Шпаргалка по "Финансам"

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 13:45, шпаргалка

Краткое описание

1. Необходимость и сущность финансов
Финансы – это всегда денежные отношения, в которых главным субъектом являются государство и предприятия. Однако не всякие денежные отношения представляют финансы. Во-первых, понятие денег шире, а финансы - часть денежных отношений. Во-вторых, деньги отличаются от финансов и по сущности, и по содержанию, и по выполняемым функциям.

Файлы: 1 файл

ФИНАНСЫ И ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК шпора.doc

— 808.50 Кб (Скачать)

1) проведение в жизнь  финансовой политики органов  власти;

2) разработка и издание  после утверждения форм финансовых отношений инструкций по их применению;

3) изучение эффективности  функционирующих форм финансовых отношений и внесение предложений органам власти по их совершенствованию.

 К органам отраслевого  управления финансами относятся: финансовые управления министерств и ведомств; финансовые управления (отделы) предприятий, организаций, учреждений.

Указанные органы выполняют  следующие функции управления финансами:

1) практически применяют  формы финансовых отношений;

2) проверяют путем  внутриведомственного и внутрихозяйственного контроля соблюдение установленных форм финансовых отношений и вносят предложения по их совершенствованию;

3) разрабатывают, утверждают, изучают и совершенствуют формы финансовых отношений, предназначенных для осуществления внутрихозяйственного расчета.

Для успешного выполнения функций по управлению финансами важнейшее значение имеет применение автоматизированной системы управления финансами (АСУФ). Она является частью действующей системы управления финансами, неотъемлемым элементом структуры финансовых органов и других структур управления финансами.

Под АСУФ понимается совокупность административных, экономических, математических, технических методов управления, позволяющих быстро, качественно и эффективно собирать информацию, анализировать ее и на основе этого создавать базу для научного совершенствования форм финансовых отношений и методов их осуществления.

В результате создания и  внедрения этой системы  повышается эффективность управления финансами, поскольку сокращается трудоемкость сбора, обработки и анализа информации, появляется возможность производить на базе ЭВМ многовариантные расчеты финансовых последствий  при применении той или иной формы финансовых отношений.

11. Аудит как форма  финансового контроля

 

Современные условия  вызывают  необходимость одновременного укрепления государственного финансового контроля в сочетании с применением хозрасчетных форм его организации, адекватным рыночным методам хозяйствования. В этих целях в республике создана система органов независимого финансового контроля - аудит. Аудиторская деятельность-- независимая проверка аудиторами, аудиторскими организациями бухгалтерской (финансовой) отчетности и других документов субъектов хозяйствования. Аудиторы оказывают предприятиям услуги по анализу и финансово-хозяйственной деятельности, составлению отчетности, расчетов, в том числе по платежам в бюджет и внебюджетные фонды и другие услуги, предусмотренные Законен об аудиторской деятельности.

Аудит может быть внешним  и внутренним. Внутренний аудит - форма внутрихозяйственного финансового контроля Внутренний аудит не заменяет внешнего. Аудит может быт обязательным и инициативным. Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, установленных законодательством, инициативная - по решениям субъектов хозяйствования или собственников.

Регулирование аудиторской  деятельности в республике возложено  на Аудитор- скую палату, которая выдает специалистам после аттестации соответствующей  ко- миссией лицензии на занятие  аудиторской деятельностью, контролирует соблюдение аудиторами и аудиторскими организациями порядка осуществления аудиторской деятельности.

Правовой статус Аудиторской  палаты Республики Беларусь вызывает определенные проблемы. С одной стороны, это орган государственного управления, а с другой палата существует за счет взносов аудиторов, т.е. субъектов, относительно которых она выполняет контрольные функции. Это находится в противоречии с основным принципом государственного контроля: его независимость о контролируемых, проверяемых субъектов.

7. Финансовая политика государства: сущность, элементы, решаемые задачи

 

Финансовая политика государства представляет собой  совокупность мероприятий по использованию  финансовых отношений для выполнения государственных функций.  
 
Финансовая политика является составной частью экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов.  
 
Основа финансовой политики - стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны между собой и взаимозависимы.

Задачами финансовой политики является:

1. обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

2. установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;

3.  организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;

4. выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;

5. создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами.

В процессе проведения финансовой политики особенно важно обеспечение  ее взаимосвязи с другими составными частями экономической политики - кредитной, ценовой, денежной.

Оценка результатов  финансовой политики государства основывается на ее соответствии интересам общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых результатах, вытекающих из поставленных целей и задач. Важная составная часть финансовой политики -0 установление финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление всей деятельности государства в области финансов.

Целью финансовой политики является наиболее полная мобилизация  финансовых ресурсов, необходимых для  удовлетворения насущных потребностей развития общества. В соответствии с этим финансовая политика призвана создать благоприятные условия для активизации предпринимательской деятельности. Большое внимание уделяется определению рациональных форм изъятия доходов предприятий в пользу государства, а также доли участия населения в формировании финансовых ресурсов. Важное значение придаётся повышению эффективности использования финансовых ресурсов путём их распределения между сферами общественного производства, а также их концентрации на главных направлениях экономического и социального развития.

Другими целями финансовой политики могут являться:

·политические цели, т.е. достижение целей в области внешней  и внутренней политики

экономические цели, то есть достижение целей в области экономики на различном уровне

социальные цели, то есть достижения целей в сфере общественных отношений (общественные классы и слои населения, социальные блага, распределение социальных благ).

Реализацию финансовой политики можно разбить на 3 этапа:

1) определение и постановка главных целей и конкретизация перспективных и ближайших задач, которые необходимо решить для достижения поставленных целей за определенный период жизни общества;

2) определение основных направлений использования финансовых ресурсов, а также разработка методов, средств и конкретных форм организации отношений, с помощью которых данные цели достигаются в кратчайшие сроки, а ближайшие и перспективные задачи решаются оптимальным образом;

3) подбор и расстановка кадров, способных решить поставленные задачи, организовать их выполнение, и, собственно, осуществление практических действий, направленных на достижение намеченных целей

 

8. Особенности финансовой политики РБ на современном этапе экономического и социального развития

 

Финансовая политика Республики Беларусь регламентируется следующими документами:

−Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг.;

−Прогнозом социально-экономического развития Республики Беларусь на соответствующий  год;

−Законом Республики Беларусь о бюджете на соответствующий год;

−Инвестиционным кодексом Республики Беларусь и др.

Основные положения  документов, определяющих финансовую политику, следующие:

−обеспечение устойчивого  экономического роста на качественном уровне, позволяющее повысить реальные доходы населения;

−создание налоговой  системы, отвечающей требованиям экономического роста и финансовой стабилизации;

−снижение налоговой  нагрузки;

−повышение эффективности  государственных расходов и сокращение уровня расходов бюджета по отношению  к ВВП;

−поэтапная консолидация государственных ресурсов в бюджете;

−концентрация бюджетных  средств с целью реализации важнейших  государственных программ и мероприятий;

−оптимизация и совершенствование  управления государственным долгом.

Фискальное регулирование  в республике проводится практически ежегодно. Это связано с неустойчивой экономической конъюнктурой, нуждающейся в постоянной корректировке.

Значительные отчисления в республиканский и местные  фонды весьма негативно влияют на финансово-хозяйственную деятельность белорусских предприятий. Они снижают  конкурентоспособность отечественной  продукции и ставят под угрозу дальнейший экономический рост. Чтобы уменьшить местные и республиканские сборы, необходимо сократить расходы бюджетных фондов.

В рамках финансовой политики особое внимание следует уделять  активизации инвестиционных процессов. Этого можно достичь только при  условии существенного улучшения инвестиционного климата во всех его составляющих, что является задачей действенной инвестиционной политики.

Роль финансовой политики в экономическом и социальном развитии Республики Беларусь, особенно в данный период, трудно недооценить. От степени ее рациональности зависят темпы стабилизации экономической ситуации, а также дальнейшее развитие промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи и других отраслей.

Финансовая политика состоит из таких этапов, как определение  ее целей, обеспечение необходимой величины ресурсов и выработки для этого наиболее рациональных путей их достижения, а также реализация конкретных действий для достижения намеченных целей и задач.

Целью финансовой политики Республики Беларусь должно быть увеличение или сохранение уровня реальных доходов на душу населения и на этой основе обеспечение социальных нормативов уровня жизни в стране, в том числе на уровне каждого региона.

Ресурсами финансовой политики являются: во-первых, величина развития производительных сил, т.е. совокупности людей, находящихся в трудоспособном возрасте, обладающих определенными профессиональными знаниями и пригодных по состоянию здоровья к участию в производственном процессе, основных фондов предприятий всех отраслей экономической деятельности, а также расположенных на данной территории и изученных природных ресурсов; во-вторых, величина собственного финансового капитала; в-третьих, степень развития финансовой инфраструктуры. Взаимодействие в процессе производства этих трех составляющих и образует все основные финансовые потоки.

В настоящее время  плановое регулирование всех составляющих ресурсов финансовой политики отсутствует.

Существование рациональной финансовой политики субъектов Республики Беларусь является положительным фактором развития экономики государства и, наоборот, ее отсутствие тормозит развитие экономики, как конкретного региона, так и страны в целом. В условиях фактического разрушения жесткой вертикали управления финансовыми органами субъектов Республики Беларусь финансовая политика регионов пока осуществляется каждым из них самостоятельно в меру понимания важности данных усилий и в меру кадровых возможностей каждого из них. Необходимо восстановить вертикальную зависимость деятельности территориальных финансовых органов от Министерства Финансов Республики Беларусь и на более серьезном уровне, чем даже было, так как в противном случае значительно снижается возможность проведения единой финансовой политики государства.

 

9. Виды и органы финансового контроля

 

Система финансового  контроля в Республике Беларусь включает общегосударственный или вневедомственный, ведомственный, внутрихозяйственный, независимый (аудит) и общественный контроль.

Государственный контроль осуществляется органами государственной  власти и государственного управления. Национальное собрание и местные Советы осуществляют финансовый контроль при рассмотрении и утверждении бюджетов, заслушивании отчетов исполнительной власти о ходе исполнения бюджета. Постоянные  комиссии  Парламента также в процессе своей деятельности анализируют и проверяют финансовую информацию. До представления на рассмотрение Парламента проекта республиканского бюджета они рассматривают указанный проект на предмет его соответствия действующему законодательству. Государственный контроль осуществляют Комитет государственного контроля, финансовые и налоговые органы, Национальный банк. Ведомственный финансовый контроль осуществляют министерства, ведомства, другие органы управления относительно предприятий, организаций и учреждений, входящих в систему того органа управления. Вышестоящие органы обязаны регулярно проводить на подведомственных предприятиях документальные ревизии. В этих целях  в  составе  министерств ведомств создаются контрольно-ревизионные управления (отделы, группы).

Информация о работе Шпаргалка по "Финансам"