Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 16:13, курс лекций
Тема 1.1. Содержание и функции финансов. Государственная финансовая политика.
1. Финансы как экономическая категория, их сущность и место в системе экономических отношений.
2. Финансовые ресурсы как материальные носители финансовых отношений.
3. Определение финансовой политики, ее содержание и значение; основные принципы и задачи.
Нерыночные бумаги на вторичном фондовом рынке не обращаются и не могут переходить от одного субъекта рынка к другому вследствие биржевых сделок. Они предназначены для размещения среди пенсионных и страховых фондов или физических лиц. Они могут использоваться государством для финансирования крупных долгосрочных инвестиционных проектов.
Классификация государственных ценных бумаг разнообразна и сложна. Государственные ценные бумаги подразделяются на группы в зависимости от следующих критериев:
1) эмитент (центральное правительство, муниципалитеты, государственные предприятия, правительственные финансовые корпорации и др.);
2) срочность (краткосрочные казначейские векселя, среднесрочные, долгосрочные облигации и др.);
3) метод выпуска - документарные (наличная форма) и бездокументарные (бумаги в безналичной форме, их выпуск оформляется глобальным сертификатом, а сами бумаги существуют в виде записей на счетах);
4) цели выпуска (покрытие дефицита бюджета соответствующего уровня, финансирование инвестиционных программ и проектов, в том числе строительных объектов, финансирование социальных программ);
5)
форма выплаты дохода (
6)
по способу размещения (
Самый распространенный вид долговых ценных бумаг - облигация. Государственная облигация представляет собой государственное долговое обязательство, дающее право ее владельцу по истечении определенного срока получить обратно сумму долга и проценты. Продавая облигацию, государство обязуется вернуть сумму долга в определенный срок с процентами или выплачивать проценты в течение всего срока пользования заемными средствами, а по окончании этого срока вернуть и сумму долга.
Управление государственным долгом представляет собой комплекс мероприятий, к которым относятся:
-
обслуживание долгов, т.е. погашение
основной суммы и выплата
- изменение условий выпущенных займов;
- конструирование условий новых займов;
-
мониторинг показателей объема
и уровня долга, их
-
взаимоотношения с кредиторами
по поводу урегулирования
- реструктуризация долгов и т.д.
При управлении государственным долгом принято его делить на капитальный и текущий.
Капитальный государственный долг представляет всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам.
Текущий государственный долг составляют расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.
Система управления государственным долгом включает совокупность правил и процедур по аккумулированию, использованию, обслуживанию и погашению государственных внутренних и внешних заимствований.
Управление государственной задолженностью предполагает использование таких методов, как конверсия, консолидация, отсрочка платежей, рефинансирование, выкуп долговых обязательств, аннулированние займов и др. Все названные методы предназначены для ослабления долгового бремени на государственный бюджет, повышение эффективности государственного кредита.
В урегулировании государственного долга большую роль играют рыночные методы, т.е. проведение различных операций с ценными бумагами - долговыми обязательствами стран-должников. Основными рыночными методами являются следующие:
1) обмен долговых обязательств на облигации страны-должника, которые должны продаваться на рынке с меньшим дисконтом. В этом случае обмен будет эффективен, и страна-заемщик получит снижение долгового бремени. Такой обмен по схеме «облигации - облигации» может иметь место только с согласия международных клубов кредиторов;
2)
обмен государственных долгов
по рыночному курсу на акции
национальных приватизируемых
3) выкуп страной - заемщиком определенной доли своих обязательств (10-15%) по заниженному курсу ниже курса вторичного рынка.
При
невозможности нормального
- абсолютный дефолт (полный отказ от своих обязательств);
- полное или частичное списание долгов;
-
реструктуризация.
Информация о работе Основы государственных и муниципальных финансов