Развитие малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 20:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – проанализировать основные направления государственной поддержки малых предприятий в России и разработать направления их совершенствования. Реализация заданной цели требует постановки следующих задач:
привести критерии малого бизнеса в российской экономике;
рассмотреть формы государственной поддержки субъектов малого предпринимательства;
практически проанализировать существующую систему налогообложения малых предприятий, показать ее выгодность по сравнению с ранее действующим законодательством;
осветить основные недостатки действующей системы налогообложения и другие проблемы малого бизнеса в России и выработать рекомендации по их преодолению.

Оглавление

Введение
1. Малый бизнес и его развитие в России
1.1. Сущность и основные черты малого бизнеса
1.2. Критерии определения малого бизнеса
2. Государственная поддержка малого бизнеса в развитых странах и России
2.1. Поддержка малого предпринимательства в США
2.2. Мероприятия по государственной поддержке малого предпринимательства в России
3. Значение малого бизнеса в экономике
3.1. Развитие малого бизнеса в России
3.2. Современные тенденции развития малого предпринимательства в России

Файлы: 1 файл

Курсовая на отправку.doc

— 242.00 Кб (Скачать)

      ограниченность  источников финансирования и  хроническая  нехватка  капиталов (если «гиганты» черпают необходимые ресурсы главным образом  через  фондовые биржи, то малые  предприятия  полагаются  на  ограниченные  кредиты  банков, собственные   сбережения,   денежные    средства    друзей,    знакомых    и родственников);

      большая    степень    зависимости    от     системы     поддержки     малого предпринимательства.

      Малое предпринимательство - вполне самостоятельная  и наиболее  типичная форма организации экономической  жизни  общества  со  своими  отличительными особенностями, преимуществами  и  недостатками,  закономерностями  развития.

      Функционирование  на  локальном  рынке,  быстрое  реагирование  на  изменение конъюнктуры  этого  рынка,  непосредственная  связь  с  потребителем,  узкая специализация на определенном сегменте рынка товаров  и  услуг,  возможность начать собственное дело с относительно малым стартовым капиталом -  все эти черты   малого   предприятия   являются   его   достоинствами,    повышающим устойчивость на внутреннем рынке, но при  определенных  условиях  становятся недостатками,  сдерживающими  его  развитие.  С   одной   стороны,   быстрое реагирование  малого  предприятия  на  изменения  условий   функционирования делает его более мобильным и приспосабливаемым, а с другой  -  зависимым  от конъюнктуры  рынка,   динамики   внешних   социально   -   экономических   и политических  условий. Относительно   небольшой   капитал   сужает   рамки производства, ограничивает возможность привлечения  дополнительных  ресурсов (научно-технических,  финансовых,  производственных,   трудовых   и   т.д.).

      Ограниченные  масштабы   производства   и   небольшое   количество   занятых обуславливают  простоту  и  эффективность  управления  предприятием.  Однако характерное  для  малого  предприятия  совмещение  функций  собственника   и менеджера  в  лице  хозяина  предприятия,  установление  личных   связей   с работниками   предприятия,    неформальный    стиль    управления,    снижая управленческие  издержки,  могут  привести  -   и   часто   приводят   -   к самоэксплуатации и сверхурочным работам. Неустойчивость  малого  предприятия в силу ограниченности  ресурсов  гораздо  выше,  чем  у  крупных  и  средних предпринимательских структур.

      Российский  малый бизнес обладает некоторыми отличающими  его  от  малых предприятий  зарубежных  стран  особенностями.  Наиболее  значимыми  из них являются:

      совмещение   в   рамках   одного   малого   предприятия   нескольких   видов деятельности,  невозможность  в  большинстве  случаев   ориентироваться   на однопродуктовую модель развития;

      стремление  к максимальной самостоятельности, в  то  время  как  значительная часть  зарубежных  малых  предприятий  работает  на   условиях   субподряда, франчайзинга и т.п.;

      общий низкий технический уровень и  низкая  технологическая  оснащенность  в сочетании со значительным инновационным потенциалом;

      высокий уровень квалификации кадров малого бизнеса в связи с  оттоком  таких специалистов из государственного сектора экономики;

      низкий  управленческий уровень, недостаток знаний, опыта и культуры  рыночных отношений;

      высокая  степень  приспособляемости  к  сложной  экономической   обстановке, усугубляемой  дезорганизацией  в  системе  государственного   управления   и нарастающей криминализацией общества;

      неразвитость  системы  самоорганизации  и  инфраструктуры  поддержки   малых предприятий;

      стремление  успешно  функционирующих  малых  предприятий  выйти   за   рамки локальных рынков, в том числе и на международные рынки;

      работа  в условиях отсутствия полной и достоверной  информации о  состоянии  и конъюнктуре рынка, неразвитость системы информационных, консультационных  и обучающих услуг. 

1.2. Критерии определения  малого бизнеса. 

      Термин  «малые и средние предприятия» впервые  использовал британский министр  М. Миллан в докладе о промышленном и финансовом состоянии Великобритании в 1931 г.; первое определение малого предприятия появилось в США в Законе об определенных видах обслуживания (1948 г.) и Законе о малом бизнесе (1953 г.).

      При отнесении предприятия к субъектам  малого предпринимательства использовались следующие количественные и качественные критерии:

      Количественные:

• численность  занятых на предприятии (наиболее распространенный);

• годовой  объем производства;

• годовой  объем продаж;

• среднегодовая  балансовая стоимость активов.

      При этом количественная шкала является дифференцированной для различных  отраслей. Например, в Республике Беларусь к малым предприятиям относятся компании со среднесписочной численностью занятых: в промышленности и на транспорте - до 100 человек, в сельском хозяйстве и научно-технической сфере - до 60 человек, в строительстве и оптовой торговле - до 50 человек, в розничной торговле и бытовом обслуживании - до 30 человек, в других отраслях непроизводственной сферы до 25 человек; при этом малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности, относятся к таковым по критерию того вида деятельности, доля которого является наибольшей в общем объеме реализации продукции за квартал.

      В Японии к малым предприятиям относятся  компании, отвечающие следующим требованиям: в промышленности уставный капитал  должен быть не более 100 млн. йен и количеством занятых до 300 человек, в оптовой торговле - 30 млн. йен и 100 человек, в розничной торговле - 10 млн. йен и 50 человек. В США к малым относятся компании с количеством занятых до 99 человек (в том числе до 24 человек - к наименьшим, 25 - 99 к малым), от 100 до 499 - к промежуточным, от 500 до 999 - к крупным и более 1000 человек - к крупнейшим. В Великобритании к малым предприятиям относятся предприятия с количеством занятых до 24 человек, во Франции - от 10 до 50 человек.

      Среди качественных критериев при отнесении компании к субъектам малого предпринимательства используются следующие:

• предприятие  владеет небольшой долей рынка;

• управление предприятием осуществляет лично его  владелец;

• предприятие  является независимым, то есть не подчиняется крупной компании.

      В настоящее время малые предприятия  представлены практически во всех отраслях экономики. Они функционируют не только в таких традиционных сферах, как легкая и пищевая промышленность, но и появляются в машиностроении, производстве оптических приборов, химической и электротехнической промышленности. Количественный рост небольших компаний в промышленности предопределен углублением специализации и дифференциации производства, отказом от крупносерийного производства в пользу мелкосерийного и индивидуального.

      Важной  особенностью, отличающей малое предпринимательство  от крупного, является не столько масштаб  операций, сколько подход к организации  бизнеса.

      На  малых предприятиях слабо представлена специализация выполняемых функций  ввиду небольшой численности персонала: например, создавать отдел кадров для организации с численностью 10 человек не целесообразно. Значительное число функций как оперативного, так и стратегического управления, выполняет руководство, собственник компании, поэтому на МП, как правило, существует только один центр принятия управленческих решений. Ввиду небольшого объема располагаемых ресурсов период планирования является коротким, как правило, не более одного года. Отмечается следующая зависимость: чем меньше размер предприятия, тем короче цикл принятия управленческих решений.

      Как правило, на МП слабое внимание уделяют  системе отбора кадров, планированию производства (некоторые МП создавались  без предварительного экономического обоснования целесообразности и  планирования перспектив развития предприятия), построению системы отчетности и контроля за важнейшими экономическими показателями. Процесс трансформации МП в крупную компанию носит эволюционный, саморазвивающийся характер. По мере того как на МП начинают меняться подходы к ведению бизнеса, формируется организационная структура предприятия, появляется система управления персоналом, начинает планироваться производственная и финансовая деятельность предприятия, организуются НИОКР. В результате попытается качество продукции или предоставляемых услуг, расширяется рынок сбыта, появляются постоянные потребители, что в свою очередь расширяет и масштаб деятельности МП. Таким образом, процесс эволюции МП и его преобразования в крупное предприятие можно представить следующим образом:

      «рост масштаба деятельности перестройка организационной структуры рост масштаба деятельности …»

      Следует отметить, что из числа крупнейших международных корпораций многие помнились именно эволюционным путем на основе первоначально созданных МП - это компании IBM, Microsoft, MacDonald’s и др.

      Главной особенностью МП является их большая  чувствительность к изменениям экономической  среды. Поскольку характерной чертой рыночной экономики является цикличность  развития, то проблема выживания МП состоит в наличии резервов для того, чтобы пережить период спада и дождаться подъема рынка. В качестве примера можно привести МП, занимающееся продажей строительных материалов, где четко выражена следующая структура рыночного цикла: подъем спроса - апрель- ноябрь, спад - декабрь - март. Проблема выживания предприятия состоит в том, что оно должно накопить достаточную сумму прибыли в период подъема, чтобы профинансировать свои постоянные издержки в период спада: заработную плату, арендную плату, представительские расходы, налоги.

      Малое предприятие располагает небольшим  объемом ресурсов, поэтому его  отличительной особенностью является высокая чувствительность к изменению  уровня постоянных затрат. Так, если в  крупной компании найм одного сотрудника (среднемесячный объем производства 10000 шт.) с заработной платой 1000 дол. приводит к увеличению цены продукции на 0,15 дол. ( 100,15 дол.), то для МП в той же отрасли (среднемесячный объем производства 100 шт.) найм дополнительного сотрудника вызовет рост цены продукции на 15 дол. ( 115 дол.). Еще одной особенностью МП как специфического сектора предпринимательства является значительный объем банкротств – около 50 % МП закрываются в первые два года деятельности, успешными бывают только 15 % МП.

      В то же время процесс банкротства - это неотъемлемая часть функционирования экономического механизма, позволяющий экономике избавиться от убыточных предприятий и неэффективных предпринимателей. Чтобы обеспечить устойчивое функционирование экономической системы, государству достаточно сохранить у потенциальных предпринимателей желание открыть свое дело, поэтому во многих странах оно старается сделать процедуру банкротства как можно менее болезненной для предпринимателя. С этой точки зрения важно найти четкий баланс между стимулированием деловой активности и минимальным уровнем ответственности предпринимателя, предохраняющим общество от нежелательных экспериментов с экономическими ресурсами и снижающим количество микрокризисов в экономике в форме банкротства компаний.

      Рассмотренные выше отличительные черты МП характеризуют  наиболее важные особенности функционирования малого бизнеса. В то же время следует отметить, что количество отличительных признаков МП и крупных предприятий, которые выделяют отечественные и зарубежные ученые - М. Балашевич, Г. Пфоль, П. Келлервессель, Дж. Муглер и другие, - гораздо больше. Отличительные особенности в подходах к ведению бизнеса малых и крупных компаний выделяются в области управления, организации производства, сбыта, НИОКР и управления персоналом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2.Государственная  поддержка малого  бизнеса в развитых странах и России 
2.1.Поддержка малого предпринимательства в США
 

      Известно, малый бизнес является «хребтом»  экономики США: он производит 40% ВНП, создает более половины всех инноваций, более 2/3 национальной рабочей силы задействовано в этом секторе и т.д. Малое предпринимательство сыграло решающую роль в оздоровлении экономики страны, строительстве ее будущего и помогло Соединенным Штатам в конкурентной борьбе на мировом рынке.

Информация о работе Развитие малого бизнеса