Влияние валютного курса на реализацию денежно-кредитной политики Банка России

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 15:20, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность. Формирование рыночной системы в условиях российской переходной экономики требует переосмысления универсальных связей, определения новых подходов к выявлению закономерностей функционирования денежно-кредитной системы.

Оглавление

Введение
2
Глава 1. Цели и инструменты денежно-кредитной политики.
6
1.1.Денежно-кредитная политика Центрального Банка.
6
1.2. Цели и Инструменты денежно-кредитной политики.
14
1.3. Механизм денежной трансмиссии в денежно-кредитной политике.
23
1.4. Таргетирование инфляции.
33
Глава 2. Валютный рынок и валютный курс.
42
2.1. Понятие валютного рынка и виды валютных курсов.
42
2.2. Канал валютного курса трансмиссионного механизма.
51
2.3. Политика валютного курса Банка России.
56
Глава 3. Влияние валютного курса на реализацию денежно-кредитной политики Банка России.
71
3.1. Современные тенденции по реализации денежно-кредитной политики Банка России.
71
3.2. Современная политика Банка России в отношении валютного курса
81
Заключение.

Файлы: 1 файл

Влияние валютного курса на реализацию денежно-кредитной политики.docx

— 261.81 Кб (Скачать)

Традиционными ориентирами  действий государственных органов  по управлению валютным рынком выступают: уровень и динамика курса национальной денежной единицы; структура и сальдо внешнеторгового баланса; состояние  основных сегментов финансового  рынка, прежде всего движение капиталов; борьба с отмыванием денег, неуплатой  налогов и т.д. Но каждый из вышеупомянутых ориентиров, как правило, не используется как самоцель.

В практике используемых странами рыночной экономики систем валютного  регулирования можно найти самые  разнообразные сочетания различных  инструментов и целей воздействия  на рынок.

Схемы действий государственных  органов находятся в диапазоне  между двумя крайними режимами: система  фиксированных валютного курсов и режим свободного флоатинга.

Режим фиксированных валютных курсов. Основная идея такого регулирования  заключается в проведении политики курсообразования , не допускающей отклонение от заранее выбранных приоритетов, которая обеспечивается ограничениями по операциям физических и юридических лиц, т.е. государство жестко фиксирует обменные курсы валют. В данном случае Центральный банк должен располагать адекватными резервами иностранной валюты - для смягчения колебаний на валютном рынке.


Денежные власти России уже  не первый год предполагают перейти  к контролю над денежной ликвидностью не с помощью регулирования валютного  курса, а используя механизм процентных ставок и рефинансирования, который  применяется центральными банками  всех развитых стран. Отказ от таргетирования обменного курса в пользу таргетирования инфляции декларировался ЦБ как цель на среднесрочную перспективу в "Основных направлениях кредитно-денежной политики на 2007 год". Но, как оказалось, время не ждет. "Раньше мы говорили о переходе к инфляционному таргетированию в среднесрочной перспективе. Но, учитывая текущие обстоятельства, мы можем перейти к нему в более быстрые сроки",— заявил вчера, выступая на международном инвестиционном форуме "Московский бизнес-диалог", первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев. Готовность ЦБ быстро менять курс денежной политики господин Улюкаев объяснил в том числе конъюнктурой, представляющей ЦБ возможности такого перехода. В условиях дефицита ликвидности ЦБ уже переходит от преимущественно курсовой политики к политике регулирования процентных ставок и получает большие возможности влиять на инфляцию, пояснил заместитель главы ЦБ.

О подобном сценарии Ъ писал  еще 8 ноября: накануне Федеральное  казначейство объявило, что с 2008 года Минфин может начать размещение средств  бюджета на депозитах в банках, а ЦБ — конвертировать средства стабфонда на открытом рынке. Сейчас деньги стабфонда переводятся на валютный депозит в ЦБ и эта операция производится вне валютного рынка. Вчера Алексей Улюкаев заявил, что готов частично отказаться от регулирования валютного курса в пользу министра финансов Алексея Кудрина уже в феврале 2008 года.

"Теперь конвертация  тоже будет элементом курсовой  политики. Раньше мы исключали  огромный пласт из механизма  курсообразования, теперь считаем,  что надо переходить к более рыночному ценообразованию,— пояснил он.— Мы считаем, что на рабочем уровне это согласовано с Минфином, и Алексей Кудрин поддержал это. Единственное — надо просчитать механизм на бумаге". Отметим, далеко не все в Минфине поддерживают идеи ЦБ. "Я против. Выход с такими суммами на рынок неизвестно чем закончится" — так прокомментировал идею ЦБ о стабфонде заместитель министра финансов Сергей Сторчак "Интерфаксу". Опрошенные Ъ экономисты считают, что смена денежной политики свидетельствует именно о начале перехода ЦБ к инфляционному таргетированию — контролю инфляции, но не курса рубля. Но они считают, что эта мера не очень продуктивна с точки зрения контроля над ликвидностью. "Если ЦБ уйдет с этого рынка и отдаст все на откуп Минфину, он сможет лучше контролировать текущую ликвидность, но с точки зрения среднесрочной перспективы решение об обмене средств стабфонда на открытом рынке на ликвидность влиять не будет. Но курс в рамках коридора может стать очень волатильным",— предупреждает Станислав Пономаренко из ING Russia. Более того, экономисты убеждены, что переход к инфляционному таргетированию в нынешних экономических реалиях может сыграть против экономического роста. "Мне не очень понятно, как это сделать, когда ставка репо составляет 6%, а инфляция — 10%. Реальная ставка отрицательна, ЦБ фактически субсидирует банки. Когда механизм стерилизации работает все хуже, непонятно, как отказаться от валютного таргетирования?" — недоумевает Александр Морозов из HSBC.

Станислав Пономаренко называет еще несколько факторов, которые  делают переход к инфляционному таргетированию очень рискованным. Первый — слаборазвитые банковская и финансовая системы РФ, которые пока не могут полноценно "транслировать" действие процентной ставки на экономический рост и инфляцию. Второй заключается в том, что бороться с инфляцией можно только путем увеличения процентных ставок, что может негативно отразиться на росте и состоянии финансового сектора. И наконец, третий — все еще значительный профицит торгового баланса может привести к заметному укреплению курса рубля, возможностей контролировать который у ЦБ в этой схеме нет. В МВФ считают, что инфляционное таргетирование должно оставаться целью для денежных властей России, но для борьбы с инфляцией прежде всего надо сокращать бюджетные расходы. "Россия начала ослаблять фискальную политику в 2005 году,— заявил вчера агентству Bloomberg старший экономический советник европейского департамента МВФ Невен Матес.— Вызывает беспокойство, что в текущий трехлетний бюджет ослабление заложено до конца 2009 года, и это в то же самое время, когда спрос в частном секторе, как ожидается, будет очень сильным". Советы МВФ, похоже, запоздали. Вчера на заседании президиума Госсовета Алексей Кудрин заявил, что в мае 2008 года Минфин планирует "выйти и на основные параметры федеральной целевой программы, которая должна начаться с 2010 года". Она представлена в двух сценариях — минимальном и максимальном. Даже первый сценарий предполагает увеличение расходов федерального бюджета в полтора раза в 2010 году по отношению к 2009 году, по словам министра финансов, "прямо со старта". К тому времени новая модель управления денежным рынком ЦБ уже может быть запущена.

Однако уже даже сейчас небольшие монетарные корректировки  уровня инфляции позволяют Центральному банку РФ воздействовать на валютный курс, который жестко и адекватно, как было установлено, связан с уровнем  инфляции в стране. Далее колебания  валютного курса оказывают очень  сильное воздействие на объёмы валовых  инвестиций в промышленности и на объёмы выпуска в реальном секторе  экономики. Следовательно, российские монетарные власти при выборе инструментов денежно-кредитной политики должны особое внимание уделить такому сложному и многогранному экономическому явлению как инфляция.


В 2008 году Банк России продолжит проведение денежно-кредитной политики в условиях сохранения режима управляемого плавающего курса рубля. Курсовая политика будет направлена на сглаживание резких колебаний обменного курса, не обусловленных действием фундаментальных экономических факторов, и будет проводиться с учетом необходимости сдерживания инфляционных процессов и поддержания ценовой конкурентоспособности отечественного производства.

В среднесрочной перспективе  Банк России перейдет к более гибкому  формированию валютного курса, что  будет способствовать выполнению количественных ориентиров денежно-кредитной политики в области поддержания ценовой  стабильности путем воздействия  на стоимость денег в экономике, преимущественно с помощью инструментов процентной политики органов денежно-кредитного регулирования.

В целях поддержания на относительно низком уровне волатильности  курса рубля к значимым для  Российской Федерации иностранным  валютам Банк России в 2008 году продолжит использовать в качестве операционного ориентира при проведении валютных интервенций бивалютную корзину, состоящую из евро и доллара США. Это позволит Банку России оперативно реагировать на взаимные колебания курсов основных мировых валют и, соответственно, осуществлять сглаживание колебаний эффективного курса рубля.

Повышение в 2008 году реального эффективного курса рубля будет зависеть от внешних и внутренних экономических условий и может составить от 0 до 10%. В условиях, близких ко второму варианту макроэкономического прогноза, реальный эффективный курс рубля повысится примерно на 3%. При реализации сценарных условий социально-экономического развития Российской Федерации в 2008 году прирост реального эффективного курса рубля останется умеренным и не подорвет конкурентоспособность отечественных производителей, устойчивость платежного баланса и будет способствовать модернизации экономики. В случае резкого увеличения бюджетных расходов, повышения регулируемых цен и тарифов темпами, превышающими установленные допустимые границы, роста цен на нефть сверх уровня, предусмотренного третьим вариантом прогноза, укрепление реального эффективного курса рубля может приблизиться к верхней границе указанного диапазона. При значительном падении мировых цен на экспортируемые Россией товары, существенном снижении притока частного капитала реальный эффективный курс рубля в 2008 году может остаться на уровне, сложившемся к концу 2007 года.

Заключение.

Фундаментальное положение  современной денежной теории заключается  в структурировании деятельности центрального банка и рассмотрении его функционирования в рамках определенной иерархической  системы. На верхнем уровне такой  системы центральный банк определяет конечную цель денежно–кредитной политики. На следующей по уровню ступени переменной выбора для него выступает режим  таргетирования, представляющий собой  тот механизм, с помощью которого достигается цель. И, наконец, на самом  низшем уровне денежные власти выбирают конкретные меры (инструменты по предоставлению и изъятию ликвидности), с помощью которых будет реализовываться тот или иной режим таргетирования.

В рамках режима таргетирования инфляции ставка рефинансирования служит главным операционным инструментом денежно–кредитной политики, поэтому  воздействие на основные денежные агрегаты и опосредованная, ею связь между  ними должна выступать ключевым объектом мониторинга и управления центрального банка.

Режим инфляционного таргетирования появился как альтернатива монетарному таргетированию в конце 80-х годов и получил бурное развитие в последующее десятилетие. К числу основных характеристик инфляционного режима экономисты относят:

§​ четкую постановку цели по достижению количественно заданного уровня инфляции в виде одного значения либо диапазона. Данная цель заявляется как важнейшая цель центрального банка. В некоторых странах она определяется правительством (министерством финансов), в других самим центральным банком;

§​ отсутствие доминирования фискальной политики;

§​ отсутствие иных первичных целей денежно-кредитной политики;

§​ инструментальную независимость центрального банка;

§​ прозрачность деятельности и отчетность центрального банка перед обществом.

Исследование трансмиссионного механизма, представляющего собой  взаимосвязь денежного рынка  и реальной экономики, позволяет  понять, каким образом действия центрального банка влияют на макроэкономические показатели. На теоретическом уровне результаты исследования позволяют  считать, что современная теория денежной трансмиссии не вполне полно  описывает денежную систему в  рамках режима инфляционного таргетирования. Выделяемые каналы денежной трансмиссии  представляют собой механизмы связи  денежных агрегатов с реальными  экономическими показателями и оставляют  за границами рассмотрения совокупность номинальных эффектов, которые, тем  не менее, имеют большее значение в долгосрочном периоде. Именно нейтральность  денег и долгосрочная ориентация центрального банка на таргетирование инфляции ставят задачу расширения механизма  денежной трансмиссии и выделение  номинальных эффектов в отдельную систему трансмиссионных процессов денежно–кредитной политики.

Центральный банк, как регулятор  сферы денежного обращения, имеет  возможность управлять стоимостью национальных денег, находящей конкретное отражение в ценах товаров  и услуг, курсах валют и ценных бумаг и т.д. При этом, уровень  реального производства выступает  в этом процессе как бы определяющим вектором, задающим направление и  размеры необходимых денежных инъекций и изъятий. Денежное предложение  не должно препятствовать повышению  уровня производства, но в то же время  не должно способствовать ускорению  роста цен. Таким образом, в управлении денежным предложением у центрального банка есть два ограничения: нижний уровень роста денежной массы  обусловлен ростом экономики (реального  и финансового сектора), верхний  – допустимым уровнем инфляции (и, возможно, отсутствием финансовых пузырей).

Однако определить нижний и верхний уровень роста денежной массы, а также описать их изменение  во времени с учетом протекания реальных циклов экономической активности представляется достаточно сложной задачей, которую, тем не менее, можно значительно  облегчить посредством изучения временной структуры взаимосвязей ключевых переменных. Такая структура, получившая название «механизм денежной трансмиссии», выступает широко распространенным предметом современных теоретических  и эмпирических работ.

Роль и возможности  денежно-кредитной политики в регулировании  экономической ситуации в стране в значительной степени определяются характером преобладающих зависимостей макроэкономических показателей, к  числу которых относятся в  первую очередь денежная масса, выпуск и инфляция. По существу, данная триада создает единство целей и возможностей денежных властей, а потому знание и  понимание взаимосвязей между ними служит залогом проведения эффективного денежного управления.

Наиболее подходящим является режим инфляционного таргетирования. Данный режим дает достаточную инструментную свободу центральному банку в реализации денежно–кредитной политики, что очень важно в изменчивых условиях переходной экономики. При этом сохраняются ответственность и стимулы для денежных властей к достижению стабильности цен – конечной цели денежно–кредитной политики.

 

Список использованной литературы:

1.​ Закон «О Центральном банке РСФСР (Банке России)»// Экономика и жизнь- 1995- 19 мая

2.​ Федеральный закон РФ № 145-ФЗ от 31.07.1998 “Бюджетный Кодекс Российской Федерации”

3.​ Федеральный закон РФ №146-ФЗ от 31.07.1998, Налоговый кодекс РФ, ч. 1

4.​ Федеральный закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ и Федеральный закон РФ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» от 18 июля 2005 г. № 90-ФЗ.

Информация о работе Влияние валютного курса на реализацию денежно-кредитной политики Банка России