Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 13:45, шпаргалка
1. Необходимость и сущность финансов
Финансы – это всегда денежные отношения, в которых главным субъектом являются государство и предприятия. Однако не всякие денежные отношения представляют финансы. Во-первых, понятие денег шире, а финансы - часть денежных отношений. Во-вторых, деньги отличаются от финансов и по сущности, и по содержанию, и по выполняемым функциям.
Общегосударственные (централизованные) финансы – это система денежных отношений, связанных с формированием централизованных доходов и фондов денежных средств и использованием их на общегосударственные потребности.
Совокупность всех институтов и организационных структур, осуществляющих управление финансами, представляет собой финансовый аппарат страны. В Республике Беларусь к нему относятся:
органы общего управления финансами;
органы оперативного управления финансами;
органы отраслевого управления финансами.
К органам общего управления финансами относятся органы государственной власти. Они состоят из высших органов государственной власти (Национальное собрание Республики Беларусь, Президент страны и его администрация) и местных органов государственной власти (Советы депутатов).
Высшие органы государственной власти в области управления финансами наделены следующими функциями:
1) определение финансовой политики;
2) разработка, рассмотрение и утверждение основополагающих форм финансовых отношений в виде законов, декретов;
3)осуществление
Местные органы государственной власти в области управления финансами наделены функциями в пределах своей компетенции, они разрабатывают, рассматривают и утверждают формы финансовых отношений, имеющих только региональное значение. Причем формы финансовых отношений не могут вступать в противоречие с общегосударственным финансовым законодательством.
К государственным
органам оперативного
- Совет (Кабинет) Министров
страны и местные
- Министерство финансов и его региональные органы;
- Министерство по налогам и сборам и его региональные органы;
- Национальный банк республики и его региональные подразделения;
- Комитет государственного контроля, его местные органы и др.
Эти органы выполняют следующие функции управления финансами:
1) проведение в жизнь финансовой политики органов власти;
2) разработка и издание
после утверждения форм
3) изучение эффективности
функционирующих форм
К органам отраслевого управления финансами относятся: финансовые управления министерств и ведомств; финансовые управления (отделы) предприятий, организаций, учреждений.
Указанные органы выполняют следующие функции управления финансами:
1) практически применяют формы финансовых отношений;
2) проверяют путем
внутриведомственного и
3) разрабатывают, утверждают, изучают и совершенствуют формы финансовых отношений, предназначенных для осуществления внутрихозяйственного расчета.
Для успешного выполнения функций по управлению финансами важнейшее значение имеет применение автоматизированной системы управления финансами (АСУФ). Она является частью действующей системы управления финансами, неотъемлемым элементом структуры финансовых органов и других структур управления финансами.
Под АСУФ понимается совокупность административных, экономических, математических, технических методов управления, позволяющих быстро, качественно и эффективно собирать информацию, анализировать ее и на основе этого создавать базу для научного совершенствования форм финансовых отношений и методов их осуществления.
В результате создания и внедрения этой системы повышается эффективность управления финансами, поскольку сокращается трудоемкость сбора, обработки и анализа информации, появляется возможность производить на базе ЭВМ многовариантные расчеты финансовых последствий при применении той или иной формы финансовых отношений.
Организация управления финансами включает:
1. стратегическое или общее управление
2. оперативное или непосредственное управление
Стратегическое управление финансами выражается:
1) в определении источников
и объемов финансовых ресурсов,
которые должны обеспечить
2) в установлении оптимальных пропорций между финансовыми ресурсами, аккумулируемыми в руках государства, и ресурсами, аккумулируемые в отдельных отраслях предприятия;
3) в выявлении наиболее
эффективных направлений
В РБ стратегическое управление осуществляет Президент и высшие органы законодательной и исполнительной власти.
Президент РБ исходя из положений Конституции:
1) призван обеспечить
согласованное
2) определять внутреннюю
и внешнюю политику государства
3) подписывает законы после принятия их парламентом
4) издает директивы, декреты, указы, по вопросам формирования и использования финансовых ресурсов.
Важнейшая задача Президента - контроль за целевым и эффективным расходованием финансовых ресурсов государства.
Парламент РБ как высший законодательный орган:
1) принимает законы, регламентирующие
функционирование финансовых
2) устанавливает налоги,
сборы, пошлины, и другие
Совет министров РБ как высший орган исполнительной власти осуществляет управление финансами через свои структурные подразделения: министерства, ведомства, госкомитеты, комитеты.
Оперативное (непосредственное) управление финансами осуществляют специализированные органы на общегосударственном уровне, на отраслевом уровне и на уровне отдельных предприятий и организаций.
Важнейшей частью финансовой политики государства является финансовый механизм.
Финансовый механизм — система форм финансовых отношений, выработанных на основе финансовой политики государства и предназначенных для решения намеченных социально-экономических задач в обществе на данном этапе его развития.
Финансовый механизм включает ряд групп и методов.
Критерии группировки
финансового механизма следующи
- исходя из территориального
деления: финансовый механизм
государства и финансовый
- с позиций сфер и звеньев финансовой системы: бюджетный механизм; механизм функционирования внебюджетных фондов; механизм функционирования финансового рынка; механизм функционирования субъектов хозяйствования.
- с позиций раскрытия
Финансовые рычаги и
инструменты – это элементы финансового
механизма, к которым относятся:
установленный порядок
Финансовые стимулы — реальная возможность всех форм финансовых отношений (финансовых рычагов) материально воздействовать на деятельность субъекта с целью заинтересовать его в наилучших результатах своей работы. В виде стимулов выступают всевозможные льготы, особые условия кредитования, в виде санкций – штрафы, пени, неустойки.
Финансовые нормативы — это весомость, размер, величина финансового стимула.
Финансовое регулирование связано с регламентированием распределительных отношений на основе конкретных методов: сальдового, нормативного и налогового.
Сальдовый заключается в распределении дохода по элементам с выделением итогового (сальдового) остатка. Нормативный метод основан на распределении дохода по нормативам. При налоговом методе часть выручки распределяется по децентрализованным и централизованным фондам с помощью налогов и обязательных отчислений.
В рыночных условиях в качестве финансового обеспечения выступают: самофинансирование; банковский кредит; доходы от размещения ценных бумаг; денежные средства других предприятий, привлекаемые на акционерной основе или долевых началах; субвенции; дотации; бюджетные ссуды.
К финансовой информации относится информация о финансовой устойчивости и платежеспособности партнеров и конкурентов, о ценах, курсах валют, дивидендах, процентах на товарном, фондовом и валютном рынках, сообщения о положении дел на биржевом, внебиржевых рынках, о финансовой и коммерческой деятельности хозяйствующих субъектов, различные другие сведения.
Финансовое законодательство – это законодательные акты, постановления, приказы и другие правовые документы органов управления.
Методами финансового механизма являются финансовое управление, финансовое планирование и прогнозирование, финансовый контроль, финансовый анализ.
Принципы построения финансового механизма:
1) каждая форма финансового отношения не должна противоречить другим формам финансовых отношений, входящих в данный финансовый механизм;
2) финансовые механизмы,
3) каждая форма финансовых отношений, входящая в финансовый механизм, должна быть финансовым рычагом;
4) для того чтобы формы финансовых отношений являлись финансовыми рычагами, необходимо разработать научные методы их организации.
Совокупность всех институтов и организационных структур, осуществляющих управление финансами, представляет собой финансовый аппарат страны. В Республике Беларусь к нему относятся:
органы общего управления финансами;
органы оперативного управления финансами;
органы отраслевого управления финансами.
К органам общего управления финансами относятся органы государственной власти. Они состоят из высших органов государственной власти (Национальное собрание Республики Беларусь, Президент страны и его администрация) и местных органов государственной власти (Советы депутатов).
Высшие органы государственной власти в области управления финансами наделены следующими функциями:
1) определение финансовой политики;
2) разработка, рассмотрение и утверждение основополагающих форм финансовых отношений в виде законов, декретов;
3)осуществление
Местные органы государственной власти в области управления финансами наделены функциями в пределах своей компетенции, они разрабатывают, рассматривают и утверждают формы финансовых отношений, имеющих только региональное значение. Причем формы финансовых отношений не могут вступать в противоречие с общегосударственным финансовым законодательством.
К государственным
органам оперативного управлени
- Совет (Кабинет) Министров
страны и местные
- Министерство финансов и его региональные органы;
- Министерство по налогам и сборам и его региональные органы;
- Национальный банк республики и его региональные подразделения;
- Комитет государственного контроля, его местные органы и др.
Эти органы выполняют следующие функции управления финансами: