Потребительский кредит и перспективы его развития (на материалах отделения № 404 Головного филиала по Брестской области ОАО «Беливестбан

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 20:26, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является рассмотрение экономической сущности потребительского кредитования, его анализ на материалах отделения № 404 ОАО «Белинвестбанк» в г. Береза, а также изучение уровня развития и практики предоставления, выявление проблем и перспектив дальнейшего совершенствования потребительского кредитования.

Оглавление

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………………………...4
Теоретические основы потребительского кредитования……………………7
Потребительский кредит: сущность, виды, значение…………….…….7
Особенности кредитования населения на потребительские
нужды в ОАО «Белинвестбанк»………………………………………….… 12
Аналитический обзор потребительского кредитования
в Республике Беларусь………………………………………………….........22
Потребительское кредитование в деятельности ОАО «Белинвестбанк»
на материалах отделения №404 ГФ по Брестской области г. Береза...……...33
Анализ результатов деятельности ОАО «Белинвестбанк» на
рынке потребительского кредитования……………………………………...33
Сравнительная характеристика потребительского кредитования
на банковском рынке г. Береза……………………………………………....41
Порядок выдачи потребительского кредита…………………………...48
Зарубежный опыт кредитования физических лиц и перспективы
развития потребительского кредита в Республике Беларусь………………...51
Зарубежный опыт потребительского кредитования………………..…51
Основные направления совершенствования
потребительского кредитования в Республике Беларусь………………..…62
Заключение………………………………………………………………………….75
Библиографический список…………………………………………………..........79
Приложения………………………………………………………………………....83

Файлы: 1 файл

дипломная работа береза.doc

— 1.07 Мб (Скачать)

Кредитную карточку можно использовать: - оплачивать товары и услуги в организациях торговли (сервиса) – магазины, АЗС, кафе, рестораны  и т.д;

- оплачивать  безналичным путем коммунальные  и осуществлять иные платежи  в банкоматах и платежно - справочных терминалах самообслуживания (инфокиосках);  - получать наличные в банкоматах и ПВН (пунктах выдачи наличных) ОАО  «Белинвестбанк» и других банков Республики Беларусь.

Услуга SMS-банкинг позволяет держателям банковских пластиковых карточек ОАО "Белинвестбанк", являющимся абонентами сети ИП "Велком" (VELCOM) или СООО "Мобильная цифровая связь" (МТС), производить платежи и получать информацию с использованием мобильных телефонов посредством SMS-сообщений.

С помощью услуги SMS-банкинг можно выполнить следующие безналичные операции:

  • оплата за услуги операторов сотовой связи (Velcom, МТС, Life, Диалог);
  • оплата коммунальных услуг;
  • оплата за кабельное и эфирное телевидение, услуги доступа в Интернет;
  • оплата услуг доступа в Интернет, представляемых ООО "Белинфонет", ЗАО "Соло", ИЧУИСП "Альтернативная цифровая сеть", ЗАО "Форенет", ООО "Деловая сеть", РУП "Белтелеком". 
  • другие платежи по желанию клиента. 

Кроме того, с  помощью SMS-банкинга можно:

  • получить выписку по операциям за текущий месяц по карт-счету, но не более 14 операций (для карточек международных платежных систем VISA и MasterCard);
  • получить информацию об остатках на карт-счете (для карточек международных платежных систем VISA и MasterCard) или на текущем счете (для карточек системы "БелКарт");
  • получить информацию о списке платежей, активированных клиентом для использования посредством SMS-банкинга;
  • получить шаблоны SMS-сообщений по списку платежей, активированных посредством SMS-банкинга.

 

    Услуга «Мобильный Банкинг» (далее - М-банкинг) позволяет держателям банковских пластиковых карточек Банка, зарегистрировавшим услугу SMS-банкинг в ПСТС банка, производить платежи и получать информацию с использованием мобильного телефона или коммуникационного устройства с GSM модулем.    

 М-банкинг представляет  держателям банковской пластиковой  карточки ОАО «Белинвестбанк»  возможность проведения платежей  и получения информации с помощью  мобильного телефона 24 часа в  сутки в любой точке мира:

  1. онлайн доступ к своим карт-счетам в любой момент времени;
  2. оплачивать услуги операторов мобильной связи, стационарной связи РУП «Белтелеком», ЖКХ, интернет-провайдеров, операторов кабельного телевидения и другие платежи;
  3. получение справочной информации о курсах валют, о состоянии абонентских счетов, проверять результаты розыгрышей лотерей «Ваше лото» и «Суперлото», сохранять данные обо всех проведенных операциях в мобильном телефоне и др.[60].

Реализация  программ лояльности выгодна для  всех участников этих проектов, так  как: - повышается имидж банка как эмитента таких карточек;

- у  торгового предприятия появляются  постоянные покупатели, и таким  образом решаются проблемы с  продажами; - физические лица имеют возможность сэкономить деньги и обезопасить расчеты.

Для банковской системы Республики Беларусь в целом введение подобных программ будет способствовать:

-  увеличению  доли безналичных расчетов в  платежном обороте;

-  укреплению  доверия населения к банковской  системе;

- росту  объема ресурсной базы банков, за счет которой можно получать  доходы.

Для ОАО «Белинвестбанк» можно предложить следующее:

  • выдачу «доверительных кредитов» надежным проверенным клиентам банка осуществлять без заключений юридической службы и службы безопасности, что ускорит выдачу кредитов;
  • предоставить право руководству отделения банка совместно с кредитным комитетом решать вопрос о предоставлении «доверительных кредитов» на потребительские нужды кредитополучателям, имеющим постоянные деловые связи с банком и зарекомендовавшим себя положительно, получающим заработную плату через учреждения банка, без оформления поручительства физических лиц, что также ускорит выдачу кредитов.
  • в целях упрощения процедуры получения кредита предоставить возможность кредитополучателям оформлять заявку на кредит, и заполнять анкеты (кредитополучателя и поручителей) через Интернет-сайт банка;
  • установить ограничения по минимальному размеру кредита;
  • расширить перечень потребительских кредитов;
  • внедрять в практику обслуживания клиентов по принципу «одного окна»;
  • в качестве исполнения обязательств по кредитному договору предлагать клиентам неустойку;
  • следует уделять большее внимание размещению рекламы в средствах массовой информации об условиях получения потребительских кредитов и новых видах.

Итак, развитие кредитных отношений населения с банками - это вопрос не только экономический, но и социальный и политический. Так как помимо необходимой экономической и политической стабилизации, он требует разработки коммерческими банками социально-ориентированной кредитной политики во взаимоотношениях банка с населением, а также модернизации форм и методов кредитования, совершенствования процентной политики, условий предоставления, а также погашения кредитов. Также необходима серьезная модернизация материально-технической базы в банковском секторе, использование прогрессивного опыта зарубежных стран с развитой рыночной экономикой. Таким образом, качество оказания банковских услуг банками, финансовая устойчивость и имидж белорусских банков в значительной степени зависит от состояния экономики в целом.

Сохранению  высоких темпов роста рынка потребительского кредитования будут способствовать следующие факторы:

- активный приход  иностранных инвесторов в данный  сектор;

- расширение  кредитной инфраструктуры и внедрение  новых инструментов кредитования;

- повышения  доверия населения к банковской системе;

- продолжение  роста денежных доходов;

- рост финансовой  грамотности населения;

- развитие системы  кредитных бюро.

В перспективе  кредит на потребительские нужды  должен быть простым и удобным для человека, как в плане получения кредита, так и в плане его возврата. С этой целью необходимо повышать привлекательность кредитов, улучшать качество обслуживания населения, разрабатывать новые виды кредитов, смелее использовать и внедрять на практике передовой опыт зарубежных стран, а также расширять сеть технических средств (инфокиосков), дающих возможность погашать кредит в любое время.

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В течение последних  лет наблюдалась устойчивая тенденция  к увеличению объемов потребительского кредитования в Республике Беларусь.

Повышение в  соответствии с принимаемыми решениями Правительства заработной платы, снижение ставок по кредитам, совершенствование законодательства, интенсивная рекламная кампания кредитных продуктов банков — все это обусловило активизацию процесса кредитования в нашей стране. Увеличились объемы потребительского кредитования населения, и расширился спектр банковских кредитных продуктов, что позволило более полно удовлетворить потребности населения в товарах, разнообразных услугах, а также в решении жилищных проблем.

Проведенное в работе исследование теории и практики предоставления потребительских кредитов позволило сделать ряд выводов и обосновать предложения по совершенствованию организации такого кредитования:

  1. Потребительский кредит отражает экономические отношения между кредитором и кредитополучателем по поводу кредитования конечного потребления. Он выдается населению для удовлетворения его потребительских нужд и отличается от кредитов, предоставляемых предприятиям для производственных целей, по составу участников сделки, объектам, условиям предоставления, размеру процента и др. Кредит ускоряет получение населением определенных благ (товаров, услуг), которые оно могло бы иметь только в будущем — при условии накопления суммы денежных средств, необходимой для покупки данных товарно-материальных ценностей или услуг, строительства и др. Выдача потребительского кредита населению, с одной стороны, увеличивает его текущий платежеспособный спрос, повышает жизненный уровень, с другой — ускоряет реализацию товарных запасов, услуг, способствует увеличению капитала производителей товаров.

Основными объектами кредитования являются затраты населения, связанные с удовлетворением потребностей текущего характера, а также затраты капитального (инвестиционного) характера на строительство и поддержание недвижимого имущества.

  1. Лидирующие позиции на рынке кредитных услуг населению занимает ОАО “АСБ Беларусбанк”. Это обусловлено исторически сложившейся специализацией банка на работе с населением, а также предоставлением физическим лицам льготных кредитов на строительство и приобретение жилья.
  2. Банки проводят целенаправленную работу по развитию рынка розничных банковских услуг. Увеличиваются объемы потребительского кредитования, внедряются новые виды кредитов, расширяется использование современных банковских инструментов и технологий, улучшается качество предоставляемых банками услуг, повышается культура обслуживания населения.

Для всех банков, включая отделение ОАО «Белинвестбанк»  г. Береза, увеличение объемов и повышение  качества услуг для населения является одним из  важных приоритетов развития.

За анализируемый  период (2006-2008 годы) отделением выдано 465 кредитов на потребительские нужды.

 На сумму 

 и имеет тенденцию к увеличению

Наиболее востребован  кредит на иные потребительские нужды  наличными.

 Необходимо отметить активную работу сотрудников отделения по кредитованию населения на финансирование недвижимости, однако в городе расположен филиал АСБ “Беларусбанк”, который является бесспорным монополистом по предоставлению данных кредитов. Такое кредитование населения не является основным для  нашего отделения и носит в основной своей массе случайный характер.

 Каждый банк на пути развития встречается с определенными сложностями. Не исключением является и отделение ОАО «Белинвестбанк» г. Береза, автор дипломной работы выделяет такие проблемы как: - кредитование потребительских нужд населения осуществляется наличными денежными средствами. Кредитование с использованием пластиковой карточки не производилось, в то время как Республика Беларусь находится на этапе активного построения рынка банковских пластиковых карточек. Возможно, это связано с тем, что изготовление пластиковой карточки и открытие (ведение) карт-счетов осуществляется Головным филиалом по Брестской области ОАО «Белинвестбанк» в г. Бресте, и потенциальным кредитополучателям кажется менее проблематичным получение кредита другим образом (например, наличными). – ОАО «Белинвестбанк» один из банков, осуществляющих льготное кредитование малообеспеченных граждан, но по сей день таких кредитов не было выдано.

Отделением  практикуется предоставление кредитов под обеспечение поручительства физических лиц, а также используется такой вид обеспечения, как залог имущества физических лиц.

Для развития потребительского кредитования в отделении № 404 ОАО «Белинвестбанк» г. Береза  можно предложить:

  • выдачу «доверительных кредитов» надежным проверенным клиентам банка осуществлять без заключений юридической службы и службы безопасности, что ускорит выдачу кредитов;
  • предоставить право руководству отделения банка совместно с кредитным комитетом решать вопрос о предоставлении «доверительных кредитов» на потребительские нужды кредитополучателям, имеющим постоянные деловые связи с банком и зарекомендовавшим себя положительно, получающим заработную плату через учреждения банка, без оформления поручительства физических лиц, что также ускорит выдачу кредитов;
  • в целях упрощения процедуры получения кредита предоставить возможность кредитополучателям оформлять заявку на кредит, и заполнять анкеты (кредитополучателя и поручителей) через Интернет-сайт банка;
  • установить ограничения по минимальному размеру кредита;
  • расширить перечень потребительских кредитов;
  • внедрять в практику обслуживания клиентов по принципу «одного окна»;
  • в качестве исполнения обязательств по кредитному договору предлагать клиентам неустойку;
  • следует уделять большее внимание размещению рекламы в средствах массовой информации об условиях получения потребительских кредитов и новых видах.

Информация о работе Потребительский кредит и перспективы его развития (на материалах отделения № 404 Головного филиала по Брестской области ОАО «Беливестбан