Основы государственных и муниципальных финансов

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 16:13, курс лекций

Краткое описание

Тема 1.1. Содержание и функции финансов. Государственная финансовая политика.

1. Финансы как экономическая категория, их сущность и место в системе экономических отношений.

2. Финансовые ресурсы как материальные носители финансовых отношений.

3. Определение финансовой политики, ее содержание и значение; основные принципы и задачи.

Файлы: 1 файл

НОВЫЕ ЛЕКЦИИ ПО ГФ.doc

— 279.50 Кб (Скачать)

     - обеспечение тесной взаимосвязи  между основными частями экономической  политики;

     - повышение эффективности использования  финансовых ресурсов как результат действенности финансовой политики, в противном случае происходит распыление средств, сокращение источников финансирования потребностей государства;

     - прогнозирование результатов и  последствий проведения мероприятий  финансового характера и т.д.

     Результативность  финансовой политики тем выше, чем больше она учитывает  потребность общественного  развития, интересы всех слоев общества, конкретно-исторические условия.

     Основными целями финансовой политики государства являются:

     - наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей государства;

     - изыскание резервов и обеспечение благоприятных условий для развития малого бизнеса и предпринимательской деятельности;

     - определение рациональных форм изъятия доходов предприятия в пользу государства;

     - определение степени участия населения в формировании финансовых ресурсов.

     Финансовая  политика включает в себя следующие  самостоятельные части:

     Налоговая политика, главное назначение которой состоит в реализации интересов государства путем изъятия части валового общественного продукта на общегосударственные нужды,  мобилизации этих средств и перераспределения через бюджет. Свое назначение налоги реализуют в едином бюджетном процессе, выполняя фискальную и стимулирующую функции. Первая заключается в изъятии части доходов населения и хозяйствующих субъектов для формирования доходной базы бюджетного фонда; вторая выражается через экономические рычаги воздействия на усиление мотивации к труду, экономное расходование финансовых ресурсов, финансовую поддержку реформирования экономики, а также оказывает влияние на воспроизводственный процесс, стимулируя или сдерживая темпы его развития.

     Бюджетная политика, которая связана с распределением  фонда денежных средств государства и его использование по отраслевому, целевому и территориальному назначению.

     Денежно-кредитная политика, целевые ориентиры которой сводятся к повышению роли денежно-кредитной сферы в стимулировании заинтересованности хозяйствующих субъектов в эффективном использовании заемных средств и формировании цивилизованного рынка.

     В зависимости от характера поставленных задач и длительности периода  финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.

     Финансовая стратегия ориентирована на длительный период развития и предусматривает решение крупномасштабных задач.

     Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития государства и связана с изменением форм и методов организации финансовых отношений исходя из его текущих потребностей. 
 

     Тема 1.2. Финансовая система: содержание и структура.

     1. Содержание и состав финансовой  системы.

     2. Понятие и структура децентрализованных  финансов.

     3. Сущность и функции государственных  финансов.

     1.1 Содержание и состав  финансовой системы  РФ.

     Понятие финансовой системы  является развитием  более общего определения  – финансы, которое  выражает экономические  общественные отношения. Однако эти отношения  проявляются по-разному, имеют свою специфику  в каждом звене  финансовой системы. Каждое звено финансовой системы определенным образом влияет на процесс воспроизводства, имеет свои, присущие ему функции.

     Финансовая  система - система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и организаций.

     Основные  элементы финансовой системы:

       

     Финансовая  система РФ включает в себя 2 крупные  сферы:

     - финансы предприятий, учреждений и организаций (децентрализованные финансы);

     - общегосударственные финансы (централизованные финансы).

     Обеспечивающие  элементы финансовой системы:

     1) Банковская система. В РФ включает 2 уровня: Банк России и коммерческие  банки;

     2)Специализированные  финансово-кредитные организации:  негосударственные пенсионные фонды, паевые инвестиционные фонды, лизинговые компании и др.;

     3)Биржевая  система включает фондовые, товарные  и валютные биржы. Осуществляет  перераспределение финансовых ресурсов  через ценные бумаги и др.;

     4) Внебиржевой поток;

     5) Средства технических коммуникаций.

     2. Понятие и структура децентрализованных финансов.

     Финансы предприятий - исходное звено финансовой системы, являющееся основой общегосударственных финансов. Это объясняется тем, что именно на предприятиях в процессе материального производства создается решающая доля национального дохода страны - главного источника формирования, как децентрализованных, так и централизованных денежных фондов. Поэтому от состояния данного звена финансовой системы во многом зависит финансовое положение страны в целом.

     Финансы предприятий представляют собой систему денежных отношений, связанных с формированием и использованием денежных фондов предприятий.

     Финансы предприятий состоят из двух подсфер:

     - финансы предприятий материального производства и

     - финансы учреждений и организаций непроизводственной сферы.

     Решающую  роль в национальной экономике играют финансы предприятий материального  производства, которые непосредственно  обслуживают производство, кругооборот  средств предприятий. Именно в этой подсфере создается решающая часть финансовых ресурсов предприятий, значительная доля которых затем посредством налогов направляется на формирование доходной части государственного бюджета.

     В зависимости от ряда объективных  факторов, существенно влияющих на организацию финансовых отношений, каждая подсфера финансовой системы может подразделяться на отдельные звенья.

     Так, в зависимости от:

     1) характера деятельности субъекта хозяйствования сфера финансов предприятий классифицируется на такие звенья, как:

     а) финансы предприятий, работающих на коммерческих условиях;

     б) финансы предприятий, занимающихся некоммерческой деятельностью;

     в) финансы общественных объединений;

     2) отраслевой направленности в первой подсфере (финансы предприятий материального производства) можно выделить такие звенья, как:

     а) финансы предприятий промышленности;

     б) финансы предприятий сельского хозяйства и агропромышленного сектора;

     в) финансы предприятий транспорта, связи, торговли, общепита и т.д.;

     во  второй подсфере (непроизводственной) различают такие звенья, как:

     а) финансы образования;

     б) финансы культуры и искусства;

     в) финансы здравоохранения и физической культуры и т.д.;

     3) формы собственности различают следующие звенья:

     а) финансы государственных учреждений и организаций;

     б) финансы предприятий коллективной собственности (акционерные предприятия);

     в) финансы предприятий совместной собственности;

     г) финансы предприятий частной собственности;

     д) финансы предприятий смешанных  форм собственности.

     3. Сущность и функции  государственных  финансов.

     Государственные  финансы представляют собой экономические отношения, возникающие в реальном денежном обороте по поводу формирования, распределения и использования централизованных фондов финансовых ресурсов.

     Государственные финансы являются центральным звеном финансовой системы.

     Их  структура включает следующие элементы:

     1) Бюджетная система как совокупность  финансовых планов органов власти  различных уровней и бюджетов  внебюджетных фондов.

     2) Система государственных и муниципальных  займов, являющаяся способом мобилизации государственных доходов и обслуживающая дефициты бюджетной системы.

     

     Главным звеном общегосударственных  финансов является государственный  бюджет.

     Его роль как централизованного  фонда денежных средств  государства велика, так как через него перераспределяется около 50% НД страны.

     Крупным звеном финансовой системы  являются внебюджетные фонды. К числу  основных внебюджетных фондов России относятся: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Государственный фонд занятости населения, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

     Необходимость использования средств  внебюджетных фондов наряду с государственным  бюджетом вызвана, прежде всего, тем, что бюджетные  ресурсы ограничены. А формирование внебюджетных фондов позволят привлечь дополнительные финансовые ресурсы, которые используются на конкретные мероприятия в рамках деятельности фондов.

     Важным  звеном общегосударственных  финансов является государственный  кредит, посредством  которого осуществляется формирование дополнительных финансовых ресурсов государства за счет мобилизации временно свободных денежных средств населения, предприятий, учреждений, организаций и иностранных государств.

     Государственные финансы основываются на ряде принципов, к числу которых относятся:

     - единство законодательной и нормативной  базы;

     - открытость и прозрачность;

     - разграничения полномочий и предметов  ведения;

     - целевой ориентированности:

     - научного подхода;

     - экономичности и рациональности;

     - управляемости финансовыми потоками на централизованной основе.

     В социально-экономическом развитии общества государственные  финансы  выполняют ряд функций:

  1. Планирования – предполагает формулирование целей и выбор путей их достижения на основании разграничения полномочий и предметов ведения между Федерацией, субъектами РФ и органами МСУ. Реализуется через составление бюджетов, балансов финансовых ресурсов, определение порядка налогообложения и т.д.;
  2. Организации – включает бюджетное устройство, бюджетную классификацию, единые процедуры бюджетного процесса. С этой функцией связан процесс организационного построения внутренней системы регулирования и контроля бюджетных потоков и финансовых ресурсов государства;
  3. Стимулирования – основывается на деятельности, направленной на реализацию целей. С помощью этой функции интерпретируются факторы, влияющие на финансовую деятельность и учитывающие ее потребность в денежных средствах;
  4. Контроля – означает содействие реализации поставленных целей. К ним относятся выработка норм и нормативов, являющихся эталоном, критерием оценки результатов, сравнение достижений с поставленными целями.

Информация о работе Основы государственных и муниципальных финансов