Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 16:13, курс лекций
Тема 1.1. Содержание и функции финансов. Государственная финансовая политика.
1. Финансы как экономическая категория, их сущность и место в системе экономических отношений.
2. Финансовые ресурсы как материальные носители финансовых отношений.
3. Определение финансовой политики, ее содержание и значение; основные принципы и задачи.
6)
главные распорядители и
главный распорядитель средств бюджета (ГРБС) - это орган государственной власти РФ, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям в соответствии с ведомственной классификацией расходов;
распорядителем бюджетных средств (РБС) является орган государственной власти или местного самоуправления, имеющий право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств;
7) бюджетополучатель - это бюджетное учреждение или иная организация, имеющая право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на текущий финансовый год.
Законодательные органы власти на всех уровнях в плане реализации бюджетных полномочий имеют право рассматривать и утверждать бюджеты, бюджеты внебюджетных фондов, заслушивать отчеты об их исполнении, а также осуществлять последующий контроль за исполнением бюджетов. В компетенцию этих органов входит формирование контролирующих структур и определение их прав и обязанностей в части исполнения соответствующего бюджета и внебюджетных фондов. На федеральном уровне к таковым контролирующим органам относится Счетная палата РФ.
Определяющая роль в бюджетном процессе принадлежит органам исполнительной власти всех уровней. Именно они обеспечивают всю подготовительную работу по составлению проектов бюджетов (включая бюджеты государственных внебюджетных фондов), готовят необходимые документы и материалы, которые затем вносят вместе с проектами бюджетов для утверждения в законодательные органы. На исполнительные органы
ложится самая ответственная миссия в бюджетом процессе - исполнение бюджета, что включает в себя сбор доходов в бюджет, управление государственным или муниципальным долгом, осуществление расходов и контроля за исполнением бюджета. На исполнительные органы власти возлагается также обязанность представлять отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательных органов власти.
Главные
распорядители исполняют
Большое значение имеет то, что ГРБС составляют бюджетную роспись. Под бюджетной росписью понимается документ о поквартальном распределении доходов и расходов соответствующего бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета. Этот документ устанавливает также распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и должен составляться в соответствии с бюджетной классификацией. Главные распорядители несут ответственность за соответствие бюджетной росписи показателям, утвержденным законом или решением о бюджете.
Кроме того, ГРБС наделяются полномочиями по осуществлению контроля по отношению к распорядителям, бюджетным учреждениям и получателям бюджетных средств в части обеспечения целевого использования бюджетных средств, своевременного их возврата, предоставления отчетности, выполнения на основе установленных нормативов заданий по предоставлению государственных или муниципальных услуг.
Близкими к правам главных распорядителей являются права распорядителей бюджетных средств.
Конечным звеном в цепочке распределения бюджетных средств выступают, получатели бюджетных средств, которые могут быть представлены бюджетными учреждениями или иными организациями, которые имеют право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на очередной год.
Бюджетные учреждения - это созданные органами власти организации с целью осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, имеющие имущество на праве оперативного управления. Деятельность учреждений финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.
В обязанность бюджетных учреждений входит подготовка бюджетных заявок на очередной финансовый год, которые подаются главному распорядителю или распорядителю бюджетных средств и формируются на основе прогнозируемых объемов предоставления государственных или муниципальных услуг и установленных нормативов финансовых затрат на их предоставление.
В
целом права получателей бюджетных
средств заключаются в основном в своевременности
и полноте получения бюджетных средств,
использовании этих средств согласно
бюджетной росписи. В случае задержки
финансирования получатели бюджетных
средств имеют право на их индексацию
и компенсацию в случае недофинансирования.
В число основных обязанностей получателей
бюджетных средств включены: соблюдение
сроков и объема возврата бюджетных средств,
внесение платы за пользование этими средствами,
если они были предоставлены на возмездной
и возвратной основе.
Тема 2.5 Межбюджетные отношения и бюджетный федерализм.
1.
Понятие и сущность
2. Разграничение расходов между бюджетами разных уровней.
3. Разграничение доходов между уровнями бюджетной системы.
4. Методы регулирования межбюджетных отношений.
1. Понятие и сущность межбюджетных отношений.
Межбюджетные отношения представляют собой отношения между органами государственной власти федерального, регионального уровня и органами местного самоуправления по поводу бюджетного устройства, реализации бюджетного федерализма, в том числе распределения и перераспределения доходов и расходов между бюджетами.
Политика межбюджетных отношений реализуется с помощью механизма бюджетного регулирования, который в свою очередь, представляет процесс распределения и перераспределения средств между бюджетами разного уровня. В основе политики государства в сфере межбюджетных отношений лежит принцип формирования доходной и расходной частей каждого бюджета, согласно которому каждый бюджет должен быть обеспечен финансовыми средствами, достаточными, чтобы хватило на покрытие первостепенных задач. Но поскольку на практике этого пока нет, то своего рода целью указанной политики выступает перераспределение ресурсов между бюджетами для выравнивания доходной части нижестоящих бюджетов до минимально необходимого уровня, предполагающего достижение минимальной бюджетной обеспеченности региональных и муниципальных бюджетов.
При
этом применяется метод концентрации
в вышестоящем бюджете
Федеральный бюджет по отношению к региональным, а региональные бюджеты по отношению к местным бюджетам должны брать на себя дополнительный объем ресурсов для целенаправленного перераспределения их между нижестоящими бюджетами. При этом средства идут на цели выравнивания экономического потенциала отдельных территорий и на обеспечение каждому человеку социальных услуг, гарантированных Конституцией РФ и другими законами.
Межбюджетное регулирование не ограничивается выравниванием бюджетной обеспеченности территориальных образований. В его функции так же входит возмещение бюджетам дополнительных расходов или потерь доходов, вызванных решениями, принятыми органами власти другого уровня (например, решения о повышении заработной платы бюджетникам, которое принято Правительством, а его реализация возложена на регионы), и возможное долевое участие бюджетов вышестоящего уровня в расходах нижестоящих бюджетов, имея в виду стимулирование приоритетных (наиболее социально значимых) направлений расходования средств этих бюджетов.
Совокупность межбюджетных отношений основывается на бюджетном федерализме.
Под бюджетным федерализмом понимается система налогово-бюджетных взаимоотношений органов власти и управления различных уровней на всех стадиях бюджетного процесса.
Выделяют несколько моделей бюджетного федерализма:
Данная модель характеризуется более высокой степенью децентрализации управления налогово-бюджетными процессами по вертикали власти и бюджетной системы. При этом она сочетается с приоритетностью федерального налогово-бюджетного законодательства, гарантирующего соблюдение общегосударственных интересов и возможность федерального центра оказывать в основном целевую финансовую поддержку территориальным образованиям. Эта модель, например в США, не ставит целью выравнивание налогового потенциала, где он ниже среднего уровня. Межбюджетное регулирование здесь используется федеральным центром как средство реализации своей региональной политики, обеспечивая финансовую поддержку штатов на основе программно-целевого метода.
2) модель кооперативного бюджетного федерализма.
Она
ориентирована в большей
Российский бюджетный федерализм можно отнести к кооперативной модели с элементами децентрализованной модели бюджетного федерализма.
Межбюджетные
отношения в РФ можно представить в виде
двух блоков и двух подблоков.
Регулирующие налоги (в западной терминологии - совместные налоги) – налоги, распределяемые между уровнями бюджетной системы на временной основе (с определением срока не менее чем на очередной финансовый год.
Другие формы перераспределения – межбюджетные трансферты. С 2006 года предпочтение в межбюджетном регулировании отдается трансфертам.
2. Разграничение расходов между бюджетами разных уровней.
В РФ для разграничения расходных полномочий между органами власти различных уровней первоосновой являются содержащиеся в Конституции РФ перечень предметов ведения, закрепленных за РФ (ст.70) и перечень предметов совместного ведения федерального центра с субъектами федерации (ст.72).
К ведению федерального центра согласно Конституции относится: финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития, ядерная энергетика, федеральный транспорт, пути сообщения, информация и связь, деятельность в космосе, внешняя политика и международные отношения, оборона и безопасность и т.д.
В совместном ведении РФ и субъектов РФ находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; разграничение государственной собственности, природопользование, охрана окружающей среды и обеспечении е экологической безопасности, охрана памятников истории и культуры, общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры и спорта, защита семьи, материнства, детства, социальное обеспечение и некоторые другие вопросы.
Некоторые виды расходов финансируются на всех уровнях бюджетной системы, но с учетом особенностей каждого из них. Это расходы по финансированию органов власти на каждом уровне, проведению соответствующих выборов и референдумов, формированию собственности, содержанию и развитию предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти или органов местного самоуправления, обеспечению реализации целевых программ каждого уровня власти, оказанию финансовой помощи бюджетам нижестоящего уровня и т.д.
Информация о работе Основы государственных и муниципальных финансов