Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 16:13, курс лекций
Тема 1.1. Содержание и функции финансов. Государственная финансовая политика.
1. Финансы как экономическая категория, их сущность и место в системе экономических отношений.
2. Финансовые ресурсы как материальные носители финансовых отношений.
3. Определение финансовой политики, ее содержание и значение; основные принципы и задачи.
В статье 75 Бюджетного кодекса под трансфертами населению понимаются бюджетные средства, предназначенные для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, других социальных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов РФ, правовыми актами органов местного самоуправления. Это форма финансового обеспечения обязательств государства и органов местного самоуправления. В бюджетной сфере трансферты всегда предполагают передачу денежных средств с одного уровня бюджетной системы на другой уровень.
2. Виды расходов: текущие и капитальные.
В зависимости от экономического содержания расходы всех уровней бюджетов подразделяются на текущие и капитальные, которые, в свою очередь, устанавливаются экономической классификацией расходов бюджетов.
Текущие расходы бюджетов предназначены для обеспечения текущих, ежегодно возобновляющихся расходов. 3а исключением капитальных расходов, это все расходы бюджетов, которые обеспечивают текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений. Из этой группы расходов средства поступают на обеспечение межбюджетного механизма перераспределения ресурсов, в частности, осуществляется государственная поддержка в форме дотаций, субвенций другим бюджетам и отдельным отраслям экономики.
Согласно экономической классификации расходов бюджетов, к категории текущих расходов бюджетов относятся закупки товаров и услуг, оплата труда служащих, денежное довольствие военнослужащих, выходные пособия при увольнении и др. Это та группа расходов, с помощью которых государство распределяет средства на реализацию текущих функциональных задач, стоящих перед ним. Получателями текущих расходов в режиме финансирования становятся различные органы исполнительной власти на всех уровнях власти, бюджетные учреждения и другие получатели средств из бюджетов.
Капитальные расходы бюджетов предназначены для обеспечения расширенного воспроизводства инновационной и инвестиционной деятельности, включая инвестиции в виде бюджетных кредитов в деятельность юридических лиц в соответствии с инвестиционными программами. К данному виду расходов относятся расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта, расходы, предназначенные для увеличения государственного или муниципального имущества. Возможны иные направления расходов, включенные в категорию капитальных расходов в соответствии с экономической бюджетной классификацией.
3. Расходные обязательства: понятие и виды.
Понятие расходных обязательств является новым в бюджетном законодательстве. Под расходным обязательством понимается обусловленная законом или иным нормативным актом, договором или соглашением обязанность органов власти различных уровней предоставить физическим или юридическим лицам, органам государственной власти, органам местного самоуправления и иным субъектам средства соответствующего бюджета.
В соответствии с Методическими рекомендациями Минфина России, нормативное правовое регулирование расходных обязательств состоит в установлении законодательными и иными нормативными правовыми актами целей, общих принципов, объема, порядка и условий осуществления деятельности органов власти, требующей определенных бюджетных расходов. Нормативное правовое регулирование осуществляется в двух формах.
1)
Введение расходного
2)
Установление расходного
Таким образом, расходное обязательство бюджета возникает в том случае, когда:
- соответствующее направление расходов относится к предметам ведения соответствующего бюджета, расходование средств бюджета на другие цели не допускается;
- органы государственной власти или местного самоуправления принимают нормативный акт, заключают договор или соглашение, предусматривающее осуществление соответствующих расходов.
Действующие и принимаемые расходные обязательства
Расходные обязательства можно разделить на действующие и принимаемые. К действующим обязательствам относятся те, которые существуют в настоящее время и будут действовать в плановом периоде в соответствии с уже принятыми нормативными актами и заключенными договорами. Например, в число вопросов местного значения поселений, в соответствии с Законом 131-ФЗ, входит «создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организации культуры». В соответствии с данным вопросом местного значения, из бюджета поселения осуществляется финансирование сельского клуба. Расходные обязательства поселения возникают в связи с заключенными с работниками клуба трудовыми договорами, договорами на предоставление услуг по тепло-и водоснабжению, водоотведению, вывозу мусора и т.п. Данные обязательства являются достаточно устойчивыми - прекращение их выполнения может быть вызвано только закрытием клуба и увольнением его работников. Еще более «неотвратимыми» оказываются обязательства по уже выполненным договорам - например, местный бюджет ни при каких обстоятельствах не может не рассчитаться с подрядчиком за уже выполненные своевременно и с соблюдением установленных технологий работы, например за ремонт того же клуба.
Совсем другой характер носят обязательства, которые не действуют на настоящий момент и собираются вводиться в действие лишь в плановом периоде, т.е. принимаемые обязательства. Принимая решение о расходных обязательствах на плановый период, необходимо исходить из следующих подходов:
- первоочередному финансированию подлежать действующие обязательства: нельзя, не расплатившись за ремонт клуба, начинать финансирование студии народных танцев;
- новые обязательства принимаются в объеме разницы между бюджетом действующих обязательств и реалистично прогнозируемым объемом доходов: нельзя принимать на следующий год обязательство по ремонту библиотеки в целом, если финансовых средств хватает только на ремонт крыши;
- в части принимаемых обязательств в первую очередь необходимо профинансировать обязательства, общие для всех бюджетных учреждений и органов власти - повышение тарифов на коммунальные услуги, рост оплаты труда, а затем уже принимать решение о финансировании капитальных расходов и различных программ;
- если обязательство носит долгосрочный характер, на следующий год оно из принимаемого превращается в действующее: например, если в этом году принята трехлетняя программа благоустройства и озеленения территории,, на следующий год она из принимаемого обязательства становится действующим;
- если принимаются новые обязательства капитального характера
(строительство либо реконструкция какого-либо объекта), в дальнейшем потребуются средства на текущую эксплуатацию данного объекта, что должно быть предусмотрено в финансовых планах: так, принимая обязательство по строительству новой дороги, необходимо оценивать не только расходы на само строительство, но и прогнозировать, будут ли средства на содержание и ремонт этой дороги.
Реестр расходных обязательств
Расходные обязательства отражаются в реестре расходных обязательств. Под реестром расходных обязательств, в соответствии с Бюджетным кодексом, понимается свод (перечень) нормативных правовых актов и заключенных органами государственной власти и местного самоуправления договоров и соглашений, предусматривающих возникновение расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств соответствующих бюджетов.
Особая роль данного документа состоит в том, что финансированию из бюджета подлежат только те расходы, обязательства по которым включены в реестр расходных обязательств. Соответственно, данный документ должен носить исчерпывающий характер и регулярно обновляться.
На
региональном уровне составляется сводный
реестр по всем муниципальным образованиям
субъекта Федерации. На федеральном –
сводный реестр РФ.
Тема 2.4 Бюджетный процесс.
1. Понятие и принципы бюджетного процесса.
2. Участники бюджетного процесса и их основные права и обязанности.
1. Понятие и принципы бюджетного процесса.
В соответствии с Бюджетным Кодексом бюджетный процесс - это регламентированная законодательством деятельность органов государственной власти и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.
Основные начала бюджетного процесса определены Конституцией РФ, детальная регламентация дана Бюджетным кодексом. При этом порядок бюджетного процесса, определяемый Бюджетным кодексом, применяется для всех уровней бюджетной системы. Субъекты РФ и органы местного самоуправления вправе конкретизировать порядок бюджетного процесса в пределах, определенных Бюджетным кодексом.
Бюджетный процесс это последовательное прохождение бюджета через его стадии:
1. Составление проекта бюджета;
2.
Рассмотрение проекта и
3. Исполнение бюджета;
4. Принятие отчета об исполнении бюджета.
Все стадии бюджетного процесса жестко регламентированы процессуальными нормами бюджетного права, призванными обеспечить четкое бюджетное планирование и соблюдение бюджетной дисциплины.
Бюджетный процесс строится на определенных принципах, соблюдение которых позволяет наиболее эффективно использовать средства государства. Помимо общих принципов построения бюджетной системы РФ, можно назвать такие принципы бюджетного процесса, как ежегодность бюджета и специализация бюджетных показателей.
Ежегодность бюджета означает, что бюджет принимается сроком на один год - с 1 января по 31 декабря. Ежегодность дает возможность более точно выявить тенденции рыночного развития, позволяет учесть происходящие изменения в темпах роста производства, изменение курса рубля и т.д. Очень важно обеспечить принятие бюджета до наступления очередного финансового года - это позволяет своевременно сконцентрировать бюджетные средства, а также обеспечить все указанные в бюджете направления расходования средств.
Принцип специализации бюджетных показателей означает, что бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации составляются по единой бюджетной классификации.
2. Участники бюджетного процесса и их основные права и обязанности.
Бюджетный кодекс называет две категории субъектов, которые от имени государства или муниципальных образований осуществляют бюджетный процесс. Это органы, обладающие бюджетными полномочиями, объединенные в систему, и участники бюджетного процесса. Перечень участников бюджетного процесса шире, чем перечень органов, обладающих бюджетными полномочиями.
Основными участниками бюджетного процесса являются:
Информация о работе Основы государственных и муниципальных финансов