Шпаргалка по "Финансам"

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 13:45, шпаргалка

Краткое описание

1. Необходимость и сущность финансов
Финансы – это всегда денежные отношения, в которых главным субъектом являются государство и предприятия. Однако не всякие денежные отношения представляют финансы. Во-первых, понятие денег шире, а финансы - часть денежных отношений. Во-вторых, деньги отличаются от финансов и по сущности, и по содержанию, и по выполняемым функциям.

Файлы: 1 файл

ФИНАНСЫ И ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК шпора.doc

— 808.50 Кб (Скачать)

Внешним (международным) государственный кредит является тогда, когда кредиторами данного государства  выступают иностранные юридические  лица. В Республике Беларусь преимущественное развитие получает внутренний государственный кредит.

Внутренний государственный кредит может быть представлен в формах государственных займов, кредитов Национального банка на покрытие дефицита бюджета и других кратко- и долгосрочных обязательств. Право привлекать заемные средства юридических и физических лиц от лица правительства принадлежит Министерству финансов.


Кредиты Национального  банка  предоставляются за счет заемных  средств населения и предпринимателей, находящихся во вкладах в системе  сберегательных банков.

Внешний государственный  кредит может быть представлен в формах  внешних займов и иностранных кредитов под гарантии Правительства Республики Беларусь по межправительственным, межбанковским соглашениям, а также по линии  международных финансовых организаций.

 

17. Необходимость и социально-экономическая сущность налогов

 

Налоги – экономическая  категория. Они играют важную роль в  экономической и социальной жизни  общества. В современных условиях для Республики Беларусь чрезвычайно  важно использовать налоги в целях  создания эффективной экономической  системы. Налоговый метод изъятия части чистого дохода, создаваемого в производственной сфере, ограниченно использовался в Советском Союзе. Сейчас это – основной метод.  
Налогообложение прошло длительный путь развития, прежде чем оно сформировалось в нынешнем виде. Возникновение налогов связано с появлением государства, которому для выполнения его функций необходима материальная база в виде денежных фондов. Образование этих фондов происходит путем налогового изъятия у хозяйствующих субъектов и населения части их доходов. 

Как экономическая категория  налоги обладают устойчивыми внутренними  свойствами, закономерностью развития и отличительными формами проявления. Имея много общего с другими финансовыми  категориями, налоги обладают специфическими признаками, имеют собственную форму движения. 

Государство устанавливает  правила изъятия части доходов  у юридических и физических лиц  посредством придания этим правилам силы Закона. Правовая природа налогов  обусловлена необходимостью государственного принуждения, так как вряд ли кто добровольно, по собственной инициативе, будет расставаться с частью своего дохода и, порой, достаточно солидной его частью. 

Из истории известно, что правовое регулирование налогов  имело место в древних и  рабовладельческих государствах. Налоги были предметом исследования многих видных ученых еще в античные и феодальные времена. Были сформулированы основные принципы налогообложения, появились первые налоговые законы.

Таким образом, налоги –  это обязательные платежи, которые  по закону взимаются с предприятий и граждан и не имеют индивидуально возмездного характера для налогоплательщиков. Подчеркнем – индивидуально безвозмездные. Для всех членов общества они возмездные, так как поступившие в виде налогов денежные средства используются государством для удовлетворения общественно значимых потребностей, таких как оборона, управление, фундаментальная наука и некоторые другие.

18. Виды налогов и признаки их классификации

 

Классификация налогов  – это группировка налогов  по различным признакам. Для организации рационального управления налогообложением классификация налогов имеет большое значение. Наибольшее распространение получило деление налогов по способу изъятия – на прямые и косвенные. В теории и практике налогообложения существуют и другие не менее важные классификационные признаки. Эти признаки универсальны, а подведение под них тех или иных видов налогов и сборов зависит от состояния общественно-экономических отношений в стране.

По характеру взаимоотношений  между государством и субъектами налогов, т.е. по способу изъятия, различают прямые и косвенные налоги. Прямые налоги – налоги, взимаемые государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. В свою очередь прямые налоги делятся на реальные и личные. Реальные налоги построены без учета личности плательщика и уровня доходности объекта обложения. Сам факт наличия имущества является основанием для обложения. Первыми видами реальных налогов были поземельный и подомовой. К реальным налогам также относятся промысловый налог, налог на ценные бумаги.

Личные налоги в мировой  практике представлены следующими видами налогов: подоходный налог с населения, поимущественный налог, налог с  наследства и дарений, налог на прибыль  с корпораций, налог на сверхприбыль, налог на прирост капитала и др.

Косвенные налоги – налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу и взимаемые в процессе потребления товаров и услуг. К косвенным налогам относятся акцизы, государственные монополии, таможенные пошлины.

Одним из классификационных признаков налогов является их деление на общие и специальные (целевые). Общие налоги обезличиваются и поступают в казну государства, они предназначены для общегосударственных мероприятий. Специальные (целевые) налоги имеют строго определенное назначение и обычно формируют внебюджетные формы (пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования, дорожные фонды и др.)

По принадлежности органов  и уровню управления налоги классифицируются в зависимости от органа, который  взимает налог и в распоряжение которого он поступает. В унитарных государствах - государственные налоги – взимаются на основе государственного законодательства и поступают в госбюджет и местные налоги, взимаемые местными органами самоуправления и поступающие в местные бюджеты. В федеральных государствах – налоги делятся на федеральные налоги, налоги субъектов федерации, местные налоги.

В РБ к республиканским  налогам, сборам (пошлинам) относятся: налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на прибыль; налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство; подоходный налог с физических лиц; налог на недвижимость; земельный налог; экологический налог; налог за добычу (изъятие) природных ресурсов; сбор при ввозе на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ; сбор за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь; сбор за выдачу разрешений на проезд автомобильных транспортных средств Республики Беларусь по территориям иностранных государств; оффшорный сбор; гербовый сбор; консульский сбор; государственная пошлина; патентные пошлины; таможенные пошлины и таможенные сборы.

К местным налогам  и сборам относятся: налог на услуги; налог за владение собаками; сбор на развитие территорий; курортный сбор; сбор с заготовителей.

Классификация налогов  по признаку, отражающему полноту  прав использования налоговых сумм различает налоги в качестве закрепленных и регулирующих. Закрепленные налоги представляют собой налоги, которые полностью в твердо фиксированной доле (процентах) на постоянной либо долговременной основе поступают в соответствующий бюджет, за которым они закреплены.

Регулирующие налоги – налоги, используемые для регулирования поступлений в нижестоящие бюджеты в виде процентных отчислений от налогов по ставкам (нормативам), утвержденным в установленном порядке на очередной финансовый год.

 

19. Принципы построения налоговой системы государства

 

Под налоговой системой понимается совокупность налогов, пошлин и сборов, взимаемых на территории государства в соответствии с Налоговом кодексом, а также совокупность норм и правил, определяющих правомочия и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях. 
Формируя налоговую систему нужно исходить из ряда принципов. В законодательном порядке утверждаются все виды налогов, а также порядок их расчетов, сроки уплаты и ответственность за уклонение от налогов. Это позволяет использовать налоговую систему в качестве инструмента политики государства , имеющий силу закона, с одной стороны. А с другой стороны, защитить права налогоплательщика.

Можно выделить следующий  принцип - множественность объектов налогообложения. Использование этого  принципа при создании налоговых систем в большинстве стран объясняется, тем что таким образом удается расширить налогооблагаемое поле и, тем, что много 'мелких' налогов психологически выдержать легче, чем один, но высокий.

Одним же из важных принципов  налоговых систем является стабильность правил применения налогов. Это касается как порядка расчета и изъятия налогов, так и налоговых ставок. Правила и виды налогов могут и должны меняться с изменением экономических условий, но эти изменения должны быть по возможности крайне редким. Указанный принцип обеспечивает стабильность условий хозяйствования, дает возможность фирмам планировать свою деятельность, быть уверенными в своем экономическом и финансовом развитии. Делает привлекательными инвестиционные вложения, а также способствует экономическому росту как на уровне фирмы, так и всей экономики страны - стабильная система налогообложения.

Еще одним важным принципом  формирования налоговой системы  является ориентирование налоговой  системы, а в ней - каждого налога на ' свой' объект, что позволяет устранить двойное налогообложение.

В налоговой системе  должна быть определена ответственность  за уклонение от уплаты налогов.

И наконец, налоги должны быть разделены по уровням изъятия: федеральный, муниципальный (местный) и т.п.

В рационально построенной системе налогообложения соблюдение этих принципов становится очевидным. В настоящее время налоги используются как инструмент экономической и структурной политики, уровень налогового бремени устанавливается в зависимости от конкретных задач государственного регулирования и особенной экономической ситуации.

20. Функции налогов , их роль и специфика применения в современных условиях

 

Функции налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения доходов. Отсюда возникает главная распределительная функция налогов, выражающая их сущность как особого централизованного (фискального) инструмента распределительных отношений. 
Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов - формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций. Формирование доходов государственного бюджета на основе стабильного централизованного взимания налогов, превращает само государство в крупнейшего экономического субъекта. 
Другая функция налогов как экономической категории состоит в том, что появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, появляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Осуществление контрольной функции налогов, ее полнота и глубина в известной мере зависят от налоговой дисциплины. Суть ее в том, чтобы налогоплательщики (юридические и физические лица) своевременно и в полном объеме уплачивали установленные законодательством налоги.

Эта функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в  условиях действия распределительной  функции.

Распределительная функция  налогов обладает радом свойств (регулирующее, стимулирующее, воспроизводственное), характеризующих многогранность ее роли в воспроизводственном процессе.

Экономическая функция  налогов состоит в воздействии  через налоги на общественное воспроизводство, т.е. любые процессы в экономике  страны, а также социально-экономические процессы в обществе.

Функции налогов взаимосвязаны. Рост налоговых поступлений в  бюджет, т.е. реализация фискальной функции, создает материальную возможность  для осуществления экономической  роли государства, т.е. экономической  функции налогов. В то же время достигнутое в результате экономического регулирования ускорение развития и роста дохода производства позволяет государству получить больше средств.

Это означает, что экономическая  функция налогов способствует осуществлению  фискальной, укрепляет ее, а эффективное выполнение распределительной функции создает благоприятную социально-экономическую атмосферу для выполнения других функций налогов. 

 

21. Состав налоговой системы РБ

 

В настоящее время  налоговые органы Республики Беларусь (далее - Беларусь) включают центральный аппарат Министерства по налогам и сборам, территориальные инспекции по областям, районам, городам и районам в городах.

За десятилетний период налоговые органы Беларуси прошли путь от структурного подразделения в  составе Министерства финансов республики до самостоятельного органа государственной власти- Государственного налогового комитета (ГНК РБ), преобразованного в сентябре 2001 г. в Министерство по налогам и сборам (МНС). Основными задачами МНС РБ являются: реализация государственной политики, регулирование и контроль в сфере налогообложения.

В Беларуси систему налогообложения, ориентированную на рынок, ввели  в 1992 г. Эта система включала 15 основных налогов и сборов, распределяемых между республиканским и местными бюджетами, а также 8 видов отчислений в различные внебюджетные фонды.

Были установлены следующие  основные налоги:

- налоги на потребление  (НДС, акцизы, налог на топливо);

- на доходы и прибыль  (подоходные налоги с физических  и юридических лиц);

- имущественные налоги на собственность и капитал (налог на недвижимость, плата за землю, рентные платежи);

- взносы на социальное  страхование (отчисления в фонды  социальной защиты и содействия  занятости);

Информация о работе Шпаргалка по "Финансам"