Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 13:45, шпаргалка
1. Необходимость и сущность финансов
Финансы – это всегда денежные отношения, в которых главным субъектом являются государство и предприятия. Однако не всякие денежные отношения представляют финансы. Во-первых, понятие денег шире, а финансы - часть денежных отношений. Во-вторых, деньги отличаются от финансов и по сущности, и по содержанию, и по выполняемым функциям.
Финансы – это всегда денежные отношения, в которых главным субъектом являются государство и предприятия. Однако не всякие денежные отношения представляют финансы. Во-первых, понятие денег шире, а финансы - часть денежных отношений. Во-вторых, деньги отличаются от финансов и по сущности, и по содержанию, и по выполняемым функциям. Деньги прежде всего - это всеобщий эквивалент, на основании которого оценивают затраты труда производителей, а финансы - это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода, средство контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. Их обязательным условием существования являются деньги.
Финансовой клеточкой и началом финансовых отношений послужило создание прибавочного продукта в сфере производства и последующее его распределение. Именно прибавочный продукт, или та часть совокупного общественного продукта, которая образует чистый доход общества, используется для расширения производства и создания централизованного фонда денежных средств государства является изначально объектом финансовых отношений.
Можно выделить: а) период возникновения финансовых отношений вообще; б) момент появления государственных финансов.
Период возникновения
финансовых отношений вообще связан
с началом товарно-денежных отношений
и развитием процесса первичного
распределения стоимости
Возникновение государственных финансов следует рассматривать как этап перераспределительного процесса с участием уже созданного в общественном производстве прибавочного продукта.
По своему содержанию финансы представляют собой виды денежных отношений, опосредствующих прямое движение стоимости. К ним относятся:
денежные отношения
хозяйствующих субъектов с
денежные отношения между различными хозяйствующими субъектами по поводу применения санкций и поощрений при выполнении договорных обязательств;
денежные отношения хозяйствующих субъектов со своими работниками по поводу применения поощрений и санкций по результатам выполнения функциональных обязанностей. Сюда не относится оплата стоимости рабочей силы, так кик она является товаром. Оплата товара рабочая сила есть акт купли-продажи, т.е. смена форм стоимости. Смена форм стоимости предполагает обмен эквивалентов, что не является финансовым актом.
денежные отношения государства с населением по поводу взимания налогов, сборов, получения займов, привлечения вкладов в банк, выплат пенсий, пособий, стипендий, вознаграждений за пользование сбережениями населения, предоставления бесплатных для населения услуг в области просвещения, здравоохранения и т.п.;
внутригосударственные денежные отношения при распределении доходов государственного бюджета на стадиях его составления, рассмотрения и утверждения;
денежные отношения хозяйствующих субъектов с кредитной системой по поводу привлечения, возврата заемных средств, получения и уплаты процентных сумм за ссуды;
денежные отношения
хозяйствующих субъектов с
денежные отношения
государства с другими
денежные отношения между партнерами совместных предприятий по поводу формирования уставного фонда, распределения доходов и т.п.
С развитием экономических отношений возникают и развиваются новые виды финансовых отношений и отмирают действующие их виды.
Финансовые отношения хозяйствующего субъекта составляют основу финансов.
Финансы являются важным звеном экономики и вместе с ценой, заработной платой и кредитом оказывают существенное влияние на весь воспроизводственный процесс. При этом все они имеют денежную природу, но отличаются своими функциям в создании и распределении стоимости ВВП.
Функции финансов - проявление их сущности в действии, выражение их общественного назначения. Для финансов характерны две функции – распределительная и контрольная.
Общественное назначение распределительной функции финансов состоит, во-первых, в распределении и перераспределении части стоимости ВВП (главным образом чистого дохода) в денежной форме для обеспечения расширенного воспроизводства; во-вторых, в формировании экономического потенциала для создания финансовой основы функционирования государства и его экономической системы.
Таким образом, через
распределительную функцию осуществляется
обеспечение каждого звена
Субъектами при финансовом распределении являются участники воспроизводственного процесса (государство, юридические и физические лица). В сфере распределения переплетаются политические, экономические и социальные интересы всех социальных групп общества.
Контрольная функция финансов порождена распределительной функцией и проявляется в контроле за распределением валового внутреннего продукта, национального дохода и чистого дохода по соответствующим денежным фондам и за их целевым расходованием. Контрольная функция финансов обслуживает как весь воспроизводственный процесс сферы материального производства, так и формирование и использование централизованного фонда денежных ресурсов государства.
Через движение финансовых ресурсов контрольная функция количественно отображает экономические процессы, связанные с распределением и перераспределением валового внутреннего продукта. Вместе с тем движение финансовых ресурсов в конкретных формах является объектом контроля со стороны государства, наблюдающего за процессами стоимостного распределения ВВП. Без такого контроля не может быть обеспечено сбалансированное развитие экономики.
Контрольная функция имеет нормативную основу. Распределительный характер денежных отношений предусматривает предварительное планирование, определение конкретных субъектов, объемов и сроков осуществления, обязательность целевого использования денежных ресурсов, закрепление в нормативных актах. Нормативные акты регламентируют как условия распределения доходов и прибыли, направляемых на расширенное воспроизводство, так и условия платежей в бюджет (установление категорий плательщиков, объектов, единиц обложения, ставок, фондов, льгот по платежам, порядка их исчисления и т.д.), финансирования из бюджета (порядок открытия бюджетного финансирования и его использования), кредитования, формирования и использования различных денежных фондов хозяйствующих субъектов.
Именно контроль за соблюдением нормативных актов отражает в свою очередь содержание контрольной функции финансов.
Формой реализации контрольной функции финансов выступает финансовая информация, которая выражает такие финансовые показатели, как выручка, прибыль, рентабельность, ликвидность, оборачиваемость, платежеспособность, фондоотдача и другие, в синтезированном виде отражающие различные стороны финансово-хозяйственной деятельности субъектов.
Роль контрольной функции финансов в воспроизводственном процессе проявляется в наблюдении за состоянием финансовой дисциплины, соблюдением установленных норм и правил, выполнением финансовых обязательств.
Контрольная функция финансов реализуется на практике через осуществление финансового контроля, важнейшей задачей которого является проверка точности соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетом, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств хозяйствующих субъектов по расчетам и платежам.
Финансовый контроль осуществляется через деятельность финансовых, налоговых и других органов контроля.
Финансы выражают экономические отношения, связанные с обеспечением источниками финансирования государственного, муниципального и частного секторов экономики, сфер производства, обращения и домашних хозяйств. Функционирование финансов направлено на эффективное развитие социально ориентированной экономики. Финансы способствуют достижению общих целей экономического развития, для чего требуются их оптимальная организация.
Основными участниками финансовых отношений являются:
государство;
хозяйствующие субъекты;
население.
Основные признаки государственных финансов:
денежные отношения между двумя субъектами, (где нет денег, не может быть финансов);
субъекты обладают различными правами, один из них (государство) обладает особыми полномочиями.
в процессе этих отношений
формируется государственный
регулярное поступление средств в бюджет обеспечено законодательством.
Рыночный механизм
непосредственно между хозяйствующими субъектами – производителями и потребителями (продавцами и покупателями) товаров и услуг;
в сфере производства и обращения;
между хозяйствующими субъектами
(налогоплательщиками и
в финансово- бюджетной сфере – между хозяйствующими субъектами (работодателями и наемными работниками);
в сфере трудовых отношений.
Хозяйствующие субъекты многолики и функционируют одновременно в качестве:
производителя и потребителя на рынке товаров и услуг;
заемщика и инвестора на финансовом рынке;
работодателя на рынке труда.
В рыночной экономике взаимодействуют 3 специфических основных рынка:
рынок товаров и услуг;
рынок труда;
финансовый рынок.
Все три рынка находятся в постоянном взаимодействии, выполняя специфические функции рыночной системы хозяйствования.
Функционирование финансов как экономической категории обязательно связано с действием объективных экономических законов.
На современном этапе особо выделяются такие сущностные характеристики финансов, как социальная направленность финансовых отношений, что усиливает значение вопросов четкого взаимодействия между всеми участниками финансовых отношений в условиях рыночной экономики.
В мировой практике развитых стран выделяются две основные модели рыночной экономики, обеспечивающие экономический и социальный прогресс общества, различающиеся между собой прежде всего по степени государственного регулирования экономики.
Сущность той или иной модели определяется экономической и социальной ролью государства в развитии общества. От того, какая из моделей рыночной системы хозяйствования реализуется в постсоциалистических государствах, зависит и налоговая емкость производства и доходов.
Финансы – неотъемлемое
связующее звено между
Роль финансов в экономике постоянно усиливается, отражая усложняющиеся перераспределительные отношения в обществе.
Финансовая система государства – это совокупность обособленных, но взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений и соответствующих им финансовых учреждений, организующих образование, распределение и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
Финансовая система Республики Беларусь включает:
Общегосударственные (централизованные)
Государственный бюджет
Целевые бюджетные и
Государственный кредит
Финансы хозяйствующих субъектов (децентрализованные)
Финансы предприятий материального производства
Финансы учреждений и организаций непроизводственной сферы
Органы управления финансами страны
Министерство финансов
Министерство по налогам и сборам, Таможенный комитет и др.
Финансовый рынок