Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 02:25, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучение, оценка и возможность восстановления платежеспособности предприятия ОАО «Нива – Плодоовощ», а так же пути ее повышения. Для достижения поставленной цели требуется решение следующих задач: изучить понятие и оценку платежеспособности предприятия ОАО «Нива – Плодоовощ»; дать краткую организационно – экономическую характеристику предприятия; провести анализ платежеспособности предприятия ОАО «Нива – Плодоовощ»; провести анализ финансовых предпосылок несостоятельности (банкротства) предприятия ОАО «Нива – Плодоовощ» и определить удовлетворенность структуры его баланса; осуществить оценку реальных возможностей восстановления платежеспособности предприятия ОАО «Нива – Плодоовощ» и пути ее повышения.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1 ПОНЯТИЕ И ОЦЕНКА ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ ПРЕДПИЯТИЯ ОАО «НИВА – ПЛОДООВОЩ»……………………………………………………….5
2 КРАТКАЯ ОРГАНИЗАЦИОННО – ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «НИВА – ПЛОДООВОЩ»….13
2.1 Статус предприятия ОАО «Нива – Плодоовощ»…………………………13
2.2 Основные экономические показатели хозяйственной деятельности предприятия ОАО «Нива – Плодоовощ»………………………………………24
3 АНАЛИЗ ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «НИВА – ПЛОДООВОЩ»………………………………………………………………….31
3.1 Оценка структуры баланса предприятия ОАО «Нива – Плодоовощ»…..31
3.2 Относительные показатели и критерии оценки минимального уровня платежеспособности …………………………………………………………….49
4. АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ ПРЕДПОСЫЛОК НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА) ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «НИВА – ПЛОДООВОЩ» И ОПРЕДЕЛЕНИЕ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ СТРУКТУРЫ ЕГО БАЛАНСА………………………………………………………………………..58
5. ОЦЕНКА РЕАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «НИВА – ПЛОДООВОЩ» И ПУТИ ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ………………………………...75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….86
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..94
Показатель |
Количество, человек |
Удельный вес, % |
1 |
2 |
3 |
Среднесписочная численность |
164 |
100,00 |
Образование |
||
- высшее |
56 |
34,15 |
- незаконченное высшее |
6 |
3,66 |
- среднеспециальное |
73 |
44,51 |
- среднее |
29 |
17,68 |
Продолжение таблицы 1 | ||
Пол |
||
- женский |
70 |
42,68 |
- мужской |
94 |
57,32 |
Возраст |
||
- до 25 лет |
4 |
2,44 |
- до 35 лет |
61 |
37,20 |
- до 45 лет |
69 |
42,07 |
- до 60 лет |
30 |
18,29 |
Стаж работы |
||
- до 3 лет |
50 |
30,49 |
- до 5 лет |
29 |
17,68 |
- до 10 лет |
62 |
37,80 |
- до 25 лет |
21 |
12,80 |
- свыше 25 лет |
2 |
1,22 |
Анализирую данные таблицы, можно выявить следующее:
- большее количество сотрудников (44,5%) имеют средне - специальное образование, а высшее лишь 34,15% сотрудников;
- мужчин больше, чем женщин на 24 человека или на 14,64%;
- большинство сотрудников в возрасте от 30 до 60 лет;
- стаж
работы у большинства
В целом можно сказать, что трудовые ресурсы ОАО «Нива – Плодоовощ» трудоспособны, высококвалифицированные даже не смотря на то, что 73 человека из 164 человек имеют средне - специальное образование, так как специалистов в компании 63 человека, а остальные вспомогательные работники.
2.2
Основные экономические
Обеспечение эффективного функционирования предприятием требует экономически грамотного управления их деятельностью, которое во многом определяется умением ее анализировать. С помощью показателей хозяйственной деятельности, изучаются тенденции развития, глубоко и системно исследуются факторы изменения результатов деятельности, обосновываются бизнес – планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, вырабатывается экономическая стратегия его развития.
Экономические показатели хозяйственной деятельности предприятия –это научная база принятия управленческих решений в бизнесе.
Рассмотрим полную характеристику материально – технической базы предприятия в стоимостном выражении (таблица 2).
Состояние МТБ ОАО «Нива – Плодоовощ» на 1.01.2009г.
Показатель |
Наличие на начало отчётного года |
Поступило |
Выбыло |
Наличие на конец отчётного года |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Здания |
7102 |
- |
- |
7102 |
Сооружения и передаточные устройства |
211 |
- |
- |
211 |
Машины и оборудование |
5921 |
51 |
7 |
5965 |
Транспортные средства |
688 |
- |
45 |
643 |
Производственный и хозяйственный инвентарь |
54 |
- |
- |
54 |
Другие виды основных средств |
212 |
27 |
-
|
239 |
Итого |
14188 |
78 |
52 |
14214 |
Данные
таблицы показывают, что за отчетный
год техническое состояние
Динамика
эффективности использования
Показатель |
2008г. |
2009г. |
Отклонение (+,-) |
1 |
3 |
4 |
6 |
1.Выручка от реализации (товарооборот), тыс. руб. |
68317 |
85278 |
16961 |
2.Среднегодовая стоимость |
6018,5 |
7176,5 |
1158 |
3.Балансовая прибыль, тыс. руб. |
1316 |
6912 |
5596 |
4.Среднесписочная численность |
139 |
164 |
25 |
5.Фондоотдача, руб. |
11,35 |
11,88 |
0,53 |
6.Фондоёмкость, руб. |
0,09 |
0,08 |
-0,01 |
7.Фондовооружённость тыс. руб. /чел. |
43,30 |
43,76 |
0,46 |
8.Прибыль на 1 рубль основных фондов, руб. |
0,22 |
0,96 |
0,74 |
9.Интегральный показатель |
1,58 |
3,38 |
1,8 |
Из данных таблицы видно, что по сравнению с прошлым годом эффективность использования основных средств на предприятии повысилась. Так, фондоотдача увеличилась на 0,53 руб., а фондорентабельность – на 0,74 руб.
Влияние факторов на изменение того или иного показателя эффективности использования основных средств можно определить, например, с помощью цепной подстановки.
Измерим влияние факторов на изменение фондоотдачи (руб.):
Таким образом товарооборот увеличил фондоотдачу на 2,82 руб. (14,17 – 11,35), а рост среднегодовой стоимости основных средств снизил ее на 2,29 руб. (11,88 – 14,17). В целом фондоотдача по сравнению с прошлым годом увеличилась на 0,53 руб. (11,88 – 11,35).
Далее рассмотрим основные экономические показатели хозяйственной деятельности ОАО «Нива – Плодоовощ» (таблица 4).
Основные экономические показатели финансово – хозяйственной деятельности ОАО «Нива – Плодоовощ» за три года
Показатель |
2007г. |
2008г. |
2009г. |
Отклонение (+;-) |
Темп роста, % | ||||||||
факт. |
в сопост. ценах к 2007г. |
в сопост. ценах к 2008г. |
в факт. ценах, 2009г. от 2007г. |
в факт. ценах, 2009г. от 2008г. |
в сопост. ценах, 2009г. от 2007г. |
в сопост. ценах, 2009г. от 2008г. |
в факт. ценах, 2009г. к 2007г. |
в факт. ценах, 2009г. к 2008г. |
в сопост. ценах, 2009г. к 2007г. |
в сопост. ценах, 2009г. к 2008г. | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
1.Индекс цен, ед. |
1 |
1,143 |
1,086 |
1,241 |
1,086 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2.Выручка от реализации, тыс. руб. |
63676 |
68317 |
85278 |
68717 |
78525 |
21602 |
16961 |
5041 |
400 |
133,92 |
124,83 |
107,92 |
100,59 |
3.Себестоимость товаров, тыс. |
52685 |
56589 |
60514 |
48762 |
55722 |
7829 |
3925 |
-3923 |
-7827 |
114,86 |
106,94 |
92,55 |
86,17 |
4.Валовая прибыль, тыс. руб. |
10991 |
11728 |
24764 |
19955 |
22803 |
13773 |
13036 |
8964 |
8227 |
225,31 |
211,15 |
181,56 |
170,15 |
- уровень в % к обороту |
17,26 |
17,17 |
29,04 |
29,04 |
29,04 |
- |
- |
11,78 |
11,78 |
- |
- |
- |
- |
6.Издержки обращения, тыс. |
10404 |
11299 |
16016 |
12906 |
14748 |
5612 |
4717 |
2502 |
1607 |
153,94 |
141,75 |
124,05 |
114,22 |
- уровень в % к обороту |
16,34 |
16,54 |
18,78 |
18,78 |
18,78 |
- |
- |
2,44 |
2,44 |
- |
- |
- |
- |
Продолжение таблицы 4 | |||||||||||||
7.Прибыль от реализации, тыс. руб. |
502 |
974 |
8748 |
7049 |
8055 |
8246 |
7774 |
6547 |
6075 |
1742,63 |
898,15 |
1404,18 |
723,72 |
- уровень в % к обороту |
0,79 |
1,43 |
10,26 |
10,26 |
10,26 |
- |
- |
9,47 |
8,83 |
- |
- |
- |
- |
8..Прибыль до налогообложения, |
2740 |
1316 |
6912 |
5570 |
6365 |
4172 |
5596 |
2830 |
4254 |
252,26 |
525,23 |
203,28 |
423,25 |
- уровень в % к обороту |
4,30 |
1,93 |
8,11 |
8,11 |
8,11 |
- |
- |
3,81 |
6,18 |
- |
- |
- |
- |
9.Налог на прибыль, тыс. руб. |
618 |
331 |
1382 |
1114 |
1273 |
764 |
1051 |
496 |
783 |
207,44 |
417,52 |
180,26 |
336,56 |
10.Чистая прибыль, тыс. руб. |
2122 |
985 |
5498 |
4456 |
5092 |
3376 |
4513 |
2334 |
3471 |
259,10 |
558,17 |
209,10 |
452,39 |
- уровень в % к обороту |
3,33 |
1,44 |
6,45 |
6,48 |
6,48 |
- |
- |
3,15 |
5,04 |
- |
- |
- |
- |
Данные таблицы 4 показывают, что за анализируемый период, т.е. за 2007г., 2008г., 2009г. выручка компании увеличилась, как в фактических ценах: на 33,92% по отношению 2009г. к 2007г. и на 24,83 % по отношению 2009г. к 2008г, так и в сопоставимых ценах: на 7,92% по отношению 2009 г. к 2007 г. и на 0,59% по отношению 2009г. к 2008г. Доля себестоимости в общем объеме выручки на конец анализируемого периода составляет 71%, что соответствует 60514 тыс. руб. в абсолютном выражении. Увеличение выручки предприятия вызвано тем, что на предприятии расширился ассортимент продаваемой продукции. Себестоимость продукции увеличилась в фактических ценах: на 14,86% по отношению 2009г. к 2007г. и на 6,94% по отношению 2009г. к 2008г., а в сопоставимых ценах уменьшилась: на 2,55% по отношению 2009г. к 2007г. и на 6,17%, по отношению 2009г. к 2008г. Превышение темпа роста выручки над темпом роста себестоимости свидетельствует об эффективной операционной деятельности. Возросли издержки обращения как в фактических ценах: на 53,94% по отношению 2009г. к 2007г. и на 41,75% по отношению 2009г. к 2008г., так и в сопоставимых ценах: на 24,05% по отношению 2009г. к 2007г. и на 14,22% по отношению 2009г. к 2008г. Наблюдается отрицательная тенденция увеличения уровня издержек обращения к обороту как в фактических ценах: на 2,44% по отношению 2009г. к 2007г., так и в сопоставимых ценах: на 18,78% по отношению 2009г. к 2007г. Наблюдается увеличение прибыли от реализации как в фактических ценах: на 742,63% по отношению 2009г. к 2007г. и на 98,15% по отношению 2009г. к 2008г., так и в сопоставимых ценах, также увеличилась на 404% по отношению 2009г. к 2007г. и на 23,72% по отношению 2009г. к 2008г. Это является положительной тенденцией. За анализируемый период чистая прибыль увеличилась, как фактических ценах: на 59,10% по отношению 2009г. к 2007г. и на 58,17% по отношению 2009г. к 2008г., так и в сопоставимых ценах соответственно: на 9,10% по отношению 2009г. к 2007г. и на 52,39% по отношению 2009г. к 2008г. или в абсолютном выражении, в фактических ценах: на 3376 тыс. руб. по отношению 2009г. от 2007г. и на 4513 тыс. руб. по отношению 2009г. от 2008г. и в сопоставимых ценах соответственно: на 2334 тыс. руб. по отношению 2009г. от 2007г. и на 3471 тыс. руб. по отношению 2009г. от 2008г. Чистая прибыль является основным источником увеличения собственного капитала организации и фундаментом основных финансовых показателей. Отмеченное увеличение прибыли положительно характеризует деятельность компании.
3 АНАЛИЗ ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
3.1 Оценка структуры баланса предприятия ОАО «Нива – Плодоовощ»
Одним из основных направлений, с которого, по существу, начинается анализ финансового состояния, является общая его оценка в статистике и динамике по данным бухгалтерского баланса.