Основы государственных и муниципальных финансов

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 16:13, курс лекций

Краткое описание

Тема 1.1. Содержание и функции финансов. Государственная финансовая политика.

1. Финансы как экономическая категория, их сущность и место в системе экономических отношений.

2. Финансовые ресурсы как материальные носители финансовых отношений.

3. Определение финансовой политики, ее содержание и значение; основные принципы и задачи.

Файлы: 1 файл

НОВЫЕ ЛЕКЦИИ ПО ГФ.doc

— 279.50 Кб (Скачать)

     11) адресности и целевого характера бюджетных средств - бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их использования на конкретные цели. Нарушение адресности, предусмотренных бюджетом средств является нарушением бюджетного законодательства РФ.

     3. Бюджетная классификация.

     В соответствии с Бюджетным кодексом Бюджетная классификация - это группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов, используемая для составления и исполнения бюджетов и обеспечивающая сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.

     Бюджетная классификация РФ включает:

     Классификацию доходов  бюджетов РФ  - группировка доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ основанная на законодательных актах, определяющих источники формирования этих доходов;

     Экономическую классификацию расходов бюджетов РФ - группировка расходов бюджетов всех уровней по их экономическому содержанию (капитальные вложения, заработная плата, субсидии...);

     Ведомственную классификацию расходов  бюджетов - группировка расходов, отражающая распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств соответствующего бюджета (по министерствам, ведомствам, комитетам, а внутри них по секторам и отделам);

     Функциональную  классификацию расходов бюджетов РФ - группировка расходов бюджетов всех уровней, отражающая направление бюджетных средств на выполнение  основных функций государства;

     Классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов РФ - группировка заемных средств, привлекаемых РФ, субъектами РФ и органами местного самоуправления для покрытия дефицитов соответствующих бюджетов (внешние и внутренние);

     Классификацию видов государственных  и муниципальных  долгов (внешние и внутренние).  
 
 

     Тема 2.2. Структура доходов бюджетов всех уровней.

  1. Налоговые доходы.
  2. Неналоговые доходы.

     1. Налоговые доходы  бюджетов.

     Доходы  бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном  и безвозвратном порядке в  соответствии с законодательством  РФ в распоряжение органов государственной  власти РФ, субъектов РФ и органов  местного самоуправления.

     Бюджетный кодекс в главе 6 дает подробную характеристику доходов бюджетов всех уровней, классификацию их по видам, а также характеристику по каждому уровню бюджетной системы. Отношения по доходам бюджетов регулируются нормами бюджетного и налогового права. Все доходы бюджетов в зависимости от источников формирования классифицируются на налоговые, неналоговые и безвозмездные перечисления.

     Налоговые доходы.

     Налоговые доходы бюджетной системы в настоящее  время являются основным источником поступления средств в бюджеты и внебюджетные фонды.

     Согласно  ст. 50 БК, в категорию налоговых  доходов включаются все налоги, поступление которых предусмотрено налоговым законодательством федерального, регионального и местного уровней, а также пени и штрафы, взимаемые за нарушения налогового законодательства. В состав налоговых доходов подлежат включению и те средства, которые могут поступить в бюджеты позже. Речь идет о предоставлении финансовыми органами соответствующего бюджета налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей.

     К категории налоговых доходов  относятся и таможенные платежи. Понятие «таможенные платежи» определяется как совокупность таможенной пошлины, налогов, таможенных сборов, сборов за выдачу лицензий, других платежей, взимаемых в установленном порядке таможенными органами.

     2. Неналоговые доходы.

     Неналоговые доходы, согласно п. 4 ст. 41 БК, подразделяются на следующие группы:

     1. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности. В данную категорию доходов входят:

     - средства, полученные от аренды  или сдачи во временное пользование  государственной либо муниципальной собственности;

     - доходы от продажи или иного  возмездного отчуждения имущества,  находящегося в государственной  или муниципальной собственности. К таковым доходам, например, относятся доходы от реализации вооружения, военной техники и иного имущества;

     - средства, получаемые в виде процентов  по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;

     - средства, полученные от передачи в залог либо в доверительное управление государственного или муниципального имущества;

     - платежи за пользование бюджетными  средствами на условиях срочности, возвратности, платности;

     - доходы в виде прибыли, которая  приходится на доли в уставных капиталах хозяйственных товариществ или обществ, а также дивидендов по акциям, принадлежащих государству или муниципальным образованиям;

     - часть прибыли унитарных предприятий,  которая осталась у них после уплаты всех налогов;

     - другие возможные доходы от использования имущества.

     2. Доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении федеральных, региональных и местных органов власти. К ним, например, могут относиться коммунальные услуги, предоставляемые учреждениями органов местного самоуправления. Следует учитывать, что Бюджетный кодекс не предусматривает возможности оказания платных услуг самими органами власти.

     3. Отдельный режим имеют средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в порядке возмещения вреда, причиненного государству и муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия. В отличие от налоговых платежей эти суммы поступают в бюджет только при наличии правонарушения плательщиком и наличии у него вины. Однако штрафные санкции за нарушение налогового законодательства относятся к группе налоговых доходов.

     4. Доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;

     5. Допускается поступление иных неналоговых доходов. Например, пожертвования в пользу государства от физических и юридических лиц, международных организаций, бесхозяйное имущество и т.п. К этой категории поступлений могут относиться средства, получаемые бюджетами из вышестоящего уровня в режиме взаимных расчетов после завершения процесса утверждения закона о бюджете. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Тема 2.3. Структура расходов бюджетов всех уровней.

  1. Формы осуществления расходов бюджетов всех уровней.
  2. Виды расходов: текущие и капитальные.
  3. Расходные обязательства: понятие, виды.
 
     
  1. Формы осуществления расходов бюджетов всех уровней.

     Расходы бюджетов представляют собой сложившийся комплекс отношений, способов и приемов, благодаря которым средства из бюджетов поступают по своему назначению. Это именно то свойство бюджетов, с помощью которого реализуются цели всей бюджетной деятельности. С точки зрения материального носителя, расходы бюджета есть денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

     В системе отношений  по формированию доходов  и осуществлению расходов, ведущую роль имеют отношения по расходам. От показателей расходов зависят показатели по доходам. Функция бюджета реализуется таким образом, что если государство ограничено в доходных источниках бюджетов, то оно изыщет источник в режиме заимствований, осуществит эмиссию денег, но, в любом случае, наиболее значимые расходы оно обязано осуществить. Кстати, здесь используется свойство финансов как сообщающихся сосудов, учитывая взаимосвязь доходов и расходов. Процесс бюджетных расходов никогда не должен прерываться. В этом плане он настолько важен, как и сама жизнедеятельность общества.

     Общий объем расходов каждого в отдельности  бюджета ограничен устанавливаемым законом или решением представительного органа местного самоуправления, а также предельными показателями размера дефицита бюджета. Одновременно направления расходов во многом предопределены бюджетной функциональной классификацией.

     Статья 69 Бюджетного кодекса определила исчерпывающий  перечень форм осуществления расходов бюджетов. К ним относятся:

     1. Ассигнования на содержание бюджетных учреждений. В соответствии со статьей 70 БК бюджетные учреждения расходуют бюджетные средства исключительно на:

     - оплату труда в соответствии  с заключенными трудовыми договорами  и правовыми актами, регулирующими  размер заработной платы соответствующих  категорий работников;

     - перечисление страховых взносов  в государственные внебюджетные  фонды;

     - командировочные и иные компенсационные  выплаты работникам;

     - оплата товаров, работ, услуг  по заключенным контрактам;

     2. Средства на оплату товаров, работ, услуг выполняемых на основе гражданско-правовых договоров между органами власти, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами, с другой стороны (так называемый государственный или муниципальный заказ);

     3. Бюджетные кредиты юридическим лицам, включая налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и других обязательных платежей;

     4. Субвенции и субсидии юридическим и физическим лицам;

     5. Бюджетные инвестиции в уставные капиталы юридических лиц;

     6. Средства в виде бюджетных ссуд, дотаций, субвенций и субсидий бюджетам других уровней, а также государственным внебюджетным фондам. Примером подобной передачи средств может стать возмещение Пенсионному фонду расходов на выплату и доставку государственных пенсий и пособий, выплачиваемых за счет бюджета;

     7. Кредиты и займы внутри страны за счет государственных внешних заимствований;

     8. Кредиты иностранным государствам;

     9. Средства на обслуживание долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий;

     10. Трансферты, которые, в свою очередь, состоят:

     - из ассигнований на реализацию  муниципалитетами обязательных выплат населению на условиях, определенных федеральным и региональным законодательством, а также правовыми актами представительных органов местного самоуправления;

     - из ассигнований на осуществление отдельных государственных полномочий, делегируемых на нижестоящие органы власти;

     - из ассигнований на компенсацию  дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственных власти и приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов.

     В содержательном плане трансферты являются формой передачи денежных средств либо определенных прав другому субъекту. В бюджетных правоотношениях различают трансферты населению (это средства, передаваемые из вышестоящего бюджета на решение социальных проблем) и просто трансферты (средства передаваемые из вышестоящего бюджета на инвестиционные цели и проч.). Объединяющим началом трансфертов в бюджетной деятельности является то, что это в любом случае всегда безвозмездные платежи, не предполагающие компенсаций.

Информация о работе Основы государственных и муниципальных финансов