Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 16:13, курс лекций
Тема 1.1. Содержание и функции финансов. Государственная финансовая политика.
1. Финансы как экономическая категория, их сущность и место в системе экономических отношений.
2. Финансовые ресурсы как материальные носители финансовых отношений.
3. Определение финансовой политики, ее содержание и значение; основные принципы и задачи.
Основными формами межбюджетных трансфертов являются:
Дотации - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основе. Дотации являются нецелевыми трансфертами и входят в состав собственных доходов бюджетов, т.е. могут расходоваться их получателями на финансирование любых бюджетных расходов. Как правило, дотации выделяются из фондов финансовой поддержки в целях выравнивания уровня бюджетной обеспеченности.
Субсидия - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов. Субсидия (как и субвенция) является целевым трансфертом, но, в отличие от субвенции, как правило, выделяется из одного уровня бюджетной системы на софинансирование собственных полномочий другого уровня, а не при передаче («делегировании») полномочий. В большинстве случаев субсидии выделяются из фондов софинансирования социальных расходов для долевого финансирования приоритетных социально значимых расходов.
Субвенция - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов. Субвенции являются целевыми трансфертами и могут расходоваться только на финансирование установленных расходов. За нецелевое использование субвенций применяются санкции. Как правило, субвенции выделяются из фондов компенсаций при передаче полномочий с одного уровня на другой. Субвенции из фондов компенсаций не являются финансовой помощью бюджету другого уровня, так как выделяются на финансирование не «собственных», а «делегированных» полномочий.
Можно выделить пять базовых целей предоставления межбюджетных трансфертов:
1)
обеспечение вертикальной
Пример: в Германии в целях вертикального выравнивания используется распределение регулирующих налогов (НДС, налога на прибыль, подоходного налога с физических лиц) между федеральным и субфедеральным уровнями власти, которое устанавливается Конституцией;
2)
горизонтальное выравнивание
Целью горизонтального выравнивания является устранение горизонтального неравенства. Разные страны по-разному декларируют цели горизонтального выравнивания. Как правило, выравнивание бюджетной обеспеченности территорий - это один из способов обеспечения равных или сопоставимых условий доступа всего населения страны к бюджетным услугам, обеспечение единого уровня жизни для населения всей страны, снижение социального неравенства населения;
3) снижение внешних эффектов.
Внешние эффекты - это факторы, влияющие на объем и качество предоставления бюджетных услуг населению - миграции, вспышка заболеваний, экологические проблемы и т.п.
Для устранения внешних эффектов используются целевые (долевые) гранты, адресная помощь, создание сообществ, округов и т.п. для предоставления услуг;
4) гармонизация расходов (единые стандарты качества и количества предоставления услуг).
Гармонизацией расходов называется обеспечение условий, при которых устанавливаются и соблюдаются единые стандарты качества и количества предоставления услуг. Для этого могут использоваться следующие механизмы:
- центральное (региональное) правительство устанавливает единые стандарты качества и количества предоставления услуг для всех (некоторых) уровней бюджетной системы (мандаты, делегирование полномочий);
- дополнительные средства, необходимые для реализации этих стандартов, передаются в виде целевых трансфертов;
- устанавливаются финансовые санкции в случае несоблюдения стандартов.
Пример:
- РФ: Фонд компенсаций (средства на исполнение социальных законов о инвалидах, ветеранах, донорах и т.п. - целевые средства Фонда компенсаций);
- Швеция: целевые гранты на поддержку беженцев и безработных;
- Великобритания: «Грант на образование»;
5)
стимулирование проведения
Данная цель взаимосвязана с гармонизацией расходов, но предполагает предоставление регионам большей свободы при выборе собственных подходов и решений в заданных центром широких рамках. Как правило, стимулирование осуществляется путем выделения трансфертов на условиях софинансирования.
Для
определения общего объема и распределения
трансфертов в составе федерального, регионального
и местных бюджетов создаются различные
фонды. Основными фондами являются: фонды
финансовой поддержки, фонды компенсаций,
фонды софинансирования социальных расходов,
фонды регионального и муниципального
развития.
Раздел 3. Государственный кредит.
Тема 3.1 Государственный кредит: сущность, формы, управление.
Государственный кредит является частью государственных финансов, одной из форм мобилизации и распределения денежных ресурсов государством с целью выполнения им своих функций. Государство может выступать в качестве заемщика, кредитора или гаранта.
Государственный кредит имеет сложную структуру. Прежде всего, и это главное, государство за счет займов увеличивает объем своих централизованных денежных фондов (государственного бюджета и внебюджетных денежных фондов всех уровней). В качестве кредиторов государства могут выступать другие государства, корпорации, банки и физические лица, как отечественные так и иностранные.
Но государство может и само выступать как кредитор, предоставляя деньги взаймы другим государствам, юридическим, а иногда и физическим лицам. Как правило, займы, которые берет государство, превышают выданные им кредиты. Поэтому результатом кредитных отношений государства является возникновение и постоянное «присутствие» государственного долга.
Государственный или муниципальный долг - обязательства, возникающие из государственных или муниципальных займов, принятых на себя РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства, а также принятые на себя РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием обязательства третьих лиц.
Государственный или муниципальный заем (заимствование) - передача в собственность РФ, субъекта РФ или муниципального образования денежных средств, которые РФ, субъект РФ или муниципальное образование обязуется возвратить в той же сумме с уплатой процента (платы) на сумму займа.
Государственный долг делится на:
1) внешний долг - обязательства, возникающие в иностранной валюте;
2) внутренний долг - обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации.
Государственный
долг РФ полностью и без условий
обеспечивается всем находящимся в
федеральной собственности
Государство заимствует деньги в двух формах: кредита (несекъюритизированная форма) и путем эмиссии (продажи) долговых ценных бумаг (секъюритизированная форма).
Согласно, ст.98 БК РФ долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в форме:
-
кредитных соглашений и
- государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;
-
договоров и соглашений о
- договоров о предоставлении РФ государственных гарантий;
-
соглашений и договоров, в том
числе международных,
Поступающие в бюджет средства от государственных заимствований отражаются как источники финансирования дефицита. Расходы на обслуживание долговых обязательств учитываются в бюджете как расходы на обслуживание государственного (муниципального) долга.
Заимствования в форме предоставления государственных или муниципальных гарантий не являются источником финансирования дефицита бюджета. Для целей исполнения обязательств по государственным (муниципальным) гарантиям в соответствующем бюджете по статье расходов на обслуживание государственного (муниципального) долга формируется резерв. В законе о федеральном бюджете на текущий финансовый год утверждается верхний предел общего объема государственных гарантий РФ, предоставляемых в национальной и иностранной валюте.
В
объем внутреннего долга
-
основная номинальная сумма
-
объем основного долга по
-
объем основного долга по
-
объем обязательств по
В объем внешнего долга включаются:
-
объем обязательств по
-
объем основного долга по
Долговые обязательства могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (свыше одного года до пяти лет) и долгосрочными (свыше пяти лет до 30 лет).
Государственный кредит по целям будущего использования средств можно подразделить на инвестиционный и неинвестиционный. К первой категории относятся кредиты на финансирование крупных государственных инвестиционных проектов, программ, т.е. на производительные цели. Ко второй относятся кредиты на финансирование непроизводительных расходов государства, т.е. связанных с «проеданием» заемных средств, когда материальной или денежной отдачи от их использования не будет. Доля «проедаемых» кредитов довольно высока, особенно в странах с нестабильной экономикой и нездоровыми государственными финансами.
Государственные займы через механизм выпуска ценных бумаг, как правило, являются источником безэмиссионного финансирования бюджета, т.е. не сопровождаются денежной эмиссией.
Кредиты государству впоследствии могут быть секъюритизированы, т.е. кредитные договоры или соглашения могут быть заменены на ценные бумаги, что в можно расценивать как форму реструктуризации долга.
Государственные ценные бумаги подразделяют на два основных типа: рыночные и нерыночные. Рыночные имеют свободное хождение на фондовом рынке, могут покупаться и продаваться, переходя от одного владельца к другому. Рыночные бумаги используются государством для покрытия текущего бюджетного дефицита за счет постоянного привлечения в бюджет средств.
Информация о работе Основы государственных и муниципальных финансов