Организация обеспечения конкурентоспособности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 16:59, контрольная работа

Краткое описание

Конкурентоспособность предприятия - это его преимущество по отношению к другим предприятиям данной отрасли внутри страны и за ее пределами. Конкурентоспособность фирмы может быть оценена только в рамках группы фирм, относящихся к одной отрасли, либо фирм, выпускающих аналогичные товары (услуги). Конкурентоспособность можно выявить только сравнением между собой этих фирм как в масштабе страны, так и в масштабе мирового рынка.

Файлы: 1 файл

organizatsia_obespechenia_konkurentosposobnosti_n.docx

— 19.49 Кб (Скачать)

Организация обеспечения конкурентоспособности  на предприятии

 

Конкурентоспособность предприятия - это его преимущество по отношению  к другим предприятиям данной отрасли  внутри страны и за ее пределами. Конкурентоспособность фирмы может быть оценена только в рамках группы фирм, относящихся к одной отрасли, либо фирм, выпускающих аналогичные товары (услуги). Конкурентоспособность можно выявить только сравнением между собой этих фирм как в масштабе страны, так и в масштабе мирового рынка.

Конкурентоспособность предприятия, будучи многогранным понятием, не только включает качественные и ценовые  параметры промышленной продукции, но зависит от уровня менеджмента, сложившейся  системы управления финансовыми  потоками, инвестиционной и инновационной  составляющими его деятельности. Кроме того, на конкурентоспособность  оказывает влияние конъюнктура, складывающаяся на том или ином рынке, степень конкуренции, испытываемая предприятием со стороны других участников рынка, техническая оснащенность, степень  внедрения инноваций, мотивация  и квалификация персонала, финансовая устойчивость.

Особую роль в повышении конкурентоспособности  играет стратегический подход в управлении конкурентоспособностью предприятия. Выделяют следующие основные стратегии:

  • -виолентная (силовая),
  • -патиентная (нишевая),
  • -коммутантная (соединяющая),
  • -эксплерентная (пионерская)3.
  • В теории конкурентных преимуществ М. Портера рассматриваются два основных источника преимуществ: маркетинг и издержки. Преимущества в маркетинге — это конкурентное преимущество в товарах и услугах, которые в большей степени удовлетворяют потребителя, чем товары конкурента. Преимущество в издержках — это конкурентное преимущество, возникающее благодаря более низким производственным и маркетинговым затратам, чем затраты конкурентов, что позволяет компании снизить цены или использовать экономию на рекламу и распределение.
  • Фирма, добивающаяся преимуществ в  маркетинге, в большей степе-ни ориентирована на потребителя, чем фирма, стремящаяся к преиму-ществам в издержках, которая, однако, тоже не может игнорировать по-требителей. Иначе преимущество окажется непрочным.

    Маркетинговое преимущество на рынке  в целом означает, что некото-рые свойства товара или услуги данной компании предпочтительнее, чем у компании-конкурента. Обычно оно основано на уникальности продукта4.

    Для обеспечения конкурентоспособности  предприятий может быть рекомендована  система обеспечения конкурентоспособности.

    В теории проблема обеспечения конкурентоспособности  выпускаемых товаров рассматривается  одновременно как структура и  как процесс. Обеспечение конкурентоспособности  как структура — это система, состоящая из внешнего окружения  организации (вход, выход, связи с  внешней средой, обратная связь) и  ее внутренней структуры, нацеленной на обеспечение конкурентоспособности  выпускаемых товаров. Система обеспечения  конкурентоспособности как процесс  — это реализация взаимосвязанных  научных подходов, принципов, методов, средств и мероприятий, разрабатываемых  по всем функциям управления и стадиям  жизненного цикла управляемых объектов и нацеленных на обеспечение конкурентоспо-собности выпускаемых товаров.

    Управление конкурентоспособностью следует относить к основным факторам обеспечения конкурентоспособности  продукции и предприятия в  целом. Для формирования конкурентоспособности  товаров необходимы соответствующая  организация, материальная база, квалифицированный  и заинтересованный в хорошей  работе персонал, причем заинтересованность работников в совершенствовании  предприятия имеет первоочередное и решающее значение.

    Под формированием конкурентоспособности  понимается установление, обеспечение  и поддержание необходимого уровня конкурентоспособности товара на всех этапах его создания и продвижения  до потребителя.

    Управление  конкурентоспособностью представляет собой процесс, осуществляемый высшим руководством предприятия с помощью  специально уполномоченных лиц и  структурных подразделений, который  включает в себя выполнение следующих  основных функций 

    -анализ информации о состоянии рынка и определение стратегических целей в отношении конкур-ентоспособности продукции и предприятия

    • декомпозиция стратегических целей и выработка стратегий обеспечения качества и сокращения издержек (затрат на производственных и постпроизводственных стадиях жизненного цикла изделия)
    • планирование выручки (дохода), уровня качества и себестоимости продукции, определение параметров безубыточного производства продукции (объема производства и реализации продукции по определенной цене)
    • определение конкурентоспособности продукции (экономической эффективности производства продукции) и сравнение ее с критериями, установленными для среднепромышленного, среднеотраслевого и внутриотраслевого уровней и/или определенными для конкретных конкурентов
    • планирование и реализация мероприятий по обеспечению и повышению конкурентоспособности продукции и предприятия
    • принятие и реализация решений о корректировке стратегий и/или выделении дополнительных (перераспределение существующих) ресурсов с целью приобретения и/или создания новых конкурентных преимуществ продукции и/или предприятия
    • анализ степени достижения поставленных целей по обеспечению качества, сокращению издержек на стадиях жизненного цикла продукции, совершенствованию организации. 

    На практике выполнение основных функций по управлению конкурентоспособностью затруднено по причине несовершенства нормативного и методического обеспечения  данного вида деятельности.

    Существуют системы, которые обеспечивают конкурентоспособность предприятию. Основную среди них роль играют международные  стандарты. Наиболее актуальные на сегодня стандарты ISO серии 9000 (Международная организация по стандартизации, С 1946 года ISO разрабатывает технические стандарты практически по всем направлениям бизнеса, отраслям промышленности и технологиям. В соответствии со ст. 2.1 устава ISO целью этой организации является «содействие развитию стандартизации в мировом масштабе для облегчения международного товарообмена и взаимопомощи, а также для расширения сотрудничества в области интеллектуальной, научной, технической и экономической деятельности».). Вне системы международны стандартов товар становится менее конкурентоспособным.

    Для достижения конкурентоспособности  предприятия необходимо:

    1) обеспечить  конкурентоспособность выпускаемой  продукции в целевых сегментах  рынка. Под конкурентоспособностью  товара подразумевается свойство  товара, на основе которого данный  товар превосходит в определенный  момент времени по качественным  и ценовым характеристикам аналоги  в конкретном сегменте рынка  без ущерба для производителя; 

    2) поднять потенциал конкурентоспособности предприятия, а следовательно, и его подразделений, до уровня мировых производителей в данной отрасли. Этот показатель характеризует возможность успешной работы организации в будущем.

    Для обеспечения конкурентоспособности предприятие должно обладать определенным набором внутренних конкурентных преимуществ, количественную оценку факторов можно представить в следующем виде:

  • конкурентоспособность изделия,
  • финансовое состояние предприятия,
  • эффективность маркетинговой деятельности,
  • рентабельность продаж,
  • имидж (марочный капитал) предприятия,
  • эффективность менеджмента.
  • Таким образом, конкурентоспособность предприятия — это возможность эффективной хозяйственной деятельности и ее практической прибыльной реализации в условиях конкурентного рынка. Поддержание на высоком уровне конкурентоспособности обеспечивается всеми компонентами имеющихся у предприятия маркетинговых средств. Производство и эффективная реализация конкурентоспособных товаров и услуг — обобщающий показатель жизнестойкости предприятия, его умения эффективно использовать свой производственный, научно-технический, трудовой, финансовый потенциал.


    Информация о работе Организация обеспечения конкурентоспособности предприятия