Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 22:06, контрольная работа
Государственные и муниципальные финансы – это совокупность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте по поводу формирования, распределения и использования централизованных фондов финансовых ресурсов. Государственные и муниципальные финансы выражают экономические отношения, связанные с обеспечением централизованными источниками финансирования государственного и муниципального секторов экономики.
1. Государственные и муниципальные финансы ……....................................3
2. История возникновения……………………………………………….……4
3. Структура централизованных финансов……………………………….….6
4. Территориальные финансы……………………………………….………..10
5. Список литературы………………………………………………………….13
Финансы – это система порождаемых и регулируемых государством денежных отношений, связанная с перераспределением стоимости валового внутреннего продукта, а также части национального богатства.
С возникновением государства появилась финансовая система. Уже при рабовладельческом строе государство выполняло ряд социально-экономических функций (таких, как содержание войска, охрана общественного порядка, строительство зданий, дорог и т. д.) и пополняло свою казну за счет налогов в денежной и натуральной формах. Слияние денежной формы налога и функций самого государства породило сущность государственных финансов.
Государственные и муниципальные финансы – это совокупность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте по поводу формирования, распределения и использования централизованных фондов финансовых ресурсов. Государственные и муниципальные финансы выражают экономические отношения, связанные с обеспечением централизованными источниками финансирования государственного и муниципального секторов экономики.
Общепринято считать, что
государственные и
1) планирование – достижение максимальной сбалансированности и пропорциональности финансовых ресурсов;
2) организация – необходимость определения порядка составления, утверждения, исполнения бюджета, выбор уполномоченных кредитных организаций, разграничение полномочий исполнительных и законодательных органов власти в бюджетном процессе;
3) стимулирование;
4) контроль – необходимость осуществления контроля в составлении, утверждении, исполнении бюджета.
Финансы и финансовая система образовались в момент соединения государства и налогов. Налоговые подати перестали существовать в натуральной форме и с некоторых пор взимались только в денежном эквиваленте.
История возникновения
государственных и
Возникновение финансовых отношений связано с процессом отделения государственной казны от собственности монарха.
С этих пор стал применяться термин «финансы». В Средние века под этим термином подразумевался доход.
В европейских странах ближе к XVIII в. финансы включали совокупность доходов, расходов, долга государства. Изначально финансы рассматривались в качестве денежных фондов. Несколько позднее понятие «финансы» стало включать в себя и местные финансы.
Благодаря развитию науки финансов государство стало подходить к формированию финансов более осмысленно. Финансы рассматривались как совокупность налоговых сборов, имущества, формирования бюджета и его расходования на более широкие цели.
В мировой практике выделяются две теории возникновения финансов: классическая и неоклассическая.
Классическая теория подразумевает господство государства над финансами.
Неоклассики представляют другое видение финансовой системы. Они полностью отходят от господства государства во всех сферах, в том числе выделяют финансы как независимую категорию.
Классическая теория представляет мысли, касающиеся налоговой политики государства. В этой связи прославился Адам Смит.
В современных налоговых отношениях эти правила тоже находят свое отражение, например в Налоговом кодексе РФ.
Термин «финансы» в России стал применяться с XVIII в. и его трактовка была такова: «Финансы – это все то, что касается прихода, расхода государства» (В. И. Даль).
Возглавлял Министерство
министр финансов, при котором
формировались совет и
Император назначал министра, который подчинялся только ему. Таким образом, в управлении министерствами лежал принцип единоначалия. Структура министерств была построена по французской аналогии.
Министерство финансов играло важную роль в рассмотрении «каждогодних» финансовых отчетов, поступавших из других министерств.
В структуре Министерства
находилась комиссия погашения долгов.
В ее компетенцию входили
Министерство финансов состояло из шести департаментов. В их число входили: Департамент горных и соляных дел, Департамент разных податей и сборов, Департамент государственных имуществ, Департамент мануфактур, Департамент внутренней торговли, Государственное казначейство.
На базе Коммерческого, Заемного банков был образован Государственный банк. В 1882 г. образовался Крестьянский поземельный банк. Основу его деятельности составляло посредничество в приобретении земель у дворян и продаже кулаку. Крах финансовой системы в России начался с приходом Е. Ф. Канкрина. Под его руководством в 1839–1843 гг. была проведена денежная реформа.
Знаменательными моментами в отечественной истории стали Крестьянская реформа 1861 г. и выкупная операция. Это повлекло за собой расширение госаппарата и увеличение роли Министерства финансов.
Структура централизованных финансов.
Важнейшим звеном финансовой
системы являются государственные
и муниципальные финансы, обеспечивающие
органы государственной власти и
местного самоуправления денежными
средствами для осуществления функций,
предусмотренных Конституцией РФ и
другими законодательными актами. Государственные
и Муниципальные финансы
Государственные финансы
включают в себя финансы Федерации
и финансы субъектов Федерации.
Муниципальные финансы
Общность трехуровневой
системы государственных и
В структуре централизованных финансов главным элементом выступают взаимосвязанные бюджеты трех уровней – федерального, регионального и местного. Эти взаимосвязи обусловлены недостаточностью территориальных бюджетов для финансового обеспечения функций, осуществляемых субъектами РФ на местах и местными органами государственной власти. Межбюджетные отношения носят односторонний характер – от федерального к региональным и от региональных к местным (муниципальным). Для достижения определенной сбалансированности бюджетов нижних уровней государство прибегает к таким финансовым инструментам, как субвенции, дотации и т.д.
Финансовые отношения центральной и территориальных властей в России строятся на принципе бюджетного федерализма: финансовое самообеспечение административных единиц за счет соответствующих налогов- с тем, чтобы на местах стремились к развитию своего производства и услуг, торговли, кредитной сферы и т.п., поскольку именно эти структуры являются основными плательщиками налога на прибыль, а занятые на них лица – налога на доходы.
Важным элементом в
системе государственных и
В качестве специфического элемента централизованных финансов выступают государственный кредит. Потребность в дополнительных средствах возникает в связи с недостатками средств в бюджете и образовании бюджетного дефицита на том или ином уровне. В последние годы одним из источников покрытия дефицита бюджета служит государственный кредит – выпуск федеральных, региональных и муниципальных ценных бумаг.
Элемент региональных финансов образуют также средства хозяйствующих субъектов: финансовые ресурсы предприятий, находящихся в муниципальной собственности, а также финансовые ресурсы предприятий, фирм, организаций, используемые ими на финансирование социально-культурных и жилищно-коммунальных объектов.
В условиях реформирования
российской экономики информация о
состоянии государственных и
местных бюджетов, внебюджетных фондов
стала открытой, размеры бюджетного
дефицита регламентируются законодательно.
Это позволяет планировать и
реализовывать на практике меры по
устранению дефицитов, покрывать их
за счет внутренних и внешних займов,
выпуска государственных и
Роль централизованных финансов.
Для нормального социально-
Пути и методы реализации своих функций у разных государств могут быть различными. Они зависят от конкретной обстановки: уровня развития страны, этапы ее экономического развития.
Объем осуществляемых государственных
функций и реализуемые им меры
должны соответствовать экономическому
потенциалу, финансовым ресурсам и
социально-политической обстановке в
стране. Используемые меры и механизмы
должны быть работающими и должны
содействовать улучшению
Территориальные финансы.
Территориальные финансы включают в себя финансы субъекты Федерации (область, край, республика и т.д.) и местные финансы.
Финансы и регион – это денежные ресурсы и потоки в их наличной и безналичной форме, которые обеспечивают нормальный с точки зрения потребителей хозяйства территории уровень производства товара и услуг, устойчивый товарообмен в соответствии с законами рыночного хозяйства и социально приемлемый уровень жизни населения.
Финансы и регион – неотъемлемая составная часть финансовой системы страны. Их содержание и социально-экономические функции определяются теми же характеристиками, что и для финансов страны в целом. Их роль отличается лишь спецификой тех задач управления, которые реализуются на региональном и местом уровне федеральной структуры государства с учетом сложившейся и нормативно-закрепленной системы распределения полномочий.
Как уже отмечалось, современные финансовые системы Российской Федерации строятся по принципу фискального федерализма, то есть на основе разграничения финансов различных уровней. В этих условия неуклонно повышается роль региональных органов власти в хозяйственном и культурном строительстве. Они получили большие права в области руководства хозяйственным и социально-культурным строительством на подведомственной территории, осуществляют руководство жилищным строительством, коммунальным хозяйством, образованием и здравоохранением, проводят мероприятия по благоустройству сел и городов, организуют работу в сфере дорожного строительства.
С помощью региональных финансов
государство осуществляет выравнивание
уровней социального и