Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 13:47, реферат
С 1992 года – с начала радикальных рыночных реформ – денежно-кредитная политика Банка России была направлена на достижение финансовой стабилизации, в первую очередь, снижение темпов инфляции, укрепление курса национальной валюты и обеспечение устойчивости платежного баланса страны, создание условий для осуществления позитивных структурных сдвигов в экономике.
Снижение процента
(достигнутое в российской экономике
в результате резкого сокращения
правительственных
Спад в экономике,
последовавший за августовским кризисом
1998 г., благодаря действиям
Подводя итог, рассмотрим меры денежно-кредитной политики, применяемый в период 01.01.91 – 21.03.00 наглядно:
Таблица 1
Меры денежно-кредитной политики (01.01.91 – 21.03.00) 3.
01.01.91__ |
Ставка рефинансирования составляла 20%. |
01.06.91_ |
Установлен норматив перечислений средств в фонд обязательных резервов в размере 2% от объема привлеченных коммерческими банками средств. |
24.07.91 |
Госбанк СССР принял решение о введении "туристического" курса рубля на уровне 32 руб./долл., который фактически стал официальным валютным курсом. |
02.12.91 |
"Туристический" курс
рубля отменен; коммерческие |
01.02.92 |
Установлены нормативы отчислений в фонд обязательных резервов по счетам до востребования и по счетам со сроком погашения до одного года в размере 10%, по обязательствам свыше одного года - 5%. |
01.03.92 |
Установлены нормативы отчислений в фонд обязательных резервов по счетам до востребования и по счетам со сроком погашения до одного года в размере 15%, по обязательствам свыше одного года - 10%. |
10.04.92 |
Ставка рефинансирования повышена до 50%. |
01.04.92 |
Установлены нормативы отчислений в фонд обязательных резервов по счетам до востребования и по счетам со сроком погашения до одного года в размере 20%, по обязательствам свыше одного года - 15%. Данные нормативы действовали до 01.02.95. |
23.05.92 |
Ставка рефинансирования повышена до 80%. |
08.06.92 |
ЦБ РФ начал еженедельно устанавливать официальный курс рубля к иностранным валютам; помимо официального курса существовал биржевой курс, определявшийся по итогам торгов на ММВБ. |
30.03.93 |
Ставка рефинансирования повышена до 100% |
02.06.93 |
Ставка рефинансирования повышена до 110%. |
22.06.93 |
Ставка рефинансирования повышена до 120%. |
29.06.93 |
Ставка рефинансирования повышена до 140%. |
15.07.93 |
Ставка рефинансирования повышена до 170%. |
23.09.93 |
Ставка рефинансирования повышена до 180%. |
15.10.93 |
Ставка рефинансирования повышена до 210%. |
29.04.94 |
Ставка рефинансирования снижена до 205%. |
17.05.94 |
Ставка рефинансирования снижена до 200%. |
02.06.94 |
Ставка рефинансирования снижена до 185%. |
22.06.94 |
Ставка рефинансирования снижена до 170%. |
30.06.94 |
Ставка рефинансирования снижена до 155%. |
01.08.94 |
Ставка рефинансирования снижена до 150%. |
24.08.94 |
Ставка рефинансирования снижена до 130%. |
12.10.94 |
Ставка рефинансирования повышена до 170%. |
17.11.94 |
Ставка рефинансирования повышена до 180%. |
06.01.95 |
Ставка рефинансирования Банка России повышена до 200%. |
01.02.95 |
Введена дифференциация норм
обязательных резервов. Установлены
нормы обязательных резервов: по счетам
до востребования и срочным |
01.05.95 |
Нормы обязательных резервов по счетам до востребования и срочным обязательствам коммерческих банков до 30 дней включительно снижены до 20%, по срочным обязательствам свыше 30 дней до 90 дней включительно понижены до 14%, по срочным обязательствам свыше 90 дней норматив не изменился (10%), по текущим счетам в иностранной валюте норматив снижен до 1,5%. |
16.05.95 |
Ставка рефинансирования Банка России снижена до 195%. |
19.06.95 |
Ставка рефинансирования Банка России снижена до 180%. |
06.07.95 |
Введены пределы колебаний
обменного курса рубля и |
01.10.95 |
Установлены границы изменений обменного курса рубля на период с 1 октября до 31 декабря 1995 года от 4300 до 4900 рублей за один доллар США. |
24.10.95 |
Ставка рефинансирования Банка России снижена до 170%. |
30.11.95 |
Установлены границы изменений обменного курса рубля на период с 1 января 1996 г. по 30 июня 1996 г. от 4550 до 5150 рублей за один доллар США. |
01.12.95 |
Ставка рефинансирования Банка России снижена до 160%. |
10.02.96 |
Ставка рефинансирования Банка России снижена до 120%. |
01.05.96 |
Нормы обязательных резервов по счетам до востребования и срочным обязательствам коммерческих банков до 30 дней включительно снижены до 18%, по срочным обязательствам свыше 30 дней до 90 дней включительно не изменились (14%), по срочным обязательствам свыше 90 дней не изменились (10%), по текущим счетам в иностранной валюте снижены до 1,25%. |
16.05.96 |
Установлены границы изменений обменного курса рубля на период с 1 июля 1996 г. по 31 декабря 1996 г. от 5000 до 5600 рублей за доллар США на 1 июля 1996 года и от 5500 до 6100 рублей за доллар США на 31 декабря 1996 года. |
11.06.96 |
Повышены нормы обязательных резервов: по счетам до востребования и срочным обязательствам коммерческих банков до 30 дней включительно до 20%, по срочным обязательствам свыше 30 дней до 90 дней включительно до 16%, по срочным обязательствам свыше 90 дней до 12%, по текущим счетам в иностранной валюте до 2,5%. |
24.07.96 |
Ставка рефинансирования Банка России снижена до 110%. |
01.08.96 |
Нормы обязательных резервов по счетам до востребования и срочным обязательствам коммерческих банков до 30 дней включительно снижены до 18%, по срочным обязательствам свыше 30 дней до 90 дней включительно снижены до 14%, по срочным обязательствам свыше 90 дней снижены до 10%, по текущим счетам в иностранной валюте повышены до 5%. |
19.08.96 |
Ставка рефинансирования Банка России снижена до 80%. |
21.10.96 |
Ставка рефинансирования Банка России снижена до 60%. |
01.11.96 |
Нормы обязательных резервов по счетам до востребования и срочным обязательствам коммерческих банков до 30 дней включительно снижены до 16%, по срочным обязательствам свыше 30 дней до 90 дней включительно снижены до 13%, по срочным обязательствам свыше 90 дней не изменились (10%), по текущим счетам в иностранной валюте не изменились (5%). |
26.11.96 |
Установлены границы изменений обменного курса рубля от 5500 и 6100 рублей за доллар США на 1 января 1997 г. до 5750 и 6350 рублей за доллар США на 31 декабря 1997 г. |
02.12.96 |
Ставка рефинансирования Банка России снижена до 48%. |
10.02.97 |
Ставка рефинансирования Банка России снижена до 42%. |
28.04.97 |
Ставка рефинансирования Банка России снижена до 36%. |
01.05.97 |
Нормы обязательных резервов по счетам до востребования и срочным обязательствам коммерческих банков до 30 дней включительно снижены до 14%, по срочным обязательствам свыше 30 дней до 90 дней включительно снижены до 11%, по срочным обязательствам свыше 90 дней снижены до 8%, по текущим счетам в иностранной валюте повышены до 6%. |
16.06.97 |
Ставка рефинансирования Банка России снижена до 24%. |
06.10.97 |
Ставка рефинансирования Банка России снижена до 21%. |
11.11.97 |
Ставка рефинансирования Банка России повышена до 28%. |
11.11.97 |
Норматив резервирования средств по привлекаемым банками средствам в иностранной валюте повышается до 9%. |
11.11.97 |
С 1 января 1998 г. на трехлетний период (1998-2000 гг.) устанавливается центральный обменный курс на уровне 6,2 рубля за один доллар США (после деноминации), возможные отклонения не могут превышать 15%. |
01.02.98 |
Установлен единый норматив обязательных резервов по привлекаемым банками средствам в рублях и иностранной валюте в размере 11%. |
02.02.98 |
Ставка рефинансирования Банка России повышена до 42%. |
17.02.98 |
Ставка рефинансирования Банка России снижена до 39%. |
02.03.98 |
Ставка рефинансирования Банка России снижена до 36%. |
16.03.98 |
Ставка рефинансирования Банка России снижена до 30%. |
19.05.98 |
Ставка рефинансирования Банка России повышена до 50%. |
27.05.98 |
Ставка рефинансирования Банка России повышена до 150%. |
27.05.98 |
Возобновляется проведение ломбардных кредитных аукционов с 1 июня по 1 августа 1998 г. |
05.06.98 |
Ставка рефинансирования Банка России снижена до 60%. |
29.06.98 |
Ставка рефинансирования Банка России повышена до 80%. |
24.07.98 |
Ставка рефинансирования Банка России снижена до 60%. |
17.08.98 |
Банк России перешел к проведению политики плавающего курса рубля в рамках новых границ валютного коридора, который установлен на уровне 6-9,5 руб./долл. |
24.08.98 |
Введен единый норматив обязательных резервов по привлеченным средствам в рублях и иностранной валюте в размере 10%; для Сбербанка России норматив обязательных резервов по привлеченным средствам в рублях снижен до 7%. |
01.09.98 |
Установлены нормативы обязательных резервов по привлеченным средствам в рублях и иностранной валюте для Сбербанка России и кредитных организаций, у которых удельный вес вложений в государственные ценные бумаги (ГКО - ОФЗ) в работающих активах составляет 40% и более, в размере 5%; для кредитных организаций, у которых удельный вес вложений в государственные ценные бумаги (ГКО - ОФЗ) в работающих активах составляет 20-40% по привлеченным средствам в рублях и иностранной валюте в размере 7,5%. |
02.09.98 |
Банк России объявил об отмене верхней границы изменения официального курса рубля 9,5 руб./долл. |
06.10.98 |
На ММВБ введены две торговые сессии: утренняя специальная торговая сессия, на которой осуществляется обязательная реализация 50% экспортной выручки экспортеров и закупка валюты уполномоченными банками, обусловленная клиентскими заявками, и вечерняя, на которой банки осуществляют покупку и продажу иностранной валюты от своего имени и за свой счет. |
01.12.98 |
Установлен единый норматив обязательных резервов по привлеченным средствам в рублях и иностранной валюте в размере 5%. |
19.03.99 |
Установлен норматив обязательных резервов по привлеченным средствам юридических лиц в размере 7%. |
10.06.99 |
Ставка рефинансирования Банка России снижена до 55%. |
10.06.99 |
Увеличен норматив обязательных
резервных требований по депозитам
физических лиц в рублях до 5,5%; по
привлеченным средствам юридических
лиц в валюте РФ и по привлеченным
средствам юридических и |
01.01.00 |
Увеличен норматив обязательных резервов по депозитам физических лиц в рублях до 7%; по привлеченным средствам юридических лиц в рублях и привлеченным средствам юридических и физических лиц в иностранной валюте - до 10%. |
24.01.00 |
Ставка рефинансирования Банка России снижена до 45%. |
07.03.00 |
Ставка рефинансирования Банка России снижена до 38%. |
21.03.00 |
Ставка рефинансирования Банка России снижена до 33%. |
Огромный дефицит бюджета, отсутствие валютных резервов, банкротство Внешэкономбанка, коллапс административной торговли, реальная угроза голода в крупных городах лишь добавляли некоторые штрихи к экономической ситуации, в которой оказалось правительство Е. Гайдара.
Кассовый дефицит бюджета, профинансированный прямыми кредитами Центробанка, составил 6,9% ВВП в апреле и 3,3% ВВП в мае. Кроме того, в апреле были выданы бюджетные кредиты экономике в размере еще 2,3% ВВП. С февраля началось кредитование Центробанком государств рублевой зоны. Кредиты достигли уровня 8,4% от ВВП. Административный лимит кредитования коммерческих банков был перекрыт, установленный на первый квартал был перекрыт в начале февраля. Но все же говоря о правительстве Гайдара можно отметить, что этой команде, невзирая ни на что, удалось восстановить макроэкономическую сбалансированность и, соответственно, управляемость экономикой. Только после этого появилась возможность проведения какой бы то ни было осмысленной политики. Однако с июня под давлением со стороны консервативного парламента и региональных и отраслевых лобби началось отступление по всем направлениям бюджетной и кредитно-денежной политики. Одним из важнейших поводов для этого послужил взрывной рост неплатежей между предприятиями в первой половине 1992 года. Кассовый дефицит бюджета, покрывавшийся кредитами Центробанка, возрос до 14-15% в июне-июле и 24% ВВП в августе. Кроме того, бюджетные кредиты экономике были увеличены до 14% ВВП.В. Геращенко, сменивший в середине июля Г. Матюхина на посту председателя Центрального банка, провел взаимозачет взаимной задолженности предприятий, сопровождавшийся массированным кредитование коммерческих банков, достигшим 15% ВВП в июле и 31% ВВП в августе. Кроме того, продолжалось кредитование государств рублевой зоны на уровне 5,5% ВВП. Совокупный прирост активов Центробанка вырос до 40% ВВП в июне, 49% в июле, 56% в августе. В целом дефицит расширенного бюджета за три летних месяца составил 28,8% ВВП, а совокупный прирост активов Центробанка - 48,9% ВВП. Вообще, мы можем смело говорить о том, что огромные кредиты, выданные руководством Центрального банка коммерческим банкам и государствам рублевой зоны летом и осенью 1992 года, не имели под собой какого-либо разумного экономического обоснования. Для правительства крах политики стабилизации стал очевидным в конце августа. Тогда была предпринята еще одна попытка стабилизации, оказавшаяся последней в 1992 году. В результате ужесточения бюджетной политики в сентябре - ноябре федеральный бюджет сводился с профицитом, а кредиты Центробанка на покрытие кассового дефицита не привлекались вовсе. Однако возвращение к ограничительной политике произошло слишком поздно − ее результаты на снижении инфляционной динамики сказались лишь через несколько месяцев − после того, как Е. Гайдар на VII съезде народных депутатов России в декабре 1992 года был вынужден подать в отставку. С уходом Е. Гайдара с поста исполняющего обязанности премьер-министра и заменой его В. Черномырдиным началась самая массированная кредитная экспансия в истории России. Ее прирост шел по всем направлениям. После трех месяцев паузы впервые появился кассовый дефицит бюджета, составивший 8% ВВП. Помимо кредитов на его покрытие Центральный банк выдал бюджетные кредиты экономике в размере 33% ВВП. Кроме того, коммерческие банки получили прямые кредиты на 28% ВВП, а государства рублевой зоны − в размере 14% ВВП. Наконец, Центробанк увеличил свои валютные резервы на сумму более 10% ВВП. В целом чистый прирост активов Центрального банка в декабре составил 93,8% ВВП. В последующие три месяца неограниченное кредитование экономики продолжалось, хотя и на несколько более низком уровне. Прощальным аккордом ушедшего в марте 1993 года с поста министра финансов В. Барчука стал всплеск расходов федерального бюджета до 63% ВВП, который увеличил бюджетный дефицит до 19% ВВП. Кредиты бюджету дали половину прироста всех активов Центробанка. В конечном итоге лишь после того как в конце марта 1993 года Б. Федоров занял пост министра финансов, у него появилась практическая возможность приступить к реализации давно утвержденной программы бюджетной стабилизации.
В числе важнейших мероприятий, осуществленных Б. Федоровым, были следующие:
Во втором периоде "федоровского этапа" удалось снизить кассовый дефицит бюджета до 6,7% ВВП по сравнению с 7,6% ВВП в первом, расширенный дефицит бюджета - до 8,2% ВВП по сравнению с 11,1% ВВП. Практически сразу же после ухода Е. Гайдара и Б. Федорова правительство В. Черномырдина заметно смягчило бюджетную и кредитно-денежную политику. Уже в феврале 1994 года кассовый дефицит бюджета вырос в 2,5 раза по сравнению с последним кварталом 1993 года и достиг 14,8% ВВП. Общий прирост активов Центробанка увеличился до 17,8% ВВП. В последующие месяцы дефицит бюджета еще трижды - в мае, июле и августе составлял двузначную величину. И хотя в конечном счете правительственная политика оказалась не столь разнузданной, как это было в конце 1992 - начале 1993 годов, и как ожидалось в начале 1994 года, все же ее смягчение оказалось весьма существенным. В среднем за этот период кассовый дефицит бюджета возрос с 6,7 до 11% ВВП. Несмотря не на что на финансирование бюджета использовались иностранные кредиты - второй транш кредита на системные преобразования (КСП) в размере 1,5 миллиардов долларов, предоставленный МВФ в апреле 1994 года (давший 0,9% ВВП), а также возросшие поступления от продажи ГКО (1,0% ВВП по сравнению с 0,2% ВВП в последнем квартале 1993 года) кредиты Центробанка Министерству финансов также возросли - с 6,5 до 9,1% ВВП и остались важнейшим источником покрытия бюджетного дефицита. Именно эмиссионное финансирование разбухшего бюджетного дефицита оказалось важнейшим фактором увеличения совокупного прироста активов Центрального Банка с 12,2 до 13,8% ВВП. После серии изнурительных консультаций и согласований бюджет на 1995 год с фиксированным дефицитом в 73 триллиона рублей (около 5,5% ВВП) прошел три слушания в парламенте и был окончательно утвержден Государственной Думой 7 марта и Советом Федерации 23 марта 1995 года. В законе о бюджете было закреплено положение о неинфляционном финансировании его дефицита. Вообще, бюджетная и кредитно-денежная политика сентября-декабря 1994 года оказалась более сдержанной, чем в предыдущие семь месяцев. Кассовый дефицит бюджета снизился с 11,3 до 10,3% ВВП, но оставался выше уровня, достигнутого в четвертом квартале 1993 года (6,7% ВВП). В первом квартале 1995 года макроэкономическая политика правительства оставалась умеренной. Кассовый дефицит бюджета не превысил 3,6% ВВП, причем кредиты Центробанка составили лишь 1,3% ВВП. Оставшиеся 2,3% ВВП были профинансированы за счет ценных бумаг, в том числе за счет принудительно размещенных казначейских обязательств (КО) - 1,8% ВВП и за счет ГКО - 0,5% ВВП.
Анализ доходной и расходной частей бюджета на 1995 г. показывает, что и в доходной и в расходной частях он составлен с гораздо большей степенью реализма, чем бюджеты предшествующих лет. Для бюджетов 1993 и 1994 гг. было характерно завышение уровня доходов и расходов по сравнению с фактическим исполнением на 5-6% ВВП. В бюджете на 1995 г., напротив, заложена некоторая недооценка объема поступлений и расходов. По доходам она составляет около 1% ВВП, а по расходам − от 1-2% ВВП.
Рисунок 1 «Анализ частей бюджета в переходный период» 4.
В краткосрочной перспективе
наиболее важны отнюдь не величины
федеральных доходов или
В соответствии с соглашением,
достигнутым между
Значительные резервы
сокращения дефицита есть и в рамках
вертикального
Постепенно сокращаются
дотации бюджета отраслям народного
хозяйства - с 14% от ВВП в 1992 году до почти
1.6% ВВП в 1997 году. В первую очередь
это дотирование сельского
На протяжении всего рассматриваемого
периода львиную долю консолидированного
бюджета съедали жилищно-
Например в 1996 году экономия средств бюджета была произведена за счет снижения расходов на государственное управление (до 87%), науки (до 68%), госинвестиций (до 72%), пополнения госзапасов и резервов (с 143% до 107%).
Особенно хотелось бы отметить
скачок государственных расходов, вызванный
предвыборной кампанией. В 1996 году постоянно
увеличивались расходы и
Основными задачами Программы на 1998-2000 годы являлись5.:
- повышение уровня поступления доходов федерального бюджета с 12,7 процента валового внутреннего продукта в 1998 году до 13 процентов валового внутреннего продукта в 2000 году за счет совершенствования налоговой политики с учетом введения в действие Налогового кодекса Российской Федерации;
- внесение структурных изменений в расходы федерального бюджета исходя из приоритетов в расходовании средств на проведение реформ в социальной, военной и жилищной сферах, не допуская при этом снижения расходов бюджета (без учета расходов по обслуживанию государственного долга Российской Федерации) в условиях сокращения дефицита федерального бюджета.
Программа была составлена исходя из полного обеспечения к 1999 году доходами федерального бюджета расходов, за исключением выплаты процентов по государственному долгу (первичный дефицит).
Подводя итоги:
Доходы федерального бюджета:
анализ данных показывает, что наихудшая
финансовая политика в сфере доходов
федерального бюджета проводилась
в сентябре 1996 − марте 1997г. г. В
этом периоде произошел бурный (почти
4-кратный в реальном выражении
рост выпуска КНО и проведения
денежных зачетов). В результате доля
денежных суррогатов возросла с 1/6 до почти
1/2 налоговых доходов бюджета. Перелом
в тенденции сокращения удельного
веса налоговых доходов в денежной
форме в ВВП произошел в 5-ом
периоде. Этот перелом является одной
и важнейших особенностей бюджетной
политики, проводившейся в течение
апреля-ноября 1997г., когда наиболее
отрицательные последствия