Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 20:16, курсовая работа
Цель работы – проанализировать основные направления государственной поддержки малых предприятий в России и разработать направления их совершенствования. Реализация заданной цели требует постановки следующих задач:
привести критерии малого бизнеса в российской экономике;
рассмотреть формы государственной поддержки субъектов малого предпринимательства;
практически проанализировать существующую систему налогообложения малых предприятий, показать ее выгодность по сравнению с ранее действующим законодательством;
осветить основные недостатки действующей системы налогообложения и другие проблемы малого бизнеса в России и выработать рекомендации по их преодолению.
Введение
1. Малый бизнес и его развитие в России
1.1. Сущность и основные черты малого бизнеса
1.2. Критерии определения малого бизнеса
2. Государственная поддержка малого бизнеса в развитых странах и России
2.1. Поддержка малого предпринимательства в США
2.2. Мероприятия по государственной поддержке малого предпринимательства в России
3. Значение малого бизнеса в экономике
3.1. Развитие малого бизнеса в России
3.2. Современные тенденции развития малого предпринимательства в России
Не улучшилась ситуация на рынке труда: более 50% предпринимателей указали на то, что положение все еще сложное: высокие налоговые ставки и уровень конкуренции при низкой доступности квалифицированных кадров.
В целом С. Борисов отметил, что все меры, направленные на развитие МСБ, принимаются правильно, но не централизованно. «Мы не видим четкой дороги, как нам идти к выполнению стратегической задачи, поставленной Президентом РФ, - увеличению до 60% числа занятых в малом бизнесе к 2020 году. Есть нерешенные вопросы, в том числе, каким будет распределение числа занятых в МСБ по отраслевому и региональному признакам, поэтому необходимо разработать «дорожную карту» для субъектов МСБ с определением потенциальных ниш реализации. Кроме того, система образования должна работать на опережение в вопросе подготовки кадров для малого бизнеса по отраслям», - заключил С. Борисов.
Проблему
подготовки кадров затронул в своем
выступлении представитель
На заседании также отмечалось, что планируемое увольнение в запас 140 тыс. кадровых военных могло бы быть на руку малому бизнесу, так как всегда есть потребность в грамотных и высокоорганизованных кадрах. Однако программы адаптации офицеров в новой среде у Минобороны нет. Еще хуже обстоит вопрос с подготовкой кадров для малого бизнеса в молодежной среде, так как в целом нет системно работающих программ, направленных на вовлечение в предпринимательство отдельных социальных групп населения.
Впрочем,
в зависимости от отрасли спектр
проблем малого бизнеса меняется.
Например, для представителя
«Я прекрасно понимаю, что таможня дает план по сбору налогов. Но никто не думает, с кого они будут собирать налоги лет через пять, останется ли кто-то в инновационном бизнесе к этому времени», - заключил предприниматель.
Еще
более категоричным было выступление
эксперта ОПОРЫ РОССИИ по налоговым
вопросам Михаила Орлова. «Если не
изменить систему налогообложения,
то нужно ставить вопрос не об увеличении
до 60% числа занятых в малом
бизнесе, а о выживании малого
бизнеса. С таким подходом мы к 2011 году
потеряем малый бизнес как таковой, а потом
будем решать вопрос восстановления количества
малых предприятий», - заключил эксперт.
3.2.Современные
тенденции развития
малого предпринимательства
в России
Как отрицательный фактор в развитии предпринимательства следует признать нестабильность принятия законов и подзаконных актов по налогообложению. Их частая смена вызывает у предпринимателей неуверенность, лишает возможности вести дело с перспективой, нарушает планы. Поэтому следовало бы установить, что существующий на период регистрации предприятия порядок налогообложения не может быть изменен в течение ряда лет, если вновь вводимый порядок ухудшает прежние условия производственной деятельности.
Государственная политика по поддержке предпринимательства за несколько лет прошла путь от отдельных предприятий по его инвестиционной поддержке к целостному комплексу мер, направленному на становление и развитие отечественного малого бизнеса.4 Ее реализация в рамках Федеральной программы государственной поддержки осуществлялась по следующим основным направлениям:
формирование нормативно-правовой базы поддержки малого предпринимательства;
развитие
системы государственной
информационное, научно-методическое и кадровое обеспечение малого предпринимательства;
создание системы социальной защиты и безопасности в малом предпринимательстве.
За прошедшие 10 лет малое предпринимательство постоянно сталкивается со множеством трудностей, которые заставляют его действовать сообразно складывающейся ситуации и нередко вне правового поля, придумывать хитроумные схемы занижения налогов или вовсе ухода от их уплаты. Участники состоявшегося в марте 2006 года Всероссийского совещания по развитию малого предпринимательства в очередной раз масштабно обозначили проблемы, мешающие полноценному развитию этого сектора экономики. Основные из них - недостаточное финансирование, депрессивное налогообложение, проблемы кредитования и другие.
Малое предпринимательство решает ряд существенных задач и в первую очередь социальной направленности. За прошедшие годы в плане поддержки этой группы плательщиков, в том числе и финансовой, на законодательном уровне сделаны определенные шаги.
Поддержка по рассматриваемому сектору экономики заключается, прежде всего в оказании помощи финансовыми ресурсами и выражается в выделении в федеральном бюджете ежегодно отдельной строкой суммы в размере 0,5% доходной части бюджета и 5% доходов от приватизации.
Бюджетными деньгами, выделяемыми под целевые федеральные программы поддержки мелкого бизнеса, распоряжается Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства (ФФПМП). Эти средства попадают предпринимателям через систему региональных фондов под гарантии региональных бюджетов. Основным "наполнителем" регионального фонда должен служить бюджет субъекта Федерации. Это обусловлено в первую очередь тем, что органы власти на местах должны понимать, что бороться с безработицей, давать людям высокооплачиваемую работу, насыщать рынок дешевыми товарами местного производства можно только путем развития малого бизнеса.
Одной из проблем, тормозящей развитие малого бизнеса, руководители многих предприятий и индивидуальные предприниматели называют недостаток кредитно - финансовых ресурсов. Банковский сектор сегодня больше интересуют крупные проекты с быстрой окупаемостью, и ставка рефинансирования несмотря на то, что в 2006 г. снизилась, для малого бизнеса остается малопривлекательной.
Многие банки переполнены деньгами, декларируют возможность кредитования малого бизнеса, но практически этого не происходит. Заставить свободные финансовые средства работать для становления малого бизнеса крайне сложно по следующим причинам:
это отсутствие у малых предприятий достойного обеспечения кредита. Известно, что малый бизнес создавался в результате частной инициативы граждан;
дороговизна кредитных ресурсов. В условиях, когда реальный уровень инфляция измеряется двухзначной цифрой, производство не может выдержать 25 - 30% годовых по кредитным ресурсам. Такая процентная ставка даже для окрепших предприятий высока;
залоговое обеспечение кредита, который вернуть в настоящее время согласно действующей законодательной базе и условиям прохождения дел в арбитражных судах достаточно сложно.
Однако, несмотря на риски, малые предприятия должны со временем стать и уже становятся желанными клиентами для банков. Они одни из самых дисциплинированных заемщиков.
Настораживает другое: российские предприниматели не торопятся обращаться за заемными деньгами. Многие из них сетуют не только на высокие проценты, даже на небольшие суммы, плюс сложности с залоговым обеспечением. Личное имущество - автомобили и квартиры - предприниматели не рискуют отдавать в залог, объясняя это непредсказуемостью жизни.
Индивидуальные предприниматели, которые периодически берут кредиты, также жалуются на трудности. Их доводы просты: бизнесмен в России может заработать в среднем от 5 до 15% годовых в валюте, а процентные ставки по кредитам в валюте не ниже 14 - 15% плюс налоги, аренда. К тому же кредиты в российских банках выдают на короткий срок, за который сложно успеть что-либо сделать, приходится перекредитовываться.
К кредитованию малого бизнеса проявляют определенный интерес западные кредиторы. Так, фонд поддержки малого бизнеса в России Европейского банка развития и реконструкции (ЕБРР) и Фонд "США - Россия" видят в секторе малого бизнеса свою целевую группу. Конечно, ставка 17 - 19% в валюте, под которую дает кредиты Фонд "США - Россия", достаточно высока, но малые предприятия и предприниматели обращаются за кредитами. По программе Фонда "США - Россия" кредиты выдаются на два года. Видимо, именно это заставляет российских заемщиков мириться с высокой ставкой.
Оценить риски при кредитовании малого предприятия гораздо легче, чем при выдаче средств крупной компании, так как легче понять структуру бизнеса, не требуется долгого времени для его оценки.
Функции федеральных органов власти при проведении политики, направленной на поддержку малого предпринимательства, заключаются также в разработке предложений по совершенствованию законодательства РФ, касающихся данного направления работ, в том числе налогового законодательства, установлении для субъектов малого предпринимательства льгот по налогообложению.
При
введении в действие 2-й части
Налогового кодекса для малого предпринимательства
предусмотрены следующие
освобождение от ежемесячных авансовых платежей налога на прибыль;
освобождение от ежемесячных авансовых платежей налога на добавленную стоимость;
освобождение от налога на прибыль малых предприятий, производящих и перерабатывающих определенную продукцию;
ускоренная амортизация основных средств;
представление отчетов о налогах один раз в квартал;
снижение количества статистических отчетов, представляемых малыми предприятиями.
По сути, в качестве льгот можно также рассматривать законодательные решения ряда субъектов Федерации о резервировании для малых предприятий не менее 20% заказов на региональном уровне, другие акты.
Реальным фактом стало существование множества предпринимательских структур, каждая из которых характеризуется своими чертами. Для того чтобы увидеть различия между разными типами предпринимательства, необходима его классификация.
Предпринимательство может осуществляться как в государственном, так и в частном секторе экономики. В соответствии с этим различают государственное и частное предпринимательство. В данном случае за основу классификации принято право собственности на осуществление предпринимательских функций. Каждый из этих видов предпринимательства имеет отличительные признаки, но основные принципы их осуществления во многом совпадают: и в том, и в другом случае предполагается инициативность, ответственность, инновационный подход, стремление к максимизации прибыли.
Государственное
предпринимательство – это
Частное
предпринимательство – форма
осуществления экономической