Организация обеспечения конкурентоспособности на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 13:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – изучить теоретические аспекты организации обеспечения конкурентоспособности на предприятии, а также оценить конкурентоспособность конкретного предприятия.
Для выполнения поставленной цели в работе выполнялись следующие задачи:
раскрывалось понятие конкурентоспособности;
характеризовались основы обеспечения конкурентоспособности;
рассматривались методы оценки конкурентоспособности;
проводилась оценка конкурентоспособности предприятия ООО «Молоко»;
на основе оценки конкурентоспособности принимались решения о совершенствовании системы организации обеспечения конкурентоспособности.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. Теоретические аспекты вопроса организации обеспечения конкурентоспособности предприятия
1.1. Понятие конкурентоспособности…………………………………………...5
1.2. Основы обеспечения конкурентоспособности предприятия…….………..6
1.3. Методы организации повышения обеспечения конкурентоспособности предприятия……………………………………………………………………...10
2. Обеспечение конкурентоспособности на предприятии ООО «Молоко»
2.1. Финансовая характеристика предприятия ООО «Молоко»……………...15
2.2. Оценка конкурентоспособности предприятия……………………………22
2.3. Совершенствование организации конкурентоспособности предприятия……………………………………………………………………...28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….33
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

Организация_обеспечения_конкурентоспособности_предприятия!!!.docx

— 190.73 Кб (Скачать)

Что касается стоимости молока, то самым дорогим оказалось молоко "Веселий молочник" с оценкой "отлично"- 4,1 руб. за 100г. Молоко «Гармония с природой» не имеет особой рекламы, но тем не менее тестирование прошло с наибольшими положительными отзывами и характеристиками, тем более, что цена наименьшая. Это как раз молоко исследуемой компании ООО «Молоко».

Для расчёта преимущества продукции  исследуемого объекта над продукцией других производителей, представим в  таблице балльную оценку. За близкое  к стандарту значение продукции  даётся балл, чем выше отклонение –  тем больше баллов. Расчёты представим в табл.7.

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 7

Расчёт преимущества продукции  ООО «Молоко»

ОАО «Вимм-Билль-Данн» Нижний Новгород

ООО «МОЛОКО», Бутурлино, Нижегородская  обл.

Молочный комбинат «Нижегородский», Нижний Новгород

ОАО "Останкинский молочный комбинат", Москва

1,13

1,00

1,37

1,14

1,05

1,05

1

1,051

1,08

1,08

1,00

1,08

1,43

1

2,14

2,14

1,5

1

1

1,5

1

1

1,5

2

1

1

1

1

1

1

1,5

1,5

1,02

1

1,06

1,04

1

1,04

1

1,143

1

1

1

1

1

1

1

2

Итого = 13,21

Итого  = 12,16

Итого = 14,57

Итого = 16,59


 

Как видно, наиболее близка к стандарту производства продукция  рассматриваемого предприятия ООО  «Молоко», затем следует по качеству производства продукция известной  компании «Вимм-Билль-Данн», а более  всего отклонений у молока московского  производителя «Останкинский молочный комбинат».

Тем не менее, большинство  производителей предпочитают продукцию  известных производителей, у которых  имеется массовая реклама, которые  применяют  яркие маркетинговые  и товарные стратегии. К таким, по данным опроса, компания ООО «Молоко» не относится.

Далее по формуле, предложенной экономистом Максимовым, рассчитаем общий интегральный показатель конкурентоспособности  предприятия[7]:

Ккп = 0,15Эп + 0,29Фп + 0,23Эс + 0,33Кт,

где Ккп - коэффициент конкурентоспособности предприятия;

Эп - значение критерия эффективности производственной деятельности предприятия;

Фп - значение критерия финансового положения предприятия;

Эс - значение критерия эффективности организации сбыта и продвижения товара на рынке;

Кт - значение критерия конкурентоспособности товара.

Коэффициенты 0,15; 0,29; 0,23; 0,33 определены экспертно способом последовательных сравнений.

Эп – это выработка на предприятии, её расчёт приведён в таблице 1, Фп –  коэффициент финансовой устойчивости, также рассчитан выше. За год значения данных коэффициентов в среднем  составили  88,66 и 2,12 соответственно.

Эффективность организации сбыта  и продвижения товара на рынке  рассчитывается по формуле:

Эс = (Ср.товарооборот нач.рекламного периода * прирост ср.товарооборота * Д)/100

Д – количество дней учёта товарооборота  в рекламном процессе.

Реклама на предприятии ООО «Молоко» отсутствует – не используются ни телевизионные ролики, ни радио, ни печатные издания, ни Интернет. Поэтому  значение для данного коэффициента = 0.

Критерий конкурентоспособности  товара рассчитывается как сумма  единичных критериев по товару[7]:

Кт = ∑критерий товара/норма * 100%

Критериями по молочной продукции  является стоимость, энергетическая ценность, жирность, наличие должного уровня белков.

Расчёт Кт для ООО «молоко» представлен  ниже.

Кт = (3/3*100)+ (53/59*100)+ (2,75/2,5*100)+ (2,8/3*100) = 393,16

Теперь рассчитаем общий коэффициент  показателя конкурентоспособности  предприятия:

Кп = 0,15*88,66+ 0,29*2,12 + 0,23*0 + 0,33* 393,16 = 143,65

По формуле Максимова – это  значение входит в уровень предприятий  со средней степенью конкурентоспособности.

Итак, исследовав в данном пункте работы степень конкурентоспособности  предприятия, можно сказать, что  качество выпускаемой продукции  ООО «Молоко» находится на должном  уровне, при этом обгоняя по своим  свойствам и характеристикам  более известные торговые марки. А что касается интегральной оценки конкурентоспособности предприятия, то она оценивается, как средняя. Это объясняется тем, что на предприятии  абсолютно отсутствует маркетинговая  и сбытовая политика.

В следующем пункте работы представим несколько методов усовершенствования организации конкурентоспособности  на данном предприятии.

2.3. Совершенствование организации конкурентоспособности предприятия

По выявленному недостатку в предыдущем пункте работы, можно  предложить ввести на предприятии ООО  «Молоко» систему обеспечения конкурентоспособности (СОК). Она представляет собой не просто подход к организации процессов планирования, обеспечения и контроля качества продукции организации. Это скорее подход к созданию новой модели управления вообще.

СОК имеет в своей основе ряд основополагающих тезисов[9]:

1) Роль руководства. Руководство должно возглавить реорганизацию деятельности организации, и не только формально, для административного «веса». Руководители организации устанавливают цели, основные направления деятельности, а также способы их реализации. Они создают обстановку, в которой сотрудники оказываются не просто исполнителями воли руководства, а заинтересованными участниками решения производственных задач.

2) Ориентация на клиента. Прежде всего, клиенты должны быть идентифицированы, т.е. сотрудники и, в первую очередь, руководители должны четко знать, кто является потребителями продукции компании. Затем следует определить потребности своих клиентов и разработать систему показателей, определяющих степень удовлетворенности клиентов продукцией компании. Большую роль в повышении эффективности взаимодействия с клиентами играет система коммуникации с ними. Это предполагает, что информационная система организации должна быть совместимой с информационными системами основных клиентов.

3) Стратегическое планирование. Большое внимание в СОК уделяется процессам планирования вообще и стратегического планирования, в частности. Причем планируется достижение не только традиционных производственно-хозяйственных целей, но и таких, до последнего времени рассматриваемых как неосязаемые и неизмеримые, целей, как уровень удовлетворения потребителей, положительный деловой образ компании, престиж торговых марок и пр.

4)  Разработка продукции и услуг должна быстро и четко реагировать на постоянно меняющиеся и увеличивающиеся потребности и ожидания потребителей.

5) Управление процессом. Основополагающим принципом СОК является концентрация всех усилий по совершенствованию деятельности предприятия на конкретных процессах, и в особенности на процессах, непосредственно влияющих на качество конечной продукции организации. Доказано, что желаемый результат легче достичь, если соответствующими ресурсами и деятельностью управляют как процессом.

6) Системный подход к управлению. Выявление, понимание и управление системой взаимосвязанных процессов, направленных на достижение поставленной цели, повышает результативность и  эффективность организации. Это означает, что организация должна стремиться к объединению процессов создания продукции или услуг с процессами, позволяющими отследить соответствие продукции или услуг потребностям заказчика.

7) Постоянное улучшение. В этой области организация должна не только отслеживать возникающие проблемы, но и, после тщательного анализа со стороны руководства, предпринимать необходимые корректирующие и предупреждающие действия для предотвращения таких проблем в дальнейшем.

8) Информационная система.  Для нормального функционирования системы  СОК необходимо разработать и внедрить поддерживающую информационную систему, позволяющую эффективно собирать, хранить и использовать данные, информацию и знания. 

9) Постоянная оценка эффективности работы системы управления качеством. Для такой оценки необходимо разработать систему критериев и порядок проведения таких оценок. Полученные и проанализированные результаты должны быть использованы для дальнейшего совершенствования деятельности предприятия.      

Итак, в данной главе работы была рассмотрена организация обеспечения  конкурентоспособности на предприятии  ООО «Молоко», а именно: финансовое состояние организации, как одна из составляющих систем организации  обеспечение конкурентоспособности  на рынке, показатели качества, интегральный показатель конкурентоспособности. Выявили  отклонение – это отсутствие на предприятии системы маркетинга и сбыта, отсутствии коммуникаций с  потребителем. И в завершении работы было предложено внедрение системы  обеспечения конкурентоспособности  на предприятии (СОК).

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, в данной курсовой работе был представлен материал по вопросу  организации обеспечения конкурентоспособности  предприятия.

В первой главе работы были представлены теоретические аспекты исследуемого вопроса. Здесь было показано, что высокого уровня конкурентоспособности предприятия невозможно достигнуть случайным образом и поэтому их руководителям необходимо организовывать разработку и внедрять систему управления конкурентоспособностью, так как ее наличие и эффективное функционирование является одним из важнейших факторов конкурентоспособности предприятия. Определены основные функции, которые должны осуществляться в процессе управления конкурентоспособностью предприятия, а также состав и содержание основных критериев, позволяющих предприятию оценить уровень своей конкурентоспособности. Установлено, что в практическом плане наиболее удобным для проведения оценки конкурентоспособности предприятия является подход, используемый для оценки конкурентоспособности товаров, так как есть возможность сравнивать по ключевым характеристикам, зачастую установленными регламентами. Оценка конкурентоспособности на основе исследования экономического, маркетингового состояния также важна, но без оценки качества продукции - теряет свою достоверность.

Во второй главе работы была рассмотрена организация обеспечения  конкурентоспособности на предприятии  ООО «Молоко», а именно: финансовое состояние организации, как одна из составляющих систем организации  обеспечение конкурентоспособности  на рынке, показатели качества, интегральный показатель конкурентоспособности. Выявили  отклонение – это отсутствие на предприятии системы маркетинга и сбыта, отсутствии коммуникаций с  потребителем. И в завершении работы было предложено внедрение системы  обеспечения конкурентоспособности  на предприятии (СОК).

Благодаря данным преобразованиям -  за счёт единой системы управления на предприятии, совершенствование  системы сбыта и маркетинга, нацеленности производителя на потребительские  предпочтения, повышения уровня информатизации и коммуникации, - предприятие сможет повысить уровень своей конкурентоспособности.

В целом, задачи, поставленные при написании работы, можно считать  выполненными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Федеральный закон РФ от 12 июня 2008 г. № 88 –ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию»
  2. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)»  от 26 октября 2002 г. №127
  3. Зиннуров У.Г., Ильясова Л.Р. Проблемы оценки конкурентоспособности товаропроизводителей// Экономика и управление (Уфа). - 2007.
  4. Ильясова Л.Р. Позиция предприятия на рынке - инструмент эффективного управления// Экономика и управление (Уфа). - 2008.
  5. Ламбен Жан-Жак. Стратегический маркетинг. - СПб.: Наука, 2008
  6. Любушин Н.П. «Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие»: учебное пособие,  М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005
  7. Максимов И. Оценка конкурентоспособности промышленного предприятия // Маркетинг. -2006
  8. Подузов А.А., Соловьев Ю.П., Сухорукова Г.М. Качество и цена продуктов питания// Проблемы прогнозирования.
  9. Родионова Л.Н., Кантор О.Г., Хакимова Ю.Р. Оценка конкурентоспособности продукции// Маркетинг в России и за рубежом. -2000. –№ 1.
  10. Туровец О.Г., Анисимов Ю.П. Организация производства на предприятии. – Ростов-на-Дону: МАРТ, 2002
  11. Фатхутдинов Р.А. Организация производства. – М.: Инфра-М, 2010
  12. Шкардун В.Д., Ахтямов Т.М. Методика исследования конкуренции на рынке// Маркетинг в России и за рубежом. -2000.

Информация о работе Организация обеспечения конкурентоспособности на предприятии