Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 20:16, курсовая работа
Цель работы – проанализировать основные направления государственной поддержки малых предприятий в России и разработать направления их совершенствования. Реализация заданной цели требует постановки следующих задач:
привести критерии малого бизнеса в российской экономике;
рассмотреть формы государственной поддержки субъектов малого предпринимательства;
практически проанализировать существующую систему налогообложения малых предприятий, показать ее выгодность по сравнению с ранее действующим законодательством;
осветить основные недостатки действующей системы налогообложения и другие проблемы малого бизнеса в России и выработать рекомендации по их преодолению.
Введение
1. Малый бизнес и его развитие в России
1.1. Сущность и основные черты малого бизнеса
1.2. Критерии определения малого бизнеса
2. Государственная поддержка малого бизнеса в развитых странах и России
2.1. Поддержка малого предпринимательства в США
2.2. Мероприятия по государственной поддержке малого предпринимательства в России
3. Значение малого бизнеса в экономике
3.1. Развитие малого бизнеса в России
3.2. Современные тенденции развития малого предпринимательства в России
Вместе с этим можно вести речь о коллективном, семейном и иных видах предпринимательства, которое, в конечном счете, все-таки является производным от двух указанных выше форм. Поэтому важна другая классификация – в зависимости от функций, которые предприниматель принимает на себя, вступая в предпринимательское пространство.
Согласно этой классификации, выделяют производительную и посредническую предпринимательскую деятельность (последняя включает в себя действия посредника, агента, оптовое купечество, посылоторговое посредничество, торговое представительство, коммивояжерство, акционерство, биржевое предпринимательство, фьючерсы, риэлторство); предпринимательство в финансовой сфере, которое предполагает финансовые институты, банки, инвестиционные компании и фонды, трастовую предпринимательскую деятельность и аудиторство. Наглядно виды предпринимательства представлены в табл. 1 (приложение 1)
Предпринимательская деятельность в современной России осуществляется в следующих организационно-правовых формах предприятий: юридические лица; товарищества; хозяйственные общества; корпорации; акционерные общества закрытого и открытого типа; холдинговые компании; производственные кооперативы (артели); унитарные предприятия; объединения самостоятельных предприятий и другие формы предпринимательской активности (в частности, участие в соучреждении предприятия, покупка предприятия, выкуп партнерской доли и наследование).
Следует заметить, что в современных условиях предпринимательство имеет место как в городе, так и на селе, в последнем случае речь идет о сельском (аграрном) предпринимательстве.5
Проблемными зонами экономической деятельности государства в настоящее время, являются:
отсутствие требуемых законов и постановлений;
не всегда адекватное качество политических документов;
невыполнение принятых указов, законов, постановлений.
Косвенное
влияние на состояние экономики
политические решения оказывают
через те объективные социально-
С точки зрения содержания общий государственный контроль в сфере предпринимательства можно подразделить на требования в области стандартов, ценового регулирования, официального статистического и бухгалтерского учета, свободы хозяйственной деятельности. Сюда же относится предварительный контроль за образованием субъектов предпринимательской деятельности. Основные положения об общем государственном контроле обозначены в Конституции Российской Федерации.
Все виды государственного влияния на хозяйственную деятельность выражаются в издании правовых документов, актов, т.е. облеченных в установленную форму действий органа государственной власти или органа местного самоуправления, либо соответствующего должностного лица, с которым закон связывает определенные правовые последствия. Вне правовой формы государственное воздействие не может осуществляться.
Основы
государственного регулирования
Предпринимательство
рассматривается как субъект
политических отношений общества. Основное
внимание при этом уделяется проблеме
взаимоотношений
Наиболее существенной поддержкой субъектам малого предпринимательства со стороны муниципальных органов является разработка эффективного механизма стартового финансирования этих предприятий, а также содействие в аренде помещений на выгодных для предпринимателей условиях. При этом финансовая помощь может служить действенным инструментом развития как в отношении вновь создаваемых, так и уже действующих предприятий.
Выделяют основные формы проявления подобной помощи: прямое финансирование в виде кредитов, субсидий, дотаций; предоставление гарантий финансово-кредитным организациям на всю сумму кредита или ее часть; полная или частичная компенсация кредитно-финансовым организациям недополученной прибыли при кредитовании субъектов малого предпринимательства по пониженной процентной ставке (на льготных условиях); совместное (паевое) финансирование с финансово-кредитной организацией.
Кроме этого, развитию малого бизнеса может способствовать и ослабление налоговой нагрузки на предпринимательские структуры, хотя данная мера способна принести положительный эффект лишь в том случае, если, кроме местных налогов, предпринимателю будут предоставлены льготы по уплате и некоторых региональных обязательных платежей. Это связано с тем, что основной прессинг на малое предпринимательство сегодня оказывают именно налоги, устанавливаемые субъектами Российской Федерации, особенно налог с продаж, налог на вмененных доход и налог на имущество организаций.
Следующее направление помощи муниципальных властей малому предпринимательству на своей территории связано с лицензированием предпринимательской деятельности, созданием инфраструктуры, специализирующейся на ее поддержке, причем особую значимость приобретает возможность создания на базе муниципалитетов автономных центров развития предпринимательства (так называемых бизнес-инкубаторов) – специализированных учреждений, осуществляющих поддержку вновь создаваемых предприятий и фирм.
Еще одним из направлений поддержки органами местного самоуправления малого предпринимательства на своей территории является муниципальный заказ. В данном случае муниципальный заказ выступает как соглашение между органами местного самоуправления и субъектом малого предпринимательства на производство определенных товаров или оказание каких-либо услуг для муниципальных нужд, которые представляют собой потребности муниципальных образований в развитии жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, инженерной и транспортной инфраструктуры.
Проанализированные выше направления содействия малому предпринимательству со стороны местных органов власти могли бы быть более эффективными и результативными, если бы не существовал целый ряд преград на пути их реализации.
Развитие предпринимательства в регионах Российской Федерации сталкивается с многочисленными проблемами, которые являются в основном типичными:
пробелы в действующем законодательстве, особенно налоговом;
нехватка ресурсов, прежде всего финансовых;
сложность доступа к деловой информации – сведения о продукте, конкуренте и т.п.;
неурегулированность вопросов, связанных с защитой прав работников, занятых в малом бизнесе;
отсутствие положительного имиджа отечественного предпринимателя;
нестабильность экономической ситуации в стране;
недобросовестность крупного бизнеса;
доступ к кредитным ресурсам и высокая ставка кредитования (22%);
правовая неграмотность самих предпринимателей;
отсутствие явного развития производства;
высокая планка единого социального налога (26%);
недостаточность кадрового потенциала;
длительное
оформление документации, особенно на
землю
Заключение
В мировой практике считается нормой государственное поощрение малого бизнеса в интересах общества и государства. При этом задача государства состоит в том, чтобы создать правовые и экономические условия для их выживания, способности расти и саморазвиваться в условиях рынка.
В зарубежных странах с высоким уровнем экономического развития и развитой рыночной инфраструктурой, и в развивающихся зарубежных странах эффективная поддержка малого бизнеса осуществляется путем реализации комплекса мер государственными органами федерального и, особенно, регионального и местного уровня. При этом меры осуществляются дифференцированно, выборочно, с тем, чтобы содействие оказывалось определенным приоритетным направлениям малого предпринимательства; сохранению существующих рабочих мест и стимулированию работодателей к созданию новых малых предприятий.
Если в странах с развитой рыночной экономикой системы финансовой поддержки малого бизнеса развиваются уже десятилетия и представляют собой большой комплекс эффективных программ, включающий мероприятия по оказанию помощи малым предприятиям в течение всего срока их функционирования (это: формирование государственных программ обеспечивающих льготное кредитование малых предприятий, субсидии, налоговых и амортизационных льгот, и т.д.). В результате проведения такой политики в развитых странах предприятия малого бизнеса производят до 70% ВВП, а также являются основными работодателями для населения (до 2/3 занятых). Вклад этого сектора в экономику России значительно скромнее: доля малых и средних фирм в ВВП России составляет около 15%, а в общей численности занятых - чуть более 10%.
Хотя сложившаяся в России система государственной финансовой поддержки малого бизнеса содержит практически полный комплекс мероприятий, направлений, форм и методов, используемых в развитых странах. Однако исследования финансового состояния отечественных субъектов малого предпринимательства показывают, что результативность работы этих государственных механизмов очень низкая, т.е. неэффективная. Поэтому приоритетными задачами в этой области являются выявление и устранение причин, блокирующих реализацию государственных финансовых программ по поддержке малых предприятий, разработка и внедрение их качественных изменений при максимальном использовании наиболее действенных механизмов. Повышение эффективности системы государственной финансовой поддержки малого бизнеса следует рассматривать как актуальное направление экономических реформ в России.
В настоящее время в тяжелых условиях мирового финансового кризиса конца 2008 г. малый бизнес в РФ особо остро нуждается в эффективной финансовой поддержке государства.
В условиях мирового финансового кризиса для мелких предприятий РФ характерны такие слабости как чрезмерная зависимость от внешней среды, неустойчивость, особенно к финансовым потрясениям, недостаток ресурсов, сложности со сбытом продукции и т.п.
Во
многих странах для финансовой поддержки
малого бизнеса в условиях кризиса
формируются специальные
Однако, при разработке мер государственной поддержки малого бизнеса в России в условиях мирового финансового кризиса в 2010 г. необходимо учитывать и специфические российские черты малого бизнеса, существенно отличающие его от зарубежного. При этом эффективные меры по содействию малым предприятиям, осуществляемые на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, должны не дублироваться, а органично дополнять друг друга.
В
период мирового кризиса Правительство
РФ возлагает особые надежды на малый
бизнес в первую очередь как один
из главных факторов экономического
роста - потому что малый бизнес (как
уже рассматривалось в
- меры в области снижения налоговой нагрузки;
- меры в области имущественной поддержки;
- меры в области увеличения финансовой поддержки.
Так правительству РФ, формируя программы и разрабатывая механизмы финансовой поддержки малого бизнеса, следует учитывать как прогрессивный опыт данной поддержки развитых и развивающих стран, так и учитывать собственный позитивный опыт.