Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 20:16, курсовая работа
Цель работы – проанализировать основные направления государственной поддержки малых предприятий в России и разработать направления их совершенствования. Реализация заданной цели требует постановки следующих задач:
привести критерии малого бизнеса в российской экономике;
рассмотреть формы государственной поддержки субъектов малого предпринимательства;
практически проанализировать существующую систему налогообложения малых предприятий, показать ее выгодность по сравнению с ранее действующим законодательством;
осветить основные недостатки действующей системы налогообложения и другие проблемы малого бизнеса в России и выработать рекомендации по их преодолению.
Введение
1. Малый бизнес и его развитие в России
1.1. Сущность и основные черты малого бизнеса
1.2. Критерии определения малого бизнеса
2. Государственная поддержка малого бизнеса в развитых странах и России
2.1. Поддержка малого предпринимательства в США
2.2. Мероприятия по государственной поддержке малого предпринимательства в России
3. Значение малого бизнеса в экономике
3.1. Развитие малого бизнеса в России
3.2. Современные тенденции развития малого предпринимательства в России
ограниченность источников финансирования и хроническая нехватка капиталов (если «гиганты» черпают необходимые ресурсы главным образом через фондовые биржи, то малые предприятия полагаются на ограниченные кредиты банков, собственные сбережения, денежные средства друзей, знакомых и родственников);
большая степень зависимости от системы поддержки малого предпринимательства.
Малое предпринимательство - вполне самостоятельная и наиболее типичная форма организации экономической жизни общества со своими отличительными особенностями, преимуществами и недостатками, закономерностями развития.
Функционирование на локальном рынке, быстрое реагирование на изменение конъюнктуры этого рынка, непосредственная связь с потребителем, узкая специализация на определенном сегменте рынка товаров и услуг, возможность начать собственное дело с относительно малым стартовым капиталом - все эти черты малого предприятия являются его достоинствами, повышающим устойчивость на внутреннем рынке, но при определенных условиях становятся недостатками, сдерживающими его развитие. С одной стороны, быстрое реагирование малого предприятия на изменения условий функционирования делает его более мобильным и приспосабливаемым, а с другой - зависимым от конъюнктуры рынка, динамики внешних социально - экономических и политических условий. Относительно небольшой капитал сужает рамки производства, ограничивает возможность привлечения дополнительных ресурсов (научно-технических, финансовых, производственных, трудовых и т.д.).
Ограниченные масштабы производства и небольшое количество занятых обуславливают простоту и эффективность управления предприятием. Однако характерное для малого предприятия совмещение функций собственника и менеджера в лице хозяина предприятия, установление личных связей с работниками предприятия, неформальный стиль управления, снижая управленческие издержки, могут привести - и часто приводят - к самоэксплуатации и сверхурочным работам. Неустойчивость малого предприятия в силу ограниченности ресурсов гораздо выше, чем у крупных и средних предпринимательских структур.
Российский малый бизнес обладает некоторыми отличающими его от малых предприятий зарубежных стран особенностями. Наиболее значимыми из них являются:
совмещение в рамках одного малого предприятия нескольких видов деятельности, невозможность в большинстве случаев ориентироваться на однопродуктовую модель развития;
стремление к максимальной самостоятельности, в то время как значительная часть зарубежных малых предприятий работает на условиях субподряда, франчайзинга и т.п.;
общий низкий технический уровень и низкая технологическая оснащенность в сочетании со значительным инновационным потенциалом;
высокий уровень квалификации кадров малого бизнеса в связи с оттоком таких специалистов из государственного сектора экономики;
низкий управленческий уровень, недостаток знаний, опыта и культуры рыночных отношений;
высокая степень приспособляемости к сложной экономической обстановке, усугубляемой дезорганизацией в системе государственного управления и нарастающей криминализацией общества;
неразвитость системы самоорганизации и инфраструктуры поддержки малых предприятий;
стремление успешно функционирующих малых предприятий выйти за рамки локальных рынков, в том числе и на международные рынки;
работа
в условиях отсутствия полной и достоверной
информации о состоянии и конъюнктуре
рынка, неразвитость системы информационных,
консультационных и обучающих услуг.
1.2.
Критерии определения
малого бизнеса.
Термин «малые и средние предприятия» впервые использовал британский министр М. Миллан в докладе о промышленном и финансовом состоянии Великобритании в 1931 г.; первое определение малого предприятия появилось в США в Законе об определенных видах обслуживания (1948 г.) и Законе о малом бизнесе (1953 г.).
При
отнесении предприятия к
Количественные:
• численность занятых на предприятии (наиболее распространенный);
• годовой объем производства;
• годовой объем продаж;
• среднегодовая балансовая стоимость активов.
При этом количественная шкала является дифференцированной для различных отраслей. Например, в Республике Беларусь к малым предприятиям относятся компании со среднесписочной численностью занятых: в промышленности и на транспорте - до 100 человек, в сельском хозяйстве и научно-технической сфере - до 60 человек, в строительстве и оптовой торговле - до 50 человек, в розничной торговле и бытовом обслуживании - до 30 человек, в других отраслях непроизводственной сферы до 25 человек; при этом малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности, относятся к таковым по критерию того вида деятельности, доля которого является наибольшей в общем объеме реализации продукции за квартал.
В Японии к малым предприятиям относятся компании, отвечающие следующим требованиям: в промышленности уставный капитал должен быть не более 100 млн. йен и количеством занятых до 300 человек, в оптовой торговле - 30 млн. йен и 100 человек, в розничной торговле - 10 млн. йен и 50 человек. В США к малым относятся компании с количеством занятых до 99 человек (в том числе до 24 человек - к наименьшим, 25 - 99 к малым), от 100 до 499 - к промежуточным, от 500 до 999 - к крупным и более 1000 человек - к крупнейшим. В Великобритании к малым предприятиям относятся предприятия с количеством занятых до 24 человек, во Франции - от 10 до 50 человек.
Среди качественных критериев при отнесении компании к субъектам малого предпринимательства используются следующие:
• предприятие владеет небольшой долей рынка;
• управление предприятием осуществляет лично его владелец;
• предприятие является независимым, то есть не подчиняется крупной компании.
В
настоящее время малые
Важной особенностью, отличающей малое предпринимательство от крупного, является не столько масштаб операций, сколько подход к организации бизнеса.
На
малых предприятиях слабо представлена
специализация выполняемых
Как правило, на МП слабое внимание уделяют системе отбора кадров, планированию производства (некоторые МП создавались без предварительного экономического обоснования целесообразности и планирования перспектив развития предприятия), построению системы отчетности и контроля за важнейшими экономическими показателями. Процесс трансформации МП в крупную компанию носит эволюционный, саморазвивающийся характер. По мере того как на МП начинают меняться подходы к ведению бизнеса, формируется организационная структура предприятия, появляется система управления персоналом, начинает планироваться производственная и финансовая деятельность предприятия, организуются НИОКР. В результате попытается качество продукции или предоставляемых услуг, расширяется рынок сбыта, появляются постоянные потребители, что в свою очередь расширяет и масштаб деятельности МП. Таким образом, процесс эволюции МП и его преобразования в крупное предприятие можно представить следующим образом:
«рост масштаба деятельности перестройка организационной структуры рост масштаба деятельности …»
Следует отметить, что из числа крупнейших международных корпораций многие помнились именно эволюционным путем на основе первоначально созданных МП - это компании IBM, Microsoft, MacDonald’s и др.
Главной особенностью МП является их большая чувствительность к изменениям экономической среды. Поскольку характерной чертой рыночной экономики является цикличность развития, то проблема выживания МП состоит в наличии резервов для того, чтобы пережить период спада и дождаться подъема рынка. В качестве примера можно привести МП, занимающееся продажей строительных материалов, где четко выражена следующая структура рыночного цикла: подъем спроса - апрель- ноябрь, спад - декабрь - март. Проблема выживания предприятия состоит в том, что оно должно накопить достаточную сумму прибыли в период подъема, чтобы профинансировать свои постоянные издержки в период спада: заработную плату, арендную плату, представительские расходы, налоги.
Малое
предприятие располагает
В то же время процесс банкротства - это неотъемлемая часть функционирования экономического механизма, позволяющий экономике избавиться от убыточных предприятий и неэффективных предпринимателей. Чтобы обеспечить устойчивое функционирование экономической системы, государству достаточно сохранить у потенциальных предпринимателей желание открыть свое дело, поэтому во многих странах оно старается сделать процедуру банкротства как можно менее болезненной для предпринимателя. С этой точки зрения важно найти четкий баланс между стимулированием деловой активности и минимальным уровнем ответственности предпринимателя, предохраняющим общество от нежелательных экспериментов с экономическими ресурсами и снижающим количество микрокризисов в экономике в форме банкротства компаний.
Рассмотренные
выше отличительные черты МП характеризуют
наиболее важные особенности функционирования
малого бизнеса. В то же время следует
отметить, что количество отличительных
признаков МП и крупных предприятий, которые
выделяют отечественные и зарубежные
ученые - М. Балашевич, Г. Пфоль, П. Келлервессель,
Дж. Муглер и другие, - гораздо больше. Отличительные
особенности в подходах к ведению бизнеса
малых и крупных компаний выделяются в
области управления, организации производства,
сбыта, НИОКР и управления персоналом.
2.Государственная
поддержка малого
бизнеса в развитых
странах и России
2.1.Поддержка малого
предпринимательства
в США
Известно, малый бизнес является «хребтом» экономики США: он производит 40% ВНП, создает более половины всех инноваций, более 2/3 национальной рабочей силы задействовано в этом секторе и т.д. Малое предпринимательство сыграло решающую роль в оздоровлении экономики страны, строительстве ее будущего и помогло Соединенным Штатам в конкурентной борьбе на мировом рынке.