Государственные и муниципальные финансы

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 22:06, контрольная работа

Краткое описание

Государственные и муниципальные финансы – это совокупность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте по поводу формирования, распределения и использования централизованных фондов финансовых ресурсов. Государственные и муниципальные финансы выражают экономические отношения, связанные с обеспечением централизованными источниками финансирования государственного и муниципального секторов экономики.

Оглавление

1. Государственные и муниципальные финансы ……....................................3
2. История возникновения……………………………………………….……4
3. Структура централизованных финансов……………………………….….6
4. Территориальные финансы……………………………………….………..10
5. Список литературы………………………………………………………….13

Файлы: 1 файл

финансы.docx

— 25.97 Кб (Скачать)

Финансы – это система порождаемых и регулируемых государством денежных отношений, связанная с перераспределением стоимости валового внутреннего продукта, а также части национального богатства.

С возникновением государства  появилась финансовая система. Уже  при рабовладельческом строе  государство выполняло ряд социально-экономических функций (таких, как содержание войска, охрана общественного порядка, строительство зданий, дорог и т. д.) и пополняло свою казну за счет налогов в денежной и натуральной формах. Слияние денежной формы налога и функций самого государства породило сущность государственных финансов.

 

Государственные и муниципальные финансы – это совокупность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте по поводу формирования, распределения и использования централизованных фондов финансовых ресурсов. Государственные и муниципальные финансы выражают экономические отношения, связанные с обеспечением централизованными источниками финансирования государственного и муниципального секторов экономики.

Общепринято считать, что  государственные и муниципальные  финансы выполняют четыре функции:

1) планирование – достижение максимальной сбалансированности и пропорциональности финансовых ресурсов;

2) организация – необходимость определения порядка составления, утверждения, исполнения бюджета, выбор уполномоченных кредитных организаций, разграничение полномочий исполнительных и законодательных органов власти в бюджетном процессе;

3) стимулирование;

4) контроль – необходимость осуществления контроля в составлении, утверждении, исполнении бюджета.

Финансы и финансовая система  образовались в момент соединения государства  и налогов. Налоговые подати перестали  существовать в натуральной форме  и с некоторых пор взимались  только в денежном эквиваленте.

 

 

 История возникновения  государственных и муниципальных  финансов

Возникновение финансовых отношений связано с процессом отделения государственной казны от собственности монарха.

С этих пор стал применяться  термин «финансы». В Средние века под этим термином подразумевался доход.

В европейских странах  ближе к XVIII в. финансы включали совокупность доходов, расходов, долга государства. Изначально финансы рассматривались в качестве денежных фондов. Несколько позднее понятие «финансы» стало включать в себя и местные финансы.

Благодаря развитию науки  финансов государство стало подходить  к формированию финансов более осмысленно. Финансы рассматривались как  совокупность налоговых сборов, имущества, формирования бюджета и его расходования на более широкие цели.

В мировой практике выделяются две теории возникновения финансов: классическая и неоклассическая.

Классическая  теория подразумевает господство государства над финансами.

Неоклассики представляют другое видение финансовой системы. Они полностью отходят от господства государства во всех сферах, в том числе выделяют финансы как независимую категорию.

Классическая теория представляет мысли, касающиеся налоговой политики государства. В этой связи прославился  Адам Смит.

В современных налоговых  отношениях эти правила тоже находят  свое отражение, например в Налоговом  кодексе РФ.

Термин «финансы» в  России стал применяться с XVIII в. и его трактовка была такова: «Финансы – это все то, что касается прихода, расхода государства» (В. И. Даль).

Возглавлял Министерство министр финансов, при котором  формировались совет и канцелярия. Само Министерство состояло из департаментов, отделений, столов.

Император назначал министра, который подчинялся только ему. Таким  образом, в управлении министерствами лежал принцип единоначалия. Структура  министерств была построена по французской  аналогии.

Министерство финансов играло важную роль в рассмотрении «каждогодних»  финансовых отчетов, поступавших из других министерств.

В структуре Министерства находилась комиссия погашения долгов. В ее компетенцию входили обследование и решение вопросов по сокращению внутреннего и внешнего государственного долга.

Министерство финансов состояло из шести департаментов. В их число  входили: Департамент горных и соляных  дел, Департамент разных податей и сборов, Департамент государственных имуществ, Департамент мануфактур, Департамент внутренней торговли, Государственное казначейство.

На базе Коммерческого, Заемного банков был образован Государственный  банк. В 1882 г. образовался Крестьянский поземельный банк. Основу его деятельности составляло посредничество в приобретении земель у дворян и продаже кулаку. Крах финансовой системы в России начался с приходом Е. Ф. Канкрина. Под его руководством в 1839–1843 гг. была проведена денежная реформа.

Знаменательными моментами  в отечественной истории стали  Крестьянская реформа 1861 г. и выкупная операция. Это повлекло за собой расширение госаппарата и увеличение роли Министерства финансов.

 

Структура централизованных финансов.

Важнейшим звеном финансовой системы являются государственные  и муниципальные финансы, обеспечивающие органы государственной власти и  местного самоуправления денежными  средствами для осуществления функций, предусмотренных Конституцией РФ и  другими законодательными актами. Государственные  и Муниципальные финансы охватывают денежные отношения по поводу распределения и перераспределения той части валового внутреннего продукта, которая аккумулируется в руках органов государственной власти и местного самоуправления для покрытия расходов, необходимых для выполнения государством и муниципалитетом своих функций.

Государственные финансы  включают в себя финансы Федерации  и финансы субъектов Федерации. Муниципальные финансы выделяются в самостоятельный структурный уровень, так как местное самоуправление по Конституции РФ отделено от государственной системы управления. В целом же говоря о централизованных финансах, подразумевают три их уровня.

Общность трехуровневой  системы государственных и муниципальных финансов заключается в единстве источников их доходов и взаимодействии по поводу достижения сбалансированности с расходами. Финансы каждого уровня включают в себя бюджет, внебюджетные  фонды, государственный кредит и финансы предприятий того или иного уровня подчинения.

В структуре централизованных финансов главным элементом выступают  взаимосвязанные бюджеты трех уровней  – федерального, регионального и  местного. Эти взаимосвязи обусловлены  недостаточностью территориальных  бюджетов для финансового обеспечения  функций, осуществляемых субъектами РФ на местах и местными органами государственной  власти. Межбюджетные отношения носят  односторонний характер – от федерального к региональным и от региональных к местным (муниципальным). Для достижения определенной сбалансированности бюджетов нижних уровней государство прибегает к таким финансовым инструментам, как субвенции, дотации и т.д.

Финансовые отношения  центральной и территориальных  властей в России строятся на принципе бюджетного федерализма: финансовое самообеспечение административных единиц за счет соответствующих налогов- с тем, чтобы на местах стремились к развитию своего производства и услуг, торговли, кредитной сферы и т.п., поскольку именно эти структуры являются основными плательщиками налога на прибыль, а занятые на них лица – налога на доходы.

Важным элементом в  системе государственных и муниципальных  финансов являются государственные  внебюджетные фонды  социального  и экономического назначения, которые используются на социальную защиту граждан и развитие экономики. Выделение таких фондов в качестве отдельных звеньев финансовой системы обусловлено необходимостью обеспечения гарантий в целевом использовании денежных средств, формируемых главным образом за счет добровольных взносов предприятий и населения, специальных сборов, заемных ресурсов, поступлений из центральных внебюджетных фондов.

В качестве специфического элемента централизованных финансов выступают  государственный кредит. Потребность в дополнительных средствах возникает в связи с недостатками средств в бюджете и образовании бюджетного дефицита на том или ином уровне. В последние годы одним из источников покрытия дефицита бюджета служит государственный кредит – выпуск федеральных, региональных и муниципальных ценных бумаг.

Элемент региональных финансов образуют также средства хозяйствующих  субъектов: финансовые ресурсы предприятий, находящихся в муниципальной  собственности, а также финансовые ресурсы предприятий, фирм, организаций, используемые ими на финансирование социально-культурных и жилищно-коммунальных объектов.

В условиях реформирования российской экономики информация о  состоянии государственных и  местных бюджетов, внебюджетных фондов стала открытой, размеры бюджетного дефицита регламентируются законодательно. Это позволяет планировать и  реализовывать на практике меры по устранению дефицитов, покрывать их за счет внутренних и внешних займов, выпуска государственных и местных  ценных бумаг, а не только за счет эмиссии  денег.

 

Роль  централизованных финансов.

Для нормального социально-экономического и политического развития страны требуется обеспеченное эффективно функционирующее государство. Его основные функции:

  1. Разработка, принятие, реализация и совершенствование законодательных актов, формирующих институциональные основы рыночного хозяйства.
  2. Поддержание макроэкономической и социально-политической стабильности, эффективное регулирование и промышленная политика. На основе продуманной системы регулирования государство способно активно воздействовать на характер и результаты рыночной деятельности в интересах общества в целом. Большинство экономически развитых стран на ранних стадиях развития применяли различные способы стимулирования развития рынка. Использовались субсидии для стратегических направлений развития, содействие развитию инфраструктуры, различные формы содействия экспорту защиты внутреннего рынка.
  3. Финансирование основных социальных услуг, поддержка слабо защищенных групп населения. Государственные органы власти в значительной мере осуществляют страхование граждан от угрозы их экономической безопасности. Это может осуществляться путем пенсионного обеспечения, медицинского и социального страхования.
  4. Регулирование интеграции в мировую экономику с учетом защиты национальных интересов. С развитием международной торговли страны все больше вовлекаются в мировые экономические процессы. Это связано с появлением новых информационных систем, желанием высокоразвитых стран использовать свои преимущества.
  5. Осуществление мер по охране окружающей страны.

Пути и методы реализации своих функций у разных государств могут быть различными. Они зависят от конкретной обстановки: уровня развития страны, этапы ее экономического развития.

Объем осуществляемых государственных  функций и реализуемые им меры должны соответствовать экономическому потенциалу, финансовым ресурсам и  социально-политической обстановке в  стране. Используемые меры и механизмы  должны быть работающими и должны содействовать улучшению экономической  ситуации в стране. Работа госаппарата  должна быть направлена на решение  проблем общества в целом, преодоление  противоречащих общенациональных стремлений отдельных групп и слоев населения.

 

Территориальные финансы.

Территориальные финансы  включают в себя финансы субъекты Федерации (область, край, республика и т.д.) и местные финансы.

Финансы и регион – это  денежные ресурсы и потоки в их наличной и безналичной форме, которые  обеспечивают нормальный с точки  зрения потребителей хозяйства территории уровень производства товара и услуг, устойчивый товарообмен в соответствии с законами рыночного хозяйства  и социально приемлемый уровень  жизни населения.

Финансы и регион – неотъемлемая составная часть финансовой системы  страны. Их содержание и социально-экономические  функции определяются теми же характеристиками, что и для финансов страны в целом. Их роль отличается лишь спецификой тех задач управления, которые реализуются на региональном и местом уровне федеральной структуры государства с учетом сложившейся и нормативно-закрепленной системы распределения полномочий.

Как уже отмечалось, современные  финансовые системы Российской Федерации  строятся по принципу фискального федерализма, то есть на основе разграничения финансов различных уровней. В этих условия  неуклонно повышается роль региональных органов власти в хозяйственном  и культурном строительстве. Они  получили большие права в области  руководства хозяйственным и  социально-культурным строительством на подведомственной территории, осуществляют руководство жилищным строительством, коммунальным хозяйством, образованием и здравоохранением, проводят мероприятия  по благоустройству сел и городов, организуют работу в сфере дорожного  строительства.

С помощью региональных финансов государство осуществляет выравнивание уровней социального и экономического развития территорий, которые в результате исторических, географических или других условий отстали в этом плане  от других регионов страны. С этой целью  могут разрабатываться региональные программы. В известной мере данная сторона деятельности государства нашла отражение в законе «О местом самоуправлении» и Бюджетном кодексе. Впервые было закреплено понятие самоуправления и оговорено, что самоуправление призвано обеспечить развитие инициативы и самостоятельности граждан в решении вопросов социально-экономического развития территорий, охраны окружающей среды, реализации гражданских прав. В этих законах отражена экономическая основа местного управления, которую составляют природные ресурсы территории, собственность административно-территориальных образований, а также иная собственность, служащая источником получения доходов местного бюджета.

Информация о работе Государственные и муниципальные финансы