Шпаргалка по "Финансам"

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 13:45, шпаргалка

Краткое описание

1. Необходимость и сущность финансов
Финансы – это всегда денежные отношения, в которых главным субъектом являются государство и предприятия. Однако не всякие денежные отношения представляют финансы. Во-первых, понятие денег шире, а финансы - часть денежных отношений. Во-вторых, деньги отличаются от финансов и по сущности, и по содержанию, и по выполняемым функциям.

Файлы: 1 файл

ФИНАНСЫ И ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК шпора.doc

— 808.50 Кб (Скачать)

- налоги в сфере внешнеэкономической  деятельности (таможенные пошлины,  налоги на экспорт и импорт).

Кроме того, были введены такие  целевые платежи: "чернобыльский" налог, государственные пошлины  и сборы, транзитный налог, три вида сборов в дорожные фонды, отчисления в отраслевые фонды поддержки  НИОКР, отчисления в местные внебюджетные фонды на содержание детских дошкольных учреждений и некоторые другие виды местных сборов.

Установленные размеры ставок основных налогов находились в пределах, соответствующих  мировой практике. Исключение составляли лишь некоторые акцизы и подоходные налоги с предприятий по отдельным видам деятельности.

Законом "О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь" устанавливался круг налогоплательщиков, их права, обязанности и меры ответственности, виды общегосударственных налогов  и сборов, сроки и порядок их уплаты и зачисления в бюджет, предоставления льгот. С начала 1994 г. в закон включены положения о том, что все вопросы налогообложения должны регулироваться исключительно актами специального налогового законодательства, а с 1994 г. введен обязательный учет и государственная регистрация налогоплательщиков. В том же году был принят закон, регламентирующий деятельность государственной налоговой инспекции.

Существенные коррективы внесены  в налоговое законодательство в 1996 г. Применяемая в стране система налогов к этому периоду менялась не менее 10 раз, не считая изменений в порядке и методологии взимания отдельных видов налогов и сборов. Поэтому остро стоял вопрос о необходимости разработки проекта Налогового кодекса, который в настоящее время находится в стадии завершения. Разработка единого законодательного акта, регулирующего все стороны налоговых отношений, вызвана необходимостью формирования цельной и сбалансированной налоговой системы. Проект Налогового кодекса в существенной мере унифицирован с аналогичным российским документом, учитывает нормы действующих налоговых систем Казахстана и Кыргызстана, а также современные мировые принципы налогообложения.

Проект Налогового Кодекса в  основном является документом прямого  действия и состоит из трех частей: первой (общей) части, второй части, регламентирующей конкретные вопросы взимания общегосударственных налогов, сборов и отчислений, в которой каждому налоговому платежу посвящена самостоятельная глава, и третьей части, определяющей правовые вопросы уплаты местных налогов. Наряду с установлением общих принципов построения налоговой системы, вводится ряд понятий, имеющих большое значение для практики налогообложения.

Все налоги, сборы и отчисления, уплачиваемые юридическими лицами, по источнику их уплаты можно разделить на несколько групп:

- налоги, сборы и отчисления, включаемые  в выручку от реализации продукции  (работ, услуг);

- платежи, уплачиваемые из доходов;

- платежи, относимые на себестоимость  продукции (работ, услуг);

- платежи, уплачиваемые за счет средств, остающихся в распоряжении плательщиков.

Кроме того, можно выделить в отдельные  группы налоги на доходы, полученные в  отдельных сферах деятельности, и  специальные налоговые режимы.

В настоящее время в Республике Беларусь насчитывается 26 видов налогов и других платежей в бюджет. В зависимости от выполняемых функций и источника уплаты они могут быть объединены в 7 укрупненных групп:

1) налоги и отчисления, уплачиваемые  из выручки от реализации продукции  (работ, услуг)

2) налоги на прибыль и доходы

3) налог на недвижимость;

4) налог на приобретение автотранспортных  средств и местные налоги и  сборы (кроме налогов с продаж  и сборов за услуги, включаемых  в выручку), за счет средств,  остающихся в распоряжении плательщиков; оффшорный сбор, относимый на финансовые результаты плательщиков;

5) налоги, сборы и отчисления, относимые  субъектами предпринимательства  на себестоимость продукции (работ,  услуг).

6) единый налог для производителей  сельскохозяйственной продукции  и налог для субъектов хозяйствования, применяющих упрощенную систему налогообложения;

7) прочие сборы.

 

22. Характеристика основных видов налогов, включаемых в отпускную цену

 

В соответствии с пунктом 7 Инструкции N 111 налоги и иные обязательные платежи, установленные законодательством, включаются в отпускные цены (тарифы) в размерах и порядке согласно законодательству.

В отпускные цены (тарифы) на товары (работы, услуги) включаются суммы налогов, уплачиваемых из выручки от реализации (оборотных налогов):

- акцизы (для подакцизных товаров) (глава 13 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК));

- налог на добавленную стоимость  (глава 12 НК).

Налоги, уплачиваемые из выручки, исчисляются либо по принципу скидки, либо по принципу надбавки.

Акцизы являются оборотным налогом, исчисляемым по принципу скидки. Налоги, исчисляемые по принципу скидки, удерживаются из налоговой базы, принимаемой за 100%.

Оборотным налогом, исчисляемым по принципу надбавки, является налог на добавленную стоимость. Налоги, исчисляемые по принципу надбавки, добавляются к налоговой базе.

Каждый последующий оборотный  налог исчисляется от цены, увеличенной  на сумму исчисленного до этого оборотного налога.

При формировании отпускной цены (тарифа) налоги рассчитываются по формулам:

расчет акцизов (по принципу скидки):

облагаемая база x ставка / (100% - ставка);

расчет НДС (по принципу надбавки):

облагаемая база x ставка.

Определение налоговой базы по акцизам  производится на основании ст. 117 НК.

Определение налоговой базы по НДС  производится на основании ст. 97 - 99 НК.

В соответствии со статьей 112 НК ставки акцизов могут устанавливаться:

- в абсолютной сумме на физическую единицу измерения подакцизных товаров (твердые (специфические) ставки);

- в процентах от стоимости  подакцизных товаров или таможенной  стоимости подакцизных товаров,  увеличенной на подлежащие уплате  суммы таможенных пошлин (процентные (адвалорные) ставки).

Ставки акцизов по подакцизным товарам установлены в приложении 1 к НК.

Ставки налога на добавленную стоимость  установлены статьей 102 НК.

Пунктом 7 Инструкции N 111 установлено, что отпускные цены (тарифы) на товары (работы, услуги) устанавливаются без налога на добавленную стоимость. Тарифы на оказываемые населению услуги устанавливаются с учетом налога на добавленную стоимость в соответствии с нормами законодательства.

23. Налоги, уплачиваемые  из прибыли: виды, плательщики,  ставки, порядок исчисления и  уплаты.

 

Предприятия обязаны  вносить в бюджет налоги в установленных  размерах, строго фиксированные законодательством.

Налоги – обязательные безэквивалентные платежи  для удовлетворения общегосударственных нужд которые взимаются государством с юридических и физических лиц в бюджет соответствующего уровня на основании соответствующих законов о налогах. Порядок, величина и условия перечисления налогов определены законодательством с целью обеспечения платежеспособности государства. Налоги необходимы, так как государство с помощью их воздействует на многие экономические и социальные процессы. Налоги – это необходимое звено экономических отношений в каждом государстве. На их долю в промышленно развитых странах приходится до   90 % поступлений в бюджет. Таким образом, для государства налоги являются основным источником дохода, а для предприятий – статьей расходов.

В зависимости от методов  изъятия налоги делятся на прямые и косвенные. Косвенные налоги включаются непосредственно в цену товара (работ, услуг) и увеличивают её размеры. Прямые налоги снижают реальные доходы плательщика и относятся на издержки производства или на прибыль.

В зависимости от источников возмещения налоги можно подразделить на следующие группы:

включаемые в себестоимость  продукции;

уплачиваемые из выручки  от реализации продукции;

уплачиваемые из прибыли  организации;

уплачиваемые из заработной платы работников;

По уровню управления  налоги подразделяются на местные и республиканские.

республиканские устанавливаются  высшим органом государственной  власти и действуют на всей территории Республики Беларусь;

местные устанавливаются  высшим органом государственной власти, но вводятся в действие решением местных Советов депутатов и действуют на определенной территории.

Налог на прибыль и  доходы – прямой налог, посредством  которого часть доходов субъектов  хозяйствования направляется на общегосударственные нужды. Плательщиками налога на доходы и прибыль являются юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность на территории Республики Беларусь. Налог на прибыль является отчислением в республиканский бюджет.

Облагаемая налогом  прибыль исчисляется исходя из суммы прибыли от реализации товаров (работ, услуг), иных ценностей (включая основные средства, товарно-материальные ценности, нематериальные активы, ценные бумаги), имущественных прав и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

В облагаемую налогом  прибыль не включаются доходы облагаемые налогом на доходы, при этом убытки от мероприятий облагаемых налогом  на доходы не уменьшают налогооблагаемую прибыль.

Налогооблагаемая прибыль  – это балансовая прибыль скорректированная в соответствии с налоговым законодательством и уменьшенная налогом на недвижимость и льготируемой прибылью.

Налог на прибыль рассчитывается по ставкам установленным в процентах  к сумме налогооблагаемой прибыли. Ставки единые для предприятий и не зависят от форм собственности, подчиненности и сферы деятельности.

Ставка налога на прибыль  твердо фиксированная величина изъятия  в бюджет части прибыли. Основная  ставка налога на прибыль составляет 24% от облагаемой  налогом прибыли. Существует еще льготная ставка в размере 50% от основной, которая составляет 12% от облагаемой налогом прибыли.

Льготы по налогу на прибыль  это полное или частичное освобождение от уплаты налога на прибыль, используемого  на определенные мероприятия. Основная цель льгот стимулировать направление прибыли на развитие производства.

 

24. Налоги, относимые на  себестоимость: виды, плательщики,  ставки, порядок исчисления и уплаты

 

Отчисления в Фонд социальной защиты населения (взносы на социальное страхование)

35% всех видов выплат в денежном и (или) натуральном выражении, начисленных в пользу работников по всем основаниям независимо от источников, включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам, кроме предусмотренных перечнем видов выплат, на которые не начисляются обязательные страховые взносы в Фонд, утверждаемым Правительством Республики Беларусь.

Закон Республики Беларусь от 29.02.1996 г. №138-XII «Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Министерства социальной защиты Республики Беларусь» 

Чрезвычайный налог и отчисления в государственный фонд содействия занятости

4% от фонда заработной платы

Закон Республики Беларусь 31.12.2005 г. № 81--З «О бюджете Республики Беларусь на 2006 год»

Закон Республики Беларусь 30.05.1991 г. № 828-XI «О занятости населения  Республики Беларусь»

Земельный налог

Устанавливается в виде ежегодных фиксированных платежей за гектар земельной площади.

Объектом является земельный участок, который находится во владении, пользовании  или собственности.

Закон Республики Беларусь 18.12.1991 г. № 828-XII «О платежах на землю» 

Экологический налог

Твердые ставки: в рублях за тонну

Объекты :

объемы используемых (изымаемых, добываемых) природных ресурсов;

объемы выводимых в окружающую среду выбросов (сбросов) загрязняющих веществ;

объемы перемещаемых по территории Республики Беларусь нефти и нефтепродуктов;

объемы отходов производства, размещенных  на объектах размещения отходов;

объемы размещенных товаров, помещенных под таможенный режим уничтожения и утративших свои потребительские свойства, а также отходов, образующихся в результате уничтожения товаров, помещенных под этот режим;

объемы полезных ископаемых, добытых  на разведанных за счет средств бюджета  месторождениях, в стоимостном выражении  2800 белорусских рублей за тонну.

Объемы производимой и (или) импортируемой  пластмассовой тары и иных товаров, после утраты потребительских свойств  которых образуются отходы.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансам"