Шпаргалка по "Финансам"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 20:29, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Финансы".

Файлы: 1 файл

шпора финансы.doc

— 177.50 Кб (Скачать)
1. Сущность финансов.

Финансы — это система экономических (денежных) отношений, с помощью которой создаются и расходуются фонды денежных средств.

Финансы – совокупность объективно обусловленных экономических отношений, имеющих распределительный характер, денежную форму выражения и материализуемых в денежных доходах и накоплениях, формируемых в руках государства и субъектов хозяйствования для целей расширенного воспроизводства, материального стимулирования работающих, удовлетворение социальных и других потребностей.

Финансы - "finance" (лат.) - денежный платеж. В данном курсе изучаются отношения, связанные с движением денежных средств.

Денежный  платеж – отношения субъектов, следовательно, финансы как экономическая категория  есть совокупность отношений. Эти отношения характеризуются определенными признаками. Отношения существуют между субъектами воспроизводственного процесса. Они возникают на всех стадиях и уровнях жизни общества. Именно как совокупность определенных отношений они образовывают экономическую категорию.

На стадиях  производства и потребления движения стоимости не происходит, поэтому  они не являются местом возникновения  финансов.

На третьей  стадии распределительного процесса распределение  приобретает  форму движения товара. Само движение товара опосредуется движением денежных средств и стоимость не отчуждается, а меняет свою форму. На данной фазе определяющей является экономическая категория цена и на данном этапе происходит ценовое распределение стоимости.

На второй фазе воспроизводственного процесса происходит распределение ВОП. Это распределение характеризуется тем, что оно приобретает форму движения денежных средств, переходящих из одних рук в другие и здесь происходит отчуждение стоимости в ее денежном выражении. Движение денежных средств происходит обособленно от движения товаров. На стадии распределения осуществляются специфические денежные отношения.

Эта специфика  выражается в отношениях, выражающих одностороннее движение стоимости. Денежные отношения получают общественные формы формирования. И тем самым они выражаются в определенных экономических категориях:

– заработная плата;  – цена;  – кредит;  – финансы.

На третьей  стадии воспроизводственного процесса денежные отношения имеют другую специфику: встречного движения материальных и денежных форм стоимости. Денежные отношения выражаются в разных формах расчетов: акцепт, аккредитив и т.д., и здесь в основном функционируют две категории: деньги и цена.

В процессе переливания форм стоимости между  субъектами хозяйствования формируются  финансовые ресурсы. Необходимость финансов в условиях товарно-денежных отношений объясняется тем, что финансы необходимы для распределения стоимости общественного продукта. Только с помощью категории финансов осуществляется этот процесс.

Финансы занимаются распределением созданной стоимости в денежном выражении. В зависимости от того, как мы распределим будет зависеть процесс воспроизводства. Необходимы определенные пропорции, а главная пропорция зависит от того как мы поделим национальный доход.

Финансы как система впервые появляется на второй стадии воспроизводства - на стадии распределения. Распределение продукта происходит между владельцем этого товара и тем, кто его произвел. СОП (совокупный общественный продукт) = C + V + M  C — основной капитал  V — зарплата   M — прибыль 

2.Деньги: сущность, функции  и виды.

Деньги- это историческая категория, возникшая  на стадии товарного производства. До появления денег существовал  натуральный обмен. Обмен между  первобытными общинами носил случайный  характер. Развитие товарного обмена связано спервым крупным общественным разделением труда, между сколовчеством и земледелием. На базе второго  крупного разделения труда-отдельнве ремесла от земледелия, сложились из  товарного пр-ва и обмена. Из всех товаров выделяется особый вид-деньги, которые стали играть роль всеобщего эквивалента. Такая роль с развитием обмена и созданием мирового рынка закрепились за  благородными металлами(золото, серобро) в силу их естественных свойств(качественная однородность, колличественная делимость, сохраняемость, эстетивность,привлекательность). Товарный мир разделяется на товар и деньги, к которому постепенно присвоилась роль всеобщего обменного средства. В экономисчкой науке выделяются 5 св-в, который обязательно должны иметь деньги: 1. делимость 2.портативность 3. долговременность 4. узнаваемость 5.стандартизированность(единообразие)

Сущность  денег.

Развитие  товарного обмена происходило путем  последовательной смены след. форм стоимости товара.

1.простая(случайная)-соответствовала  ранней ступени обмена между общинами, когда он имелслучайный характер.

2.полная(развернутая)-связана  с развитием обмена, вызванного  первым крупным общественным  разделением труда с выделением  сообществ и скотоводства. В связи  с этим обменом включаются  многочисленные предметы общественного труда,а каждый товар, который находился в относительной форме стоимости сопоставляется с множеством других товаров-эквивалентов.

3.всеобщая  форма стоимости-дальнейшее развитие  товарного пр-ва и обмена привело  к выделению из товарного пр-ва, играющих главную роль обменного предмета. Особенность:роль всеобзщего эквивалента еще не закрепилась не за одним товаром и в разное время ее поперемменно выполняли разные товары.

4.денежная  орма стоимости характеризуется  выделением в результате дальнейшего  обмена на роль всеобщего эквивалента одного товара.

С этого  момента выделяется особый вид товара-деньги. Сущность денег выражается в единстве 3-х св-в:1.деньги непосредственно обеспечивают неограниченный обмен на любой товар. 2. деньги выражают меновую стоимость товара, с помощью денег определяется цена товара, что дает возможность количественно сравнить товары имеющие различные потребительские стоимости. 3. деньги выступают материализацией всеобщего рабочего времени заключенного в товаре.

Виды денег:

1.действительные деньги-это деньги, у кот ном ст-ть соответствует реальной ст-ти. Для них характерна устойчивость

2.заместители  действительных денег- это деньги. Ном ст-ть кот больше реальной, т.е. затраченного на них пр-во  общественного труда. К ним  относятся металлические знаки ст-ти и бум знаки ст-ти.

3.бумажные деньги. Право выпуска бум денег присваивает  гос-во. Сущность бум денег заключается  в том, что они выступают  знаками ст-ти, выпускаемыми гос-вом  для покрытия бюджетного дефицита .

4.кредитные деньги-возникают с развития тов пр-ва  когда купля-продажа осущ с рассрочкой платежа. Изначально экон зн-е этих денег- сделать ден оборот эластичным .кредитные деньги прошли след путь развития:

-вексель-это  письменное безусловное обязательство  должника оплатить опред сумму в заранее договоренный срок и в enc месте. Различают простой и переводной. Характерные особенности: абстрактность, бесспорность, обращаемость.  -банкнота-это кред деньги, выпускаемые ЦБ. Банкнота представляет собой бессрочное долговое обязательство и обеспечивается общ гарантией ЦБ.  -чек- это ден док-т уст формы, сод безусловный приказ владельца счета в кред учреждении о выплате держателю чека указанной суммы .виды чеков: именной, предъявительскмй, ордерный  -электронные деньги-это электронные устройства и системы связи для осущ кред и платежных операций посредством передачи Эл сигналов без участия бум носителей способстрвовали возникновению электронных денег.

3. ОСНОВНЫЕ  ФУНКЦИИ ДЕНЕГ.

1.функция  денег, как мера стоимости. Деньги как всеобщий эквивалент измеряют стоимость товаров. Однако деньги делают товар соизмеримым, а общественно необходимый труд затраченный на пр-во товара, создает условие их уравниваемости(товаров). Стоимость товаров выраженная в деньгах называется ценой. Она опред общественно необходимыми затратами труда на его пр-во. В основе цен и их движении-закон стоимости. Цена формир на рынке при равенстве спроса и предложения. Она зависит от стоимости Т и Д.

При функционирование действительных денег цена на Т прямопропорциональ стоимости Т. и обратно пропорционально стоимости Д.

Из за несоответствия спроса и предложения  цена на рынке на товары неизбежно  отклоняется от его стоимости. По нему и определяется каких Т производится в достатке а каких в избытке. При банкносто-денежной и безденежной системе цена на , не обладает собственной стоимостью, поэтому они могут точно отражать ценность Т. Отсюда и вытекает  различие цены на один и тот же Т.  Для сравнения цен разных Т. необходимо свети их в одинаковые денежные единицы, при нем металлическое обращение называют-весовое кол-во денежного металла, принятого в данной стране за денежную единицу и служащая для измерения все цен других Т.

2. функция  денег, как средство обращения. В отличие от первой функции где Т идеально оцениваются в деньгах да нач их обращения, деньги при обращении Т должны присутствовать реально.  Товарное обращение включает в себя: 1. продажу товара, т.е превращение его в деньги. 2.покупку товара, т.е превращение денег в товар. В этом процессе деньги играют роль посредника. Фиункционирование денег в этом качестве создает условие для Т производителя преодолеть индивидуальные, временные и пространственные границы которые характерны при прямом обмене Т-Т.Деньги остаются в постоянном обмене и непрерывно его обслуживают. Возникновение денег как средства обращения усиливает противоречие процесса обмена. К особенности денег как средства обращения относится реальнок присутствие денег в обращении и их участие в обмене.

3.функция  денег, как ср-ва платежа.Товар не всегда продается за наличные деньги, причиной этому м.б  неодинаковая продолжительность периодов пр-ва и обращения различных товаров, сезонный характер, что создает нехватку средств у хоз.субекта. => возникает необходимость купле-продажи Т в рассрочку(кредит) Деньги в качестве ср-ва платежа имеют специфическую форму движения. Т-О, а при заранее установленном сроке О-Д. При таком обмене нет встречного движения Д и Т, погашения обязательство(О), является завершающим звеном в процессе купле-продажи.

4.ф-ция  денег, как ср-ва накопления.Д явл всеобщим эквивалентом, т.е обеспечивают его владельцу получение любого Т, и становятся всеобщим воплощением общественного богатства.  Для  этого деньги изымаются из обращения, т.е купле-продажа прерывается. Простое накопление и сбередение Д владельцу дополнительного дохода не приносят. В данной ф-ции деньги должны обладать способностью сохранять стоимость хотя бы на определенный период, и обязательно быть реальными. По мере развития товарного пр-ва значение данной ф-циивозврастает. Без накопления и сбережения становится невозвожным процесс пр-ва.  Именно создание резерва в орг обеспечивает сглаживание возникающих нарушений у отдельного хоз.субъекта. Создание резерва страны требовало накопления золотого запаса. В настоящее время это отпало, но золото продолжает играть роль сокровища, сосредотачиваясь в резервах ЦБ. Наличие золотого резерва свидельствует о богатстве страны.

5.ф-ция  мировых денег.внешние торговые связи международные займы, оказание услуг партнеру, вызвали пояление мировых денег. Они функционируют как всеобщее платежно-покупательное ср-во и всобщее материализацию общественного богатства. Мировые деньги в качестве народного ср-ва выступают в расчетах по международным балансам. Международным покупательным ср-вом мировые Д служат при нарушении равновесия обмена Т и У между странами, тогда их оплата производится наличными.

4. ФОРМЫ  ДЕНЕГ.

1.действительные  деньги-это деньги, у кот ном  ст-ть соответствует реальной  ст-ти. Для них характерна устойчивость

2.заместители  действительных денег- это деньги. Ном ст-ть кот больше реальной, т.е. затраченного на них пр-во общественного труда. К ним относятся металлические знаки ст-ти и бум знаки ст-ти.

3.бумажные деньги. Право выпуска бум денег присваивает  гос-во. Сущность бум денег заключается  в том, что они выступают знаками ст-ти, выпускаемыми гос-вом для покрытия бюджетного дефицита .

4.кредитные деньги-возникают  с развития тов пр-ва  когда  купля-продажа осущ с рассрочкой  платежа. Изначально экон зн-е  этих денег- сделать ден оборот  эластичным .кредитные деньги прошли след путь развития:

-вексель-это  письменное безусловное обязательство  должника оплатить опред сумму  в заранее договоренный срок  и в enc месте. Различают простой и переводной. Характерные особенности: абстрактность, бесспорность, обращаемость.

-банкнота-это  кред деньги, выпускаемые ЦБ. Банкнота  представляет собой бессрочное  долговое обязательство и обеспечивается  общ гарантией ЦБ.

-чек- это ден  док-т уст формы, сод безусловный  приказ владельца счета в кред  учреждении о выплате держателю  чека указанной суммы .виды чеков: именной, предъявительскмй, ордерный

-электронные  деньги-это электронные устройства  и системы связи для осущ  кред и платежных операций  посредством передачи Эл сигналов  без участия бум носителей  способстрвовали возникновению  электронных денег. 

5. Денежное обращение. Меняя форму стоимости (Т-Д-Т) деньги находятся в постоянном движении между физ лицами, хоз субъектами и органами гос власти. Денежное обращение- движение денег при выполнении ими своих функции в наличной и безналичной форме. Началу движения денег предшествует их концентрация у субъектов, чтобы зародилось движение денег необходимо возникновение потребности у одной из 2 сторон. Чем больше общая денежная стоимость товаров и услуг, тем больше требуется денег для заключения сделок. Денежное обращение осущ в 2 формах.1)налично-денежное -движение нал ден в сфере обращения и выполнение ими 2 функции ср-во платежа, ср-во обращения. Нал деньги используются для: кругооборота товаров и услуг,по выплате з/пл и тд, по выплате страх возмещений, по оплате цен бумаг,выплате по ним дохода, по платежам за ком услуги. Налично-денежный оборот- вкл движение всей нал денежной массы за опред период времени между населением и юрид лицами, между физ лицами, между юрид лицами и го-м. Налично-денежное движение осущ с помощью банкнот, монет, векселей. Эмиссия нал денег осуществляется ЦБРФ. 2)безналичный ден оборот-движение стоимости без участия нал денег: перечисление ден ср-в по счетам кред учреждений, зачет взаимных требований. Безналичное обращение осущ с помощью чеков, векселей, кред карточек. Охватывает расчеты между организациями разных форм собственности, имеющих счета в кред учреждениях, юрид лицами и кред учреждениями по получению и возврату кредита, юрид лицами и населением по выплате з/пл, физ и юрид лицами с казной государства по оплате налогов, а так же получению бюджетных ср-в. Размер безнал оборота зависит от объема товаров, уровня цен, размера распред и перераспред отношений через фин систему. 2 группы безналичного обращения: по тов операциям, по фин обязательствам- платежи в бюджет , во внебюджетные фонды, погашение банковских ссуд, уплата % за кредит, расчеты со страх компаниями. Наличное и безналичное обращение образует общий ден оборот страны, в котором действуют единые деньги одного наименования.

 
 
 
 
6. Денежная масса и ее агрегаты. Ден масса- совокупность покупательных, платежных и накопительных ср-в, обслужившая эконом связи и принадлежащая физ и юрид лицам, а также гос-ву. На ден массу влияют 2 фактора: 1)кол-во ден массы- опред гос-м как элемент ден знаков. 2)скорость  обращения денег- для расчета этого показателя используют косв методы, 1. скорость движения денег в кругообороте стоимости общественного продукта или кругообороте доходов опред как Валовый нац продукт/денежную массу. Этот показатель свидетельствует о  связи между ден обращением и показателями эконом развития. 2.оборачиваемость денег в платежном обороте опред отношением сумма денег на банковских счетах/среднегодовая величина ден массы в обращении. Свидетельствует о скорости безналичных расчетов. Агрегаты. Для анализа изменения движения денег  на опред дату и за опред период и за опред период фин статистики используются денежные агрегаты. Мо,М1,М2,М3,М4. Мо вкл нал деньги в обращении, банкноты, мет монеты, казначейские билеты, преобладают банкноты. М1 состоит из агрегата Мо и ср-в на текущих счетах банков. М2 содержит М1, срочные и сберегательные депозиты, краткосрочные гос цен бумаги, которые не функционируют как ср-во обращения, однако могут превратить ся в нал деньги, чековые счета. Сберегат депозиты в ком банках изымаются в любое время и превращ в наличность в отличие от срочных, которые доступны вкладчику по истечению опред срока. Обладают меньшей ликвидностью. М3 содержит М1, сберегательные вклады в спец кред учреждениях, а также цен бумаги, обращ на ден рынке, в тч ком векселя, выписываемые предприятиями. М4=М3+различные формы депозитов кред учреждений. Между агрегатами необходимо равновесие в противном случае происходит нарушение ден обращения. Практика показывает, что равновесие наступает при М2>М1, оно укрепляется при М2+М3>M1. В этом случае ден капитал переходит из нал оборота в безналичный, при нарушении соотношения между агрегатами в ден обращении начинаются осложнения (рост цен, нехватка ден знаков). 
 

7. Закон денежного обращения Товарно-ден отношения требуют опред кол-ва денег для обращения. Открыт К.Марксом устанавливает кол-во денег, нужное для выполнения ими функции ср-ва обращения,ср-ва платежа.потребное кол-во денег зависит от факторов: кол-ва проданных на рынке товаров и услуг (прямая связь) 2)уровня цен товаров и тарифов (связь прямая)3)скорости обращения денег. Все факторы определяются условиями пр-ва, чем больше объем продаваемого товара и услуг на рынке, чем выше уровень производительности труда, тем ниже стоимость товаров  и услуг и цены. Ко-во денег для вып функций ср-ва обращения = сумма товарных цен (среднее число оборотов одноименных ден ед)(скорость обращения денег). Скорость обращения денег опред числом оборотов ден ед за известный период при функционировании золотых денег, их кол-во поддерживалось на необходимом уровне стихийно, тк регулятором выступала функция сокровища С появлением ф-ии денег как ср-ва платежа общее кол-во денег должно уменьшаться. Кредит оказывает обратное влияние на кол-во денег. Такое уменьшение вызывается погашением путем взаимного зачета опред части долговых обязательств. Кол-во денег для обращения платежа опред: общим объемом обращ товаров и услуг (прямая зависимость), уровнем товарных цен и тарифов услуги(прямая), степенью развития безнал расчетов (обратная), скорость обращения денег, в тч кредитных (обратная).

1=2-3+4-5/6   1-кол-во денег необходимых в  качестве ср-ва обращения и  ср-ва платежа 2-сумма цен реализуемых  товаров и услуг 3-сумма цен  проданных товаров и в кредит срок оплаты по которым не наступил 4-сумма платежей по долговым обязательствам 5-сумма взаимно погашенных платежей .6-среднее число оборотов денег как ср-ва платежа и обращения. В наст вр мерой стоимости товаров и услуг стал ден капитал, измеряющий стоимости не на рынке при обмене, путем приравнивания  товаров к деньгам, а в процессе пр-ва – товара к товару. Отсюда вытекает роль гос-ва в регулировании ден обращения. Главное условием стабильности ден ед страны- соответствие потребности хоз-ва в деньгах к факт поступлению их в нал и безналичный оборот.

8. ДЕНЕЖНАЯ  СИСТЕМА.

Форма орг-ии ден  обращения в стране, сложившаяся  исторически и закрепленная нац  зак-ом, представляет собой ден систему.

В зависисмоти  от того, в какой форме функционируют  деньги, различают следующие типы ден систем: система металлического обращения и система обращения неразменных на золото кред денег . система метал обращения , при кот ден товар непосредственно обращается и выполняет все ф-ии денег, а кред деньги размены на металл. В зависимости от металла, кот в данной стране был принят в качестве всеобщего эквивалента и базы ден обр-ия, различают:

1.биметаллизм-ден  система, при кот гос-во законодательно  укрепляет роль всеобщего эквивалента  за 2мя благородными металлами(обычно  золото и серебро), предусматривается свободная чеканка монет из обоих металлов и их неограниченное обращение  2.монометаллизм-ден система, при кот один металл служит всеобщим эквивалентом и основой ден обращения, функционирующие монеты и знаки ст-ти(банкноты) размены на металл. Исторически сущ 3 вида монометаллизма: медный, серебряный и золотой.

В зависимотсти от хар-ра размена знаков ст-ти на золото различают 3 разновидности золотого монометаллизма:

-золотомонетный  стандарт(свободное обращение золотых  монет)

-золотослитковый стандарт(предусматривалась возможность обмена знаков ст-ти и на золото лишь по предъявлению суммы, соотв цене станарного слитка)

-золотодевизный  стандарт(когда банкноты разрешалось  обменивать на by валюту , разменную на золото)

Система обр-ия не разменных на валютный металл кред и бум денег хар-ся тем, что действиьельные  полноценные деньги вытеснены из обращения и кред деньги не обмениваются на золото. Любая ден система-это совокупность элементов, регулируемых гос законами,

Современные ден системы вкл в себя след элементы:

-ден ед  -виды денег   -порядок обеспечения ден знаков нах в активах банков тов-мат ценностями   -эмиссионный механизм

-структура ден  массы в обороте  -гос или кред аппарат   -механизм ден-кред регулирования

-порядок уст валютного курса

-порядок ведения  кассовых операций. 

11.   АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА.

Главная цель антиинфляционной политики – сделать инфляцию управляемой  и ослабить ее негативные соц-экон последствия. Основной формой стабилизации ден системы  явл антиинфляционная политика гос-ва с помощью:

1.ден реформы

2.гос регулирования  инфляционного процесса.

Ден реформа- полное или частичное преобразование ден  системы, проводимое гос-ом с целью  упорядочения и укрепления ден обращения. Осущ она различными методами (нуллификация, реставрация, девальвация) в зависимости от экон положения страны, степени обесценения денег, политики гос-ва путем принятия единовременного законодательного акта. Гос регулирование инфляционного процесса означает комплекс гос мер, направленных на ограничение роста цен и стабилизацию ден системы путем:

1.дефляционной  политики

2.политики доходов.

Дефляционная  политика предусматривает регулирование  ден спроса через ден-крде и налоговый  механизм путем снижения гос расходов, повышения процентных ставок за кредит, усиления налогового бремени , ограничения ден массы. Эта политика в целом ведет к замедлению экон роста. Политика доходов предполагает параллельный контроль за ценами т оплатой труда путем полного их замораживания или установления предела их роста. Ее осущ-е может вызвать соц противоречия. 

 

9. Сущность инфляции: ее типы и виды. –кризисное состояние ден системы. Современная инфляция связана не только с покупательной способностью денег в результате роста цен, но и общим неблагоприятным состоянием эконом развитием страны. Первопричина инфляции- диспропорции между различными сферами народного хоз-ва: накоплением и потреблением, спросом и предложением, доходами и расходами, ден массой в обращении и потребностями хоз-ва в деньгах. Факторы: среди внутр можно выделить денежные – монетарные  и не денежные. Не денежные- нарушении диспропорции хоз-ва, циклическое развитие экономики, монополизация пр-ва, несбалансированность инвестиций, гос-монопол ценообразование, кред экспансия, экстраординарные обстоятельства соц-полит хар-ра. Денежные- кризис гос финансов, дефицит бюджета, рост гос долга, эмиссия денег, а так же увеличение кред орудий обращения в результате расширения кред системы, увеличение скорости обращения денег. Внешние: мировые структурные кризисы, вал политика гос-ва, нелегальный экспорт. Формы проявления инфляции а)рост цен на товары и услуги, неравномерный, что приводит к снижению покуп способности денег б)понижение курса нал ден ед по отношению к иностр в) увеличение цены золота, выраж в нац деньгах. Виды. 1)ползучая при ежегодных темпах прироста цен на 3-4% характерна для развитых стран. 2)галопирующая при среднегод темпах прироста цен на 10-50% (до 100%) преобладает в развитых странах 3)гиперинфляция при ежегодных темпах роста цен свыше 100% свойственна для стран в момент переломного периода в экономике. Типы. Инфляция спроса возникает при избыточном спросе. Ведет к росту цен. Много денег при малом кол-ве товаров. Обусловлена; а) милитаризацией экономики и ростом военных расходов б)дефицитом бюджета и ростом гос долга в)кред экспансией банков г)притоком иностр валюты в страну. Инфляция издержек пр-ва: причины: а) снижение роста производительности труда б)расширение сферы услуг и появление новых видов с большим уд весом з/пл и низкой производительностью труда в) повышение оплаты труда в результате активной деятельности профсоюзов. г) высокие косвенные налоги. Инфляция издержек пр-ва: причины: а) снижение роста производительности труда б)расширение сферы услуг и появление новых видов с большим уд весом з/пл и низкой производительностью труда в) повышение оплаты труда в результате активной деятельности профсоюзов. г) высокие косвенные налоги 

10. Последствия инфляции оказывает отриц влияние: а) ухудшается эконом положение, снижается объем пр-ва б) возникает социальная напряженность в связи с тем, что инфляция перераспределяет национальный доход в ущерб наименее обеспеченным слоям общества.

12. Денежные реформы полное или частичное преобразование ден ситемы, проводимое гос-м с целью упорядочения и укрепления ден обращения. Полные реформы направлены на создание новой ден системы. Частичные предназначены для изменения какого-либо элемента ден системы. Дефляция - изъятие из обращения излишних денег. Нулификация - изымание старых денег из обращения. Деноминация - изменение масштаба цен в определенном соотношении. 1961г. - 1/10, 1998г. - 1/1000. В таком же соотношении изменяются цены, тарифы, зарплата. Девальвация - изменение курса национальной валюты по отношению к иностранной или изменение металлического содержания денежной единицы. Ревальвация - повышение курса денежной единицы по отношению к иностранной.Реформы - кардинальное изменение масштаба цен. Главным условием проведения реформы является подъем производства.Нулификация - аннулирование сильно обесценненой единицы и введение новой валюты.Реставрация - восстановление прежнего содержания денежной единицы.Ревальвация - увеличение валютного курса к доллару.Девальвация - уменьшение золотого содержания денежной единицы.Деноминация - уменьшение (укрупнение) масштаба цен.Денежные реформы являются радикальной мерой оздоровления денежной системы, когда происходит ее полное или частичное преобразование с целью упорядочения и укрепления денежного обращения. 

13. Социально-экономическая сущность и функции финансов Сущность финансов, закономерности их развития, сфера охватываемых ими товарно-денежных отношений и роль в процессе общественного воспроизводства определяются экономическим строем общества, природой и функциями государства. Финансы — историческая категория. Они появились одновременно с возникновением государства при расслоении общества на классы. финансовые отношения охватывают две сферы:·     экономические денежные отношения, связанные с формированием и использованием централизованных денежных фондов государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах;·     экономические денежные отношения, опосредствующие кругооборот децентрализованных денежных фондов предприятий.Финансы — неотъемлемая часть денежных отношений, поэтому их роль и значение зависят от того, какое место денежные отношения занимают в экономических отношениях. Однако не всякие денежные отношения выражают финансовые отношения. Финансы — неотъемлемое связующее звено между созданием и использованием национального дохода. Финансы  воздействуют на производство, распределение и потребление и носят обьективный характер. Они выражают определенную сферу производственных отношений и относятся к базисной категории, хотя они во многом зависят от проводимой правительствами финансовой политики. По своему материальному содержанию финансы - это целевые фонды денежных средств, в совокупности представляющие собой финансовые ресурсы страны, главное условие роста которых - увеличение национального дохода. Следует разделять понятия  - финансы и финансовые ресурсы, - поскольку сами по себе финансовые ресурсы не определяют ни сущности финансов, не раскрывают ни их внутреннего содержания, ни их общественного значения. Социально-экономическая сущность финансовых отношений заключается в исследовании — за счет кого государство получает финансовые ресурсы и в чьих интересах использует эти средства

 
14. Функции финансов Распределительная — посредством финансов распределяется и перераспределяется внутренний валовой доход, благодаря чему денежные средства поступают в распределение государства, муниципалитета; Контрольная — заключается в их способности отслеживать весь ход распределительного процесса, также расходование по целевому назначению денежных средств, поступающих из федерального бюджета; Регулирующая — вмешательство государства в процесс воспроизводства через финансы (налоги, государственные кредиты и т. д.). Государство воздействует на воспроизводительный процесс через финансирование отдельных предприятий, проведение налоговой политики; Стабилизирующая — обеспечение граждан стабильными экономическими и социальными условиями..

15.Финансовая политика Финансовая политика - совокупность целенаправленных действий с использованием финансовых отношений (финансов). Финансовая политика предполагает установление целей и средств достижения поставленных целей.Целями финансовой политики могут являться:политические цели, т.е достижение целей в области внешней и внутренней политики, экономические цели, т.е. достижение целей в области экономики на различном уровне,социальные цели, т.е. достижения целей в сфере общественных отношений (общественные классы и слои населения, социальные блага, распределение социальных благ). Финансовая политика, как совокупность целенаправленных действий с использованием финансовых инструментов, рычагов и стимулов может быть реализована на различном уровне: мировом, региональном, национальном, на уровне отдельных регионов внутри страны, на уровне предприятия, организации (хозяйствующего субъекта), отдельного предпринимателя, на уровне отдельного домохозяйства В качестве важнейших составляющих финансовой политики на уровне государства выступают: бюджетная политика, налоговая политика, таможенная политика, денежно-кредитная политика, инвестиционная политика Финансовая политика является частью общей экономической политики. 

16.Бюджетная система государства- это совокупность всех бюджетов,действ на территории страны, внебюджетных  фондов и ден отношений по их формированию и использованию.

Бюджет  РФ включает: Федеральный бюджет, 21 республик бюджет, 6краевых и 49областн бюджетов, бюджеты Москвы и С-Петербурга.10 бюджетов автономных округов,1866 район бюджетов, 1909 город бюджетов, 1331 бюджет город районов и округов, 1461 бюджет посел город типа, 24373 бюджет сельск администраций, бюджеты внебюд фондов 

17.Принципы бюджетной системы

-Единства (построен на единстве прав  базы, налог и ден систем, на  использовании един бюджет классификации,  единых формах бюджетной документации, един порядком финансирования  расхода бюджета и тд)

-Принцип  полноты(означает отражение  в  бюджете каждого уровня всех  доходных источников и направлений  расходов, выявлений возможности  доп привлечения средств)

-Принцип  реальности(означает, что в доходах  отражены источники поступления  в размерах, соотв прогнозу развития экономики, а в расходах- реальные направления финансирования)

-Принцип  гласности(означ обязательства органов  власти публиковать бюджеты в  официальной  печати)

-Принцип  самост-ти бюджетов(сам-ть об-ся  наличием собст источников доходов  у бюдж каждого уровня и правом опр размер и направление их использования, а также правом предост власти и органов самоуправления самостоятельно регламентировать процесс) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

23. Фонд соц страхования РФ создан указом президента от 7 августа 1992г. основные задачи: обеспечение гарантированного государством соц пособия, участие в разработке и реализации гос программ, охраны здоровья работников, организация работ по совершенствованию соц страхования. Ср-ва фонда соц страхования образуются засчет страховых взносов работодателей (3,2%), ассигнований из бюджета, доходов от инвестирования части временно свободных средств фонда, гос ценные бумаги и банковские вклады, поступлений от реализованных путевок и тд. Ср-ва фонда направляются на: выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до 1,5 лет, на соц пособия и погребение, доплаты по уходу за ребенком инвалидом, на оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, частичное содержание наход на балансе санаториев и тд, оплата лечебного и диетического питания, оплата дороги к месту лечения и отдыха, частичное содержание детских и юношеских школ, обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления фондом, проведение научно-исследовательской работы по вопросам соц страха и охраны труда. 

24.Фонд  обязательного мед  страхования создан в соответствии с фед законом о мед страховании граждан РФ от 01.01.1993. задачи мед страхования: гарантировать гражданам получение мед помощи при возникновении страх случаев за счет накопленных ср-в, проводить профилактические мероприятия. Мед страхование осуществляется в 2 видах: обязательное и добровольное. Обязательное явл частью гос соц страхования и обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении мед и лекарственной помощи, предоставляемой засчет ср-в обязательного мед страхования. Страхователями явл: для работающих – предприятия; для неработающих – исполнительные субъекты РФ и местная администрация. Договор мед страхования считается заключенным с момента уплаты первого страхового взноса. Каждый гражданин, в отношении которого заключен договор, получает страх мед полис. Граждане РФ имеют право на: выбор мед страх организации и врача, получение мед помощи на всей территории РФ, получение мед услуг соотв объема и качества лечения независимо от фактически выплаченного страхового взноса, предъявление иска страхователю лиц мед учреждения в том числе на матер возмещение причиненного по их вине ущерба, независимо от того предусмотрено это или нет в  договоре мед страхования. Ср-ва фонда образуются засчет страховых взносов (2,8%), из них 0,8% в фед фонд, 2% в территориальный. Ассигнований из фед бюджета, доходов от использования временно свободных фин ср-в, прочие поступления. За счет ср-в фонда обеспечения прав граждан на мед помощь финансирование целевых программ в области медицины, выделяются дотации территориального фондам.      

32.Участники страховых отношений

1)страхователи(юрид  и физ лица,имеющ страх интерес  и вступ в от-я со страховщиком в силу закона или на основе двустороннего соглашения)Страхователь получ страх полис

2)страховщики(юрид  лица любой,опред законом орг-прав  формы, имеющ лицензию и ведающ  соз-м и расходованием средств  страх фонда)

3)страх  посредники

3.1 страх агенты

3.2страх  брокеры(юрид или физ лица, зарег  в устан порядке в качестве  предпринимателей, осущ независим  посредническую деятельность по  страхованию от своего имени  и представ интересы страхователя  или страховщика) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

18. Этапы бюджетного процесса

Бюджет  процесс-это главн форма бюдж план-я,кот предст собой реглам зак-ом д-ть органов власти по сост-ю,рассм-ю,утв-ю  и исп-ю бюджета.

1этап  составление проекта бюджета(этому  этапу предшествует разработка планов-прогнозов развития территорий и целевых программ на основе кот создается сводный фин баланс гос-ва по тер-ии России осущ Минфином и его фин органами, а также налог и тамож органами. Пр-во РФ до 15 августа внос на рассм-е в Госдуму законопроект о федер бюджете)

2этап  рассмотрение и утверждение бюджета(около  года)

Госуд дума рассм внутр проект в 4х чтениях.в 1 чтении обсужд конц-я бюджета,прогноз-е  соц-экон раз-я страны, основные направления  бюджета и нал политики, принципы взаимоотношений фед бюджета с др бюджетами проект программы гос внеш заимствований. Дума должна рассм проект бюджета в теч 40 дней. Во 2 чтении Госдума утвержд расходы бюдж по разделам бюджет класс-ии. Рассм-ся в теч 15 дней со дня прин-я его в 1 чтении. В 3 чтении утверждают расходы фед бюджета по уровням ведомственной класс-ии, по фед целевым прог-м, а также перечень защищ статей бюджета и прог-мы госуд внеш заимствований. Рассм в теч 23 дней. В 4 чтении дума рассм поправки к законоп-ку и покварт распред-е доходов, расходов и диф-ов бюджета.15 дней на чтение. Принятый думой закон о бюджете в теч-ии 5 дней перед-ся на рассм-е в Совет Фед-й, где в срок 14 дней он должен быть одобрен, после чего направляется на подписание к президенту и должен быть обнародован в теч 7дней.В случае, если закон о фед бюджете не вступ в силу до 1 января, пр-во имеет право на расх-е бюд ср-в по соотв направлениям ежемесячно в р-ре 1/12 от сумм факт расходов за предшест год.

3этап  исп-е бюджета

Нач-ся после утв-я бюджета законод  ор-ми и подписи през-та.Контроль за исп-ем бюджета возлаг на Минфин.Важн  элементом яв-ся кассов исп-е бюджета,кот включ:

1 ор-ю  сбора   2ор-ю хранения   3выдачу 4вед-е учета и отчетности

Сущ три  системы ор-ии касс испол-я бюджета:казначейская,банков,смешанная

Бюдж  кодексом России уст-но казнач исп-е.

4этап-сост-е  отчета о бюджете (роспись доходов  и расходов) составления отчета  об исп-ии бюдж.Возложено на  Министерство финансов и его  фин органы.Мин-во по налогам  и сборам и госуд тамож комитет.Отчет  о фед бюджете док-ся фед  соб-ю РФ,кот его утвержд.Контроль за исп-м фед бюджета возл на счет палату. 

21. Социальные внебюджетные фонды  - целевые централизованные фонды фин ресурсов, формируемые за счет обяз платежей и отчислений юрид и физ лиц, предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение , соц страхование, охрану здоровья и обеспечение мед помощи. С помощью внебюджетных фондов гос-во решает важнейшие соц задачи: соц защита населения, повышение жизненного уровня населения, сохранение и улучшение здоровья, соц ориентация безработного населения, оказание соц услуг населению. В РФ образовано 3 внебюджетных фонда: фонд соц страхования РФ, фед фонд обязательного мед страхования, пенсионный фонд РФ. Доходы и расходы внебюджетного фонда образует его бюджет. Проекты бюджетов разрабатываются органами управления фондов, которые затем передают их на рассмотрение и утверждение в Госдуму и Совет Федерации. Бюджеты внебюджетных фондов принимаются в форме фед законов одновременно с принятием закона о фед бюджете. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

26. Функции кредита

Среди функций кредита можно выделить следующие:

-Возвратность  кредита

Данный  принцип выражает необходимость  возврата полученных от кредитора финансовых ресурсов своевременно, после того как завершается их использование заемщиком. Этот принцип находит свое практическое выражение в погашении ссуды путем перечисления необходимой суммы денежных средств со счета заемщика на средства кредитной организации предоставившей кредит (кредитора).

-Срочность  кредита

Данный  принцип отражает необходимость возврата заемных средств не в любое приемлемое для заемщика время, а в срок, который был определен кредитором и был зафиксирован в кредитном договоре, либо в заменяющем его документе.

-Платность  кредита. Ссудный процент

Данный  принцип отражает необходимость не только прямого и полного возврата заемщиком кредитору кредитных ресурсов, но и оплату права на их использование. Экономическая сущность такой платы за кредит отражается в распределении полученной за счет использования заемных ресурсов прибыли между заемщиком и кредитором.

-Обеспеченность  кредита

Данный  принцип отражает необходимость  обеспечения защиты имущественных  интересов кредитной организации (кредитора)., при возможном нарушении  заемщиком обязательств, которые  он принял на себя и находит практическое выражение в таких формах кредитования, как кредитование под финансовые гарантии или кредитование под залог имущества.

-Перераспределительная  функция

Рынок ссудных капиталов в условиях рыночной экономики выступает в  качестве своеобразного "насоса", который откачивает временно свободные финансовые ресурсы из одной сферы хозяйственной деятельности и перенаправляет эти "откачанные" финансовые ресурсы в другие сферы хозяйственной деятельности, обеспечиваю более высокую прибыль.

-Ускорение  концентрации капитала

Процесс концентрации капитала является одним  из необходимых условий стабильности развития экономики и является приоритетной целью любого субъекта хозяйствования. Реальную помощь для решения данной задачи оказывают заемные средства, которые позволяют заметно расширить масштаб производства и обеспечить дополнительную прибыль.

-Ускорение  научно-технического прогресса

Научно-технический  прогресс стал одним из определяющих факторов экономического развития любого отдельно взятого субъекта хозяйствования 
 

30. Виды и факторы процентных ставок % ставка – цена кредита или та плата которую заемщик денег должен кредитору за пользование кредитом. По сути она отраж в себе риски, которые несут кредиторы и заемщики, в процессе кредитования. Кредиторы приобретают вознаграждение за риск невыполнения долговых обязательств, поэтому заемщики рискуют не получить достаточно высоких  доходов для выполнения своих обязательств  по кредиту, поэтому определение процентных ставок одна из наиболее трудных задач в кредитовании. Факторы определяющие % ставки: 1) риск, более рисковые заемщики платят более высокий % 2)фин посредничество и необходимость получения дохода на кредитование 3) срок кредита (краткосрочный и долгосрочный) долгосрочный приносит более высокий % дохода.4)размер кредита (чем больше тем % ниже) 5)конкуренция по привлечению кредитных ресурсов.

19. Бюджетный дефицит - превышение расходов бюджета над его доходами. Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем должен соответствовать суммарному доходу бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. В процессе составления, утверждения и исполнения бюджетов может иметь место сбалансированность доходов и расходов, превышение расходов над доходами- дефицит бюджета, наоборот – профицит. Утверждение, исполнение, составление бюджета: уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета. Бюджетный дефицит вовсе не обязательно относится к числу чрезвычайных ситуации в совр мире нет таких государств, которые в те или иные периоды своей истории не сталкивались бы с бюджетным дефицитом.3 типа причин возникновения: 1)может возникнуть в связи с необходимостью осуществления крупных гос вложений в развитии экономики. Для страны с развивающейся экономикой с устойчивыми и эффект связями ; 2) в результате чрезвычайных обстоятельств, когда обычных резервов становится недостаточно 3)может отражать кризис экономики и ее развития, неэффективность фин-кред связей, неспособность правительства держать под контролем фин ситуацию в стране. В этом случае дефицит явл чрезвычайно тревожным явлением. Пути погашения: 1)увеличение налоговых поступлений: рост налогов приводит к увеличению бюджета только для определенного предела, а дальше доходы начинают снижаться или засчет падения деловой активности или из-за массового уклонения от налогов, ухода в теневой бизнес. 2)выпуск облигаций гос займа: приводит к увеличению рын ставки %, что в свой очередь ведет к снижению деловой активности в частном секторе, падению чистого экспорта и частичному снижению потребительских расходов. 3)дополнительная эмиссия денежных средств (запрещена законодательством в РФ в наст время). Из-за превышения темпов роста реальной денежной массы над темпом роста реального внутреннего продукта происходит повышение ср уровня цен и в результате эконом агенты платят инфляционный налог и через возросшие цены перераспределяют в пользу гос-ва в связи с тем, что налогоплательщики стараются оттянуть момент уплат налогов, что приводит к еще большему дефициту бюджета. 4)отсроченные платежи, когда правительство покупает товары и услуги не оплачивая их в срок, в результате чего производители заранее увеличивают цены, а это ведет к инфляции. 5)сокращение золотовалютного резерва  страны и продаж зарубеж. 
 

22.ПЕНСИОННЫЙ ФОНД  РФ

централизованный  фонд государства, обеспечивающий формирование и распред фин ресурсов в целях  пенсионного обеспечения граждан. Формируется на региональном и фед  уровне. Пенсионная система функционирует  на основе непрерывной фин солидарности поколения работающих граждан с нетрудоспособной частью населения. Такая система пенсионного назначения называется распределительной. Она напрямую зависит от демографических и экономических ситуаций в стране, по этому пенсионная система переходит к накопленной системе, т.е. взносы в пенсионный фонд идут частично на индивидуальный лицевой счет, что обеспечивает накопление средств на дополнительное пенсионное обеспечение. Доходы пенсионного фонда формируются за счет суммы единого соц налога, страховых взносов на обязат пенсионное страхование, направленное на выплату страховой и накопительной части пенсии, ср-в фед бюджета, доходов от размещения временно свободных средств. Прочие доходы: ср-ва пенсионного фонда направляются на выплату трудовых пенсий, выплату соц пособи й и пенсий, компенсационные выплаты неработающим, трудоспособным лицам осуществл уход за нетрудоспособными гражданами, пенсии военнослужащим, индексация пенсий в связи с инфляцией, страховые взносы для работодателей установл 20% от начисленного фонда з/пл. периодичность 1 раз в месяц. Оплата осуществляется платежными поручениями, которые предоставл в банк одновременно с чеком получения ср-в для з/пл.  
 
 
 
 
 
 
 
 

27. Формы обеспеченности направленности кредита выражает необходимость обеспечения защиты имущественных интересов кредитора при возможном нарушении заемщиком принятых на себя обязательств. Выражается в формах залога и фин гарантий. Формы обеспеченности кредита:I- основные формы обеспеченности кредита 1)неустойка-5)пени6)штраф   2)залог-9)без передачи имущества залогодержателю-12)недвижимое имущество ( не жилые помещения, жилые квартиры и дома, земельные участки) 10) с передачей имущества- залогодержателю -13)движимое имущество -товары, оборудование, транспортные ср-ва, драг металлы, личное имущество. 11ценные бумаги, депозиты 3)банковская гарантия 4)поручительство: 7)юрид лиц 8)физ лиц. Залог и залоговое право: залог имущества клиента явл одной из распространенных форм обеспечение возвратного банковского кредита. Залог имущества вытекает из нал обязательства, выдаваемого заемщиком кредитору и подтверждающего право последнего при невыполнении платежного обязательства получить преимущественное удовлетворение претензий из стоимости заложенного имущества. Для реализации этого права кредитору не требуется возбуждать по отношению к заемщику судебный иск; всегда больше предоставляемого кредита. Поручительство: в данном случае имущественную ответственность несет третье лицо, в случае неплатежа оно обязуется оплачивать долг с собственного счета , поэтому банк должен проверить кредитоспособность гаранта. Поручительство- договор в соотв с которым поручитель обязуется гасить кредитору задолженность заемщика в течение опред времени. 

28. Определение наращиваемой суммы на основе простых % Любая кред операция вкл 3 элемента: размер кредита, период сделки, процентная ставка- отношение дохода к сумме кредита за ед времени. Измеряется в % или в виде десятичной дроби. Временной интервал, в течение которого начисляются % называется периодом начисления, % могут выплачиваться по мере их начисления (простые) или присоединяться к основной сумме долга( сложные). Процесс увеличения суммы денег в связи с присоединением %- наращение, сумма - наращенная. Простой % прилагается в фин обязательствах на срок не более года. Расчеты производятся исходя из постоянной базы (первонач сумма). Наращенная сумма опред как первоначальная вместе с начислением на нее % к концу срока S=P(1+i) S-сумма наращенная к концу срока P-первоначальная 1+I проценты . Если срок по кредиту меньше года то: S=P(1+ni) где n=t/k n-общий срок ссуды t-срок ссуды в днях k-число дней в году, принимается за 360дней. Если ставка % изменяется во времени, то наращенная сумма определяется: S=P(1+n1i1+n2i2+….+j) 
 

29. Определение наращиваемой суммы на основе сложных % сложные % применяются к средним и долгосрочным фин-кред операциям, когда % присоединяется к сумме долга. Процесс роста первоначальной суммы происходит с ускорением, которое называется капитализацией процентов S=P(1+i)n n-срок по кредиту в годах. Когда % капитализируется ни один, а несколько раз в году, то такая ставка называется номинальной ставкой процента и обозначается j и наращенная сумма будет опред S=P(1+j/m)mn j-ставка m-кол-во начисления процентов 

31.Страхование как экономическая категория

Представляет собой особую сферу перераспред отношений по поводу форм-я и исп-я целевых фондов, ден средств для защиты имущ интересов, физ и юрид лиц и возмещения им материального ущерба при наст-ии неблагоприятных событий и явлений. В условиях рын хоз-ва наряду с традиционным использованием воз-ей страхования по защите от чрезвыч явл-й природ х-ра и техногенных рисков резко возр потребность у предпр  в страховом покрытии ущерба, возникающего при наруш-ии финансов и кредит обяз-в, неплатеж-ти контрагентов и действия др эконом факторов, ведет к потери прибыли и доходов. Принятые в 1992 году закон “О страх-ии” был первым в Рос страх практике законом, кот регулирповал страх дело и создал прав базу для успешн развитияя нац страх рынка. Страх рынок предст собой сферу ден отношений, где объектом купли-продажи явл специфич “товар”-страховая услуга. Формируется спрос и предложение на нее.

20. Современная ситуация на рынке государственного долга Общая сумма обязательств государства по выпущенным и непогашенным гос займам, полученным кредитам и % по ним, выданным государством гарантиям представляет собой гос долг. В зависимости от рынка размещения валюты и др характеристик гос долг делится на внешний и внутренний. К внешнему долгу относятся кредиты иностр государств, международных фин организации  гос займы, депонированные в иностранной валюте и размещенных на зарубежных рынках.

2008 в  млрд дол США:

  • Всего 459,6
  • Из них: краткосрочные обязательства 105,3 долгосрочные обязательства 354,3 органы гос управления 37,4 : краткосрочные 1,7 долгосрочные 35,7 новый Рос долг 28,7 долг бывшего СССР 7,1 субъекты РФ 1,5 органы денежно-кредитного регулирования 9,0 краткосрочные 9,0 банки (без участия в капит) 163,7 в тч: краткосрочные обязательства 53,6 долгосрочные обязательства 110,1 прочие секторы (без участия в капитале)249,6 из них: краткосрочные 40,9 долгосрочные 208,7.

Внешний долг РФ- невыплаченная сумма фактических, текущих, безусловных обязательств, которое требует выплаты % и /или  основного долга в будущем. Источником информации служит отчетность банка России. Органы гос управления- данная категория вкл внешнюю задолженность правительства РФ, задолженность по кредитам привлеченным субъектами Рф и по выпущенным ими долговым цен бумагам. Новый рос долг вкл задолженность по кред, цен бумагам. Долг бывшего СССР- остаток задолженности с парижским клубом(группой главных гос-в кредиторов мира).-кредитором, заимствования у бывших соц стран и прочих стран не явл членами парижского клуба. Органы ден-кред регулирования явл функциональной категорией , которая охватывает задолженность банка России. Сюда вкл оценка банком России накопленной суммы наличных рос рублей, находящихся в собственности у нерезидентов, а так же задолженность банка России перед нерезидентами по текущим счетам. Банки без участия в капитале: обязательства кред организаций, в том числе Внешэконом банка. Внешняя задолженность, учитываемая Внешэконом банком как агентом правительства РФ отражается в обязательствах органов гос управления. Внутренний долг: к нему относятся кредиты от нац банков, гос займы, в нац валюте и размещенные на нац рынке. Внутр долг состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникшей задолженности. Регулируется законом о гос долге. К видам гос внутренних долгов относится : целевой заем 1990, дефицит республиканского бюджета РФ, образовавшегося до 1991г, невозмещенная в 91г разница в ценах на с/хоз сырье, задолженность ЦБРФ по кредитным ресурсам Сбербанка СССР, гос внутр долг ЦБРФ, принятый от бывшего СССР, гос внутр заем 1992г и др займы полученные у населения. Задолженность правительства РФ по кред, полученным от ЦБРФ на покрытие бюджетного дефицита в 1991, вкл задолженность по %. Гос казначейские обязательства, золотые сертификаты, задолженность по агропромышленному комплексу, переоформленную в казначейский вексель, задолженность по фин затратам на формирование мобилизационного резерва, переоформленная в вексель ЦБРФ, облигации фед займов, гос сберегательный заем, задолженность пенсионному фонду по возмещению расходов на выплату пенсий и пособий, гос внутр целевой заем РФ для погашения товарных обязательств.  

25. Государственный кредит

Отраж кред отнотшения, связ с мобилизацией гос-ва временно свободными ден средств  пред-й, ор-й и частных лиц на ус-ях возвратности плотности и срочности  для фин-я гос расходов.Госуд  долг обр-ся в р-те кред от-й,в кот заемщиком выступает гос-во,а кред-ми-пред-я,в том числе зарубеж.Госуд долг используется  для покрытия деф-та бюджета,а также стаб-ии ден обращения в стране. Различают госуд внутр долг-это долг обяз-ва пр-ва перед юрид и физич лицами, выраж в нац валюте и гос внеш долг- выраж в ин валюте. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

34. Характеристика современного российского страхового рынка. Современный страховой рынок начал формироваться с 1991 года, большая часть компаний была создана с 1994 по 1996 годы (См. График 1) — период либерализации экономики и становления новых рыночных институтов современного общества. Несомненно, развитие страхования в России в условиях первоначального накопления капитала не могло не сказаться на состоянии этого сектора. До сих пор российский страховой рынок далек от классических канонов, развивается медленно, особенно в части страхования физических лиц. Но страховое дело в России еще не завершило период своего окончательного становления; перспективы его развития могут быть оценены по динамике роста страхового сектора, показанного в данном издании. По данным Госреестра Минфина России на начало 2002 года в России зарегистрировано 1350 страховщиков, из них 24 являются перестраховочными организациями, а 112 не проводили страховых операций. Количество страховых организаций резко уменьшилось с 1997 по 1998 год, но уже с 2000 года наблюдается их рост — по итогам 2001 года в реестр страховщиков внесены 122 новые страховые компании.Развитие национальной системы страхования за последние годы характеризуется высокой динамикой (См. График 2 и График 3). Так, общий объем взносов, собранных российскими страховыми компаниями, в 2001 году увеличился на 60,9% посравнению с предыдущим годом и достиг 276,6 млрд рублей (9,5 млрд долларов США) (См. Таблицу 1). Общая сумма страховых выплат по всем видам страхования составила за 2001 год 171,8 млрд рублей (5,9 млрд долларов США), или 140,1% к показателю 2000 года.О реальном развитии страхового рынка также свидетельствует опережающий рост объемов совокупных страховых взносов по сравнению с уровнем инфляции По добровольным видам страхования в 2001 году страховщиками было собрано 236,3 млрд рублей, что на 67,2% превышает аналогич ный показатель 2000 года . По страхованию жизни объем премий составил 139,7 млрд рублей, по личному страхованию — 29,3 млрд рублей, по страхованию имущества — 58,1 млрд рублей , а по страхованию ответственности — 9,2 млрд рублей 
 

 

Информация о работе Шпаргалка по "Финансам"