Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 16:13, курс лекций
Тема 1.1. Содержание и функции финансов. Государственная финансовая политика.
1. Финансы как экономическая категория, их сущность и место в системе экономических отношений.
2. Финансовые ресурсы как материальные носители финансовых отношений.
3. Определение финансовой политики, ее содержание и значение; основные принципы и задачи.
11) адресности и целевого характера бюджетных средств - бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их использования на конкретные цели. Нарушение адресности, предусмотренных бюджетом средств является нарушением бюджетного законодательства РФ.
3. Бюджетная классификация.
В соответствии с Бюджетным кодексом Бюджетная классификация - это группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов, используемая для составления и исполнения бюджетов и обеспечивающая сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.
Бюджетная классификация РФ включает:
Классификацию доходов бюджетов РФ - группировка доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ основанная на законодательных актах, определяющих источники формирования этих доходов;
Экономическую классификацию расходов бюджетов РФ - группировка расходов бюджетов всех уровней по их экономическому содержанию (капитальные вложения, заработная плата, субсидии...);
Ведомственную классификацию расходов бюджетов - группировка расходов, отражающая распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств соответствующего бюджета (по министерствам, ведомствам, комитетам, а внутри них по секторам и отделам);
Функциональную классификацию расходов бюджетов РФ - группировка расходов бюджетов всех уровней, отражающая направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства;
Классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов РФ - группировка заемных средств, привлекаемых РФ, субъектами РФ и органами местного самоуправления для покрытия дефицитов соответствующих бюджетов (внешние и внутренние);
Классификацию
видов государственных
и муниципальных
долгов (внешние и внутренние).
Тема 2.2. Структура доходов бюджетов всех уровней.
1. Налоговые доходы бюджетов.
Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Бюджетный кодекс в главе 6 дает подробную характеристику доходов бюджетов всех уровней, классификацию их по видам, а также характеристику по каждому уровню бюджетной системы. Отношения по доходам бюджетов регулируются нормами бюджетного и налогового права. Все доходы бюджетов в зависимости от источников формирования классифицируются на налоговые, неналоговые и безвозмездные перечисления.
Налоговые доходы.
Налоговые доходы бюджетной системы в настоящее время являются основным источником поступления средств в бюджеты и внебюджетные фонды.
Согласно ст. 50 БК, в категорию налоговых доходов включаются все налоги, поступление которых предусмотрено налоговым законодательством федерального, регионального и местного уровней, а также пени и штрафы, взимаемые за нарушения налогового законодательства. В состав налоговых доходов подлежат включению и те средства, которые могут поступить в бюджеты позже. Речь идет о предоставлении финансовыми органами соответствующего бюджета налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей.
К категории налоговых доходов относятся и таможенные платежи. Понятие «таможенные платежи» определяется как совокупность таможенной пошлины, налогов, таможенных сборов, сборов за выдачу лицензий, других платежей, взимаемых в установленном порядке таможенными органами.
2. Неналоговые доходы.
Неналоговые доходы, согласно п. 4 ст. 41 БК, подразделяются на следующие группы:
1. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности. В данную категорию доходов входят:
-
средства, полученные от аренды
или сдачи во временное
-
доходы от продажи или иного
возмездного отчуждения
- средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;
- средства, полученные от передачи в залог либо в доверительное управление государственного или муниципального имущества;
-
платежи за пользование
-
доходы в виде прибыли,
-
часть прибыли унитарных
- другие возможные доходы от использования имущества.
2. Доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении федеральных, региональных и местных органов власти. К ним, например, могут относиться коммунальные услуги, предоставляемые учреждениями органов местного самоуправления. Следует учитывать, что Бюджетный кодекс не предусматривает возможности оказания платных услуг самими органами власти.
3.
Отдельный режим имеют средства
4. Доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;
5.
Допускается поступление иных
неналоговых доходов. Например, пожертвования
в пользу государства от физических и
юридических лиц, международных организаций,
бесхозяйное имущество и т.п. К этой категории
поступлений могут относиться средства,
получаемые бюджетами из вышестоящего
уровня в режиме взаимных расчетов после
завершения процесса утверждения закона
о бюджете.
Тема 2.3. Структура расходов бюджетов всех уровней.
Расходы бюджетов представляют собой сложившийся комплекс отношений, способов и приемов, благодаря которым средства из бюджетов поступают по своему назначению. Это именно то свойство бюджетов, с помощью которого реализуются цели всей бюджетной деятельности. С точки зрения материального носителя, расходы бюджета есть денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.
В системе отношений по формированию доходов и осуществлению расходов, ведущую роль имеют отношения по расходам. От показателей расходов зависят показатели по доходам. Функция бюджета реализуется таким образом, что если государство ограничено в доходных источниках бюджетов, то оно изыщет источник в режиме заимствований, осуществит эмиссию денег, но, в любом случае, наиболее значимые расходы оно обязано осуществить. Кстати, здесь используется свойство финансов как сообщающихся сосудов, учитывая взаимосвязь доходов и расходов. Процесс бюджетных расходов никогда не должен прерываться. В этом плане он настолько важен, как и сама жизнедеятельность общества.
Общий объем расходов каждого в отдельности бюджета ограничен устанавливаемым законом или решением представительного органа местного самоуправления, а также предельными показателями размера дефицита бюджета. Одновременно направления расходов во многом предопределены бюджетной функциональной классификацией.
Статья 69 Бюджетного кодекса определила исчерпывающий перечень форм осуществления расходов бюджетов. К ним относятся:
1. Ассигнования на содержание бюджетных учреждений. В соответствии со статьей 70 БК бюджетные учреждения расходуют бюджетные средства исключительно на:
-
оплату труда в соответствии
с заключенными трудовыми
-
перечисление страховых
-
командировочные и иные
- оплата товаров, работ, услуг по заключенным контрактам;
2. Средства на оплату товаров, работ, услуг выполняемых на основе гражданско-правовых договоров между органами власти, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами, с другой стороны (так называемый государственный или муниципальный заказ);
3. Бюджетные кредиты юридическим лицам, включая налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и других обязательных платежей;
4. Субвенции и субсидии юридическим и физическим лицам;
5. Бюджетные инвестиции в уставные капиталы юридических лиц;
6. Средства в виде бюджетных ссуд, дотаций, субвенций и субсидий бюджетам других уровней, а также государственным внебюджетным фондам. Примером подобной передачи средств может стать возмещение Пенсионному фонду расходов на выплату и доставку государственных пенсий и пособий, выплачиваемых за счет бюджета;
7. Кредиты и займы внутри страны за счет государственных внешних заимствований;
8. Кредиты иностранным государствам;
9. Средства на обслуживание долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий;
10. Трансферты, которые, в свою очередь, состоят:
- из ассигнований на реализацию муниципалитетами обязательных выплат населению на условиях, определенных федеральным и региональным законодательством, а также правовыми актами представительных органов местного самоуправления;
- из ассигнований на осуществление отдельных государственных полномочий, делегируемых на нижестоящие органы власти;
-
из ассигнований на
В содержательном плане трансферты являются формой передачи денежных средств либо определенных прав другому субъекту. В бюджетных правоотношениях различают трансферты населению (это средства, передаваемые из вышестоящего бюджета на решение социальных проблем) и просто трансферты (средства передаваемые из вышестоящего бюджета на инвестиционные цели и проч.). Объединяющим началом трансфертов в бюджетной деятельности является то, что это в любом случае всегда безвозмездные платежи, не предполагающие компенсаций.
Информация о работе Основы государственных и муниципальных финансов