Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 15:20, дипломная работа
Актуальность. Формирование рыночной системы в условиях российской переходной экономики требует переосмысления универсальных связей, определения новых подходов к выявлению закономерностей функционирования денежно-кредитной системы.
Введение
2
Глава 1. Цели и инструменты денежно-кредитной политики.
6
1.1.Денежно-кредитная политика Центрального Банка.
6
1.2. Цели и Инструменты денежно-кредитной политики.
14
1.3. Механизм денежной трансмиссии в денежно-кредитной политике.
23
1.4. Таргетирование инфляции.
33
Глава 2. Валютный рынок и валютный курс.
42
2.1. Понятие валютного рынка и виды валютных курсов.
42
2.2. Канал валютного курса трансмиссионного механизма.
51
2.3. Политика валютного курса Банка России.
56
Глава 3. Влияние валютного курса на реализацию денежно-кредитной политики Банка России.
71
3.1. Современные тенденции по реализации денежно-кредитной политики Банка России.
71
3.2. Современная политика Банка России в отношении валютного курса
81
Заключение.
Потребительские цены в мае 2007 года повысились по сравнению с декабрем предыдущего года на 4,7% (в мае 2006 года — на 5,9%). Инфляция за скользящий 12-месячный период в мае 2007 года составила, по оценкам, 7,8%.
Замедление роста
Уменьшились темпы роста цен на товары и услуги, учитываемые при расчете базового индекса потребительских цен. Базовая инфляция в мае 2007 года по сравнению с декабрем предыдущего года составила 2,5% (в соответствующий период 2006 года — 3,6%). В мае 2007 года за скользящий 12-месячный период она была равна, по оценкам, 6,8%, что на 1,0 процентного пункта меньше, чем в декабре предыдущего года. По оценке, в 2007 году базовая инфляция составит около 7%.
За январь—май 2007 года платные услуги населению подорожали на 9,1% (в соответствующий период 2006 года — на 9,3%). Существенным было удорожание услуг связи — на 10,4% (в соответствующий период 2006 года — на 0,1%). Рост тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства за январь—май 2007 года замедлился до 12,6%, что на 3,1 процентного пункта меньше аналогичного показателя в 2006 году.
С учетом сложившегося уровня инфляции при отсутствии неожиданно высокого роста цен на отдельные товары и услуги и при соблюдении установленных предельных границ повышения регулируемых цен и тарифов целевой ориентир по инфляции (6,5—8%) в 2007 году будет выполнен.
Замедление инфляции в
соответствии с поставленными целями
будет способствовать укреплению доверия
к проводимой денежно-кредитной
политике, снижению инфляционных ожиданий,
формированию условий для перехода
к инфляционному
В “Основных направлениях
единой государственной денежно-
Фактически при складывающихся ценах на нефть сорта “Юралс” около 58 долларов США за баррель (в среднем за январь—май 2007 года) темпы роста российской экономики близки к четвертому варианту прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, рассматриваемому в “Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2007 год”. Высокие темпы экономического роста, внутреннего спроса и продолжающаяся дедолларизация экономики способствуют сохранению высоких темпов роста спроса на деньги.
В январе—мае 2007 года в продолжение тенденции 2006 года темпы прироста денежного агрегата М2 в годовом выражении увеличивались и на начало июня 2007 года, по предварительным данным, составили 60% (на начало июня 2006 года — 42,8%).
Ослаблению инфляционных последствий роста рублевой денежной массы в 2007 году способствует существенное и более интенсивное по сравнению с январем—маем 2006 года снижение скорости обращения денег. Под влиянием структурных изменений в составе денежной массы скорость обращения денег, рассчитанная по денежному агрегату М2 в среднегодовом выражении, снизилась к началу июня 2007 года по отношению к началу июня 2006 года, по предварительным данным, на 18,2% (в 2006 году аналогичный показатель составил 9,1%). Позитивные изменения в структуре денежного агрегата М2 проявляются в сокращении доли более ликвидного компонента — наличных денег (по предварительным данным, 27,1% на 1.06.2007 против 31,3% на 1.06.2006).
В соответствии со сценарными
условиями и основными
Согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2008 год темпы роста внутреннего спроса могут быть несколько ниже, чем в 2007 году, укрепление рубля будет не столь интенсивным, как в предыдущие годы, что обусловливает некоторое снижение темпов роста спроса на деньги по сравнению с 2007 годом. В связи с этим Банк России предполагает в зависимости от вариантов прогноза увеличение денежного агрегата М2 на 24—30% за год.
В 2009—2010 годах темпы прироста спроса на деньги будут замедляться. При этом темпы прироста денежной массы М2 могут составить 20—24% в 2009 году и 16—20% в 2010 году.
Денежная программа на 2008—2010 годы представлена в трех вариантах, соответствующих сценариям прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2008—2010 годы.
В зависимости от сценарных вариантов темп прироста денежной базы в 2008 году может составить 18—24%, в 2009 году — 15—20%, в 2010 году — 12—17%.
В 2008 году Банк России продолжит работу по совершенствованию системы инструментов денежно-кредитной политики и их оперативное использование для обеспечения устойчивого состояния денежно-кредитной сферы при различных сценариях социально-экономического развития страны.
Приоритет будет иметь
последовательная активизация процентной
политики и повышение значимости
канала процентных ставок в трансмиссионном
механизме денежно-кредитной
Последовательное сужение коридора процентных ставок по операциям Банка России на денежном рынке в 2008 году останется стратегическим направлением процентной политики. В условиях отмены ограничений на движение капитала повышение нижней границы коридора будет осуществляться с учетом риска масштабного притока иностранного капитала.
Инструменты денежно-кредитной политики Банка России в 2007 году:
Вид инструмента |
Назначение |
Инструмент |
Срок предоставления/аб- |
Процентная ставка, % годовых |
Операции на открытом рынке |
Предоставление ликвидности |
Ломбардные аукционы |
2 недели |
Устанавливается по результатам аукциона (не ниже 7%) |
Прямое РЕПО |
От 1 до 7 дней, 1 неделя, 3 месяца |
Устанавливается по результатам аукциона (от 1 до 7 дней — не ниже 6%, 1 неделя — не ниже 6,5%, 3 месяца — не ниже 9%) | ||
Покупка государственных ценных бумаг и ОБР |
Аутрайтные операции* |
— | ||
Покупка иностранной валюты |
— |
— | ||
Абсорбирование ликвидности |
Депозитные аукционы |
4 недели, 3 месяца |
Устанавливается по результатам аукциона (4 недели — не выше 9%, 3 месяца — не выше 10%) | |
Облигации Банка России |
До 6 месяцев |
Устанавливается по результатам аукциона | ||
Продажа государственных ценных бумаг |
Аутрайтные операции* |
— | ||
Продажа иностранной валюты |
— |
— | ||
Операции постоянного действия |
Предоставление ликвидности |
Кредиты |
Внутридневные |
0 |
Овернайт |
Фиксированная — 10,0% (до 19.06.2007 — 10,5%, до 28.01.2007 — 11,0%) | |||
Ломбардные кредиты (по фиксированной процентной ставке) |
7 дней |
** | ||
Валютные свопы |
Овернайт |
Фиксированная — 10,0% (до 19.06.2007 — 10,5%, до 28.01.2007 — 11,0%) | ||
Абсорбирование ликвидности |
Депозитные операции |
1 день |
Фиксированная — 2,5% (до 2.04.2007 — 2,25%) | |
1 неделя |
Фиксированная — 3,0% (до 2.04.2007 — 2,75%) | |||
До востребования |
Фиксированная — 2,5% (до 2.04.2007 — 2,25%) |
3.2. Современная политика Банка России в
отношении валютного курса.
В 2007 году курсовая политика Банка России, как и прежде, направлена на сдерживание инфляции при недопущении чрезмерного укрепления рубля и предотвращении резких колебаний курса национальной валюты. При значительном влиянии внешнеэкономических условий на состояние внутреннего финансового рынка Банк России продолжает использовать режим управляемого плавающего валютного курса.
Высокие цены на энергоносители и ослабление доллара США на мировом валютном рынке способствовали притоку значительных объемов валютной выручки, что создавало предпосылки для превышения предложения иностранной валюты над спросом на внутреннем валютном рынке. Дополнительным фактором роста предложения иностранной валюты на внутреннем рынке стал высокий объем чистого притока частного капитала, связанный с активным привлечением российскими компаниями финансовых ресурсов на международных рынках.
Объем нетто-покупки Банком России иностранной валюты на внутреннем валютном рынке в январе—мае 2007 года составил 93,1 млрд. долларов США, что почти на 77,1% больше, чем в аналогичный период предыдущего года. Основное влияние на процессы курсообразования на внутреннем валютном рынке оказывали проводимые Банком России интервенции в сегменте “рубль/доллар США”.
В феврале 2007 года Банк России пересмотрел состав бивалютной корзины, состоящей из доллара США и евро, рублевая стоимость которой используется в качестве операционного ориентира курсовой политики. Состав корзины был изменен в сторону увеличения веса евро: 0,55 доллара США и 0,45 евро по сравнению с прежним составом (0,6 доллара США и 0,4 евро). Пересмотр состава бивалютной корзины был направлен на сближение операционного ориентира курсовой политики со среднесрочным — номинальным эффективным курсом рубля.
За январь—май 2007 года прирост реального эффективного курса рубля по предварительным оценкам составил 2,3%, при этом реальные курсы рубля к доллару США и евро выросли на 3,4 и 2,4% соответственно.
Номинальный курс доллара США к рублю по состоянию на 1 июня 2007 года составил 25,90 руб./долл. США, снизившись на 1,6% по сравнению с 1 января 2007 года, номинальный курс евро к рублю повысился на 0,3%, составив на 1 июня 34,81 руб./евро. Эти изменения стали результатом действия внутренних и внешних факторов, в том числе колебаний курсов на мировом валютном рынке.
В целом реализация курсовой политики Банка России в январе—мае 2007 года позволила уменьшить амплитуду колебаний эффективного курса рубля и снизить темпы его укрепления.
В 2007 году укрепление реального эффективного курса рубля может составить 4—5% из расчета декабрь к декабрю.
Задача стабилизации курса национальной валюты предполагает сокращение ажиотажного спроса на иностранную валюту прежде всего со стороны кредитных организаций и обеспечение необходимого объёма предложения. В целях ослабления влияния на курс психологических, спекулятивных факторов Банк России с 1 октября организовал на ММВБ специальную торговую сессию для реализации экспортной выручки. При этом приобретать валюту разрешено только для исполнения заявок импортёров, предполагающих оплату контрактов. Активно участвуя в этой сессии, Банк России сможет пополнить золотовалютные резервы. Таким образом, расширяются возможности по использованию экспортной выручки для накопления резервов и, соответственно, усилению курса национальной валюты.
Кроме того, особое внимание уделяется усилению контроля за своевременной и полной репатриацией валютной выручки российским экспортёрам. Банком России совместно с Государственным таможенным комитетом России (ГТК) принято решение о создании органами ГТК России и территориальными отделениями Банка России рабочих групп для проведения проверок экспортёров и обслуживающих их уполномоченных банков и обеспечения льготных условий для экспортёров, перечисляющих выручку в контрактные сроки (вместо 180 дней). Это должно способствовать увеличению поступлений в страну иностранной валюты и стабилизации ситуации на внутреннем валютном рынке.
В настоящее время, предусматривается принятие ряда нормативных актов, регламентирующих ужесточение контроля за совершением хозяйствующими субъектами операций, по покупке иностранной валюты на внутреннем рынке и целевым использованием средств в соответствии с требованиями валютного законодательства. А также, повышение действенности контроля на основе введения дополнительной схемы информационного обеспечения Банка России по операциям, связанным с поступлением валютной выручки на транзитные счета экспортёров и её обязательной продажей на внутреннем валютном рынке.
Данные меры должны способствовать увеличению поступления в страну валютной выручки от экспорта товаров, стабилизации ситуации на внутреннем валютном рынке и созданию условий для снижения цен на импортируемые товары.
Банк России предлагает крупным банкам – операторам валютного рынка образовать пул по поддержке курса рубля. Имеется в виду, что участники пула возьмут на себя обязательство осуществлять совместно с Банком России интервенции на валютном рынке, постоянно поддерживать минимальные объёмы предложения валюты и котировки. На ММВБ участники пула выступят в качестве маркет-мейкеров, при этом пул возьмёт на себя консолидированное обязательство по обеспечению предложения валюты. Предоставление Банком России кредитов участникам пула обуславливается осуществлением ими с Банком России совместных действий на валютном рынке.
Информация о работе Влияние валютного курса на реализацию денежно-кредитной политики Банка России