Влияние валютного курса на реализацию денежно-кредитной политики Банка России

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 15:20, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность. Формирование рыночной системы в условиях российской переходной экономики требует переосмысления универсальных связей, определения новых подходов к выявлению закономерностей функционирования денежно-кредитной системы.

Оглавление

Введение
2
Глава 1. Цели и инструменты денежно-кредитной политики.
6
1.1.Денежно-кредитная политика Центрального Банка.
6
1.2. Цели и Инструменты денежно-кредитной политики.
14
1.3. Механизм денежной трансмиссии в денежно-кредитной политике.
23
1.4. Таргетирование инфляции.
33
Глава 2. Валютный рынок и валютный курс.
42
2.1. Понятие валютного рынка и виды валютных курсов.
42
2.2. Канал валютного курса трансмиссионного механизма.
51
2.3. Политика валютного курса Банка России.
56
Глава 3. Влияние валютного курса на реализацию денежно-кредитной политики Банка России.
71
3.1. Современные тенденции по реализации денежно-кредитной политики Банка России.
71
3.2. Современная политика Банка России в отношении валютного курса
81
Заключение.

Файлы: 1 файл

Влияние валютного курса на реализацию денежно-кредитной политики.docx

— 261.81 Кб (Скачать)

Как показывает опыт, попытки  властей достигнуть других целей  экономической политики (высокого уровня занятости и роста производства) противоречат принципу стабильности цен. Когда развитым странам угрожает инфляция, центральные банки обычно повышают процентные ставки, вызывая  шквал критики, особенно со стороны  представителей реального сектора  экономики. Инфляционное таргетирование позволяет избежать конфликта интересов, поскольку главной целью денежно-кредитной  политики становится не стимулирование высокого уровня занятости или роста  производства, а плановое "создание" инфляции. Кроме того, на его основе можно принять антиинфляционные меры еще до наступления инфляции. Суть инфляционного таргетирования состоит в следующем. Центральный банк прогнозирует предстоящую динамику инфляции; прогноз сравнивается с целевыми значениями инфляции, которых желательно достигнуть; разница между прогнозом и целью свидетельствует о необходимых масштабах корректировки денежно-кредитной политики. Таким образом, денежные власти устанавливают плановый уровень инфляции и используют все средства для его достижения. Страны, применяющие процедуру инфляционного таргетирования, считают, что она помогает повысить эффективность денежно-кредитной политики по сравнению со стандартными приемами, к которым прибегают центральные банки.

Инфляционное таргетирование требует выполнения 2 условий. Первое условие - центральный банк должен иметь достаточную степень независимости. Хотя ни в одной стране он не может быть полностью независим от правительства, банк должен, по крайней мере, располагать свободой в выборе инструментария, с помощью которого планируется достижение целевого уровня инфляции. Для того чтобы выполнялось это условие, стране необходимо отказаться от принципа "фискального доминирования", то есть бюджетно-налоговая политика не должна оказывать никакого влияния на денежно-кредитную политику. Свобода от фискального доминирования подразумевает крайне низкий (или, что еще лучше, нулевой) уровень правительственных заимствований у центрального банка и достаточную степень развитости внутреннего финансового рынка с тем, чтобы он мог "поглотить" дополнительные эмиссии государственных обязательств.

Кроме того, правительство  должно располагать широкой доходной базой и не рассчитывать систематически на поступления от сеньоража. Если же фискальное доминирование сохраняется, налоговая политика будет стимулировать  инфляционное давление, которое подорвет эффективность денежно-кредитной  политики. На практике это может  найти отражение в достаточно "безобидных" на первый взгляд действиях, например, в требовании правительства  снизить процентные ставки для повышения  налоговых сборов.

Второе условие, определяющее работоспособность инфляционного  таргетирования, состоит в том, что  власти должны отказаться от таргетирования других экономических показателей, таких, как заработная плата, уровень  занятости или валютный курс. Например, если страна проводит политику фиксированного валютного курса, то при высокой мобильности международных капиталов она не сможет одновременно использовать инфляционное таргетирование. Когда власти стремятся к достижению сразу нескольких целей, участники рынка не знают, какой из них в случае ухудшения ситуации будет отдано предпочтение. В нашем примере, если возникнет угроза стабильности валютного курса, центральному банку придется сделать выбор: или удержать фиксированный курс и тем самым отказаться от инфляционной цели, или сохранить плановый уровень инфляции, пожертвовав фиксированным курсом.

Однако неограниченная свобода  действий центрального банка может  иметь и негативные стороны. Специалисты  МВФ, смоделировав взаимодействие денежно-кредитной  и бюджетно-налоговой политики, пришли к выводу, что в условиях жесткой  денежно-кредитной политики лучшим решением властей с точки зрения благосостояния общества будет достижение центральным банком оптимальной  инфляционной цели с учетом необходимости  роста производства.

Выполнив два основных требования, страны теоретически могут  приступать к использованию инфляционного  таргетирования. Но на практике им потребуется  провести еще ряд мероприятий:

- разработать модель или  методологию прогнозирования инфляции;

- установить количественные  показатели инфляции на предстоящий  период;

- заверить участников  рынка, что инфляционные цели  превалируют над всеми остальными;

- подобрать подходящий  монетарный инструментарий, который  позволит снизить инфляцию до  целевых ориентиров;

- создать технические  и институциональные предпосылки  моделирования и прогнозирования  внутренней инфляции;

- определить лаг между  моментом применения монетарных  инструментов и временем их  воздействия на инфляцию;

- исследовать степень  эффективности отдельных монетарных  инструментов.

Кроме того, определение  целевого ориентира инфляции, или  инфляционной цели включает: выбор  типа индекса цен; постановку цели с  точки зрения уровня цен или ставки инфляции; расчет динамики предстоящей  инфляции; формулировку инфляционной цели как точечного значения или  как диапазона колебаний; оговорку возможных отклонений от целевых  значений или отказ от инфляционного  ориентира в случае возникновения  особых обстоятельств.

В начале 90-х годов 7 индустриально  развитых стран решили перейти к  инфляционному таргетированию. Первыми были Новая Зеландия и Канада, затем к ним присоединились Великобритания, Финляндия, Швеция, Австралия и Испания. С 1999г. инфляционное таргетирование использует Европейский центральный банк. В свое время Европейский валютный институт ограничил число вариантов денежно-кредитной политики в еврозоне двумя, а именно - определением целевых денежных агрегатов и инфляционным таргетированием. В настоящее время в еврозоне используется комбинация денежного таргетирования, исходящего из установления ориентира денежного агрегата МЗ, и инфляционного таргетирования, опирающегося на гармонизированный индекс потребительских цен.

Причина такого выбора - неудачный  опыт таргетирования денежных агрегатов  или поддержания фиксированного валютного курса. В Новой Зеландии и Канаде инфляционное таргетирование сначала использовалось для снижения темпов инфляции, которая в 80-е годы по меркам западных стран была у них достаточно высокой. Поскольку опыт борьбы с инфляцией оказался успешным, остальные пять стран переняли инструментарий инфляционного таргетирования, несмотря на то что темпы инфляции у них были сравнительно низкими. Отметим, что названные семь стран в отличие от Германии, Японии, Швейцарии и Соединенных Штатов Америки за последние тридцать лет не добились значительных успехов в борьбе с инфляцией. По мнению участников рынка, в то время их национальная денежно-кредитная политика испытывала ощутимый недостаток доверия. Поэтому, перейдя к инфляционному таргетированию, власти пытались не только снизить темпы инфляции, но и повысить авторитет своей экономической политики.

Под временным горизонтом таргетирования понимается период времени, в течение которого планируется достичь поставленную цель. Определение горизонта таргетирования во многом зависит от уровня инфляции на момент принятия целевого ориентира. Например, в связи с тем, что в Канаде и Новой Зеландии власти первоначально использовали инфляционное таргетирование как антиинфляционный прием, горизонт таргетирования составил 18 месяцев. Затем по мере снижения инфляции в Новой Зеландии интервал уменьшился до 12 месяцев, а в Канаде остался на прежнем уровне. Если инфляция достигала целевого значения, то ее предполагалось удерживать на этом уровне на протяжении пяти лет. В Великобритании денежные власти приняли в качестве горизонта таргетирования время окончания парламентского срока (середина 1997 г.). Вплоть до этого момента инфляция должна была находиться в диапазоне 1-4%, а затем стабилизироваться на отметке не более 2,5%. В Австралии нашли еще более оригинальное решение - горизонт таргетирования соответствует длительности экономического цикла.

Уровень цен - Изменения в  расчетах индекса потребительских  цен (ИПЦ) из-за появления новых товаров  или увеличения спроса на товары повышенного  качества в настоящее время происходят часто, поэтому на практике стабильность цен означает не столько нулевое, сколько небольшое положительное  значение прироста ИПЦ. Эти и другие соображения побудили руководство  большинства стран остановить свой выбор на инфляционном ориентире  в 2% годовых.

Основное различие между  странами при определении ориентира  инфляции состоит в ширине допустимого  диапазона отклонений фактической  инфляции от запланированного показателя. В Австралии и Финляндии власти стремятся к достижению точечного  значения инфляции, в Канаде, Новой Зеландии, Швеции и Великобритании устанавливают не точечное значение, а целевую зону. В Испании фиксируют только верхнюю границу (потолок) инфляции. Вариант выбора диапазона зависит от предполагаемой степени контроля над инфляцией Властям необходимо найти оптимальное решение между двумя крайностями: узким диапазоном, который трудно удержать, и чрезмерно широким, который участники рынка могут интерпретировать как слабость центрального банка.

Инфляционное таргетирование используется как инструмент не только денежно-кредитной политики, но и оценки деятельности центрального банка. Если денежные власти достигают заявленных целей точно и в установленные сроки, то можно говорить о том, что центральный банк эффективно справляется с поставленными задачами. Проверить это можно только в условиях достаточной открытости и транспарентности его операций. Власти должны публично заявлять об изменениях в денежно-кредитной политике и объяснять их причины. В свою очередь, открытость и транспарентность помогают повысить эффективность проводимой политики. Большая "прозрачность" действий влияет на участников рынка через механизм ожиданий и уменьшает лаг между моментом применения монетарных инструментов и реакцией цен и заработной платы.

В большинстве стран центральные  банки, использующие инфляционное таргетирование, подотчетны законодательной ветви власти. Регулярные выступления представителей центрального банка в парламенте и публикация его годовых отчетов - основные средства общественного контроля за деятельностью денежных властей. Таргетирование инфляции не является новацией. Центральные банки всегда отслеживали различные индексы цен, даже если в качестве промежуточных целей использовали денежные агрегаты или валютный курс. Однако в случае инфляционного таргетирования объявление целевого ориентира инфляции приобретает форму обязательства по его достижению в течение определенного периода времени, что обусловливает ряд черт, присущих только этой процедуре. С теоретической точки зрения объявление целевого ориентира инфляции служит "якорем" денежно-кредитной политики и выступает эффективным механизмом согласования цен и заработной платы. В практическом аспекте установление ориентиров инфляции позволяет заполнить "вакуум" в регулировании экономики, образовавшийся после отказа властей от таргетирования денежных агрегатов или валютного курса. Таким образом, можно сказать, что практическая мотивация использования инфляционного таргетирования основывается на лучшей управляемости процессом достижения конечной цели (стабильности цен), а теоретическая - на сигнально-катализаторных свойствах процедуры объявления инфляционной цели.

 

Глава 2. Валютный рынок и валютный курс.

2.1. Понятие валютного  рынка и виды валютных курсов.

Валютный рынок – это  рынок, в котором объектом купли-продажи  являются валютные ценности, т.е. иностранная  валюта.

Валютный рынок часто  используется как модель идеальной  конкуренции. Первый признак – это  бесконечное число участников. Второй признак – это исключительная информация о состоянии рынка. Третий признак совершенной конкуренции  – это свободный вход-выход  на рынок. Четвертый признак –  это свободный перелив капиталов.

Существует две категории  валютного рынка:

1)​ межбанковский (занимает 90% валютного рынка);

2)​ биржевой.

Валютный рынок действует  круглосуточно. В любой момент времени  можно купить валюту. Когда закрываются  банки в Америке, начинают работать банки в Азии и т.д.

На валютном рынке не все  участники имеют одинаковые цели.

Цели:

1)​ участие во внешнеэкономической деятельности (продают и покупают валюту с целью совершения экспортно-импортных операций);

2)​ спекуляция (ожидание, высматривание, выслеживание);

Спекулянты получают доход  от осознанных валютных рисков (держишь  валюту у себя или продаешь, хочешь на эти деньги купить дешевле).

3)​ хеджирование (барьер, страхование от потерь) – закрытие открытых позиций, т.е. уход от валютного риска, погашение валютного риска;

4)​ арбитраж – деятельность, связанная с игрой на разнице цен.

Нахожу покупателя и продавца, провожу сделку одновременно. Без  рисков, валюту купил и сразу продал.

Участники валютных рынков:

1)​ Самые крупные – это Центральные Банки. Они проводят валютные интервенции и оперируют золото-валютными резервами.

2)​ Национальные правительства.

3)​ Коммерческие банки.

4)​ Валютные биржи. (Должны получить лицензию национального банка на разрешение валютных операций).

5)​ Физические и юридические лица. (С правовой точки зрения участниками валютного рынка могут быть резиденты и нерезиденты).

Мировой валютный (форексный) рынок - включает отдельные рынки, локализованные в различных странах мира, центрах  международной торговли и валютно  -финансовых отношений.

Валютный рынок - особый институциональный  механизм, опосредующий отношения по купле -продаже иностранной валюты между банками, брокерами и другими финансовыми институтами, и обслуживающий отношения между банками и корпоративными, правительственными и индивидуальными клиентами.

Информация о работе Влияние валютного курса на реализацию денежно-кредитной политики Банка России