Развитие малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 20:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – проанализировать основные направления государственной поддержки малых предприятий в России и разработать направления их совершенствования. Реализация заданной цели требует постановки следующих задач:
привести критерии малого бизнеса в российской экономике;
рассмотреть формы государственной поддержки субъектов малого предпринимательства;
практически проанализировать существующую систему налогообложения малых предприятий, показать ее выгодность по сравнению с ранее действующим законодательством;
осветить основные недостатки действующей системы налогообложения и другие проблемы малого бизнеса в России и выработать рекомендации по их преодолению.

Оглавление

Введение
1. Малый бизнес и его развитие в России
1.1. Сущность и основные черты малого бизнеса
1.2. Критерии определения малого бизнеса
2. Государственная поддержка малого бизнеса в развитых странах и России
2.1. Поддержка малого предпринимательства в США
2.2. Мероприятия по государственной поддержке малого предпринимательства в России
3. Значение малого бизнеса в экономике
3.1. Развитие малого бизнеса в России
3.2. Современные тенденции развития малого предпринимательства в России

Файлы: 1 файл

Курсовая на отправку.doc

— 242.00 Кб (Скачать)

      Вместе  с этим можно вести речь о коллективном, семейном и иных видах предпринимательства, которое, в конечном счете, все-таки является производным от двух указанных выше форм. Поэтому важна другая классификация – в зависимости от функций, которые предприниматель принимает на себя, вступая в предпринимательское пространство.

      Согласно  этой классификации, выделяют производительную и посредническую предпринимательскую деятельность (последняя включает в себя действия посредника, агента, оптовое купечество, посылоторговое посредничество, торговое представительство, коммивояжерство, акционерство, биржевое предпринимательство, фьючерсы, риэлторство); предпринимательство в финансовой сфере, которое предполагает финансовые институты, банки, инвестиционные компании и фонды, трастовую предпринимательскую деятельность и аудиторство. Наглядно виды предпринимательства представлены в табл. 1 (приложение 1)

      Предпринимательская деятельность в современной России осуществляется в следующих организационно-правовых формах предприятий: юридические лица; товарищества; хозяйственные общества; корпорации; акционерные общества закрытого и открытого типа; холдинговые компании; производственные кооперативы (артели); унитарные предприятия; объединения самостоятельных предприятий и другие формы предпринимательской активности (в частности, участие в соучреждении предприятия, покупка предприятия, выкуп партнерской доли и наследование).

      Следует заметить, что в современных условиях предпринимательство имеет место как в городе, так и на селе, в последнем случае речь идет о сельском (аграрном) предпринимательстве.5

      Проблемными зонами экономической деятельности государства в настоящее время, являются:

      отсутствие требуемых законов и постановлений;

      не  всегда адекватное качество политических документов;

      невыполнение  принятых указов, законов, постановлений.

      Косвенное влияние на состояние экономики  политические решения оказывают  через те объективные социально-экономические условия, которые складываются в результате описанных выше каналов прямого влияния. Их инерционный характер порождает детерминацию экономических условий политическим опытом прошлого (форма временной детерминации).

      С точки зрения содержания общий государственный контроль в сфере предпринимательства можно подразделить на требования в области стандартов, ценового регулирования, официального статистического и бухгалтерского учета, свободы хозяйственной деятельности. Сюда же относится предварительный контроль за образованием субъектов предпринимательской деятельности. Основные положения об общем государственном контроле обозначены в Конституции Российской Федерации.

      Все виды государственного влияния на хозяйственную  деятельность выражаются в издании правовых документов, актов, т.е. облеченных в установленную форму действий органа государственной власти или органа местного самоуправления, либо соответствующего должностного лица, с которым закон связывает определенные правовые последствия. Вне правовой формы государственное воздействие не может осуществляться.

      Основы  государственного регулирования предпринимательства  в России закладываются федеральным  законодательством. Однако федеральный  закон «О государственной поддержке  малого предпринимательства в Российской Федерации», носит во многом декларативный и рекомендательный характер, а федеральный закон «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» требует от регионов «ответных» нормативных актов, устанавливающих ставки единого налога.

      Предпринимательство рассматривается как субъект  политических отношений общества. Основное внимание при этом уделяется проблеме взаимоотношений предпринимательства  с местной властью.

      Наиболее  существенной поддержкой субъектам малого предпринимательства со стороны муниципальных органов является разработка эффективного механизма стартового финансирования этих предприятий, а также содействие в аренде помещений на выгодных для предпринимателей условиях. При этом финансовая помощь может служить действенным инструментом развития как в отношении вновь создаваемых, так и уже действующих предприятий.

      Выделяют  основные формы проявления подобной помощи: прямое финансирование в виде кредитов, субсидий, дотаций; предоставление гарантий финансово-кредитным организациям на всю сумму кредита или ее часть; полная или частичная компенсация кредитно-финансовым организациям недополученной прибыли при кредитовании субъектов малого предпринимательства по пониженной процентной ставке (на льготных условиях); совместное (паевое) финансирование с финансово-кредитной организацией.

      Кроме этого, развитию малого бизнеса может  способствовать и ослабление налоговой  нагрузки на предпринимательские структуры, хотя данная мера способна принести положительный  эффект лишь в том случае, если, кроме местных налогов, предпринимателю будут предоставлены льготы по уплате и некоторых региональных обязательных платежей. Это связано с тем, что основной прессинг на малое предпринимательство сегодня оказывают именно налоги, устанавливаемые субъектами Российской Федерации, особенно налог с продаж, налог на вмененных доход и налог на имущество организаций.

      Следующее направление помощи муниципальных  властей малому предпринимательству  на своей территории связано с  лицензированием предпринимательской деятельности, созданием инфраструктуры, специализирующейся на ее поддержке, причем особую значимость приобретает возможность создания на базе муниципалитетов автономных центров развития предпринимательства (так называемых бизнес-инкубаторов) – специализированных учреждений, осуществляющих поддержку вновь создаваемых предприятий и фирм.

      Еще одним из направлений поддержки  органами местного самоуправления малого предпринимательства на своей территории является муниципальный заказ. В  данном случае муниципальный заказ выступает как соглашение между органами местного самоуправления и субъектом малого предпринимательства на производство определенных товаров или оказание каких-либо услуг для муниципальных нужд, которые представляют собой потребности муниципальных образований в развитии жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, инженерной и транспортной инфраструктуры.

      Проанализированные  выше направления содействия малому предпринимательству со стороны  местных органов власти могли  бы быть более эффективными и результативными, если бы не существовал целый ряд преград на пути их реализации.

      Развитие  предпринимательства в регионах Российской Федерации сталкивается с многочисленными проблемами, которые  являются в основном типичными:

      пробелы в действующем законодательстве, особенно налоговом;

      нехватка  ресурсов, прежде всего финансовых;

      сложность доступа к деловой информации – сведения о продукте, конкуренте и т.п.;

      неурегулированность вопросов, связанных с защитой  прав работников, занятых в малом бизнесе;

      отсутствие  положительного имиджа отечественного предпринимателя;

      нестабильность  экономической ситуации в стране;

      недобросовестность  крупного бизнеса;

      доступ  к кредитным ресурсам и высокая  ставка кредитования (22%);

      правовая  неграмотность самих предпринимателей;

      отсутствие  явного развития производства;

      высокая планка единого социального налога (26%);

      недостаточность кадрового потенциала;

      длительное  оформление документации, особенно на землю 

Заключение 

      В мировой практике считается нормой государственное поощрение малого бизнеса в интересах общества и государства. При этом задача государства состоит в том, чтобы создать правовые и экономические условия для их выживания, способности расти и саморазвиваться в условиях рынка.

      В зарубежных странах с высоким уровнем экономического развития и развитой рыночной инфраструктурой, и в развивающихся зарубежных странах эффективная поддержка малого бизнеса осуществляется путем реализации комплекса мер государственными органами федерального и, особенно, регионального и местного уровня. При этом меры осуществляются дифференцированно, выборочно, с тем, чтобы содействие оказывалось определенным приоритетным направлениям малого предпринимательства; сохранению существующих рабочих мест и стимулированию работодателей к созданию новых малых предприятий.

      Если  в странах с развитой рыночной экономикой системы финансовой поддержки  малого бизнеса развиваются уже  десятилетия и представляют собой  большой комплекс эффективных программ, включающий мероприятия по оказанию помощи малым предприятиям в течение всего срока их функционирования (это: формирование государственных программ обеспечивающих льготное кредитование малых предприятий, субсидии, налоговых и амортизационных льгот, и т.д.). В результате проведения такой политики в развитых странах предприятия малого бизнеса производят до 70% ВВП, а также являются основными работодателями для населения (до 2/3 занятых). Вклад этого сектора в экономику России значительно скромнее: доля малых и средних фирм в ВВП России составляет около 15%, а в общей численности занятых - чуть более 10%.

      Хотя  сложившаяся в России система  государственной финансовой поддержки  малого бизнеса содержит практически  полный комплекс мероприятий, направлений, форм и методов, используемых в развитых странах. Однако исследования финансового состояния отечественных субъектов малого предпринимательства показывают, что результативность работы этих государственных механизмов очень низкая, т.е. неэффективная. Поэтому приоритетными задачами в этой области являются выявление и устранение причин, блокирующих реализацию государственных финансовых программ по поддержке малых предприятий, разработка и внедрение их качественных изменений при максимальном использовании наиболее действенных механизмов. Повышение эффективности системы государственной финансовой поддержки малого бизнеса следует рассматривать как актуальное направление экономических реформ в России.

В настоящее  время в тяжелых условиях мирового финансового кризиса конца 2008 г. малый бизнес в РФ особо остро  нуждается в эффективной финансовой поддержке государства.

      В условиях мирового финансового кризиса  для мелких предприятий РФ характерны такие слабости как чрезмерная зависимость  от внешней среды, неустойчивость, особенно к финансовым потрясениям, недостаток ресурсов, сложности со сбытом продукции и т.п.

      Во  многих странах для финансовой поддержки  малого бизнеса в условиях кризиса  формируются специальные резервы  для инвестирования в основные средства, субсидии или фискальные льготы на инвестиции, льготные займы или дотации. Причем в ряде стран (Бельгия, Франция и др.) малому бизнесу в условиях кризиса на особо льготных условиях предоставляется рисковый капитал, в других (Великобритания, Нидерланды и др.) ему выдаются гарантии под займы. Очевидно, что игнорировать этот международный опыт поддержки малого предпринимательства, особенно в условиях кризиса, вряд ли целесообразно.

      Однако, при разработке мер государственной  поддержки малого бизнеса в России в условиях мирового финансового  кризиса в 2010 г. необходимо учитывать и специфические российские черты малого бизнеса, существенно отличающие его от зарубежного. При этом эффективные меры по содействию малым предприятиям, осуществляемые на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, должны не дублироваться, а органично дополнять друг друга.

      В период мирового кризиса Правительство  РФ возлагает особые надежды на малый  бизнес в первую очередь как один из главных факторов экономического роста - потому что малый бизнес (как  уже рассматривалось в теоретической  части работы) быстро адаптируется к изменяющимся условиям рынка, социально ориентирован, создает новые рабочие места. Поэтому РФ необходимо срочно выработать эффективную программную поддержки малого бизнеса, основой данной программы должны стать:

      - меры в области снижения налоговой нагрузки;

      - меры в области имущественной поддержки;

      - меры в области увеличения финансовой поддержки.

      Так правительству РФ, формируя программы  и разрабатывая механизмы финансовой поддержки малого бизнеса, следует  учитывать как прогрессивный  опыт данной поддержки развитых и развивающих стран, так и учитывать собственный позитивный опыт.

Информация о работе Развитие малого бизнеса