Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 13:47, реферат
С 1992 года – с начала радикальных рыночных реформ – денежно-кредитная политика Банка России была направлена на достижение финансовой стабилизации, в первую очередь, снижение темпов инфляции, укрепление курса национальной валюты и обеспечение устойчивости платежного баланса страны, создание условий для осуществления позитивных структурных сдвигов в экономике.
С 1992 года – с начала радикальных рыночных реформ – денежно-кредитная политика Банка России была направлена на достижение финансовой стабилизации, в первую очередь, снижение темпов инфляции, укрепление курса национальной валюты и обеспечение устойчивости платежного баланса страны, создание условий для осуществления позитивных структурных сдвигов в экономике.
Однако на первом
этапе этих реформ денежная политика
характеризовалась
В 1992 г. денежная эмиссия выросла в 17 раз, в то время как средства на счетах предприятий, граждан и местных бюджетов - в 13 раз, чистая прибыль в промышленности - в 11 раз, а чистая прибыль в финансово-кредитном секторе - в 34 раза.
Объявление в
середине 1992 г. главной целью денежно-
В экономике усиливались дезинтеграционные процессы. Вследствие гиперинфляции и перетока капитала в спекулятивную сферу возник дефицит собственных финансовых ресурсов предприятий. Параллельно сжатию производственной сферы начал бурно развиваться финансовый рынок. Оборот по продажам на биржевом фондовом рынке в 1993 г. достиг 2,05 трлн. руб., из них 1,45 трлн. руб. составляли денежные ресурсы. В августе 1994 г. впервые за все время существования ММВБ объем продаж долларов превысил экспортные поступления за месяц. В 1993 г. Минфин совместно с Центральным банком России приступил к выпуску ГКО (в 1993 г. эмиссия составила 240 млрд. руб., а к концу 1994 г. достигла 20,5 трлн. руб.). Доходность операций на финансовом рынке была огромной (таблица 1), практически уникальной по мировым меркам, в то время как рентабельность выпуска продукции в производственной сфере быстро снижалась.
Таблица 1 «Динамика процентных ставок финансовых инструментов денежного рынка в 1994 году»1.
Инструменты денежного рынка |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
Ставка ЦБ |
210 |
210 |
210 |
205 |
200 |
155 |
155 |
130 |
130 |
170 |
180 |
180 |
ГКО |
184 |
205 |
191 |
149 |
125,5 |
123,4 |
140,3 |
120,6 |
121,3 |
201,9 |
229,0 |
250,2 |
МБК (от 1 до 3-х месяцев) |
214,4 |
214,0 |
209,5 |
200,0 |
179,9 |
150,9 |
135,0 |
120,3 |
120,5 |
148,5 |
154,3 |
161,9 |
Инфляция (в % к пред. месяцу) |
17,9 |
10,8 |
7,4 |
8,5 |
6,9 |
6,0 |
5,3 |
4,6 |
7,7 |
15,0 |
15,0 |
16,4 |
Для сравнения: рентабельность в промышленности снизилась с 32% в 1993 г. до 19,6% в 1994 г.
В результате экономическое пространство страны фактически распалось на две слабо связанные друг с другом сферы. Первая - сфера финансовых спекуляций - характеризуется сверхвысокими прибылями и высокой скоростью обращения денег, относительно невысокими рисками. Вторая - производственная сфера - характеризуется низкой прибыльностью и низкой скоростью обращения денег, высокими рисками в связи с неопределенностью отношений собственности, сокращением спроса, эскалацией неплатежей и общей неблагоприятной конъюнктурой рынка.
Взаимодействие между
этими секторами приняло
Сокращение производства усугублялось неудачными попытками Центрального банка стабилизировать обменный курс рубля в целях сдерживания инфляции, что привело к его росту в реальном выражении в 1993-1994 гг. в 3,5 раза.
Разрушительная в условиях гиперинфляции политика ЦБ по сдерживанию падения обменного курса рубля обосновывалась задачей снижения прибыльности валютных спекуляций и стабилизацией цен на импортные товары для подавления темпов инфляции. Однако при продолжающемся перетоке капитала из производственной сферы в спекулятивную такая политика лишь провоцировала увеличение спроса на валюту в целях импорта и оказывала незначительное влияние на инфляцию.
К 1995 г. в России
были заложены основы рыночной экономики.
Либерализация цен, первичная приватизация
госсобственности, формирование типично
рыночных институтов, таких как фондовый
рынок, валютная биржа, создание двухуровневой
банковской системы – все это
казалось серьезной заявкой на последовательные
реформы. Однако в стране продолжался
спад производства, сохранялась высокая
инфляция и значительный дефицит
бюджета, а перераспределение
В то же время с
крахом частных финансовых пирамид
и последовательной политикой Центрального
банка по завышению обменного
курса рубля началось снижение доходности
и увеличение рискованности спекулятивных
операций. Вследствие роста избыточной
денежной массы в спекулятивном
секторе при ухудшении
В этой ситуации ЦБ и Правительство не нашли ничего лучшего, чем строительство собственной финансовой пирамиды государственных краткосрочных обязательств со сверхвысокой доходностью, которая многократно превосходила общепринятую в мировой практике доходность такого рода ценных бумаг.
Доходность по государственным обязательствам устанавливалась на невиданно высоком в мировой практике уровне (таблица 2), что поддержало и без того мощный переток капитала из производственной сферы в спекулятивную, а также полностью блокировало инвестиции, вызвав почти полную трансформацию сбережений в ГКО.
Таблица 2 - Доходность краткосрочных государственных обязательств в промышленно-развитых странах и в России (% годовых)* 2.
Страна |
1996 год, июль |
1997 год, июль |
США |
5,17 |
5,07 |
Германия |
3,46 |
3,20 |
Франция |
3,75 |
3,33 |
Великобритания |
5,49 |
6,60 |
Россия |
82,9 |
13,2 |
*В долларовом выражении
Параллельно ЦБ задействовал дополнительные механизмы поддержания высокой доходности в спекулятивном секторе, предоставляя услуги по открытию депозитов коммерческим банкам. Одновременно он выступал и главным покупателем ГКО (как самостоятельно, так и через Сбербанк и другие аффилированные с ним коммерческие банки), поддерживая их сверхдоходность и ликвидность. Главным же источником обслуживания дефицита бюджета стала кредитная эмиссия ЦБ.
Борьба с инфляцией
велась путем связывания горячих
денег в спекулятивных
Политика смягчения
последствий бюджетного кризиса
путем эмиссии ГКО и
В конечном счете эта политика, связав горячие деньги в пирамиде ГКО, привела все же к ощутимому снижению инфляции, которое было достигнуто с истощением перетока денег из производственной сферы в спекулятивную.
Однако состояние равновесия, достигнутое связыванием избыточной денежной массы в пирамиде ГКО, не могло быть устойчивым в силу: во-первых, быстрого истощения производственной сферы вследствие интенсивного оттока капитала и, как следствие, сжатия доходной базы федеральной бюджетной системы, служащей обеспечением пирамиды ГКО; во-вторых, растущей доли спекулятивного иностранного капитала в поддержании пирамиды ГКО.
Действия Центробанка
по повышению ставки рефинансирования
и, соответственно, доходности ГКО показали,
что поддержание этого
К концу 1997 г. возможности для поддержания рынка ГКО-ОФЗ за счет средств резидентов оказались практически исчерпаны и рынок был открыт для иностранного капитала. К середине 1998 года на руках у нерезидентов оказалось около 30% всех размещенных государственных ценных бумаг. К этому моменту Банк России был уже неспособен удерживать курс рубля в искусственно заниженном валютном коридоре, доходы федерального бюджета стремительно падали, а обязательства по обслуживанию долгов, напротив, росли.
Предпринимаемые Правительством шаги только усугубляли ситуацию. Решение бюджетных проблем достигалось за счет наращивания государственного долга и расходования золотовалютных резервов страны. Вместе с тем высокие процентные ставки на финансовом рынке свидетельствовали о серьезных проблемах в бюджетной сфере и потенциальной неустойчивости валютного курса, связанной в том числе с резким ухудшением состояния платежного баланса страны. Такая политика не могла продолжаться бесконечно. С середины августа 1998 года кризис перешел в явную форму и охватил все стороны экономической жизни России: Правительство Российской Федерации оказалось не в состоянии обслуживать государственный долг и выполнять свои текущие обязательства, произошла практически полная остановка финансовых рынков, золотовалютные резервы страны оказались на низком уровне, в банковском секторе возник системный кризис. 17 августа 1998 года финансовая система страны рухнула под тяжестью собственных долгов, похоронив под своими обломками те немногие положительные результаты, которых удалось достичь в предшествующие годы – низкие темпы инфляции, твердый курс рубля, современные финансовые институты и зарождающееся доверие к ним.
Последовавшая девальвация рубля определила новое состояние экономики, которое характеризовалось, в первую очередь, скачком инфляции, потерей доверия населения к финансовой системе и банкам, ограничением возможностей рыночного финансирования экономики. Однако сжатие фондового рынка в результате кризиса в августе 1998 г. оказало благоприятное действие на расчеты в реальном секторе, на динамику ставки процента. Спрос на рынке заимствований до августовского кризиса 1998 г. создавало в основном правительство. Именно спрос правительства на займы генерировал высокую доходность облигаций, следовательно — высокий уровень процента в экономике в целом. Резкое сокращение заимствований правительства на фондовом рынке привело к снижению процента, сжатию фондового рынка, высвобождению денежной массы из обслуживания этого рынка, высвобождению кредитных ресурсов. Хотя кризис 1998 г. и шоковый скачок цен привели к обесценению банковских капиталов и в целом рублевых ресурсов банков, депозитов фирм и населения, однако ресурсы, которые могли бы потенциально использоваться для кредитования реального сектора, все же, по-видимому, возросли — в силу высвобождения кредитных ресурсов из обслуживания спекулятивных рынков и импортных операций. Реальная денежная масса в результате скачка цен также сократилась, однако в силу сжатия фондового рынка масса денег, способная обслуживать реальный сектор, по-видимому, увеличилась. Это привело к тому, что расчеты в реальном секторе стали в большей мере обслуживаться деньгами, и в меньшей мере — денежными суррогатами и взаимозачетами. Сократилась доля бартера. Рост неплатежей (просроченной задолженности) в номинальном выражении замедлился, а в реальном выражении (с учетом роста цен) просроченная задолженность, впервые с 1992 г., стала сокращаться. Правительство Е. Примакова попыталось решить проблему неплатежей путем смягчения денежно-кредитной политики и, начиная с сентября, приступило к наращиванию денежной массы в обращении. В итоге за сентябрь-декабрь ее объем увеличился на 31,7%, тогда как за восемь предыдущих месяцев – сократился на 8,2%. Одновременно происходило перераспределение денежной массы в пользу наличных денег, доля которых к началу 1999 г. выросла до 41,5% (год назад она составляла 34,9%).