Развитие малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 20:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – проанализировать основные направления государственной поддержки малых предприятий в России и разработать направления их совершенствования. Реализация заданной цели требует постановки следующих задач:
привести критерии малого бизнеса в российской экономике;
рассмотреть формы государственной поддержки субъектов малого предпринимательства;
практически проанализировать существующую систему налогообложения малых предприятий, показать ее выгодность по сравнению с ранее действующим законодательством;
осветить основные недостатки действующей системы налогообложения и другие проблемы малого бизнеса в России и выработать рекомендации по их преодолению.

Оглавление

Введение
1. Малый бизнес и его развитие в России
1.1. Сущность и основные черты малого бизнеса
1.2. Критерии определения малого бизнеса
2. Государственная поддержка малого бизнеса в развитых странах и России
2.1. Поддержка малого предпринимательства в США
2.2. Мероприятия по государственной поддержке малого предпринимательства в России
3. Значение малого бизнеса в экономике
3.1. Развитие малого бизнеса в России
3.2. Современные тенденции развития малого предпринимательства в России

Файлы: 1 файл

Курсовая на отправку.doc

— 242.00 Кб (Скачать)

      Правительство со своей стороны оказывает всяческую  помощь развитию этого сектора. Структуры, призванные реализовать эту цель, двух уровней - Федеральная (SBA) и различного рода муниципальные.

      Рассмотрим  их роль и деятельность подробнее.

      Администрация Малого Бизнеса США (The U.S. Small Business Administration - SBA) создана в 1953 г. в качестве независимого агентства Федерального Правительства с целью оказания помощи, поддержки и защиты интересов малого предпринимательства, сохранения свободной конкуренции.

      Деятельность SBA базируется на двух основных подходах: ориентация на конкретного потребителя (клиента) и качественно-сфокусированное управление. При этом год 1998 в деятельности Администрации является поворотным прежде всего потому, что при формировании плана развития, определении приоритетов на будущий 1999 г. руководство Администрации, проведя опрос владельцев малых компаний, а также изучив запросы своих клиентов, составило доклад Президенту США с подробным изложением результатов предыдущей работы и приемлемых перспектив деятельности SBA. Никогда прежде такой работы не проводилось. В итоге Администрация вынуждена признать необходимость коренного пересмотра системы и культуры управления, изменения организационной структуры и повышения квалификации сотрудников. Реализация и решение этих задач поможет создать более мобильный и эффективный механизм деятельности SBA. Администрация Малого Бизнеса видит смысл своей деятельности в формировании качественных, ориентированных на клиента полномасштабных программ и своевременном информировании сообщества предпринимателей обо всех новшествах.

Девиз SBA: «Главное в бизнесе - качественное обслуживание клиента».

      Одной из основных целей обновления деятельности SBA является создание агентства с  более высоким уровнем эффективности, с меньшей численностью занятых  и низкой себестоимостью услуг. Круг клиентов самый разнообразный: непосредственно малый предприниматель, заемодатели, ищущие партнеров и пр. Агентство имеет шкалу стандартов наилучшего обслуживания, мониторинг и обновление ее возможны благодаря постоянной обратной связи с клиентами.

      Деятельность SBA базируется на следующих принципах:

      1. Незамедлительное, вежливое и аккуратное  обслуживание клиента по телефону, письменно и визуально.

      2. Продолжение поиска путей по  снижению себестоимости обслуживания  и созданию более дружеской  среды общения при предоставлении информации малым предпринимателям.

      3. Продолжение процесса руководства  и поиска новых путей сотрудничества  между SBA и клиентами, непосредственно  между малыми предпринимателями,  с иными партнерами.

      4. Оказание малым предпринимателям специальной технической помощи посредством реализации различных локальных программ.

      5. Продолжение поиска путей облегчения  повседневной деятельности малых  предприятий.

      6. Продолжение обеспечения и поддержки  рабочих связей между малым  подрядчиком и федеральными агентствами-заказчиками.

      SBA оперирует целым рядом программ, каждая из которых имеет свою  конкретную цель, сегмент действия, клиентов, условия участия. Однородные  программы объединены в блоки.  Причем, ежегодно идет процесс  обновления и развития как уже действующих, так и создания новых направлений. На сегодняшний день их около 50. Наиболее традиционными и крупными являются: поддержка деловой активности женщин и представителей национальных меньшинств, развитие экспортоориентированных производств, оказание помощи в научно-исследовательской работе, предоставление услуг адвоката и пр.

      Две наиболее крупные программы - «7а» и  «504». Причем, эти программы подразделяются на несколько подпрограмм, каждая из которых различается в нюансах.

Цель  программы «7а» - предоставление гарантии малому предпринимателю, по каким-либо причинам не имеющему возможности получить ее обычным путем при обращении к заемодателю (банку). В зависимости от цели, срока и суммы займа гарантия предоставляется на 75% займа для суммы не более $750.000, на 80% для суммы не более $100.000; до 10 лет на оборотный капитал и до 25 лет на основной капитал; процентная ставка не должна превышать 2,75 пункта ставки займа.

      Цель  программы «504» - помощь в расширении и модернизации уже действующих  малых предприятий. Получив соответствующую информацию о деятельности компании, программа «504» предоставляет долгосрочный кредит с фиксированной ставкой финансирования для покупки недвижимого имущества, оборудования, технологий. SBA предоставляет гарантию под 40% займа, при этом максимальная сумма гарантии не должна превышать $1 млн. (см. табл. 1).

      Кроме того, SBA посредством заключения договоров  о сотрудничестве активно вовлекает  в свою деятельность целый ряд  самостоятельных коммерческих и  некоммерческих структур.

      Деятельность SBA финансируется Федеральным Правительством. Бюджет SBA на 1999 г. сбалансирован, что произошло впервые за последние 30 лет. Он составляет $15,3 млрд., что на 15% превышает бюджет текущего финансового года. 72% этих средств направляется на кредитование традиционных и проверенных временем программ развития малого бизнеса («7а»); 19,6% - на дальнейшее развитие и модернизацию действующих малых предприятий («504»), этот блок программ отличается не только низкой себестоимостью предоставляемых услуг, но оказывает помощь в поиске и приобретении оборудования, осуществлении строительных работ и пр. по возможно более низким расценкам; 7,2% - финансирование малых предприятий, создаваемых совместным инвестированием двух и более компаний; 0,5% - микрокредиты, которые, как правило, не являются прибыльными, а следовательно, заведомо невозвратными.

      Тем не менее, из 100% общего количества клиентов, обслуживаемых Администрацией, 85% разоряются спустя один год. Успех деятельности «выживших» возмещает потери национальной экономики с лихвой. Большинство прибыльных компаний США сегодня - это малые предприятия вчера.

      SBA разработан отдельный каталог  определения размеров малых предприятий.  В основу этих стандартов положены  следующие критерии: отраслевая  принадлежность, среднегодовой доход за определенное время (в зависимости от отрасли - за последние 12 календарных месяцев, 3 финансовых года и т.д.), в отдельных отраслях - средняя занятость, среднее число клиентов и некоторые другие. Кроме того, бывают исключения. Например, предприятие является малым в розничной торговле, если среднегодовой доход фирмы за последние три финансовых года не превышал $5 млн., при этом около 11 видов деятельности являются исключениями из правила; в сельском хозяйстве среднегодовой доход малого предприятия за последние 3 финансовых года не должен превышать $500 тыс., за исключением производства крупного рогатого скота (не более $1,5 млн. и производства куриных яиц - $9 млн.).

      Роль  муниципальных структур не менее  значительна. Яркое тому доказательство деятельность Муниципалитета г. Сиэттла. Благодаря продуманной политике в отношении малого бизнеса сегодня Сиэттл из провинциального городка превращается в один из развитых центров страны. За последние два года цены на недвижимость в городе выросли в 1,5-2 раза - тем не менее люди охотно едут, хотят здесь жить и зарабатывать. Приведем лишь один факт - крупнейшая мировая компания по производству компьютерных программ «Microsoft», расположенная в Сиэттле, начинала свою деятельность около 20 лет назад в качестве малого предприятия с числом занятых 3 человека. Не только город, но и штат переживают экономический подъем. Об этом свидетельствует анализ заявок на предоставление кредитов малым предприятиям, который позволил сделать следующие выводы:

      1. 93,3% всех проектов производственного характера;

      2. 53,3% предполагают новое строительство;

      3. 70% клиентов из провинции;

      4. 10% заявителей из соседних штатов - Калифорния, Орегон, Айдахо.

      Основной  своей задачей Правительство  и Муниципалитет Сиэттла считают  создание для более менее равномерного развития всех районов города. Наиболее неразвитой частью считается Китайский городок (China Town) и прилегающие к нему кварталы. Это и послужило одной из главных причин размещения здесь специально созданного фонда по поддержке малых предприятий с высокой степенью риска («Community Capital»). Другой проблемой стала безработица. Из-за большого притока эмигрантов даже в середине 90-х годов вопреки беспрецедентному росту потребности в рабочей силе, активной позиции самих трудоустраивающихся, уровень безработицы в Сиэттле превышал городской среднестатистический в три раза.

      Исходя  из вышеизложенного под эгидой Муниципалитета и Правительства г. Сиэттла реализуется ряд проектов, наиболее современным и перспективным из которых является комплекс программ под общим названием «Сильное решение в пользу нового века» («Powerful Solution for a New Century», год создания - 1994 г.). Инициаторы - ряд бизнесменов, служащих и Правительство г. Сиэттла, а также некоторые общественные организации. В основе идеи лежит положение о необходимости управления рыночными процессами, поддержки стремлений людей работать и зарабатывать, оказывать содействие развитию экономически неустойчивых предприятий.

      О своевременности данного проекта  свидетельствуют следующие факты по наименее развитым районам города:

      30% их населения живет за чертой  бедности (против среднестатистического  по городу 12,4%, по штату 11,9%), темп  прироста количества людей, живущих  за чертой бедности (в среднем  в год) - 4,6%;

      уровень безработицы 11% - более чем в два раза выше среднегородского (4,9%);

44% их  детей живут в нищете, младенческая  смертность в два раза больше  среднестатистического показателя;

      более половины домашних хозяйств возглавляется  женщинами, уровень безработицы  и истощения которых несравнимо высок;

      8,3% резидентов в возрасте от 18 до 64 лет говорят на английском  языке плохо; 31% их в возрасте  от 25 лет и старше не имеют  общего образования (для сравнения  среднестатистический показатель - 13,6%).

      Исходя  из вышеизложенного в рамках этого единого проекта Правительство Сиэттла решило открыть три программы: «Готов заработать» («Ready to Earn»), «Центр поддержки бизнеса и развития кредитования компаний» («The Business Assistance Centre and Development Lending Company»), «Компания общественного развития Сиэттла» («The Seattle Community Development Partnership - SCDP»), практическая реализация которых началась в разные периоды 1997 г. и уже в начале 1998 г. приобрели популярность и доверие со стороны различных слоев общества.

      а) Городская программа «Ready to Earn» («Готов заработать»)

Объектом  воздействия являются компании с  низким уровнем дохода, занятые в  которых находятся на стадии потери рабочих мест (обращаем Ваше внимание - в преддверии потери рабочего места, т.е. это потенциальные безработные, но еще не безработные), нуждаются в переобучении. Как правило, лица, занятые в следующих отраслях, нуждаются в подобных услугах в первую очередь: торговля строениями, производство (manufacturing), занятые в системе здравоохранения, временно работающие.

Кроме средств городской казны в  эту программу задействованы  добровольные вложения таких крупных  компаний, расположенных в Сиэттле, как «Microsoft» («Майкрософт»), «Boeing» (Боинг»), «Medina Foundation» и др. Кстати, попутно  отметим - спонсорство, участие в таких и подобных проектах, конечно, дело не только благотворительное - эти компании получают взамен от Правительства города, штата или даже страны различные льготы; кроме того, нельзя не учитывать социальный эффект: это также один из путей формирования имиджа компании.

      Сама  программа начала свою деятельность с инициативы одной из крупных  корпораций в штате «Annie E. Casey Foundation»  в 1995 г. Первый взнос корпорации состоял из суммы в $5 млн., предоставленной на грантовой (т.е. на безвозвратной) основе. С февраля 1997 г. сфера деятельности программы расширяется и она получает поддержку со стороны мэра города - в результате создается новый институт «Families and Jobs Opportunity Fund» («Фонд поддержки семей и тех, кто ищет работу») с активом в сумме $6,5 млн.

      б) Центр поддержки бизнеса и развития кредитования компаний (The Business Assistance Centre - BAC and Development Lending Company - DLS).

История создания этой программы необычна - независимо друг от друга две некоммерческие организации по своей инициативе организовали два аналогичных проекта по поддержке развития малого бизнеса посредством кредитования консалтинговых услуг. Затем они были поддержаны и объединены в одну программу Банком Сиэттла по кредитованию малого бизнеса.

Информация о работе Развитие малого бизнеса