Шпаргалка по "Финансам"

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 13:45, шпаргалка

Краткое описание

1. Необходимость и сущность финансов
Финансы – это всегда денежные отношения, в которых главным субъектом являются государство и предприятия. Однако не всякие денежные отношения представляют финансы. Во-первых, понятие денег шире, а финансы - часть денежных отношений. Во-вторых, деньги отличаются от финансов и по сущности, и по содержанию, и по выполняемым функциям.

Файлы: 1 файл

ФИНАНСЫ И ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК шпора.doc

— 808.50 Кб (Скачать)

Весь процесс документальной ревизии можно разбить на несколько  этапов:

1. Предъявление полномочий. По прибытии на проверяемый  объект ревизор обязан предъявить  руководителю своё удостоверение  и предписание ( приказ ) на проведение ревизии.

2. Проведение инвентаризации  материальных ценностей и проверка  сохранности денежных средств.

3. Личное ознакомление  с объектом.

4. Непосредственная документальная  проверка операций подконтрольного  объекта.

5. Систематизация ревизионных материалов и составление акта.

6. Реализация материалов  ревизии на подконтрольном объекте  и информирование органа, назначившего  ревизию, о её результатах.  При необходимости материалы  ревизии могут быть переданы  следственным органам.

7. Проверка выполнения приказа, изданного на предприятии, об устранении причин и условий, приведших к нарушениям, и наказании виновных должностных лиц.

Ревизии могут быть плановыми  и внеплановыми. Плановые ревизии  проводятся в соответствии с планами  работы контролирующих органов. Внеплановые ревизии, как правило, назначаются в связи с возникшей необходимостью:

- в случае продолжительной  неудовлетворительной работы предприятия,  организации, учреждения в целях  вскрытия причин плохой работы  и принятия мер к её улучшению;

- по указаниям правоохранительных органов в связи с имеющейся у них информацией о грубых нарушениях в финансово-хозяйственной деятельности предприятия, злоупотреблениях должностных лиц;

- в порядке контроля  за выполнением на ранее обревизованном  объекте решений по устранению недостатков, приведших к нарушениям финансовой дисциплины.

Органы государственного финансового контроля строят свою работу на основании годовых и квартальных  планов согласно установленным срокам. Внутриведомственные документальные ревизии проводятся один раз в год; документальные ревизии бюджетных учреждений – раз в два года.

В целях исключения дублирования органы государственного финансового  контроля должны координировать свои планы. В роли координатора, как правило, выступает высший контрольный орган государства.

Планы проведения ревизий  и проверок не подлежат оглашению. В  планах ревизионной работы указываются: объекты ревизий, вид ревизии, тема ревизии, срок начала и окончания, место  проведения, исполнители ( ревизоры).

К ревизорам предъявляются исключительно высокие требования, поскольку от их моральных и профессиональных качеств зависит успех ревизии. Поэтому кадры контрольно-ревизионной работы подбираются из высококвалифицированных специалистов финансовых органов.

Ревизоры наделены определенным объемом прав, необходимых для реализации их профессиональных функций. К ним относится право : требовать предъявления всех необходимых для проверки материалов; применять все методы документального контроля; запрашивать данные у банков; требовать предоставления первичных документов; получать от работников подконтрольного объекта устные и письменные пояснения; изымать необходимые подлинники документов; производить инвентаризацию; опечатывать кассы и склады; ставить вопрос об отстранении от работы виновных должностных лиц; передавать материалы следственным органам; требовать возмещения причиненного ущерба.

Вместе с тем ревизор  обязан: хорошо знать законодательные, нормативные акты, действующие инструкции и указания; в совершенстве владеть  методами и приемами контроля; знать бухгалтерский учет; объективно и принципиально излагать все факты выявленных нарушений в акте ревизии; проявлять твердость и решительность при реализации материалов ревизии.

В результате деятельности органов государственного финансового контроля ежегодно доначисляются в бюджет огромные суммы, пресекается незаконное и неэффективное использование государственных средств, виновные должностные лица привлекаются к материальной, административной, дисциплинарной и уголовной ответственности.

 

12. Понятие и значение государственного бюджета в решении задач экономического  и социального развития страны

 

Государственный бюджет является одним из ведущих звеньев  общегосударственной финансовой системы. С его помощью правительство концентрирует в своих руках значительную часть финансовых ресурсов государства. Бюджет страны состоит из двух взаимосвязанных групп статей: доходных и расходных.

В доходной части бюджета  указываются источники поступления  денежных средств и их количественные параметры. Основным источником формирования доходной части бюджета являются налоги с юридических и физических лиц.

В расходной части  государственного бюджета указывается, куда конкретно направляются денежные средства, и их количественные параметры. Наибольшая часть бюджета используется на финансирование отраслей народного хозяйства и социально-культурные мероприятия. Относительно небольшой удельный вес в расходной части приходится на содержание аппарата управления и обеспечение обороны страны.

Государственный бюджет - это ведущее звено финансовой системы, совокупность экономических отношений по поводу формирования и использования государственного централизованного фонда денежных средств. Он представляет собой основной финансовый план формирования и использования денежных средств для обеспечения функций государственных органов, экономического и социального развития Республики Беларусь или соответствующих административно-территориальных единиц.

Роль бюджета выражается в том, что он является важнейшим  рычагом воздействия на ход общественного воспроизводства и стимулирования экономического роста.

Функции бюджета:

- перераспределение ВВП  и национального дохода;

- государственное регулирование  экономики;

- финансовое обеспечение  социальной политики и общегосударственных программ;

- контроль за использованием  централизованного земельного фонда.

На содержание и роль бюджета влияют объективные и  субъективные факторы.

Объективные: уровень  развития производительных сил, экономический  потенциал страны, характер производственных отношений, природные, социальные, национальные особенности.

Субъективные: тип государства, политика правительства, международная  обстановка, уровень внешнеэкономических  связей и т.п.

С помощью государственного бюджета происходит перераспределение  национального дохода между:

сферой материального  и нематериального производства;

трудоспособными и нетрудоспособными  гражданами;

отдельными отраслями  национальной экономики и сферами  общественной деятельности;

отдельными регионами  государства.

Бюджетная система  - это совокупность отдельных видов и уровней бюджетов, функционирующих на основе экономических отношений и юридических норм. В бюджетную систему Республики Беларусь как самостоятельные части  включаются республиканский и местный бюджеты.

Бюджетная система и принципы её построения составляют основу бюджетного устройства современного государства.

Бюджетное устройство –  это организация и принципы формирования системы бюджетов различных органов  государственной власти и управления, взаимоотношения между ними, бюджетные права и бюджетный процесс. 

Различают два вида государственных  и бюджетных устройства: унитарное и федеральное.

В унитарных государствах бюджетная система имеет два  основных бюджетных звена: общегосударственный  и местные бюджеты. (РБ)

В федеральных государствах бюджетная система состоит из трех звеньев: общегосударственный бюджет (федеральный и бюджет центрального правительства), бюджеты членов федерации, местные.

Принципы бюджетного устройства:

Единство бюджетной  системы обеспечивается одной законодательной базой, единой формой бюджетной документации, использованием единой бюджетной классификации,и др.

Полнота бюджетов обеспечивается включением в них всех налогов, определенных законодательством Республики Беларусь, других обязательных платежей и иных поступлений, а также установлением размера и порядка расходования денежных средств.

Реальность бюджетов означает финансирование расходов, исходя из объема реально поступающих доходов и средств, привлекаемых для покрытия дефицита бюджета.

Гласность бюджетов требует доведения до граждан через средства массовой информации хода обсуждения и принятия закона о бюджете, решений местных Советов депутатов о соответствующем местном бюджете на очередной финансовый год.

Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом соответствующих государственных органов самостоятельно составлять, рассматривать 
утверждать и исполнять бюджет.

 

13. Бюджетное устройство РБ

 

Бюджетное устройство представляет собой совокупность таких  элементов как организация и принципы построения бюджетной системы, бюджетного процесса, взаимоотношения между многочисленными видами бюджетов, совокупность бюджетных прав.

Вообще, в разных странах  мира бюджетное устройство отличается особенностями в зависимости от государственного устройства, территориально-административного деления, уровня развития экономики и других специфических черт конкретного государства. 

Бюджетная система, представляющая собой основанную на экономических  отношениях и правовых нормах совокупность бюджетов отдельных административно-территориальных образований каждого государства, занимает главное место в бюджетном устройстве. Бюджетные системы разных стран отличаются своей структурой, количеством отдельных видов бюджетов, ибо во многом зависят от их государственного устройства и ее территориального деления.

В бывшем Советском Союзе  бюджетное устройство базировалось на принципе демократического централизма. Традиционно Государственный бюджет состоял из союзного бюджета, бюджетов союзных республик и бюджета государственного социального страхования. Большая доля поступлений централизовалась в союзном бюджете, а затем распределялась между республиками и ведомствами.

В настоящее время  бюджетная система Республики Беларусь включает в себя республиканский бюджет, бюджет г. Минска и местные бюджеты. Наша бюджетная система основывается на принципах единства, самостоятельности всех бюджетов, их полноты, реальности и гласности. Принцип единства означает сосредоточение в госбюджете всех производимых расходов и получаемых доходов; государство должно иметь лишь один бюджет. Это обеспечивает установление более эффективного контроля за финансами со стороны законодательных органов.

Требование единства дополняется принципом полноты, что предполагает учет по каждой статье всех затрат и поступлений.

Принцип правдивости  и реальности направлен против фальсификации  бюджетных росписей, на соблюдение утвержденных статей расходов. 

Принцип гласности обязывает  правительство публиковать бюджет, его основные расходы и источники доходов.

Таким образом, все принципы построения бюджетной системы взаимосвязаны  и дополняют друг друга, они нашли  свое правовое отражение в Конституции  нашей республики и специальных  законах: « О бюджетной системе РБ» и некоторых других законодательных актах.

Составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней представляет собой бюджетный процесс, от которого во многом зависит воздействие бюджета на общественные процессы.

Совокупность юридических  норм, регулирующих бюджетное устройство, образует бюджетное право. Развитие бюджетного права связано с приобретением независимости Беларуси, расширением прав местных Советов народных депутатов, выполнением региональных программ, финансированием мероприятий по повышению уровня жизни населения.

Все названные элементы бюджетного устройства функционируют  в их единстве и взаимосвязанности  и обеспечивают проведение единой бюджетной  политики государства через республиканский  и местные бюджеты

14. Бюджетный процесс, органы его реализации

 

Бюджетный процесс - регламентируемая законодательством деятельность государственных  органов, иных участников бюджетного процесса по составлению, рассмотрению, утверждению  и исполнению бюджетов, а также  составлению, рассмотрению и утверждению отчетов об их исполнении.

Бюджетный процесс определяет порядок функционирования всех звеньев  бюджетной системы в их совокупности и взаимной увязке. 

Бюджетный процесс РБ, как самостоятельной республики, был сформирован в 1991 году, после  обретения республикой суверенитета и взятым курсом на экономические преобразования. Именно с этого периода были заложены основы национальной финансовой и бюджетной систем, определен статус местных бюджетов, порядок формирования их доходной базы, упорядочены межбюджетные отношения. Итоговым документом, законодательно оформившим принципы функционирования бюджетной системы и организации бюджетного процесса, стал Закон «О бюджетной системе РБ», принятый в июне 1993 года. Дальнейшее развитие бюджетного процесса происходило в условиях формирования рыночных отношений, усиления роли бюджета в регулировании воспроизводственных связей. 

Информация о работе Шпаргалка по "Финансам"