Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 20:16, курсовая работа
Цель работы – проанализировать основные направления государственной поддержки малых предприятий в России и разработать направления их совершенствования. Реализация заданной цели требует постановки следующих задач:
привести критерии малого бизнеса в российской экономике;
рассмотреть формы государственной поддержки субъектов малого предпринимательства;
практически проанализировать существующую систему налогообложения малых предприятий, показать ее выгодность по сравнению с ранее действующим законодательством;
осветить основные недостатки действующей системы налогообложения и другие проблемы малого бизнеса в России и выработать рекомендации по их преодолению.
Введение
1. Малый бизнес и его развитие в России
1.1. Сущность и основные черты малого бизнеса
1.2. Критерии определения малого бизнеса
2. Государственная поддержка малого бизнеса в развитых странах и России
2.1. Поддержка малого предпринимательства в США
2.2. Мероприятия по государственной поддержке малого предпринимательства в России
3. Значение малого бизнеса в экономике
3.1. Развитие малого бизнеса в России
3.2. Современные тенденции развития малого предпринимательства в России
Объектом поддержки является трудоспособное население, не имеющее достаточного опыта работы, не удовлетворенное своим настоящим положением (уровнем дохода, характером работы и т.д.) и желающее изменить ситуацию. Цель данной программы - объединить, координировать усилия общественных и частных организаций, направленных на поддержку развития малого бизнеса преимущественно в низкодоходных, малоразвитых регионах города посредством организации, формирования и кредитного обслуживания малых предприятий на этапе создания и развития (расширения) их деятельности. Как правило, это оказание трейнинговых услуг, технической и прочей помощи на кредитной основе.
Таким образом, в Правительстве Сиэттла обратились с инициативой Фонд кредитования экономического развития Сиэттла («Seattle Economic Development Loan Fond») и BAC о создании кредитной компании. При этом ВАС оказывает помощь в поиске необходимого оборудования, технологий, партнеров и пр., DLC предлагает свои услуги в организации, формировании и обслуживании кредита малыми предприятиями, в т.ч. осуществляет финансовую поддержку (поиск источников кредитования - как правило, это микрокредиты, выдача гарантий, посреднические услуги в процессе кредитования и поиска партнеров).
Эти две разные, но тесно взаимосвязанные программы преследуют одну цель - всевозможная, всесторонняя поддержка развития малого бизнеса. Но помощь, в основном, носит консалтинговый характер: как начать или расширить свое дело, вопросы планирования, управления и т.д.
в) Содружество общественного развития Сиэттла (The Seattle Community Development Partnership - SCDP)
Программа, основанная совместными усилиями корпораций и государства, предусматривает оказание помощи тем, кто:
1. желает и может строить жилые дома, но не имеет денежных средств,
2. имеет средства более или менее достаточные, но нуждается в консалтинговых услугах.
Таким
образом, это наилучший путь создания
рабочих мест, оказания новых видов
услуг, расширения налогооблагаемой базы
и получения средств для
В результате реализации этих программ около 100 тыс. малообеспеченных жителей города оказались «под зонтиком» различного рода кредитных линий, предоставляемых крупными компаниями, Правительством города, вовлечены в различного рода курсы обучения и переобучения, являются участниками активной экономической деятельности, что позволило им значительно улучшить свое материальное и социальное (что в США имеет немаловажное значение) положение. Одна только цифра: при трудоустройстве на новое рабочее место предполагалось предоставить работу с оплатой не ниже $8 в час (при официальном минимуме по штату $6 в час), в среднем оплата труда трудоустроенных составила $8,63 в час; некоторым удалось получить работу в таких престижных компаниях, как «Майкрософт», которые кроме приличного заработка также предоставляют акции компании, что само по себе является постоянно самовозрастающей стоимостью и практически означает приличное обеспечение на всю жизнь.
Как видно, следуя пословице: «Если хочешь накормить человека, не давай ему рыбу, а научи его ловить ее», - цель всех этих программ научить людей зарабатывать и разумно тратить заработанное. Как правило, подобные структуры не предоставляют деньги как таковые, пытаясь тем самым фактически заменить роль банковских структур, что недопустимо, - оказываются лишь лоббистские и консалтинговые услуги: где? и как?, а также при необходимости предоставляются гарантии. Причем, обратите внимание: ничего бесплатно не бывает - услуги предоставляются на кредитной основе, т.е. с отсрочкой платежа. В отдельных случаях предоставляются льготные тарифы, но крайне редко.
В Сиэттле, который сейчас динамично развивается и где проживает значительное количество иммигрантов, действует также дополнительная структура - «Community Capital» («Общественный капитал»), целью деятельности которой является поддержка предприятий с высоким уровнем риска (high risky). Следует отметить: данная структура оказывает поддержку малым предприятиям преимущественно посредством предоставления гарантии заимодателям (кстати, заемщику эта услуга предоставляется не бесплатно - за риск ответственности взимается определенный процент), консультаций, поиска возможных партнеров и т.д., т.е. непосредственно ссуду предпочтительнее не предоставлять, чем заменялась бы роль банковских структур, что недопустимо, да еще на льготных условиях (что, кстати, тем более недопустимо при наличии высокого уровня инфляции).
Весьма интересен опыт финансирования «Community Capital»: первоначальный Уставный фонд сформирован со стороны Муниципалитета Сиэттла, причем деньги выданы на возвратной основе под процент на один год, после чего никаких перечислений со стороны государственных структур не предусматривается - ассоциация самостоятельно ведет бизнес, находит спонсоров. Такой подход, полагаю, экономически весьма разумен, поскольку исключает иждивенческий стиль работы и стимулирует к творческому подходу. Что касается ссуды, то фонд предоставляет ее далеко не на льготной основе - под процент, в 1,5 раза превышающий банковский. В целом, 76% обслуживаемых клиентов «выживают» в конкурентной борьбе.
Как
видим, цели и задачи у организаций
разных уровней одинаковы, а способы реализации
различны.
2.2.Мероприятия
по государственной
поддержке малого
предпринимательства
в России
За последнее десятилетие в России сформировались основные общепринятые в странах с развитой рыночной экономикой элементы системы государственной поддержки малого предпринимательства. Учитывая современные условия и проблемы развития малого предпринимательства, а также недостаточную эффективность государственных мер по его поддержке, дальнейшее развитие и совершенствование всей системы государственной поддержки малого предпринимательства становится в настоящее время ключевым фактором успешного развития малого предпринимательства в Российской Федерации.3
Систему
государственной поддержки
-
государственные нормативно-
-государственный
аппарат, представляющий собой
совокупность государственных
-государственная
инфраструктура поддержки
Рассмотрим некоторые из них:
1.
В этом году президент России
Д. Медведев издал указ «О
неотложных мерах по
Основным инструментом реализации государственной политики служат федеральные, региональные, отраслевые (межотраслевые) и муниципальные программы развития и поддержки малого предпринимательства.
Руководство
реализацией государственной
2.
Государственный аппарат
В настоящее время в Российской Федерации имеются все виды структур поддержки малого предпринимательства, которыми обладают развитые промышленные страны. Основой государственной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства является система государственных и муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства. В настоящее время система фондов, состоит из Федерального фонда (ФФПМП) и 75 региональных фондов, из которых 24 учреждены с участием ФФПМП. Сам Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства это государственная некоммерческая организация в форме учреждения, осуществляющая финансовое обеспечение федеральной политики в области государственной поддержки малого предпринимательства. Федеральный фонд является заказчиком Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации и осуществляет реализацию мероприятий Федеральной программы, в том числе, через сеть региональных фондов поддержки малого предпринимательства. 63 региональных фонда имеют организационно-правовую форму «фонд», 11-«учреждение», 1 - «бюджетный фонд» как подразделение администрации.
Помимо сети региональных государственных фондов создана, развивается и действует сеть муниципальных фондов. В настоящее время их - более 170. Муниципальные фонды, как правило, создаются при участии региональных фондов.
Региональные
фонды учреждены
3.Значение
малого бизнеса
в экономике
3.1.Развитие малого бизнеса
в России
Такой вывод можно сделать по итогам прошедшего 7 октября заседания правления Общероссийской организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ». Участники мероприятия обсудили результаты мониторинга, проведенного организацией в сентябре 2009 года, и проблемы дальнейшего совершенствования государственной политики по развитию малого и среднего предпринимательства.
Как отметил президент «ОПОРЫ РОССИИ» Сергей Борисов, на сегодняшний день в сфере развития МСБ было принят ряд важнейших законодательных решений, направленных на развитие МСБ, в частности, о защите прав предпринимателей при проведении проверок, об освобождении от обязательного применения ККТ и ряд других. Однако, по его словам, на сегодняшний день сохраняются проблемы в правоприменительной практике. С. Борисов считает, что многие нарушения со стороны чиновников происходят из-за правовой неграмотности предпринимателей. По его оценкам, в рядах «ОПОРЫ РОССИИ» знают законодательство не более 80% бизнесменов, в рядах неконсолидированного бизнеса этот показатель составляет не более 20%.
Впрочем,
дальнейшее совершенствование
Но главные проблемы малого предпринимательства по-прежнему в налоговой сфере. Ссылаясь на данные последнего мониторинга, С. Борисов отметил, что предприниматели отмечают увеличение налоговых проверок. Так, 8% опрошенных указывают на увеличение давления со стороны налоговых органов за последние полгода, в марте этот показатель не превышал 2%. 14,5% респондентов отмечают случаи противоправных действий со стороны налоговых органов (в марте – 11%).
Кроме того, увеличение числа рейдерских захватов отмечают 23% опрошенных. «Конкуренция в связи с кризисом ужесточается, и известны случаи вовлечения банков в схемы рейдерских захватов», - отметил президент ОПОРЫ.
В то же время, по его словам, число предпринимателей, отмечающих снижение административного давления со стороны правоохранительных органов, выросло по сравнению с мартовскими показателями в 1,5 раза. Еще одна позитивная новость - более доступными становятся финансовые ресурсы, снизился объем просроченных платежей. Зато на первое место среди проблем вышли задолженности по заработной плате, а вот задолженности по налогам в течение полгода держатся на уровне 35% от общего числа опрошенных.