Организация обеспечения конкурентоспособности на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 13:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – изучить теоретические аспекты организации обеспечения конкурентоспособности на предприятии, а также оценить конкурентоспособность конкретного предприятия.
Для выполнения поставленной цели в работе выполнялись следующие задачи:
раскрывалось понятие конкурентоспособности;
характеризовались основы обеспечения конкурентоспособности;
рассматривались методы оценки конкурентоспособности;
проводилась оценка конкурентоспособности предприятия ООО «Молоко»;
на основе оценки конкурентоспособности принимались решения о совершенствовании системы организации обеспечения конкурентоспособности.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. Теоретические аспекты вопроса организации обеспечения конкурентоспособности предприятия
1.1. Понятие конкурентоспособности…………………………………………...5
1.2. Основы обеспечения конкурентоспособности предприятия…….………..6
1.3. Методы организации повышения обеспечения конкурентоспособности предприятия……………………………………………………………………...10
2. Обеспечение конкурентоспособности на предприятии ООО «Молоко»
2.1. Финансовая характеристика предприятия ООО «Молоко»……………...15
2.2. Оценка конкурентоспособности предприятия……………………………22
2.3. Совершенствование организации конкурентоспособности предприятия……………………………………………………………………...28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….33
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

Организация_обеспечения_конкурентоспособности_предприятия!!!.docx

— 190.73 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1. Теоретические аспекты  вопроса организации обеспечения  конкурентоспособности предприятия

1.1. Понятие конкурентоспособности…………………………………………...5

1.2. Основы обеспечения  конкурентоспособности предприятия…….………..6

1.3. Методы организации  повышения обеспечения конкурентоспособности  предприятия……………………………………………………………………...10

2. Обеспечение конкурентоспособности  на предприятии ООО «Молоко» 

2.1. Финансовая характеристика  предприятия ООО «Молоко»……………...15

2.2. Оценка конкурентоспособности  предприятия……………………………22

2.3. Совершенствование организации  конкурентоспособности предприятия……………………………………………………………………...28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….31

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….33

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Данная курсовая работа посвящена раскрытию вопроса конкурентоспособности предприятия, а именно – организации обеспечения конкурентоспособности.

Организация обеспеченности конкурентоспособности предприятия предполагает выявить возможности и динамику приспособления к условиям рыночной конкуренции, организовать деятельность предприятия так, чтобы оно заняло свою нишу на рынке и преуспевало в своём развитии.

Конкурентоспособность предприятия  – это способность предприятия  разрабатывать, производить и продавать  свою продукцию на рынке по цене,     обеспечивающей в полном объеме его финансово-экономических обязательств, а также количественный и качественный рост его потенциала.

Конкуренция - это процесс  соперничества по реализации на конкретном рынке своих преимуществ с  целью удовлетворения потребностей потребителей. Для того чтобы этот процесс был успешным требуется  постоянное создание конкурентных преимуществ  с учетом глубокого анализа и  современных бизнес технологий, которые  обуславливают обеспечение конкурентоспособности  предприятия.

Создание конкурентных преимуществ  – это создание значимого для  клиента положительного отличия  от конкурентов. Важно помнить, что  создание конкурентных преимуществ  не дает долгосрочного результата. Рано или поздно конкуренты освоят подобные методы и применят их у себя. Именно поэтому такой процесс, как создание конкурентных преимуществ нужно проводить постоянно, отслеживая состояние рынка, анализируя и часто предугадывая действия конкурентов.

Цель данной работы –  изучить теоретические аспекты  организации обеспечения конкурентоспособности  на предприятии, а также оценить  конкурентоспособность конкретного  предприятия.

Для выполнения поставленной цели в работе выполнялись следующие  задачи:

  1. раскрывалось понятие конкурентоспособности;
  2. характеризовались основы обеспечения конкурентоспособности;
  3. рассматривались методы оценки конкурентоспособности;
  4. проводилась оценка конкурентоспособности предприятия ООО «Молоко»;
  5. на основе оценки конкурентоспособности  принимались решения о совершенствовании системы организации обеспечения конкурентоспособности.

В работе использовались данные нормативно-правовых актов и учебно-методические  материалы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические  аспекты вопроса организации  обеспечения конкурентоспособности  предприятия

1.1. Понятие конкурентоспособности

Согласно большинству  экономических словарей, под конкурентоспособностью понимается свойство товара, услуги, субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с присутствующими там аналогичными товарами, услугами или конкурирующими субъектами рыночных отношений[3]. При этом выделяют высокую, среднюю и низкую конкурентоспособность.

В работе конкурентоспособность определяется как соответствие товара по всем параметрам требованиям рынка, покупателей, потребителей.

Кроме того, конкурентоспособность - это сравнительная характеристика потребительских и стоимостных параметров товара по отношению к товару-конкуренту. Определяемая в качестве показателя конкурентоспособность товара выражается отношением полезного эффекта к цене потребления (цена товара и цена его эксплуатации)[5].

Конкурентоспособность представляет собой совокупность качественных и стоимостных характеристик товара, которые отражают отличия его от товара-аналога и обеспечивают этому товару преимущества на конкретном рынке в заданный промежуток времени.

В своих работах М. Портер, известный специалист в области качества и конкурентоспособности, определяет конкурентоспособность как соотношение экономических и потребительских свойств товара. Следуя данной логике, потребители на рынке заведомо будут рады любому товару, который дешевле или обладает «новым качеством товара, особыми потребительскими свойствами или послепродажным обслуживанием» вне зависимости от того, какие потребности удовлетворяет этот товар, и существуют ли эти потребности вообще[4].

Специалисты в области  маркетинга понятие конкурентоспособности  товара раскрывают через совокупность качественных и стоимостных характеристик  товара, которые при удовлетворении конкретной потребности покупателя способствуют созданию превосходства  данного товара перед товарами-конкурентами.

Согласно некоторым авторам, конкурентоспособность объекта проявляется в условиях соперничества с другими объектами, аналогичными по назначению, и оценивается по отношению к конкретному рынку либо к конкретной группе потребителей, формируемой по соответствующим признакам сегментации рынка[7]. Если не указан рынок, на котором конкурентоспособен объект, это означает, что данный объект в конкретное время является лучшим мировым образцом. Что касается конкурентоспособности продукции в условиях рыночной экономики, то она определяется, в конечном итоге, результатом конкурентной борьбы, выражаемой в доле конкретного рынка, завоеванной предприятием за определенный период времени.

1.2. Основы обеспечения  конкурентоспособности предприятия

Глобализация экономики  заставляет предприятия совершенно по-новому взглянуть на стратегию  создания и развития конкурентных преимуществ. Как и прежде, товары и услуги производятся в результате превращения  капитала, имеющего материально-вещественную, денежную, трудовую и интеллектуальную формы, наличие которых является необходимым условием любого бизнеса. Однако в разные времена эти компоненты создают для предприятия разные конкурентные преимущества.

Наиболее приемлемым для  решения задач управления конкурентоспособностью предприятия является определение  конкуренции, предлагаемое в некоторых современных учебных пособиях. Согласно им под конкуренцией понимается процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами на конкретном рынке (территории) для одержания победы или достижения других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных или субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях[9].

В качестве целей подобного управления на предприятии могут выступать:

    • выполнение миссии организации;
    • победа с конкретным товаром на конкретном рынке;
    • достижение состояния или уровня одного, нескольких или всех структурных элементов предприятия, достаточных для поглощения конкурента или обеспечения равноправного участия в партнерских отношениях;
    • поддержание достигнутого конкурентного уровня предприятия;
    • выживание и т.д.

Качество удовлетворения потребностей конкурентоспособности предприятия является понятием весьма широким и может характеризоваться многими показателями[11]:

  • широтой, глубиной и гармоничностью товарного ассортимента, предоставляемого потенциальным покупателям всей совокупностью фирм, действующих в одной отрасли и на конкретном рынке;
  • сроками, оперативностью, степенью актуальности удовлетворяемых потребностей;
  • соответствием уровня цен на товары и уровня доходов покупателей в обслуживаемых сегментах рынка;
  • уровнем предпродажной подготовки и послепродажного обслуживания технических средств, выступающих в качестве товаров;
  • другими показателями товара и услуг, что позволяет покупателю получить наибольшее удовлетворение от их приобретения.

Во многом конкурентоспособность  предприятия зависит от потребителей и поставщиков, а также от прочих влияний внешней среды (рис.1).

 

 

 


 

 



 


 

 

 

Рис.1. Факторы, определяющие конкурентоспособность предприятия

Рыночная власть потребителей проявляется в том, что они определяют спрос, а их влияние на интенсивность отраслевой конкуренции зависит от следующих факторов[7]:

    1. относительной цены товаров-заменителей, удовлетворяющих потребности;
    2. стоимости переключения, т.е. перехода среднестатистического потребителя с одного товара на другой, аналогичный по функциональному назначению;
    3. склонности потребителей к замене товаров, т.е. вероятностью переключения.

Конкурентная сила поставщиков обусловлена тем, что отраслевые организации являются основными потребителями сырья и комплектующих, информации, технологий, кадров, и с этих позиций поставщики имеют возможность оказывать прямое влияние на результаты деятельности предприятия.

Конкуренция со стороны потенциальных  конкурентов из других отраслей, в том числе иностранных компаний, возникает в случае, когда имеется вероятность того, что эти организации могут войти в данную отрасль.

Угроза административных и других нерыночных барьеров определяется следующими факторами:

    • «жесткостью» государственного регулирования;
    • тарифными и таможенными ограничениями;
    • наличием и влиятельностью общественных организаций;
    • уровнем коррупции и криминализации общества;
    • возможностями правоохранительных органов и т.д.

К основным типам движущих сил, обладающих возможностями изменять рыночные условия и интенсивность  действия сил конкуренции, относятся  следующие:

  1. характер и динамика долгосрочного спроса;
  2. обновление продукта;
  3. технические и технологические инновации;
  4. маркетинговые инновации;
  5. изменения в издержках и эффективности производства;
  6. характер и динамика изменений в государственной политике и регулировании;
  7. уменьшение неопределенности и риска.

Таким образом, в условиях глобализации по настоящему конкурентными  могут считаться только новые  товары, новые технологии, новые  источники обеспечения потребностей, новые типы организации. Иногда важна  конкуренция не столько внутри рынка, сколько за него. Современные предприятия  сталкиваются в своей деятельности с жесткой конкуренцией, которая  в ближайшие годы, безусловно, усилится. Ведущие западные компании давно  уже перешли от «философии товара и сбыта» к «философии потребителя  и маркетинга», т.е. сконцентрировались на исследовании и удовлетворении нужд потребителя. Чтобы завоевать место  на современном рынке, предприятия  должны предоставить своим потребителям не просто какую-то ценность (товар), а  наивысшую на этом рынке ценность. Более того, необходимо создать у  потребителя определенные ценностные ориентации, тесно связанные с  самим предприятием или его продукцией.

Далее рассмотрим методы организации, при помощи которых можно совершенствовать и повышать конкурентоспособность  предприятия.

1.3. Методы организации  повышения обеспечения конкурентоспособности  предприятия

Опыт показывает, что высокого уровня конкурентоспособности предприятия  невозможно достигнуть случайным образом. Необходима система управления конкурентоспособностью. И для России это сегодня важнее, чем для ведущих стран - экономических лидеров.

Информация о работе Организация обеспечения конкурентоспособности на предприятии