Влияние валютного курса на реализацию денежно-кредитной политики Банка России

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 15:20, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность. Формирование рыночной системы в условиях российской переходной экономики требует переосмысления универсальных связей, определения новых подходов к выявлению закономерностей функционирования денежно-кредитной системы.

Оглавление

Введение
2
Глава 1. Цели и инструменты денежно-кредитной политики.
6
1.1.Денежно-кредитная политика Центрального Банка.
6
1.2. Цели и Инструменты денежно-кредитной политики.
14
1.3. Механизм денежной трансмиссии в денежно-кредитной политике.
23
1.4. Таргетирование инфляции.
33
Глава 2. Валютный рынок и валютный курс.
42
2.1. Понятие валютного рынка и виды валютных курсов.
42
2.2. Канал валютного курса трансмиссионного механизма.
51
2.3. Политика валютного курса Банка России.
56
Глава 3. Влияние валютного курса на реализацию денежно-кредитной политики Банка России.
71
3.1. Современные тенденции по реализации денежно-кредитной политики Банка России.
71
3.2. Современная политика Банка России в отношении валютного курса
81
Заключение.

Файлы: 1 файл

Влияние валютного курса на реализацию денежно-кредитной политики.docx

— 261.81 Кб (Скачать)

В России статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации  и деятельности Банка России определяются Конституцией Российской Федерации, законом  «О Центральном банке РСФСР (Банке  России) и другими федеральными законами.

Основными целями деятельности Банка России, выделенными в законе «О Центробанке» являются:

·​ «защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной 
способности и курса по отношению к иностранным валютам;

·​ развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;

·​ обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.

«На этапе формирования центральных  банков в различных странах их основной функцией было кредитование. По мере международного разделения труда  и развития внешнеэкономических  связей сфера их кредитной деятельности постоянно расширялась. В связи  с этим наряду с укреплением положения  центрального банка в национальных финансовых системах возросла их роль и активность в международном  кредитовании»2.

Однако, в процессе дальнейшего развития экономической деятельности функции центрального банка значительно диверсифицировались. Главной их заботой стало проведение денежно-кредитной политики.

В зависимости от состояния  хозяйственной конъюнктуры Центральный  банк делает выбор между двумя  основными типами монетарной политики, для каждого из которых характерен свой набор инструментов и определенное сочетание экономических и административных методов регулирования.

Рестрикционная (рестриктивная) денежно-кредитная политика (так  называемая политика "дорогих денег") направлена на ужесточение условий  и ограничение объема кредитных  операций коммерческих банков и повышение  уровня процентных ставок. Ее проведение обычно также предполагает и сопровождается увеличением налогов, сокращением  государственных расходов, а также  другими мероприятиями, направленными  на преодоление инфляции. Рестрикционная денежно-кредитная политика может  быть использована не только в целях  борьбы с инфляцией, но и для сглаживания  циклических колебаний деловой  активности.

Экспансионистская денежно-кредитная  политика сопровождается расширением  масштабов кредитования, ослаблением  контроля над приростом количества денег в обращении, понижением уровня процента. Иначе эту систему методов  называют еще политикой дешевых  денег.

Денежно-кредитная политика как экспансионистского, так и  рестрикционного типа может иметь  тотальный либо селективный характер. При тотальной монетарной политике мероприятия Центрального банка  распространяются на все учреждения банковской системы, при селективной  -на отдельные кредитные институты либо их группы или же на определенные виды банковской деятельности. Селективная денежно-кредитная политика позволяет Центральному банку оказывать выборочное воздействие в определенном направлении. При ее проведении практикуется использование следующих инструментов или их разнообразных сочетаний: лимитирование отдельных видов операций банков (или их групп, например по регионам), установление размеров вознаграждения коммерческих банков при проведении различных финансово-кредитных операций, регламентация условий выдачи отдельных видов ссуд различным категориям заемщиков, установление кредитных потолков. Выбор типа проводимой монетарной политики, а соответственно и набора инструментов регулирования деятельности коммерческих банков осуществляется Центральным банком в каждом конкретном случае исходя из состояния хозяйственной конъюнктуры. Разработанные на основе такого выбора основные направления денежно-кредитной политики утверждаются законодательным органом. При этом необходимо учитывать временной лаг между проведением того или иного мероприятия монетарного регулирования и проявлением эффекта от его реализации.

Механизм регулирования  банковских операций зависит от форм организации банковской деятельности в стране, места, роли и функций  центрального банка, степени его  независимости от правительства  и других факторов. Он включает как  методы и инструменты регулирования  наличных и безналичных банковских операций, так и конкретные формы  контроля за динамикой денежной массы, банковских процентных ставок и банковской ликвидностью на макро- и микроэкономическом уровне.

Достижение поставленных задач по управлению платежным оборотом в едином экономическом пространстве достигается центральным банком путем разработки и реализации комплекса  мер на макроэкономическом уровне, а также посредством регулирования  операций отдельных банковских учреждений или их групп. При этом могут использоваться как прямые (административные), так  и косвенные (экономические) методы воздействия на деятельность банков. Реакция рынка банковских услуг  на прямые на прямые административные методы вмешательства в деятельность банков более ощутима во времени  и пространстве. Использование же косвенных экономических методов  предполагает высокую степень развития процессов саморегулирования на микроэкономическом уровне, а эффект применения замедлен и неоднозначен.

«К административным методам  относятся прямые ограничения (лимиты) или запреты, устанавливаемые центральным  банком в отношении количественных и качественных параметров деятельности банков. При использовании административных методов воздействия наиболее широко применяются такие инструменты как квотирование отдельных видов пассивных и активных операций; введение потолков (лимитов) на выдачу различных категорий ссуд и на привлечение кредитных ресурсов; ограничение на открытие филиалов и отделений и т.д.; лимитирование размеров комиссионного вознаграждения, тарифов за оказание различных видов услуг, процентных ставок; определение номенклатуры операций, видов обеспечения, а также перечня банков, допущенных к отдельным видам операций (контингентирование)».3

Административные методы, как правило, используются в странах  с развитой системой государственного планирования экономики. Правда, довольно часто административное регулирование  преимущественно применялось в  странах с рыночной организацией хозяйственной жизни, но лишь на период глобального кризиса. Так, в США  такие денежно-кредитные инструменты  ФРС применяла в эпоху Великой  Депрессии, а также во время корейской  войны.

Банк России чаще использует такие административные меры как  регулирование общего объема, выдаваемых им кредитов в соответствии с принятыми  ориентирами единой государственной  денежно-кредитной политики.

В прямые количественные ограничения  включают установление лимитов на рефинансирование банков, проведение кредитными организациями  отдельных банковских операций. Банк России в праве применять прямые количественные ограничения в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно- кредитной политики после консультаций с Правительством РФ.

Разработку денежно-кредитной  политики осуществляет непосредственно  Банк России. Этот процесс организован  следующим образом:

«Банк России устанавливает  рост одного или нескольких показателей  денежной массы исходя из основных направлений единой государственной  денежно-кредитной политики. Центральный  банк РФ ежегодно не позднее 1 декабря  представляет в Государственную  Думу основные направления денежно-кредитной  политики на предстоящий год. Предварительно проект этой политики представляется Президенту РФ и Правительству РФ. Основные направления денежно-кредитной политики на предстоящий год включают следующие положения: анализ состояния и прогноз развития экономики РФ; основные ориентиры, параметры и инструменты денежно-кредитной политики».4

Разработанный Банком России проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной  политики на предстоящий год передается на рассмотрение Национальному банковскому совету, который дает по нему заключение. Далее уточненный по рекомендациям Банковского совета проект представляется Президенту РФ и Правительству РФ. Не позднее 1 октября Банк России представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и не позднее 1 декабря — Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год.

Основные направления  единой государственной денежно-кредитной  политики на предстоящий год содержат анализ состояния и прогноз развития экономики РФ, основные ориентиры, параметры и инструменты единой государственной денежно-кредитной политики. Государственная Дума рассматривает этот документ и принимает решение. Председатель Банка России ежегодно представляет Государственной Думе годовой отчет, в котором содержится перечень мероприятий по единой государственной денежно-кредитной политике, проведенных Банком России. Реализация утвержденной денежно-кредитной политики целиком возложена на Банк России.

1.2. Цели и инструменты денежно-кредитной политики.

Всякая государственная  экономическая политика вообще и  денежно-кредитная политика в частности  включает в себя такой непременный  элемент, как цели деятельности соответствующих  органов власти.

Цели составляют определенную иерархическую структуру, элементы которой находятся во взаимозависимости  и соподчинении. Эту структуру  можно представить в виде трехуровневого образования, которое включает в  себя главные макроэкономические, промежуточные  и оперативные цели. На каждом определенном уровне этой иерархии происходит корректировка  соответствующей цели для обеспечения  выполнения задачи более высшего порядка.

Основными задачами экономической  политики на протяжении последних лет  послефинансового кризиса 1998 г. при  сохраняющихся высоких ценах  на энергоносители являются закрепление  и развитие тенденции устойчивого  роста экономики, последовательное повышение уровни жизни населения, снижение инфляции, развитие институциональной  инфраструктуры рыночной экономики. Вместе с тем Банк России пока не добился  главной цели своей деятельности — стабильного экономического роста, основу которого составляет не конъюнктура  мировых рынков, а конкурентоспособность  и привлекательность отечественной  экономики.

Цели денежно-кредитной  политики Банка России за последнее  десятилетие прошли в своем развитии эволюционный путь (таблица 1 - Приложение №1).

Начиная с 1993 г., то есть со времени  принятия Конституции РФ, главная  цель ежегодно объявлялась как снижение темпов инфляции и обеспечение стабильности национальной денежной единицы, являющейся оборотной стороной стабильности цен. Формулировка основной цели денежно-кредитной  политики страны лишь как защиты и  обеспечения устойчивости рубля, снижения инфляции является несколько некорректной и неполной. Данные цели являются лишь составными частями стратегической цели, которую должна преследовать денежно-кредитная политика страны. Кроме того, в процессе достижения подобных целей остаются невостребованными  возможности Банка России в сфере  регулирования экономики страны.

Необходимо отметить, что  исходным моментом в эволюции целей  денежно-кредитной политики государства  является информационная сущность современных  денег. Деньги как информационные носители дают значительный спектр информации, характеризующей как отдельных  субъектов хозяйствования, так и  всю экономику. Информационная функция  денег создает условия для  управления экономическими процессами в информационную эпоху. Реальная денежная масса, создаваемая в обществе, на предприятии или в домохозяйстве, определяется их способностью производить и предоставлять людям блага. Вот почему денежно-кредитная политика каждого государства должна исходить из способности населения страны создавать конкурентные товары и услуги. При этом цели денежно-кредитной политики должны быть производными от конечных социально-экономических целей развития всего общества и стимулировать интенсификацию экономического развития.

Регулирование социально-экономического развития при помощи денежно-кредитной  политики должно способствовать возникновению, поддержанию и развитию положительных  тенденций в стране, то есть должны решаться в совокупности задачи соответствия количества денег в обращении  потребностям стимулирования расширенного воспроизводства, обеспечения роста  валового продукта, сохранения стабильных цен, роста занятости населения, расширения экспортно-импортных операций, ограничения инфляции и поддержания  устойчивости национальной денежной единицы  и т.д.

С учетом изложенного генеральной  целью денежно-кредитной политики России должно быть обеспечение эффективного и устойчивого развития экономики  страны использованием денежных и кредитных  инструментов.

Имея представленную формулировку генеральной цели денежно-кредитной  политики, можно выделить следующие  направления (цели второго уровня в  «дереве целей» денежно-кредитной  политики):

политика обеспечения  оптимальной монетизации;

курсовая политика;

депозитная политика;

кредитная политика;

платежно-расчетная политика;

политика обеспечения  эффективного контроля за деятельностью банковской системы;

политика обеспечения  надежности и устойчивости денежно-кредитной  системы.

Модернизация денежно-кредитной  политики как раз и должна проводиться  в рамках предложенной генеральной  цели и выделенных направлений денежно-кредитной  политики.

В рамках политики обеспечения  оптимальной монетизации — объем  денежной массы, оцененный по агрегату М2, в течение не более чем за 5 лет должен быть доведен от приблизительно 28% в настоящее время до как минимум 50% валового внутреннего продукта. При этом доля наличных денег в обращении (агрегат М0) должна составить не более 10% в широкой денежной массе, оцененной по агрегату МЗ, против 33% по состоянию на 01.01.20065. Кроме того, увеличение доли электронных денег и платежей в безналичной форме положительно отразится на состоянии платежно-расчетной системы страны, а также будет способствовать сокращению веса теневой экономики.

Курсовая политика должна быть адекватна текущему состоянию  бизнес-цикла для модернизации экономики, изменения ее отраслевой структуры в сторону наращивания производств с высокой нормой добавленной стоимости, развития и насыщения внутреннего потребительского рынка, привлечения иностранных инвестиций.

При модернизации депозитной и кредитной политики следует  иметь в виду, что в настоящее  время доля банковских кредитов в  общем объеме инвестиций предприятий  составляет 6,5%. По сравнению с зарубежными  странами, где данный показатель в  ряде стран превышает 50%, эта цифра  ничтожно мала. Для устранения сложившейся  диспропорции в области финансирования инвестиционного процесса необходимо решить ряд актуальных вопросов, в  частности капитализации банковской системы (соотношение капитала и  активов российских банков по итогам 2005 г. составило 12,7%) и доступности  банковского кредита.

Информация о работе Влияние валютного курса на реализацию денежно-кредитной политики Банка России