Шпаргалка по "Теории финансов"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 12:55, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Теория финансов".

Файлы: 1 файл

spora.doc

— 314.50 Кб (Скачать)

            ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ФИНАНСОВ

 

    1. Сущность и функции денег.

      Сущность  денег заключается в том, что  это - специфический товарный вид, с  натуральной формой которого срастается общественная функция всеобщего  эквивалента.

      Сущность  денег выражается в единстве трех свойств:

      всеобщей  непосредственной обмениваемости;

      кристаллизации  меновой стоимости;

      материализации  всеобщего рабочего времени.

      Следовательно, деньги, возникшие из разрешения противоречий товара, являются не техническим средством  обращения, а отражают глубокие общественные отношения. В своей эволюции деньги выступают в виде металлических (медных, серебряных, золотых), бумажных, кредитных и нового вида кредитных денег - электронных денег. Деньги выполняют пять функций: меры стоимости; средства обращения; средства образования сокровищ, накоплений и сбережений; средства платежа; мировых денег. По своей природе деньги являются особым товаром – всеобщим стоимостным эквивалентом.  

2. Денежный оборот: структура, участники…

Ден. оборот – сумма всех ден. платежей предприятий, организа ций, учреждений и населения, совершаемых с участием денег, функционирующих в качестве средства обращения и средства платежа Ден. оборот – совокупность постоянно возникающих актов купли-продажи.( участ ден оборота:дом хоз-во, бизнес и гос-вр)На величину денежного оборота влияют следующие факторы:1. стоимость общественного продукта и других элементов.2. в какой мере производимая продукция вступает в обращение.3. концентрация предприятий, их специа лизация.4. изменения в функционировании денег как средства обращения и средства платежа.   В настоящее время сложилась определенная система организации денежного оборота. Она предусматривает:1) обязательное хранение ден. средств редпри ятий, организаций, учреждений, за исключением небольших сумм в банках.2) проведение через банки основной массы ден. расчетов в наличной и безналичной форме 3) расходование наличных ден. средств предусматривается в основном на оплату труда и некоторых товарных закупок.4) ограничение кассовой наличности для предприятий, организаций,.5) банки обеспечивают ведение счетов предприятий, организаций, проведение по ним безналичных и наличных ден. расчетов с соответствующим контролем, а также прием и хранение ден. сбережений населения, их выдачу по первому требованию в наличной форме либо использование для проведения безналич расчетов.6) во внутрибанковском обороте применяются только расчетные документы установ ленной формы, а во внебанко вском – гос. денежные знаки.Денежное обращение подразде ляется на две сферы: наличную и безналичную. Налично-денежное обращение - это движение наличных денег. Оно отслуживается банкнотами, разменной монетой и бумажными деньгами (казначейскими билетами). Безналичное обращение - это движение денег безналичного оборота. Под ними понима ются прежде всего банковские депозиты на счетах клиентов, использование которых осуществля ется с помощью чеков, жироприказов, кредитных карточек, электронных переводов. В денежном обороте примен яются также векселя, сертификаты, а в ряде стран - другие обязатель ства и требования.   

  3. Денежная масса: структура, цели…

Важнейшим количественным показателем ден-го обращения яв-ся денежная масса, представляющая собой совокупный объем покупательных  и платежных средств, обслуживающих  хозяйственный оборот и принадлежащих частным лицам, предприятиям и государству.Для анализа количественных изменений денежного обращения на опред. дату и за опред. период, а также для разработки мероприятий по регулированию темпов роста и объем денежной массы используются различные показатели (денежные агрегаты).

       Денежные  агрегаты.

  • агрегат М-1 – включает нал деньги в обращении (банкноты, монеты) и средства на текущих банковских счетах;
  • агрегат М-2 – состоит из агрегата М-1 плюс срочные и сберегательные вклады в комм.банках (до 4лет);
  • агрегат М-З – содержит агрегат М-2 плюс сберегательные вклады в специализированных кредитных учреждениях;
  • агрегат М-4 – состоит из агрегата М-З плюс депозитные сертификаты крупных коммерческих банков.

 Анализ  структуры и динамики денежной массы  имеет важное значение при выработке центральными банками ориентиров кредитно-денежной политики. Для расчета совокупной денеж ной массы в обращении в Российской Федерации предусмо трены следующие денежные агрегаты:

  • агрегат М-О – наличные деньги; агрегат М-1 – равен агрегату М-О плюс расчетные, текущие и прочие счета (расчетные сч, спец счета, счета кап вложений, аккредитивы и чековые счета, счета местных бюджетов, счeта бюджетных, профсоюзных, общественных и др организаций, средства Госстраха, фонд долгосрочного кредитования); плюс вклады в коммерческих банках; плюс депозиты до востреб в Сбербанке; агрегат М-2 – равен агрегату М-1 плюс срочные вклады в Сбербанке;агрегат М-З – равен агрегату М-2 плюс депозитные сертификаты и облигации государственных займов.

 Использование различ. показателей дене.массы позволяет дифференцированно подойти к анализу состояния ден. обращения. Изменение объема ден. массы может быть результатом как изменения массы денег в обращении, так и ускорения их оборота. Скорость обращения денег – показатель интенсификации движения денег при функционировании их в качестве средства обращения и средства платежа.

      Изменение скорости обращения денег зависит  от многих факторов. как общеэкономических (циклического развития экономики, темпов экономического роста. движения цен), так и чисто монетарных (структуры платежного оборота, развития кредитных операций и взаимных расчетов, уровня процентных ставок на денежном рынке и т.д.).  
 

     4.   Инфляция. методы ее профил.и  подавл.

 Инфляция. Ее причины и следствия.

 Термин  “инфляция” буквально означает "вздутие".Инфляция – это обесценение денег всвязи с нарушением зак. ден/обращения. Она проявляется в избытке ден, массы в обращении по сравнению с реальными потребностями оборота в них и росте цен. Это вызвано диспропорциями в процессе об щественного воспроизводстваа и курсом эк-ой политики гос-ва. С лат. инфляция – вздутие (т.е. вздувается денежная масса и цены). Инфляция используется как средство перераспределения доходов гос-ва, коммерч. предприятий, банков за счет снижен уровня трудящихся, получающих фиксированные доходы..

 Факторы, способствующие инфляции можно объединить в группы – внутренние и внешние.К внутренним факторам относят:1) общеэк. деформация структуры эк-ки и неэффективность пр-тва , большой удельный вес ВПКспад производства2) финансовыедефицит гос-ого бюджетанеэффективная налоговая политикарост гос-ого долга 3) дене.чрезмерная эмиссия денег увеличение скорости оборота денежной единицы4) кредитныекредитная экспансия банков (увеличение кредитов в целом)неэффективное регулирование деятельности банков (пляска документов, инструкций, их противоречие друг другу – нестабильность банковской системы)К внешним факторам относят:1 долларизация экономики (рост курса иностранной валюты – бегство нашей валюты в иностранную2 повышение цен на имп. и экспортируемые товары

 Методы  регулирования и  преодоления инфляции.

 В ответ  на взаимодействие факторов инфляции спроса и инфляции издержек оформились две основные линии антиинфляционной политики – дефляционная политика (или регулирование спроса) и политика доходов. Дефляционная политика – это методы ограничения ден. спроса через денежно-кредитный и налоговый механизмы путем снижения гос. расходов, повышения % ставки за кредит, усиления налогового пресса, ограничения ден.массы и т.п. Особенность дефляционной пол-ки в том, что она, как правило, вызывает замедление эк-кого роста и даже кризисные явления.Политика доходов предполагает параллельный контроль над ценами и зар.платой путем полного их замораживания или установления пределов их роста. По соц. мотивам этот вид антиинфляционной политики применяется редко.Варианты антиинфляционной политики выбирались в зависимости от приоритетов. Если ставилась цель сдерживания эк. роста, то проводилась дефляционная политика, если целью было стимулирование эк. роста, то предпочтение отдавалось политике доходов. В случае, когда цель обуздать инфляцию любой ценой, то параллельно использовались оба метода антиинфляционной политики. Пути преодоления инфляции:

 *.демонополизация; *.приватизация; *.развитие рыночного регулирования эк-ки с учетом гос. регулирования; *.сокращение долгостроя, незавершенного производства; конверсия производства; *.совершенствование ценообразования *наведение порядка в финансовой системе (бездефицитный бюджет) *развитие кредитных форм сбережений в виде вкладов .*регулирование скорости обращения ден. единицы (чем быстрее обращение, тем больше ден. масса в обращении) *расширение безналичных расчетов для населения Осн.методы:1)Девольвация-снижен. курса нац/вал по отношению к ин/вал. 2)Револьвация-повышение---«---«3)Деноменация 4)Нулификация-введение новой валюты и объявление старой недействительной. 

 5.Фин.сист.общества: ф-ции,структура…

Фин.отнош. разл сфер подраздел. на звенья фин.системы-каждое из кот. предст. собой определенную сферу фин. отношений, а фин. система в целом – совокупность различных сфер фин отношений, в процессе которых образуются и используются  фонды ден.ср-в. Звеньями фин.сист. я-ся: бюджеты разл.уровней, фонды соц, имуществ. и личного страхования, вал.резервы гос-ва, ден.фонды пр-ий.,проч.фонды. В соотв.  с ролью субъектав общ.совокупности фин.отношений выделяют: фин. пр-ий, страхование, гос. фин-сы. Внутри каждой из названных сфер выделяют звенья, причем группировка финанс.отношений осуществляется в завис-ти от хар-ра деят.субъекта , оказ. оказ. опред. влияние на состав и назначение целеых денежных фондов. Звенья подразделяются на подзвенья в соотв. с внутренней структурой содержащихся в нем фин. взаимосвязей. Фин сист. РФ включ. след. звенья  фин. отношений: 1) гос.бюдж.систему 2) внебюдж. спец.фонды. 3)гос и банк кредит 4)фонды имущ. и личного страхования 5)финансы пр-ий различных форм собственност, отраслей н/х   - перечисл. звенья существуют соответственно на фед. уровне, на уровне субъектов РФ, а также местного само управления.все они обладают общими св-ми фин. как эк.категория, но в силу своих олсобен. по-разному влияют на соц-эконом. процессы. Многозвенность фин.системы способствует большей ее гибкости и эффективности действия.

       

 6.Финансовое планирование в сист. управл.финанс.

 Финансовое  планирование – продукт фин. исследований, кот.занимается наука. Планирование как элемент управления есть лучшее средство фин. политики. Оно позволяет плавно и незаметно совершать крупные хоз. перемены. Объектом фин. планирования яв-я . деятельность субъектов хоз-ия и гос-ва, а итоговым результатом - составление фин. планов, начиная от смет отдельного учреждения до сводного фин.о баланса государства. В каждом плане опред. доходы и расходы  на опреде.период, связи со звеньями фин. и кред. систем (взносы отчислений на социальное страхование, платежи в бюджет, плата за банковский кредит и др.). Конкретные задачи фин. планирования опред. Фин. политикой. Это опред. объема ден. средств и их источников, необходимых для выполнения плановых заданий; выявление резервов роста доходов, экономии в расходах; установление оптимальных пропорций в распределении средств между централ-нными и децентрал-ыми фондами и др.Методы финансового планирования:a) автоматический (данные предыдущего года переносятся, напр., на 1999 год. Если есть инфляция, то данные умножаются на коэфф. инфляции). Этот метод яв-ся самым примитивным и используется при нехватке времени;b) статистический (складываются расходы за предыдущие годы и делится на кол-во предыдущих лет);c) нулевой базы (все позиции должны рассчитываться по новой. Этот метод учитывает реальные потребности и увязывает их с возможностями)

 В условиях рын. Эк-ки планирование, как функция  управления, должно принимать форму  всеобщего охвата всех сторон эк-кой и соц.деяте-ти.

 Финансовый  план – системная совокупность мероприятий мат. опосредования функционирования гос-ва. Он составляется на срок от 1 до 5 лет и входит в бюджет.  

 7. Финаес.контроль в сист.управл  финанс. 

 Финансовый  контроль – форма государственного контроля за образованием, распределением и использованием ресурсов всех звеньев финансовой системы. Объетом ФК я-ся денежные, распределит процессы при формировании и использовании фин ресурсов, в т.ч и в форме фондов ден средств во всех звеньях и уровнях нар хоз-ва.

 Фин  контроль включает проверку: соблюдения требований  эк  законов, оптимальности  пропорций распределения и перераспределения  стоимости валового общественного  продукта и нац  дохода; составления  и исполнения бюджета (бюджетный контроль); фин  состояния и эффективного использования трудовых, материальных и фин  ресурсов предприятий и организаций, бюджетных учреждений, а также налоговый контроль; другие направления.  Задачи фин контр : содействие сбалансированности между потребностью в фин  ресурсах и размерами ден  доходов и фондов н/хозя ; обеспечение своеврем  и полноты вып  фин  обяз-ств перед  гос  бюджетом; выявление внутрипроизводственных резервов роста фин  ресурсов, ; содействие рациональному расходованию мат  ценностей и ден  ресурсов на предп-ях, , а также правильному ведению бух/учета ; обеспечение соблюдения действующего законодательства и нормативных актов, в т. ч е в области налогообложения.Функции финансового контроля:

 1) проверка расходования  гос .2) проверка своевременности и полноты мобилизации средств в гос  ресурсы  по всем звеньям фин  системы;

 3) проверка соблюдения правил учета и отчетности.

 Органы  финансового контроля:I. Парламент (федеральное собрание, а в нем счетная плата, контрольное управление при Президенте РФ).II. Спец  ведомства гос фин   контроля.III. Специальное контрольное ревизионное управление.Оно подчиняется непосредственно Минфину. Органы КРУ есть во всех субъектах РФ, городах и районах. Весь этот аппарат содержится за счет средств федерального бюджета. КРУ – это единственная система государственного финансового контроля. IV. Органы фин контроля в отраслевых министерствах (внутриведомственный контроль, как правило, наименее эффективен). 

Информация о работе Шпаргалка по "Теории финансов"