Влияние валютного курса на реализацию денежно-кредитной политики Банка России

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 15:20, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность. Формирование рыночной системы в условиях российской переходной экономики требует переосмысления универсальных связей, определения новых подходов к выявлению закономерностей функционирования денежно-кредитной системы.

Оглавление

Введение
2
Глава 1. Цели и инструменты денежно-кредитной политики.
6
1.1.Денежно-кредитная политика Центрального Банка.
6
1.2. Цели и Инструменты денежно-кредитной политики.
14
1.3. Механизм денежной трансмиссии в денежно-кредитной политике.
23
1.4. Таргетирование инфляции.
33
Глава 2. Валютный рынок и валютный курс.
42
2.1. Понятие валютного рынка и виды валютных курсов.
42
2.2. Канал валютного курса трансмиссионного механизма.
51
2.3. Политика валютного курса Банка России.
56
Глава 3. Влияние валютного курса на реализацию денежно-кредитной политики Банка России.
71
3.1. Современные тенденции по реализации денежно-кредитной политики Банка России.
71
3.2. Современная политика Банка России в отношении валютного курса
81
Заключение.

Файлы: 1 файл

Влияние валютного курса на реализацию денежно-кредитной политики.docx

— 261.81 Кб (Скачать)

• Отсутствие эффекта вытеснения. В отличие от стимулирующей фискальной политики стимулирующая монетарная политика (рост предложения денег) обусловливает  снижение ставки процента, что ведет  не к вытеснению, а к стимулированию инвестиций и других чувствительных к изменению ставки процента автономных расходов и к мультипликативному росту выпуска.  
• Эффект мультипликатора. Монетарная политика, как и фискальная политика, имеет мультипликативный эффект воздействия на экономику, причем действуют два мультипликатора. Банковский мультипликатор обеспечивает процесс депозитного расширения, т.е. мультипликативное увеличение денежной массы, а рост автономных расходов в результате снижения ставки процента в условиях роста предложения денег мультипликативно (с эффектом мультипликатора автономных расходов) увеличивает величину совокупного выпуска.

Недостатки монетарной политики следующие:

• Возможность инфляции. Стимулирующая монетарная политика, т.е. рост предложения денег, ведет  к инфляции даже в краткосрочном, а тем более в долгосрочном периоде. Поэтому представители  кейнсианского направления утверждают, что монетарная политика может использоваться лишь при перегреве (инфляционном разрыве) экономики, т.е. рассматривают возможность проведения только сдерживающей монетарной политики, а при рецессии, по их мнению, должна использоваться стимулирующая фискальная, а не монетарная политика.

• Наличие внешнего лага в связи со сложностью и возможными сбоями в механизме денежной трансмиссии. Внешний лаг представляет собой  период времени от момента принятия мер по стабилизации экономики (принятия решения центральным банком по изменению  величины предложения денег) до момента  появления результата их воздействия  на экономику (который выражается в  изменении величины выпуска). Покупка  и продажа центральным банком государственных ценных бумаг осуществляется быстро, т.е. быстро изменяются кредитные  возможности коммерческих банков. Однако механизм денежной трансмиссии долгий и состоит из нескольких ступеней, на каждой из которых возможен сбой.

1) Политика «дешевых денег», проводимая центральным банком, может обеспечить коммерческие  банки дополнительными резервами,  что расширяет кредитные возможности  банков, однако такая возможность  может не превратиться в действительность. Нет никакой гарантии, что при  увеличении резервов произойдет  соответствующее увеличение объема  кредитов, выдаваемых коммерческими  банками. Кроме того, население  может решить не брать кредиты.  В результате денежная масса  не увеличится. 
2) Реакция денежного рынка на рост предложения зависит от вида кривой спроса на деньги. Серьезное падение ставки процента произойдет только в случае, если кривая спроса на деньги крутая, т.е. если чувствительность спроса на деньги к изменению ставки процента невелика. Если спрос на деньги очень чувствителен к изменению ставки процента (кривая спроса на деньги пологая), то увеличение предложения денег не приведет к значительному снижению ставки процента (рис. 2.(а)).

3) Существенное снижение  ставки процента в результате  роста предложения денег может  не привести к серьезному увеличению  инвестиционных расходов, если их  чувствительность к изменению  ставки процента низка (кривая  инвестиций крутая) (рис. 2.(б))

1) Если чувствительность  инвестиционного спроса к динамике  ставки процента высока, и инвестиционные  расходы увеличились в результате  падения ставки процента, то рост  совокупных расходов может не  привести к увеличению реального  выпуска, если экономика находится  в состоянии полной занятости  (на уровне потенциального объема  производства), что соответствует  вертикальной кривой совокупного  предложения (рис. 2.(в)). Таким образом, нарушение в любом звене передаточного механизма могут свести на нет или существенно ослабить воздействие монетарной политики на экономику. Более того, наличие у монетарной политики значительного внешнего лага, т.е. запаздывания воздействия изменения предложения денег на экономику, обусловленного многоступенчатостью денежного передаточного механизма (даже в том случае, когда нет сбоев в его функционировании) может привести к дестабилизации экономики. Например, решение об увеличение денежной массы, принятое в период спада, может дать свой результат, когда экономика уже достигнет бума, что вызовет усиление инфляционных процессов. И наоборот, продажа государственных ценных бумаг центральным банком с целью снижения деловой активности в условиях «перегрева» экономики может сказаться, когда экономика будет находиться в глубоком спаде, и это только усугубит ситуацию.

• Наличие побочных эффектов, вызываемых изменением предложения  денег, которые также снижают  эффективность монетарной политики. Так, если центральный банк увеличивает  денежную массу, то ставка процента падает, т.е. снижаются альтернативные издержки хранения наличных денег. В этих условиях население может предпочесть  перевести средства с депозитов  в наличность, что уменьшит норму  депонирования (коэффициент cr, равный отношению наличности к депозитам (cr = C/D)). Одновременно падение ставки процента (цены кредита) снижает заинтересованность коммерческих банков выдавать кредиты, увеличивая их избыточные резервы (excess reserves), что сказывается на величине нормы резервирования (коэффициента rr, равного отношению резервов к депозитам (rr = R/D) и представляющего собой сумму нормы обязательных резервов (ur), устанавливаемой центральным банком, и нормы избыточных резервов (er), определяемой самими коммерческими банками (rr = ur + er)). Рост нормы депонирования и нормы резервирования ведет к снижению величины денежного мультипликатора, что существенно ослабляет эффект воздействия монетарного импульса на экономику (рис. 3.(а)). Рост денежной базы от Ндо Нможет привести к росту денежной базы от Мдо М2, если не меняется величина мультипликатора, и лишь до М3, если происходит уменьшение величины денежного мультипликатора вследствие роста нормы депонирования (как в данном случае) и/или нормы резервирования. 
• Противоречивость целевых ориентиров (дилемма целей) монетарной политики. Дело в том, что центральный банк не может одновременно регулировать и предложение денег, и ставку процента, поскольку оба эти показателя определяют координаты точки равновесия денежного рынка. Если центральный банк ставит целью поддержание на неизменном уровне ставки процента, то поскольку при увеличении спроса на деньги (сдвиг вправо кривой спроса на деньги от MDдо MD2), ставка процента повышается от Rдо R(рис. 3.(б)), центральный банк должен увеличить предложение денег до MS2, т.е не может контролировать величину денежной массы, и она становится из экзогенной величины эндогенной величиной, полностью подчиненной цели удержания на неизменном уровне ставки процента. И наоборот, если центральный банк ставит целью поддержание неизменной величины предложения денег, он теряет контроль за ставкой процента, поскольку при росте предложение денег (от MS1 до MS2 на рис. 3(б)), ставка процента будет снижаться (от Rдо R3), а при сокращении предложения денег ставка процента будет возрастать.

В результате монетарная политика может привести к дестабилизации экономики. Если центральный банк для  стабилизации экономики ставит своей  задачей не контроль предложения  денег, а поддержание на неизменном уровне ставки процента, то рост дохода (выпуска) в период подъема приведет к росту транзакционного спроса на деньги и, следовательно, общего спроса на деньги, что при неизменном предложении  денег вызовет увеличение ставки процента. Для снижения ставки до первоначального  уровня центральный банк вынужден увеличивать  предложение денег, что в результате может создать дополнительный импульс  для роста экономики, превращая  здоровый подъем в инфляционный бум. В период спада политика по поддержанию  неизменной ставки процента приведет к тому, что центральный банк для  предотвращения падения ставки процента, вызванного снижением общего спроса на деньги в результате снижения деловой  активности, должен сократить предложение  денег, что будет иметь следствием еще большее сокращение совокупного  спроса и усиление спада. 
• Потеря центральным банком контроля над предложением денег в условиях зависимости монетарной политики от фискальной политики правительства. В этом случае предложение денег также превращается из экзогенной величины в эндогенную. Если деятельность центрального банка направлена на решение бюджетных проблем, т.е. обеспечение финансирования роста государственных расходов (при проведении правительством стимулирующей фискальной политики) или финансирования дефицита государственного бюджета, то монетарная политика становится полностью подчиненной решению проблем фискальной политики. Как известно, увеличение государственных расходов и дефицит государственного бюджета могут финансироваться за счет: а) покупки центральным банком государственных ценных бумаг или прямой эмиссии денег (так называемой монетизации дефицита государственного бюджета); б) покупки государственных ценных бумаг населением (внутренний долг) и в) займов у иностранного сектора (внешний долг). Если по каким-то причинам долговое финансирование невозможно (как правило, в экономиках развивающихся стран и в переходных экономиках) или считается нецелесообразным, то правительство использует эмиссионный способ, что, с одной стороны, провоцирует инфляцию, а, с другой, лишает центральный банк самостоятельности в определении направлений монетарной политики. Монетарная политика становится «заложницей» решения фискальных проблем. 
Кроме того, монетарная политика центрального банка не может быть независимой, а предложение денег экзогенной величиной в открытой экономике при режиме фиксированных валютных курсов, поскольку изменение предложения национальной валюты (валютные интервенции ЦБ), особенно в условиях абсолютной мобильности капитала, подчинено цели поддержания на неизменном уровне валютного курса национальной денежной единицы.

Выбор инструмента денежно-кредитной  политики и эффективность выбранного принципа реализации денежно-кредитной  политики непосредственно связаны  с преобладающим механизмом денежной трансмиссии в экономике.

В современной денежной теории трансмиссия денежно-кредитной политики определяется как механизм, посредством  которого финансовые инструменты, используемые центральными банками, влияют на экономические процессы и, прежде всего, на инфляцию. В общем виде схема трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики представлена на рис. 4, где трансмиссионные каналы отражены как четыре основных блока.

Рис. 4. Общая схема трансмиссионного механизма.

Наиболее известны и исследованы  следующие каналы трансмиссионного механизма: канал процентных ставок, кредитный канал, канал валютного  курса, а также ставший популярным в последнее время на Западе канал  стоимости активов.

В России активное формирование каналов передачи решений денежно-кредитной политики в реальную экономику происходило в 1996-1997 гг. До кризиса 1998 г. создавались предпосылки для эффективного функционирования следующих каналов: кредитного, процентных ставок и валютного курса. Кризис практически полностью разрушил только еще формировавшиеся связи во всех каналах трансмиссионного механизма. Стагнация банковской системы в послекризисный период приводила к тому, что импульсы денежно-кредитной политики практически блокировались на уровне финансовых рынков8. Лишь к 2000 г. появились некоторые признаки частичного их восстановления.

Выявлено, что в России из существующих в мировой практике механизмов трансмиссии наиболее эффективно работающим является курсовой канал, который  реализуется преимущественно через  политику Банка России на валютном рынке.

Общей предпосылкой усиления действия кредитного канала может стать  реструктуризация и оздоровление банковской системы, расширение ее депозитной базы. Последнее зависит от восстановления доверия экономических агентов  и граждан к банкам, практической реализации системы гарантирования вкладов в банках. Важно также повысить доступность кредитных ресурсов коммерческих банков для экономических агентов; сгладить неравномерности распределения финансово-кредитных ресурсов по территории России; снизить риски вложения средств банков в реальный сектор.

Немаловажная предпосылка  повышения эффективности кредитного канала - стабилизация и сокращение просроченной задолженности по кредитам банков. Сокращение доли невозвращенных ссуд позволит банкам высвободить часть  резервных средств для расширения кредитной деятельности. Кроме того, существенным фактором работоспособности кредитного канала будет и дальнейшее развитие института кредитования в России.

1.4. Таргетирование  инфляции.

Инфляция – повышение  общего уровня цен. Для её измерения  используется показатель изменения  индекса цен по отношению к  базисному периоду. Существует 2 типа инфляции:

1) Инфляция спроса –  вызывается увеличением спроса  на продукцию, т.е. когда за  определённый товар покупатель  готов платить больше. Экономика  может «попытаться» потратить  больше, чем она способна производить;  она может стремиться к какой-то  точке, находящейся вне кривой  своих производственных возможностей. Поскольку производители мгновенно  не могут отреагировать на  данное увеличение спроса ростом  выпуска продукции, то в зависимости  от обстоятельств, они либо  увеличивают цены, либо увеличивают  объём выпуска продукции.

2) Инфляция предложения  – спрос относительно постоянен,  а цены на товары растут  за счёт роста издержек (растёт  себестоимость продукции). Так как  предприятия не могут долго  торговать себе в убыток, они  вынуждены увеличить цену на  свою продукцию. По закону спроса  и предложения при увеличении  цены количество единиц проданной  продукции уменьшается, и если  не принять адекватных мер  со стороны правительства, то  в экономике может начаться  период спада.

Инфляция измеряется с  помощью индекса потребительских  цен (ИПЦ). ИПЦ измеряет изменения  во времени затрат на покупку стандартной  корзины благ. Рыночная корзина включает в себя цены на продукты питания, одежду, жильё, топливо, транспорт, медицинские  услуги, образование и другие товары и услуги, приобретаемые в повседневной жизни.

В большинстве развитых стран  инфляция считается серьезной социально-экономической  проблемой, поскольку приводит к  росту цен, обесценению сбережений, снижению стимулов к инвестированию, бегству капиталов в иностранные активы, драгоценные металлы и недвижимость. Кроме того, инфляция замедляет темпы экономического роста, затрудняет долгосрочное планирование и в своих крайних формах усиливает социальную и политическую напряженность в обществе. Сегодня многие страны в качестве промежуточных целей национальной денежно-кредитной политики используют денежные агрегаты или валютные курсы. Однако в 90-е годы некоторые индустриально развитые страны порвали с этой традицией, сосредоточив свое внимание на показателе инфляции. Данный подход к контролю над инфляцией получил название «инфляционное таргетирование». По мнению ряда специалистов, денежно-кредитную политику многих стран можно в той или иной степени охарактеризовать как инфляционное таргетирование. Например, известный американский экономист Дж. Тэйлор полагает, что денежно-кредитная политика США опирается на эмпирическое правило инфляционного таргетирования. Согласно этому правилу, Федеральная резервная система (ФРС) регулярно корректирует процентную ставку по федеральным фондам, реагируя на отклонения внутреннего производства от своего потенциального объема и инфляции - от прогнозного уровня. Некоторые страны выбрали инфляционное таргетирование, потому что достижение стабильности цен (то есть низкого и постоянного уровня инфляции) является важнейшим фактором, обеспечивающим экономический рост.

Информация о работе Влияние валютного курса на реализацию денежно-кредитной политики Банка России