Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 19:43, курсовая работа
Цель курсовой работы - провести анализ методов и дать оценку конкурентоспособности предприятия, разработать направления ее повышения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
- рассмотреть теоретические основы конкурентоспособности предприятия;
- дать организационно-экономическую характеристику объекта исследования;
Введение………………………………………………………………………
1 Теоретические основы конкурентоспособности фирмы …………….
1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности фирмы ………….
1.2 Виды конкуренции и конкурентная среда ……………………….
1.3 Методы измерения конкурентного преимущества ………........
2 Организационно-экономическая характеристика ООО «Лотус»….
2.1 Организационная характеристика предприятия ООО «Лотус» ...
2.2 Основные экономические показатели деятельности предприятия…………………………………………………………..
3 Оценка конкурентоспособности ООО «Лотус» ……………………
3.1 Анализ рынка и основных конкурентов ………………………….
3.2 Анализ сильных и слабых сторон предприятия и конкурентоспособности продукции …………………………………
3.4 Пути повышения конкурентоспособности предприятия ……..
Заключение ………………………………………………………………….
Библиографический список …………………………………………………
Приложения …………………………………………………………………..
Рынок сбыта «Лотус» - это населённые пункты практически по всей территории СНГ. Предприятие занимает 5% рынка корпусной мебели в России.
Основными покупателями являются крупные оптовые фирмы - мебельные салоны, расположенные в городах на всей территории Российской Федерации. Наиболее привлекательным для фирмы в данный момент являются целевой рынок региональных центров России. Основными критериями сегментации является численность населения, уровень доходов, доступность получения каналов сбыта.
В России расположено около 150 салонов, в среднем по 3 салона в крупных городах (Москва и Санкт-Петербург). Доля продаж в этих городах соответственно 25% и 10%.
В крупных городах наблюдается высокий уровень конкуренции, но предприятие успешно противостоит ей за счёт более низкой себестоимости и качеству продукции, не уступающему качеству. Удерживать привлекательные цены позволяет относительно низкая стоимость рабочей силы и заинтересованность поставщиков сырья в сотрудничестве с компанией, что заставляет их также устанавливать минимально возможные цены и обеспечивать качество поставляемого сырья.
В средних по численности городах и областных центрах уровень конкурентного противостояния значительно ниже столичного, а в малых городах и населенных пунктах на периферии предприятие находится вне конкуренции в данном сегменте рынка. Так, в Кировской области и городе Кирове конкурентов-производителей мебели в сегменте ООО «Лотус» нет, а продукция сторонних производителей элитной мягкой мебели представлена конкурентами-продавцами в торговых салонах «Алькасар», «Шик», «Интердека». Доля рынка ООО «Лотус» в г. Кирове составляет 60-65%.
Спрос в больших населенных пунктах (Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород) оценивается как средний в связи с высокой конкуренцией, и в целом составляет более половины объема продаж компании. Величина спроса определяется уровнем доходов потенциальных покупателей, структурой их расходов, темпов инфляции и существенно различается для разных регионов. Соответственно, в крупных городах, где уровень доходов населения выше, устанавливается более высокий равновесный уровень цен. Поэтому рынки крупных городов остаются для компании наиболее перспективными в виду значительной доли продаж и более высокой рентабельности. На ближайшее будущее, по прогнозам аналитиков, такая тенденция будет сохраняться.
При анализе существующей информации и по итогам выставки «Мебель-2009» были выявлены следующие фирмы-конкуренты на российском рынке корпусной мебели: Аллегро-Стиль, Аллегро-Класика, Престиж-Мебель, Модерн, Марта, Максик, Глазов мебель, Инстроймебель, МООН, Кенигсбергская фабрика мебели и другие.
Приведенные выше конкуренты имеют ряд представительств в регионах России. Наиболее широкая сеть представительств имеется у фирмы «Аллегро-Стиль» - 23 города, далее идет «Престиж-Мебель» - 11 городов и «Аллегро-Классика» - 7 городов. Все они входят в объединение «Аллегро». Из оставшихся фирм лишь «Инстроймебель» и «Максик» имеют представительства в 6 городах, причем последняя за счет сотрудничества с фирмой «Добрый стиль». «Кенигсбергская мебельная фабрика» пока не имеет представительств в России, но проявленный к ней интерес на выставке «Мебель-2009» предполагает скорое появление таковых. Остальные имеют не более 2 представительств в других городах.
Наибольшее число конкурентов имеют представительства в Москве. Такие фирмы, как «Аллегро-Стиль» и «Престиж-Мебель» имеют представительства в городах, имеющих салоны, торгующие мебелью ООО «Лотус», таких как Санкт-Петербург, Новосибирск, Ростов-на-Дону, Челябинск.
Из косвенных конкурентов, которые производят мебель иного модельного ряда, но имеют большой рынок сбыта на выставке была представлена только фабрика «Концепт». Среди ее новинок - модель «Лукас», которая не рекламировалась ранее.
В последнее время выходят на рынок Санкт-Петербургские фирмы «Нива» и «Сумо».
Фирма «Нива» производит мебель в классическом «без декора» и модерновом стиле. Цены на продукцию данного производителя высокие, находятся примерно на уровне цен «Лотус». Фирма «Сумо» производит мебель в модерновом стиле.
Среди производителей корпусной мебели в Кировской области можно выделить ЗАО «Слободской мебельный комбинат» и ОАО «Стайлинг», как наиболее крупные. Другие производители корпусной мебели выпускают мебель, в основном, на заказ в небольших количествах. Местные производители корпусной мебели не составляют какой-либо конкуренции для продукции ООО «Лотус», так как производят мебель другого класса.
Проведенный анализ показывает существенное влияние внешней среды на деятельность фирмы и позволяет сделать следующие выводы:
-
экономическая среда в целом
благоприятная - высшее руководство
страны и области поощряют
деятельность местных
-
социальная среда оценивается
как негативная в связи с
низкими доходами широких
-
технологическая среда
В последнее время на рынок Кировской области и соседних регионов стали выходить некоторые из конкурентов, перечисленных выше. Уровень конкуренции возрастает. Для сохранения и расширения рынка сбыта необходимо наращивать уже имеющиеся преимущества: уровень технологии, внешний вид продукции, в то же время стремится к снижению себестоимости, улучшению ассортимента и повышению качества продукции.
Несмотря
на то, что у ООО «Лотус» имеются
достаточно сильные конкуренты, они занимают
одно из лидирующих мест среди компаний
- производителей корпусной мебели. У предприятия
имеется определенный потенциал для дальнейшего
роста и развития, с помощью которого оно
постарается не сдать позиции, оставаясь
лидером. Руководство «Лотус» не ставит
перед собой задачу захватить огромную
долю рынка, а работает над качеством продукции
и внедрением мировых стандартов в производственный
процесс.
3.2
Анализ сильных и слабых
сторон предприятия
и конкурентоспособности
продукции
Для
дальнейшего анализа выделим
сильные и слабые стороны предприятия,
а также определим имеющиеся возможности
и угрозы в матрице
SWOТ-анализа (Таблица 3).
Таблица 3 - Сочетание сильных и слабых сторон с возможностями и угрозами в матрице SWOT
Возможности | Угрозы | |||||
1. Расшире-ние рынка | 2. Поглощение мелких конку-рентов | 3. Закрепление на зарубежном рынке | 1.
Прямая конкуренция (усиления) |
2. Появление новых конкурентов | 3.
Полити-ческое и социальное влияние | |
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ | ||||||
1.Свободные
производствен- ные мощности |
+ | + | + | |||
2.
Высококвали
фицированный персонал |
+ | + | + | |||
3.
Высокий
уровень инновационной деятельности |
+ | + | + | |||
4.
Высокий уровень общего |
+ | + | + | |||
СЛАБЫЕ СТОРОНЫ | ||||||
1.
Высокая
специализация производства |
+ | |||||
2.
Высокие
цены на продукцию |
+ | + | + |
Проведенный анализ сочетания сильных и слабых сторон с возможностями и угрозами в матрице SWOT выявил следующие тенденции.
Сильные стороны предприятия:
- высокий уровень инновационной деятельности;
-
высокий уровень общего
-
свободные производственные
-
высококвалифицированный
Предприятию угрожают:
- усиление прямой конкуренции;
- появление новых конкурентов;
-
политическое и социальное
Слабые стороны предприятия:
- относительно высокие цены на продукцию;
-
высокая специализация
Анализ конкурентоспособности продукции.
Наиболее известным методом анализа конкурентоспособности продукции считается метод, использующий в качестве основного подхода оценку товара предприятия по показателям качества, техническим параметрам и ценам.
Анализ
производится путем сопоставления
параметров анализируемой продукции с
параметрами базы сравнения. Для этого
экспериментальным методом был выяснен
спектр потребительских свойств (Таблица
4), по которым потребитель обычно судит
о качестве товара и установлены оценки
в баллах (в пределах от 1 до 5).
Затем с помощью коэффициентов весомости
установлена важность (приоритетность)
данных показателей потребительских свойств
в оценке. За базу сравнения принята модель
мебели «Милана» фирмы «Глазов».
Таблица 4 - Исходные данные для определения конкурентоспособности продукции
Наименование гарнитура |
Фирма- производи-тель |
Показатели качества (технические параметры) | Цена (руб.) | ||||
Ди-
зайн |
Удобство | Возмож-ность комплекта- ции |
Надежность и долговеч- ность |
Безопас ность | |||
«Женева» | ООО «Лотус» | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 65540 |
«Мадонна» | ООО «Престиж- Мебель» |
4 | 4 | 3 | 4 | 5 | 40800 |
«Милана» |
ОАО «Глазов мебель» |
5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 66840 |
Коэффициент весомости | 0,19 | 0,16 | 0,08 | 0.2 | 0,37 |
Чтобы распределить, приведенные в таблице 18 моделей корпусной мебели по уровню конкурентоспособности, нужно выполнить следующее.
1) Рассчитать единичные показатели по каждой модели кухонных гарнитуров по техническим параметрам.
2) Рассчитать групповой показатель по
техническим параметрам.
3) Рассчитать
показатель по экономическим параметрам.
4) Рассчитать интегрированный показатель
конкурентоспособности.
5) Сделать
соответствующие выводы конкурентоспособности
анализируемых моделей по отношению к
образцу.
Расчет единого показателя конкурентоспособности производится по формуле:
qi = ( pi/pio ) * 100%
где qi – единичный показатель конкурентоспособности по i-му товару;
pi- величина параметра для анализа продукции;
pio- величина параметра для изделия, принятого за образец.
Расчет единичных показателей для набора мягкой мебели :
а) «Женева»: q1 = 5/5=1; q2= 5/5=1; q3= 5/5=1; q4= 5/5=1; q5 = 5/5=1
б) «Мадонна»: q1 = 4/5=0,8; q2= 4/5=0,8; q3= 3/5=0,6; q4= 4/5=0,8; q5 = 5/5=1
Как видно из расчетов, набор мягкой мебели «Женева» по техническим характеристикам является идентичным модели - образцу, а по набору корпусной мебели «Мадонна» оптимальный уровень конкурентоспособности пока не достигнут. Однако для того, чтобы определить, в какой степени данный товар способен удовлетворить существующую потребность необходимо рассчитать групповой показатель по техническим параметрам. Чем он выше, тем полнее удовлетворяются запросы потребителя.
Расчет группового коэффициента конкурентоспособности продукции на рынке производится по формуле:
Iтп = ∑qi * Kвi
Iтп – групповой показатель конкурентоспособности продукции по техническим параметрам;
qi – единичный показатель конкурентоспособности;
Kві – коэффициент весомости і – вой продукции на рынке
Расчет группового показателя конкурентоспособности по техническим параметрам для набора корпусной мебели;