Основы государственных и муниципальных финансов

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 16:13, курс лекций

Краткое описание

Тема 1.1. Содержание и функции финансов. Государственная финансовая политика.

1. Финансы как экономическая категория, их сущность и место в системе экономических отношений.

2. Финансовые ресурсы как материальные носители финансовых отношений.

3. Определение финансовой политики, ее содержание и значение; основные принципы и задачи.

Файлы: 1 файл

НОВЫЕ ЛЕКЦИИ ПО ГФ.doc

— 279.50 Кб (Скачать)

     Раздел 1. Основы государственных  и муниципальных  финансов.

     Тема 1.1. Содержание и функции финансов. Государственная финансовая политика.

     1. Финансы как экономическая категория,  их сущность и место в системе  экономических отношений.

     2. Финансовые ресурсы как материальные носители финансовых отношений.

     3. Определение финансовой политики, ее содержание и значение; основные  принципы и задачи.

     1. Финансы как экономическая  категория, их  сущность и место  в системе экономических  отношений  

     Термин "финансы" происходит от латинского слова "finis" (финиш), означающего конец, окончание, а именно, завершение платежа, оконченный расчет. Позднее от слова "finis" произошло слово"financia" (финансы), обозначающее денежный платеж.

     Итак, финансы - исторически  сложившаяся экономическая категория. Она возникла с развитием товарно-денежных отношений. Исходным условием возникновения финансов является товарное производство, опосредованное денежными отношениями.

     Финансы являются неотъемлемой частью денежных отношений, их роль и значение зависят от того, какое место денежные отношения занимают в экономике. На поверхности общественной жизни финансы существуют как движение наличных и безналичных денежных средств. В отличие от денег, выполняющих роль всеобщего эквивалента, финансы являются экономическим инструментом распределения и перераспределения 2 макроэкономических показателей: Валового Внутреннего Продукта (ВВП) и Национального Дохода (НД), а также средством контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

     Для того чтобы определить место финансов в системе экономических отношений, необходимо отметить, что общественный продукт проходит такие стадии своего движения, как:

     производство ® распределение ® обмен ® потребление.

     Каждый  последующий цикл воспроизводства  возможен лишь после того, как вновь созданная стоимость подвергнется распределению, в результате которого будут созданы целевые денежные фонды, являющиеся основой удовлетворения разнообразных потребностей. Причем это происходит в обезличенной форме. Реальное движение денежных средств происходит на второй и третьей стадиях воспроизводственного процесса.

     В системе производственных отношений  финансы выступают как особая форма этих отношений, отражающая важнейшую  их составную часть - распределительные  отношения.

     Финансы возникают на второй стадии общественного  воспроизводства, где движение стоимости  ВВП осуществляется обособленно  от движения его натуральной формы (товаров и услуг). Этот процесс  можно разделить на два этапа:

     1) первичное распределение стоимости  НД и образование первичных доходов: формируются дохода участников материального производства, составляющие по сумме НД. Это - заработная плата рабочих и служащих, доходы предприятий, занятых в сфере материального производства и др.;

     2) вторичное распределение стоимости НД и образование вторичных доходов: доходы непроизводственной сферы и налоги. Вторичные доходы формируют конечные пропорции использования НД - фонд потребления и фонд накопления.

     Таким образом, перераспределение  НД происходит между  производственной и непроизводственной сферой экономики, отраслями материального производства, регионами страны, формами собственности, различными социальными группами населения. На стадии распределения и перераспределения стоимости ВВП и НД деньги принимают форму финансовых ресурсов, формирующихся у субъектов хозяйствования (децентрализованные) и государства (централизованные).

     Финансы - это специфическая форма экономических отношений, возникающих по поводу распределения и перераспределения ВНП и НД и формирования на этой основе централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, используемых на цели расширенного воспроизводства и удовлетворения общегосударственных потребностей.

     При этом под централизованными финансами понимаются экономические отношения, связанные с формированием и использованием денежных средств государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах;

     а под децентрализованными финансами понимаются денежные отношения, опосредующие кругооборот денежных фондов предприятия.

     Подводя итоги, можно констатировать, что  имеются следующие специфические черты финансов, определяющие их сущность:

     1. Финансы - это денежные отношения;

     2. Финансы регулируются государством;

     3. Финансы - это распределительная категория;

     4. Финансы связаны с образованием и использованием денежных доходов и фондов.

     Общественное  назначение финансов реализуется через  их функции:

     1) распределительная. Заключается в том, что через  распределение и перераспределение вновь созданной стоимости обеспечиваются общегосударственные потребности, формируются источники финансирования общественного сектора экономики, достигается сбалансированность бюджетов. Основными объектами реализации распределительной функции финансов являются обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды;

     2) контрольная. Контрольная функция состоит в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и их расходованием по целевому назначению посредством регламентации финансовой информации и стимулирования процесса расширенного воспроизводства.

     Реализуется по следующим направлениям:

     - контроль за правильным и своевременным перечислением средств в централизованные фонды;

     - контроль за соблюдением заданных параметров централизованных фондов денежных средств с учетом потребностей производственного и социального развития.

     Они осуществляются одновременно, т.к. каждая финансовая операция означает распределение  общественного продукта и контроль за этим распределением.

     3) регулирующая функция. Эта функция связана с вмешательством государства через государственные расходы, налоги, государственный кредит в процесс воспроизводства. В целях регулирования экономики используются также финансовое и бюджетное планирование, государственное регулирование рынка ценных бумаг.

     2. Финансовые ресурсы как материальные носители финансовых отношений.

     Финансовые ресурсы - это фонды денежных средств, находящиеся в распоряжении государства, хозяйствующих субъектов и населения, образуемые в процессе распределения и перераспределения части стоимости ВНП, в денежной форме и предназначенные для обеспечения расширенного воспроизводства и удовлетворения общегосударственных потребностей.

     Главное условие роста финансовых ресурсов - увеличение НД.

     Финансы и финансовые ресурсы не тождественные понятия.

     Финансовые ресурсы - это денежные средства, а финансы - это общественные отношения по поводу их образования, распределения и использования.

     В зависимости от того, в чьих руках  находятся финансовые ресурсы, они  делятся на:

     - финансовые ресурсы государства;

     - финансовые ресурсы предприятий;

     - финансовые ресурсы специальных фондов;

     - финансовые ресурсы населения.

     Источники формирования финансовых ресурсов могут  быть следующие:

     1) Государственные финансовые ресурсы формируются за счет:

     - налогов и других обязательных  платежей юридических и физических лиц;

     - неналоговых доходов (внутренние  и внешние займы; доходы по  государственным ценным бумагам;  доходы от государственного имущества;  доходы от ВЭД...)

     2) Финансовые ресурсы предприятий формируются за счет;

     - собственных средств (выручка, прибыль, амортизация, внереализационные доходы...);

     - заемных средств (ссуды, займы  и кредиты, полученные от кредитных  учреждений, государства и других  предприятий...);

     - привлеченных средств (средства, полученные от выпуска и операций  с ценными бумагами, средства, полученные от вышестоящих структур...)

     3) Финансовые ресурсы специальных фондов формируются за счет:

     - специальных налогов;

     - добровольных взносов;

     - средств государственного бюджета

     4) Финансовые ресурсы населения формируются за счет:

     - заработной платы;

     - пособий, пенсий, стипендий;

     - дотаций;

     - сумм страховых возмещений...

     3. Определение финансовой  политики, ее содержание  и значение; основные  принципы и задачи

     Государству, как и любому другому  участнику общественных отношений присущи свои специфические функции, реализацию которых оно осуществляет путем формирования экономической политики и ее стержневой основы - финансовой политики.

     Финансовая политика как часть (подсистема) экономической политики государства представляет собой особую сферу его деятельности, направленную на мобилизацию финансовых ресурсов, рациональное распределение и использование которых служит средством для осуществления государством своих функций.

     В процессе реализации финансовой политики создаются и активно функционируют различные финансовые институты и используются финансовые инструменты.

     Финансовые  инструменты и финансовые институты - едины. Это единство проявляется  в том, что любой финансовый инструмент (будь то бюджет, льготы, фонды и т.д.) используется в финансовой жизни страны лишь при условии, если технология его практического использования формируется в государственно-финансовых институтах (Министерство финансов, Министерство налоговой службы, Министерство экономики, Федеральная комиссия по валютному контролю, Пенсионный фонд и т.д.).

     Методы  проведения финансовой политики в каждой конкретной стране зависят от:

     - исторических условий;

     - национальных традиций;

     - уровня экономического развития.

     Содержание  финансовой политики предопределяет финансовые отношения, выступая их основой, которые заключаются в отношениях между государством и хозяйствующими субъектами по поводу формирования финансовых ресурсов и их использования.

     Теория  и практика хозяйствования выработали научно обоснованные требования, предъявляемые к финансовой политике, а именно:

     - научный подход к выработке  финансовой политики, который предполагает ее соответствие закономерностям экономического развития общества, постоянный учет выводов  финансовой теории;

     - учет специфики конкретных исторических условий, особенностей внутреннего положения и международной обстановки, реальных экономических и финансовых возможностей государства;

     - тщательное изучение опыта предшествующего  хозяйственного и финансового  строительства, новых тенденций  и прогрессивных явлений, мирового опыта, что позволяет в короткие сроки и с меньшими потерями решить задачи, стоящие перед государством;

Информация о работе Основы государственных и муниципальных финансов