсельмаш».

Актуальность написания  данной темы курсовой работы состоит  в необходимости исследования конкурентоспособности  предприятия с целью нахождения путей ее повышения.

Цель курсовой работы состоит в разработке путей повышения конкурентоспособности предприятия.

Элементами научной  новизны является систематизированный  анализ конкурентоспособности на примере  фактически взятой организации.

В процессе исследования были использованы следующие методы: анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, научное абстрагирование, исторический метод, логический метод, метод сочетания логического и исторического.

Областью возможного применения исследований является производственная деятельность (ее анализ) на предприятиях в Республике Беларусь и за рубежом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

           Конечная цель всякой фирмы — победа в конкурентной борьбе.    Обычно под конкурентоспособностью товара понимают некую относительную интегральную характеристику, отражающую его отличия от товара-конкурента и, соответственно, определяющую его привлекательность в глазах потребителя.

При достижении данной цели предстоит решение ряда задач, таких  как:

1. рассмотрение сущности конкурентоспособности  продукции;

          2. выделение показателей, характеризующих конкурентоспособность продукции;

3. выявление теоретических основ управления конкурентоспособностью продукции;

Создание новых видов  продукции осуществляется в процессе подготовки производства. Подготовка производства протекает вне рамок производственного процесса. Задача подготовки производства состоит в том, чтобы обеспечить необходимые условия для функционирования производственного процесса. Но, в отличие от таких процессов подготовительной фазы, как приобретение предметов труда, наем рабочей силы и других повторяющихся систематически при каждом обороте производственных фондов, подготовка производства стала единовременным актом, осуществляемым при переходе предприятия на выпуск новой продукции.

Подготовка производства – это процесс непосредственного приложения труда коллектива работников в целях разработки и организации выпуска новых видов продукции или модернизации изготовляемых изделий. Процесс подготовки производства представляет собой особый вид деятельности, совмещающий выработку научно-технической информации с превращением в материальный объект - новую продукцию.

По виду и характеру  работ процессы подготовки производства подразделяются на исследовательские, конструкторские, технологические, производственные и экономические. В основе выделения этих процессов лежит вид трудовой деятельности.

Целью написания курсовой работы является разработка путей совершенствования  конкурентоспособности предприятия  путем уровня управления, научно-технического прогресса и совершенствования организации производства.

 

 

1. Формы и методы влияния управления, организации производства и научно-технического прогресса на конкурентоспособность продукции

1.1 Сущность  и этапы осуществления подготовки  производства

 

Быстрые перемены во вкусах, технологии и состояние конкуренции вынуждают предприятия прилагать максимум усилий, чтобы обеспечить потребителя новыми товарами, или модифицировать существующие.

Современное предприятие, функционируя в сложной общественно-экономической среде, должно постоянно создавать и внедрять различного рода инновации, обеспечивающие его эффективность в рыночной экономике.

Под инновациями (нововведениями) понимаются вновь созданный материал, продукция или технология, впервые внедряемые в производство.

Внедрение инноваций  нарушает внутреннее равновесие производства, но создает экономическую основу для его перехода в новое качество, а именно: в новое равновесное состояние.

Чем быстрее осуществляется инновационный процесс, тем выше вероятность того, что инновация принесет положительные результаты.

В современной теории инноватики выделяют понятие «жизненный цикл продукции».

Жизненный цикл инновации-продукта состоит из четырех фаз: исследовательской  Ф1, технической подготовки Ф2, стабилизации объемов производства промышленной продукции Ф3 и снижения объемов производства и продаж Ф4. Каждая инновация-продукт (поколение техники) проходит в своем развитии обособленный жизненный цикл. В рыночных условиях по мере старения продукта происходит снижение экономических результатов. Это и побуждает к внедрению новых инноваций.

Доход предприятия зависит  от ускорения первых двух фаз жизненного цикла и правильного распределения  усилий между сменяющими друг друга  продуктами. Первые две фазы жизненного цикла составляют понятие подготовки производства. Они связаны с большим риском.

Подготовка производства представляет собой деятельность различных  коллективов по разработке и реализации в производстве инноваций-продуктов  для удовлетворения постоянно растущих запросов потребителей. Она включает:

  • цикл научных исследований;
  • техническую подготовку производства.

Содержанием исследовательской  стадии подготовки производства являются научные исследования и разработки, связанные с теоретическим обоснованием основных закономерностей технического прогресса. Научно-исследовательские работы (НИР) обусловлены возникновением потребности общества, государства в выполнении продукцией (техникой) новых функций. Они могут носить фундаментальный, поисковый пли прикладной характер.

Предприятие может создать новую продукцию путем приобретения патента или лицензии на производство чужого товара со стороны либо благодаря собственным усилиям за счет создания исследовательских подразделений, занимающихся фундаментальной и поисковой НИР. Тогда предприятия приобретают статус научно-производственного.

Основными структурными звеньями предприятия, в котором  проводятся научно-исследовательские  работы, являются технические лаборатории, решающие целый комплекс задач:

  • выполнение НИР по созданию и внедрению прогрессивных технологических процессов;
  • проведение НИР по разработке и внедрению новых видов сырья, материалов, новой техники, автоматизации производственных процессов;
  • внедрение в производство результатов НИР, выполняемых научно-исследовательскими институтами.

В процессе цикла научных исследований возникают новые идеи, которые должны пройти всестороннюю проверку.

При создании новой продукции  зарубежные экономисты рекомендуют  ориентироваться на вероятность  коммерческого успеха идей, которые  вносятся в план научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, в 2.5 %. Отечественные исследования показывают, что вероятность того, что пешая идея превратится в коммерческий успех, равна всего 1 %.

Основным фактором успеха нового продукта является наличие на предприятии эффективной системы технической подготовки производства, охватывающей все этапы создания и освоения новой техники (СОНТ).

Под технической подготовкой  производства понимается комплекс технических, организационных и экономических  мероприятий, обеспечивающих создание и освоение развернутого производства новых изделий в заданных масштабах. Это самостоятельный этап подготовки производства, осуществляемый непосредственно на предприятии путем проведения работ по реализации фундаментальных и поисковых научных исследований в производстве.

Техническая подготовка производства включает:

1) создание новых и  совершенствование ранее освоенных  видов продукции;

2) проектирование новых  и совершенствование действующих  технологических процессов;

3) внедрение новых  видов продукции и технологических процессов в промышленное производство;

4) организацию и планирование  работ по технической подготовке  производства.

На организацию работ  технической подготовки производства оказывают влияние масштаб производства изделий, сложность и точность их изготовления, степень конкретной преемственности изделий, уровень стандартизации, объем кооперирования и другие факторы.

Выполнение работ по технической подготовке производства на предприятии осуществляется отделами главного конструктора, главного технолога, металлурга, энергетика, планирования подготовки производства, лабораториями на основании требований Международного стандарта ОСТ В37.001.507-88, регламентирующего перечень работ Единой системы технической подготовки производства (ЕСТПП).

Основным организатором и координатором этих работ па предприятии является главный инженер, в ведении которого находятся все работы технического направления.

Техническая подготовка состоит из нескольких этапов:

  • проектно-конструкторской;
  • технологической;
  • организационно-экономической подготовки;
  • промышленного освоения новых изделий

Эти этапы  подготовки производства диалектически  взаимосвязаны в процессе проектирования, разработки и освоения производства новой продукции.

 

1.2   Проектно-конструкторская подготовка  производства

 

Проектно-конструкторская  подготовка производства (ПКПП) включает проектирование новой продукции и модернизацию ранее производившейся в соответствии с ЕСКД, а также разработку проекта реконструкции и переоборудования предприятия или отдельных его подразделений.

Содержание и объем  ПКПП в основном зависят от цели ее проведения (модернизация существующей или разработка новой продукции), типа производства, сложности и характера продукции.

Результаты проектно-конструкторской  подготовки оформляются в виде технической документации — чертежей, рецептур химической продукции, спецификаций материалов, деталей и узлов, образцов готовой продукции и др.

Информация о работе Пути обеспечения конкурентоспособности предприятия на основе уровня управления, организации производства и НТП