Основы государственных и муниципальных финансов

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 15:04, контрольная работа

Краткое описание

Государственное регулирование является неотъемлемым элементом функционирования, экономики. Оно представляет собой прямое или косвенное воздействие государственных органов управления на экономические процессы в обществе с целью достижения макроэкономической сбалансированности и обеспечения нормального функционирования экономики в целом. Государственное регулирование следует рассматривать как систему государственных мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными органами и общественными организациями.

Файлы: 1 файл

портфолио ГМ.docx

— 192.27 Кб (Скачать)

Тема 1. Основы государственных и муниципальных финансов

Задание 1.

Эссе на тему: «Какие функции государства должны выполняться в РФ, в чем их специфика по отношению к другим странам?»

Государственное регулирование является неотъемлемым элементом функционирования, экономики. Оно представляет собой прямое или косвенное воздействие государственных органов управления на экономические процессы в обществе с целью достижения макроэкономической сбалансированности и обеспечения нормального функционирования экономики в целом. Государственное регулирование следует рассматривать как систему государственных мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными органами и общественными организациями.

Учитывая функции, которые должно выполнять государство в рыночной экономике, его регулирующее воздействие осуществляется по следующим направлениям:

  • законотворческая деятельность, направленная на разработку и принятие основных норм хозяйственной деятельности;
  • административная деятельность, связанная с созданием и прекращением деятельности субъектов хозяйствования;
  • информационная деятельность, связанная с информированием хозяйствующих субъектов об экономической ситуации и возможном ее изменении в будущем при разработке прогнозов и индикативных планов как страны в целом, так и ее отдельных регионов;
  • регулирующая деятельность, направленная на регулирование деятельности территориальных образований, отраслей и крупных предприятий в общенациональных целях;
  • контроль за текущей деятельностью предприятий в целях предотвращения нарушений действующего законодательства.

Важнейшей функцией государства является решение социальных проблем, в том числе таких, как регулирование трудовых отношений, проведение государственной политики в области заработной платы, регулирование цен на социально значимые товары и услуги, содействие трудоустройству незанятого населения, переподготовка кадров в соответствии с требованиями рынка труда и т.п. В полной мере роль государства в регулировании экономики должна проявляться и в том, что государство является социальным партнером, стоящим выше интересов отдельных кланов и групп.

 

Задание 2. Раскройте современные модели государственной финансовой политики

Выделяют 4 модели финансовой политики:

1) Классическая.

Базируется на трудах Адама Смита и его последователей. До 1920 года данный тип был наиболее распространен. Данный тип предполагает невмешательство государства во все сферы экономики, сохранение конкуренции и использование рыночных рычагов в качестве регуляторов. Государство стремиться снизить расходы бюджета. Основные расходы: обслуживание госдолга;

2) Регулирующая.

В основу данного типа положена концепция Кейнса. Данный тип предполагает необходимость государственного вмешательства и циклическое развитие всех сфер. Государство увеличивает расходы, за счет чего формируется дополнительный спрос в экономике, следовательно, возрастает рост предпринимательской активности, снижение безработицы;

3) Неоконсервативная.

Данный тип возник в 1970 годах и предполагает ограниченное вмешательство государства во все сферы жизнедеятельности страны. Правительство регулирует денежное обращение, валютный курс;

4) Планово-директивная.

Предполагает прямое директивное руководство всеми сферами экономики. Главная цель – максимизация финансовых ресурсов на уровне государства.

Формы финансовой политики:

• Стимулирующая. Стимулирование экономического роста, увеличение ВВП, повышение предпринимательской активности;

• Стабилизационная. Поддержание достигнутого уровня развития. Производятся меры по стабилизации уровня цен;

• Сдерживающая. Предполагает минимизацию роста ВВП. Применяется в случае угрозы кризиса перепроизводства, а также высокой инфляции.

Государство стремиться сократить расходы и увеличить налоговые ставки для физических и юридических лиц.

 

 

Задание 3. Раскройте монетаризм как модель государственного регулирования финансов

Монетаризм приветствует свободный нерегулируемый рынок с ограничением государственного вмешательства в экономику поддержанием стабильного темпа роста денежной массы. Он широко используется Международным валютным фондом и Организацией экономического сотрудничества и развития для реализации программ финансовой стабилизации государств, ис­пытывающих финансовые трудности и привлекающих внешние источники централизованного финансирования бюджетного де­фицита и дефицита платежного баланса.

Рестриктивная политика монетаризма основывается на со­кращении государственных расходов и повышении налогов. Цель такой политики — сокращение покупательной способно­сти населения, уменьшение бюджетного дефицита и снижение уровня инфляции. Одновременно это вызывает замедление эко­номического роста. Сокращение спроса приводит к трудностям сбыта и падению темпов прироста выпускаемой продукции. Сдерживание спроса предприятий путем проведения жесткой денежной политики не создает условий для прироста производ­ства продукции, который может обеспечить снижение цен. При ограниченных возможностях привлечения ресурсов извне и «съеденных» инфляцией собственных средствах предприятий происходит естественное сокращение объемов производства и замедление темпов экономического роста.

В конечном счете задача сводится к переориентации ресур­сов от потребления к накоплению. Сложность ее реализации обусловлена возможным усилением стагнации производства. В условиях снижения реальной заработной платы и осложнения ситуации на рынке труда перераспределение ресурсов от потреб­ления в пользу инвестиций не происходит. Политика ограниче­ния спроса усиливает конкуренцию и возможность банкротства, а также социальную напряженность в обществе.

 

Задание 4. Объясните высказывание  Кейнса «Для государства очень важно не столько делать то, что простые граждане и без этого делают, а заниматься тем, чем в данный момент вообще никто не занимается»

В цитате Дж. Кейнса скрыт глубокий смысл предпосылок развития государства, в том числе и экономического. Само понятие экономическое развитие означает расширенное воспроизводство и постепенные качественные и структурные положительные изменения экономики, производительных сил, факторов роста и развития, образования, науки, культуры, уровня и качества жизни населения, человеческого капитала.

Экономический рост является важнейшей частью экономического развития, с его помощью определяются перспективы развития общества и государства. Экономическое развитие, в свою очередь, несомненно приводит к увеличению общественных благ, к большему удовлетворению потребностей людей, к борьбе с существующими проблемами и к их, к стимулированию творческой трудовой и предпринимательской деятельности и поднимает государство в целом. Вкладывая средства и силы в процесс экономического развития, можно вывести государство на траекторию устойчивого роста и обеспечить стабильность и безопасность внутри него.

 

 

Тема 2.Управление ГМФ

Задание 1.  Охарактеризуете финансовую политику РФ на современном этапе

Компоненты финансовой политики

Характеристика

  1. Налоговая политика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Налоговая политика — комплекс мероприятий в области налогов, направленных на достижение каких-либо целей. Налоговые льготы, объекты и ставки налогов служат проявлением налоговой политики. Это также правовые нормы осуществления налоговой техники при регулировании, планировании и контроле государственных доходов. Налоговая политика является частью финансовой политики. Содержание и цели налоговой политики обусловлены социально-экономическим строем общества и социальными группами, стоящими у власти. Экономическая обоснованная налоговая политика преследует цель оптимизировать централизацию средств через налоговую систему.

Задачи налоговой политики сводятся к обеспечению государства финансовыми ресурсами, созданию условий для регулирования хозяйства страны в целом, сглаживанию возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения. Всю совокупность задач налоговой политики можно условно разделить на три основные группы:

1. Фискальная — мобилизация  денежных средств  в бюджеты всех уровней для обеспечения государства необходимыми для выполнения его функций финансовыми ресурсами;

2. Экономическая или регулирующая  — направлена на повышение  уровня экономического развития  государства, оживление деловой  и предпринимательской активности  в стране и международных экономических  связей, содействие решению социальных  проблем;

3. Контролирующая — контроль  за деятельностью субъектов экономики.

  1. Бюджетная политика

Под бюджетной политикой понимаются целенаправленные действия правительства, связанные с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенных для удовлетворения общегосударственных потребностей. Этот централизованный фонд денежных средств получил название государственный бюджет.

Государственный бюджет, являясь частью финансов, характеризуется теми же чертами, которые присущи финансам в целом. Одновременно государственный бюджет рассматривается в качестве самостоятельной экономической категории со своими специфическими особенностями:

1. Государственный бюджет–  это особаяформа перераспределительных отношений, связанная с обособлением части национального дохода в руках государства и использованием ее в целях удовлетворения потребностей всего общества и его отдельных, государственно-территориальных образований;

2. С помощью государственного  бюджета происходит перераспределение  национального дохода (национального  богатства) между отраслями народного  хозяйства, сферами деятельности, территориями  страны, социальными группами населения.

  1. Денежно-кредитная политика

К определению понятия «денежно-кредитная политика» применяют разные подходы. По определению Э.Дж. Долана, «в это понятие включаются все действия правительства, которые влияют на количество денег, которые находятся в обращении». Другими словами, денежно-кредитная политика представляет собой комплекс мероприятий регулирующего влияния, направленных на смену денежной массы в обращении. Денежно-кредитная политика призвана оказывать непосредственное влияние на ликвидность банковской системы и, на деловую активность.

Другие авторы трактуют денежно-кредитную политику как один из двух ведущих средств (другой - фискальная политика), с помощью которого органы власти в рыночной экономике регулярно влияют на темп и направление общего экономического роста, включая не только уровень валового продукта и занятости, но и общий уровень роста или падения цен.

 

Более полным и точным определением денежно-кредитной политики есть понимания ее как комплекса взаимосвязанных, направленных на достижение определенных целей мероприятий по регулированию денежного рынка, который осуществляет государство через свой центральный банк.

  1. Ценовая политика

Ценовая политика государства выражается в корректировке цен и тарифов на монопольные товары и услуги. В монопольном владении государства сохранились недра, земля, водные пространства, железные дороги, электропередающие сети, нефте - и газопроводы. Рост цен на товары и услуги этих отраслей приводит к повышению цен во всех остальных секторах народного хозяйства.

  1. Таможенная политика

Таможенная политика – это, осуществляемая государством система экономических и административных мер, таможенных правил и процедур, регулирующих движение через таможенную границу товаров, капиталов, услуг, интеллектуальных и трудовых ресурсов на внутренний и внешний рынок в интересах защиты и развития национальной экономики, ее интеграции в мировую экономику наполнения доходов государственного бюджета.

  1. Управление государственным долгом

Под управлением государственным долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определению условий и выпуску новых государственных ценных бумаг.


 

 

 

Задание 2. Охарактеризуйте роль государственных органов РФ в управлении финансами

Орган государственного управления

Характеристика (функции)

Правительство РФ

Обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики;

Министерство финансов РФ

Одной из основных задач которого является разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в РФ. В составе Министерства финансов есть специальные департаменты бюджетной политики и налоговой политики;

Министерство экономического развития и торговли РФ

Принимает участие в подготовке предложений об общих направлениях финансовой, бюджетной, налоговой, денежно-кредитной, валютно-кредитной и таможенно-тарифной политики РФ;

Министерство РФ по налогам и сборам

Вырабатывает и осуществляет налоговую политику с целью обеспечения своевременного поступления в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды налогов и других обязательных платежей в полном объеме

Государственный таможенный комитет РФ

Участвует в разработке таможенной политики РФ и реализации этой политики.


 

 

Задание 3. Составьте схему организации ГМФ РФ

В Российской Федерации, исходя из федеративного устройства, государственные финансы включают два уровня: финансы федеральных органов власти и финансы органов субъектов РФ. Муниципальные финансы являются низовым звеном и выделены в самостоятельный структурный уровень.

В структуре государственных и муниципальных финансов главным элементом выступают взаимосвязанные бюджеты трех уровней – федерального, регионального (субъекта РФ) и местного. Эти взаимосвязи обусловлены неравномерностью развития различных территорий и недостаточностью средств региональных и местных бюджетов. Поэтому для достижения сбалансированности бюджетов существует система перераспределения средств между бюджетами разных уровней.

 

Задание 4. Раскройте роль Министерства Финансов РФ и Федерального казначейства РФ в осуществлении государственного финансового контроля

 

Министерство финансов Российской Федерации в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. № 273, является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

Основными задачами Министерства финансов Российской Федерации являются:                          

- совершенствование бюджетной  системы Российской Федерации, развитие  бюджетного федерализма;

- разработка и реализация  единой финансовой, бюджетной, налоговой  и валютной политики в Российской  Федерации;

- концентрация финансовых  ресурсов на приоритетных направлениях  социально-экономического развития  Российской Федерации;

- разработка проекта федерального  бюджета и обеспечение его  исполнения; составление отчета  об исполнении федерального бюджета  и консолидированного бюджета  Российской Федерации;

- осуществление в пределах  своей компетенции государственного  финансового контроля;

- разработка и реализация  единой политики в сфере развития  финансовых рынков в Российской  Федерации;

- участие в разработке  и проведении единой политики  в сфере формирования и использования  государственных ресурсов драгоценных  металлов и драгоценных камней  и другие.

В соответствии с возложенными на него задачами Министерство финансов РФ выполняет большой объем функций. Для выполнения возложенных на него задач Министерство финансов РФ в установленном порядке создает свои территориальные органы и наделяется значительными полномочиями в области управления финансами.

Федеральное казначейство Российской Федерации создано Указом Президента РФ от 8 декабря 1992 г. № 1556. Единую централизованную систему органов Федерального казначейства возглавляет руководитель Федерального казначейства - начальник Главного управления Федерального казначейства Министерства финансов РФ.

Казначейство подчиняется Министру финансов Российской Федерации. Органы Федерального казначейства подчиняются своему вышестоящему органу и руководителю казначейства - начальнику Главного управления Федерального казначейства Министерства финансов Российской федерации.

Органы казначейства осуществляют контрольные функции во взаимодействии с соответствующими органами исполнительной власти, налоговыми, правоохранительными органами и банками, материалы по фактам нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность, передают правоохранительным органам. В определенных случаях органы казначейства предъявляют иски в суд и в арбитражный суд.

Главные задачи органов казначейства:

- организация, осуществление  и контроль за исполнением  федерального бюджета, управление  доходами и расходами этого  бюджета на открываемых в банках  счетах казначейства, исходя из  принципа единства кассы,

Информация о работе Основы государственных и муниципальных финансов