Основы государственных и муниципальных финансов

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 16:13, курс лекций

Краткое описание

Тема 1.1. Содержание и функции финансов. Государственная финансовая политика.

1. Финансы как экономическая категория, их сущность и место в системе экономических отношений.

2. Финансовые ресурсы как материальные носители финансовых отношений.

3. Определение финансовой политики, ее содержание и значение; основные принципы и задачи.

Файлы: 1 файл

НОВЫЕ ЛЕКЦИИ ПО ГФ.doc

— 279.50 Кб (Скачать)

     Нерыночные  бумаги на вторичном фондовом рынке не обращаются и не могут переходить от одного субъекта рынка к другому вследствие биржевых сделок. Они предназначены для размещения среди пенсионных и страховых фондов или физических лиц. Они могут использоваться государством для финансирования крупных долгосрочных инвестиционных проектов.

     Классификация государственных ценных бумаг разнообразна и сложна. Государственные ценные бумаги подразделяются на группы в  зависимости от следующих критериев:

     1) эмитент (центральное правительство, муниципалитеты, государственные предприятия, правительственные финансовые корпорации и др.);

     2) срочность (краткосрочные казначейские векселя, среднесрочные, долгосрочные облигации и др.);

     3) метод выпуска - документарные (наличная форма) и бездокументарные (бумаги в безналичной форме, их выпуск оформляется глобальным сертификатом, а сами бумаги существуют в виде записей на счетах);

     4) цели выпуска (покрытие дефицита бюджета соответствующего уровня, финансирование инвестиционных программ и проектов, в том числе строительных объектов, финансирование социальных программ);

     5) форма выплаты дохода (процентный доход, выигрышные, с нулевым купоном);

     6) по способу размещения (проведение аукционов; открытая продажа; индивидуальное размещение).

     Самый распространенный вид долговых ценных бумаг - облигация. Государственная облигация представляет собой государственное долговое обязательство, дающее право ее владельцу по истечении определенного срока получить обратно сумму долга и проценты. Продавая облигацию, государство обязуется вернуть сумму долга в определенный срок с процентами или выплачивать проценты в течение всего срока пользования заемными средствами, а по окончании этого срока вернуть и сумму долга.

  1. Управление государственным долгом.

     Управление государственным долгом представляет собой комплекс мероприятий, к которым относятся:

     - обслуживание долгов, т.е. погашение  основной суммы и выплата процентов  кредиторам;

     - изменение условий выпущенных  займов;

     - конструирование условий новых  займов;

     - мониторинг показателей объема  и уровня долга, их сопоставление  с показателями государственных  финансов;

     - взаимоотношения с кредиторами  по поводу урегулирования старых  долгов и предоставления новых  кредитов;

     - реструктуризация долгов и т.д.

     При управлении государственным долгом принято его делить на капитальный и текущий.

     Капитальный государственный  долг представляет всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам.

     Текущий государственный  долг составляют расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.

     Система управления государственным долгом включает совокупность правил и процедур по аккумулированию, использованию, обслуживанию и погашению государственных внутренних и внешних заимствований.

     Управление  государственной задолженностью предполагает использование таких методов, как конверсия, консолидация, отсрочка платежей, рефинансирование, выкуп долговых обязательств, аннулированние займов и др. Все названные методы предназначены для ослабления долгового бремени на государственный бюджет, повышение эффективности государственного кредита.

     В урегулировании государственного долга большую роль играют рыночные методы, т.е. проведение различных операций с ценными бумагами - долговыми обязательствами стран-должников. Основными рыночными методами являются следующие:

     1) обмен долговых обязательств  на облигации страны-должника, которые должны продаваться на рынке с меньшим дисконтом. В этом случае обмен будет эффективен, и страна-заемщик получит снижение долгового бремени. Такой обмен по схеме «облигации - облигации» может иметь место только с согласия международных клубов кредиторов;

     2) обмен государственных долгов  по рыночному курсу на акции  национальных приватизируемых предприятий.  Выгоды от такой операции состоят в сокращении платежей по обслуживанию долга, увеличении притока иностранных инвестиций в страну-должника, улучшении его платежного баланса;

     3) выкуп страной - заемщиком определенной  доли своих обязательств (10-15%) по заниженному курсу ниже курса вторичного рынка.

     При невозможности нормального обслуживания долга возможны крайние меры:

     - абсолютный дефолт (полный отказ от своих обязательств);

     - полное или частичное списание  долгов;

     - реструктуризация. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Основы государственных и муниципальных финансов