Основы государственных и муниципальных финансов

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 16:13, курс лекций

Краткое описание

Тема 1.1. Содержание и функции финансов. Государственная финансовая политика.

1. Финансы как экономическая категория, их сущность и место в системе экономических отношений.

2. Финансовые ресурсы как материальные носители финансовых отношений.

3. Определение финансовой политики, ее содержание и значение; основные принципы и задачи.

Файлы: 1 файл

НОВЫЕ ЛЕКЦИИ ПО ГФ.doc

— 279.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Раздел 2. Бюджетная система Российской Федерации.

     Тема 2.1. Понятие бюджета. Структура и принципы бюджетной системы. Бюджетная классификация.

     1. Содержание и структура государственного бюджета.

     2. Понятие бюджетной системы, ее  структура и принципы.

     3. Бюджетная классификация.

     1. Содержание и структура государственного бюджета.

     Центральным элементов финансовой системы страны является государственный бюджет. Бюджет служит для аккумуляции финансовых ресурсов и их использования на выполнение основных функций государства.

     Как экономическая категория бюджет представляет собой денежные отношения, возникающие по поводу перераспределения национального дохода.

     В статье 6 Бюджетного кодекса РФ дается следующее определение бюджета - “форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления”.

     При употреблении слова “бюджет” на практике под ним понимается как денежный фонд, находящийся в руках государства, так и документ, определяющий порядок  его образования и использования. С терминологической точки зрения более правильно разделять эти понятия. Бюджетный план - документ, законодательно устанавливающий роспись доходов и расходов государства на центральном, региональном или местном уровне на определенный период времени.  

     Бюджетный фонд - централизованный фонд финансовых ресурсов, предназначенный для исполнения бюджетного плана.

     Бюджетный план составляется органами исполнительной власти, рассматривается и утверждается законодателями, после чего обретает силу закона. Закон о бюджете является основным финансовым документом страны. Он составляется на определенный период времени, именуемый бюджетным периодом, который, как правило, равен календарному или хозяйственному году. В России бюджетный период соответствует календарному году (с 1 января по 31 декабря), а в США длится с 1 октября по 30 сентября.

     Бюджет  как система экономических отношений  имеет две взаимосвязанные составляющие: отношения по поводу образования  бюджетного фонда за счет различных  видов доходов; и по поводу его использования в форме бюджетных расходов. Структура доходов и расходов бюджета на очередной год является основным содержанием бюджетного плана, она определяет перспективные направления социально-экономической политики государства и ресурсы для их осуществления.

     Доходы бюджета формируются за счет налогов, а также некоторых других видов поступлений, именуемых неналоговыми доходами (доходы от продажи и использования государственной собственности, от внешнеэкономической деятельности и др.). Структура доходной части бюджета не постоянна, она подвержена изменениям в зависимости от условий развития страны, конкретной социально-экономической ситуации и направлений государственной политики. Например, налоговые доходы увеличиваются при росте экономической активности в стране, доходы от продажи государственной собственности - при проведении приватизации.

     Целью бюджетных расходов является финансовое обеспечение деятельности государства по исполнению его экономических функций - распределения ресурсов, перераспределения и стабилизации. Расходы бюджета направляются, в первую очередь, в общественный сектор экономики для финансирования деятельности органов государственного управления по производству общественных благ (оборона, охрана правопорядка, культура и искусство, здравоохранение, образование, наука и т.п.), а также поддержки предприятий, находящихся в государственной собственности. Часть расходов осуществляется и за пределы общественного сектора: за счет государственных средств предоставляются пособия малоимущим гражданам, выплачиваются пенсии и стипендии, оплачиваются государственные заказы, к исполнению которых были привлечены частные фирмы. Расходы бюджета, их объем и структура подвержены более частым изменениям, чем его доходы.

     Бюджет  оказывает не только прямое, но и косвенное влияние на социально-экономическое развитие страны. Прямое влияние – это изменение распределения ресурсов в экономике, которое являются непосредственным результатом налогообложения или осуществления бюджетных расходов. Косвенное воздействие заключается в том, что закрепленные в бюджетных документах прогнозные значения основных показателей развития страны (ВВП, уровня инфляции, курса национальной валюты и др.), приоритеты государственной финансовой политики, конкретные направления формирования и расходования средств бюджета формируют в обществе определенные ожидания и учитываются другими субъектами рынка при планировании своей хозяйственной деятельности на перспективу.

     Функции бюджета.

     Основное  назначение бюджета  заключается в том, что он позволяет аккумулировать финансовые средства в руках государства и использовать их для финансирования различных программ. Однако, помимо этой важнейшей задачи, бюджет выполняет и ряд других функций. К их числу относятся:

     1) Контрольная функция. Бюджет позволяет осуществлять контроль за действиями исполнительной власти, который может осуществляться в различных формах – со стороны специализированных органов, наделенных контрольными полномочиями (например, Счетная палата), со стороны вышестоящей организации и др. В странах с развитыми демократическими традициями важное значение отводится общественному контролю, для развития которого принимаются специальные программы повышения прозрачности бюджетной системы. Бюджет принимается как закон и тем самым накладывает ограничения на действия правительства. В нем законодательно закреплены лимиты отдельных статей доходов и расходов, которые государство должно четко соблюдать при проведении социально-экономической политики.

     2) Информационная функция. Бюджет – это индикатор текущего состояния экономики страны, социальной сферы, политической ситуации. Структура его доходной и расходной части позволяет судить о приоритетах государственной политики, масштабах влияния на нее отдельных групп интересов. Более того, поскольку закон о бюджете на очередной год составляется как плановый документ, он выступает как прогноз будущей экономической ситуации. Его разработка сопровождается прогнозными расчетами основных показателей развития страны, на которые ориентируются не только государственные учреждения, но и организации негосударственного сектора экономики, а также простые граждане.

     3) Институционализация общественных предпочтений. В демократических государствах принятию закона о бюджете обязательно предшествует его рассмотрение в парламенте. На этом этапе в составленный правительством законопроект вносятся корректировки с учетом мнений депутатов, представляющих интересы своих избирателей. Таким образом, структура бюджета отражает общественные предпочтения в отношении государственной политики. Посредством механизмов представительной демократии эти предпочтения воплощаются в конкретных цифрах доходных или расходных статей.

     4) Регулирующая функция. В условиях рыночной экономики основным инструментом государственного регулирования является финансовая система, центральным звеном которой является бюджет. Любые значимые решения в области экономической политики должны иметь финансовое обеспечение, поэтому они подкрепляются соответствующими бюджетными расходами.

     2. Понятие бюджетной системы, ее структура и принципы.

     Согласно  БК РФ, бюджетная система Российской Федерации - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Связующим звеном бюджетной системы являются экономические отношения и нормы права, обеспечивающие функционирование и взаимодействие бюджетов.

     Основой построения бюджетной системы, т.е. бюджетного устройства выступает государственное устройство.

     Бюджетное устройство - организационные принципы построения бюджетной системы, ее структура, взаимосвязь объединенных в ней бюджетов. Бюджетное устройство определяется государственным устройством. Таким образом, в федеральных государствах бюджетная система включает три уровня бюджетов, а в унитарных - два.

     Бюджетная система состоит из трех уровней:

     первый  уровень - федеральный бюджет и бюджеты  государственных внебюджетных фондов;

     второй  уровень - бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

     третий  уровень - местные бюджеты, в том числе:

     - бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

     - бюджеты городских и сельских поселений.

     Бюджетная система РФ основана на принципах:

     1) единства бюджетной системы РФ- единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, санкций за нарушение бюджетного законодательства, единый порядок финансирования расходов бюджетов и ведения бухгалтерского учета средств бюджетов;

     2) разграничения доходов и расходов  между уровнями бюджетной системы  РФ - закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами власти;

     3) самостоятельности бюджетов, что  означает: право законодательных (представительных) и исполнительных органов власти самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня; законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов бюджетов в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством; право самостоятельно определять направления расходования средств и источники финансирования дефицита бюджета; недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов о бюджете, сумм превышения доходов над расходами и сумм экономии по расходам бюджетов;

     4) равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований - определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными БК;

     5) полноты отражения доходов и расходов бюджетов - все доходы и расходы, а также иные обязательные поступления, определенные законодательством подлежат отражению в бюджете в обязательном порядке и в полном объеме;

     6) сбалансированности бюджета - объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета;

     7) общего (совокупного) покрытия расходов – близкий к принципу сбалансированности. Означает обязательное покрытие  всех расходов общей суммой расходов. Одновременно он означает, что доходы бюджета не должны жестко увязываться с определенными расходами по своим источникам. Т.е. используется принцип «общего котла».

     8) эффективности и экономности использования бюджетных средств - при составлении и исполнении бюджета уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с минимизации размера с использованием определенного бюджетом объема средств;

     9) гласности -  означает обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении; полноту предоставления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных представительных) органов власти; обязательную открытость для общества и СМИ, процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе, по вопросам, вызывающим разногласия. Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета;

     10) достоверность - надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета;

Информация о работе Основы государственных и муниципальных финансов