Содержание государственных и муниципальных финансов

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 09:43, практическая работа

Краткое описание

С возникновением государства появилась финансовая система. Уже при рабовладельческом строе государство выполняло ряд социально-экономических функций (таких, как содержание войска, охрана общественного порядка, строительство зданий, дорог и т. д.) и пополняло свою казну за счет налогов в денежной и натуральной формах. Слияние денежной формы налога и функций самого государства породило сущность государственных финансов.

Оглавление

Введение

1. Экономическая сущность государственных и муниципальных финансов

2. Функции финансов, связанные с регулированием реального денежного оборота.

3. Принципы и роль государственных и муниципальных финансов

4. Облигации федеральных займов (ОФЗ)

5. Рынок государственных облигаций в 1997 году

6. Динамика рынка ГКО-ОФЗ в феврале 2000 года

7. Ситуация на рынке ГКО-ОФЗ в марте 2004 года

8. Ситуация на рынке ГКО-ОФЗ в марте 2008 года

Заключение

Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

РГР по финансам и кредиту.docx

— 57.55 Кб (Скачать)

      СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  
ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

      Кафедра: «Финансы и кредит»

      Дисциплина: «Финансы и кредит» 
 
 
 

      Расчетно-графическая  работа

      на  тему:  

      Содержание  государственных и муниципальных  финансов 
 
 
 
 

      Выполнил:

      студент гр. Э-412

      Руднев  Д. В.

      Проверил:

      доцент 

      Черненко  Д.А. 
 

      Новосибирск 2010 

      Содержание 

      Введение

      1. Экономическая сущность государственных  и муниципальных финансов

      2. Функции финансов, связанные с  регулированием реального денежного оборота.

      3. Принципы и роль государственных  и   муниципальных финансов

      4. Облигации федеральных займов (ОФЗ)

      5. Рынок государственных облигаций  в 1997 году

      6. Динамика рынка ГКО-ОФЗ в феврале  2000 года

      7. Ситуация на рынке ГКО-ОФЗ в  марте 2004 года

      8. Ситуация на рынке ГКО-ОФЗ в  марте 2008 года

      Заключение

      Список  используемой литературы 

      Введение

      Финансы – это система порождаемых  и регулируемых государством денежных отношений, связанная с перераспределением стоимости валового внутреннего  продукта, а также части национального  богатства.

      С возникновением государства появилась  финансовая система. Уже при рабовладельческом  строе государство выполняло  ряд социально-экономических функций (таких, как содержание войска, охрана общественного порядка, строительство зданий, дорог и т. д.) и пополняло свою казну за счет налогов в денежной и натуральной формах. Слияние денежной формы налога и функций самого государства породило сущность государственных финансов.

      Государственные и муниципальные финансы есть совокупность регламентированных государством перераспределительных денежных отношений по формированию и использованию денежных доходов, необходимых для выполнения им важных стратегических задач.

      К централизованным денежным доходам (фондам) относят бюджеты всех уровней (государственный, региональный, местный), а также внебюджетные фонды (Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, Пенсионный фонд, Фонд социального страхования).

      Общепринято считать, что государственные и  муниципальные финансы выполняют четыре функции:

      1) планирование – достижение максимальной  сбалансированности и пропорциональности  финансовых ресурсов;

      2) организация – необходимость  определения порядка составления,  утверждения, исполнения бюджета, выбор уполномоченных кредитных организаций, разграничение полномочий исполнительных и законодательных органов власти в бюджетном процессе;

      3) стимулирование;

      4) контроль – необходимость осуществления  контроля в составлении, утверждении,  исполнении бюджета.

      Финансы и финансовая система образовались в момент соединения государства и налогов. Налоговые подати перестали существовать в натуральной форме и с некоторых пор взимались только в денежном эквиваленте.

 

      

      1. Экономическая сущность  государственных  и муниципальных  финансов

      Государственные и муниципальные финансы —  это совокупность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте по поводу формирования, распределения и использования централизованных фондов финансовых ресурсов.

      Материальную  основу финансов составляет денежный оборот. Реальный денежный оборот — это экономический процесс, вызывающий движение стоимости и сопровождающийся потоком денежных платежей и расчетов. Объектом реального денежного оборота выступают финансовые ресурсы, являющиеся источниками финансирования расширенного воспроизводства.

      Государственные и муниципальные финансы выражают экономические отношения, связанные  с обеспечением централизованными источниками финансирования государственного и муниципального секторов экономики, наиболее значимых программ развития производства и общественного сектора, организаций и учреждений бюджетной сферы и т.п. Их функционирование направлено на достижение общих целей развития социально ориентированной экономики.

      Государственные и муниципальные финансы функционируют в рамках финансовой системы государства и являются ее центральным звеном (рис. 2.1).

      Рис. 2.1

      Состав  государственных  и муниципальных  финансов

        

       

      Финансы как экономическая категория  зависят от преобразований во взаимоотношениях между звеньями финансовой системы. Это относится прежде всего к взаимосвязям между финансами макроуровня и финансами микроуровня. Финансы макроуровня, и прежде всего государственный и муниципальный бюджеты, основываются на финансовом потенциале предприятий. Финансы способствуют достижению общих целей экономического развития, поэтому требуется их оптимальная организация. Способ организации устанавливает качественную определенность финансов. Распределение и использование финансовых ресурсов в государстве осуществляются в рамках интегрированной системы управления финансовыми потоками.

      Важным  методологическим фактором является определение  принципов организации и функционирования государственных и муниципальных финансов, позволяющее выявить направления воздействия финансов на развитие государственного и муниципального секторов экономики, выработать критерии их функционирования.

      Государственные и муниципальные финансы опираются  на информационные потоки. Принятие государственных решений основано на совокупности информации. Анализ поступающей информации важен как в момент принятия решения, так и в процессе контроля за ходом его выполнения. Эта информация содержится в оперативной и статистической отчетности, договорах и соглашениях, расчетных документах и т.п.

      Государственные и муниципальные финансы имеют  четкую целевую ориентацию. Они затрагивают определенные социально-политические интересы отдельных слоев общества. Однако во всех своих аспектах они ориентированы на решение государственных и муниципальных задач.

      2. Функции финансов, связанные с регулированием  реального денежного оборота.

      1. Распределительная функция государственных и муниципальных финансов заключается в том, что через распределение и перераспределение вновь созданной стоимости обеспечиваются общегосударственные потребности, формируются источники финансирования общественного сектора экономики, достигается сбалансированность бюджетов и внебюджетных фондов в рамках единой бюджетной системы РФ.

      Государственные и муниципальные финансы функционируют на основе перераспределения финансовых ресурсов через систему централизованных фондов. С помощью этой функции они обслуживают воспроизводственные процессы как в рамках относительно обособленных структурных образований, так и в общегосударственном масштабе.

      Распределительная функция заключается в том, что  вновь созданная стоимость подлежит распределению в целях выполнения денежных обязательств предприятий перед бюджетом, банками, контрагентами. Ее результатом является формирование и использование централизованных фондов денежных средств, содержание непроизводственной сферы экономики.

      Основными объектами реализации распределительной  функции финансов являются обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, а также источники финансирования бюджетного дефицита. Особую роль играет процесс перераспределения доходов между различными уровнями бюджетов.

      2. Контрольная функция государственных и муниципальных финансов заключается в реализации контроля рублем за реальным денежным оборотом, участником которого является государство, формированием централизованных фондов денежных средств. Контроль рублем имеет две формы:

      •    контроль за изменением финансовых  показателей,  состоянием платежей и расчетов;

      •    контроль за реализацией стратегии финансирования.

      В первом случае применяется система  санкций и поощрений, использующая меры принудительного или стимулирующего характера. Во втором случае речь идет о реализации долгосрочной финансовой политики, в которой основное внимание обращается на предвидение изменений и заблаговременное приспособление к ним порядка и условий финансирования. Постоянные изменения, обновления в финансовой системе нуждаются в адекватной реакции на это всех ветвей власти.

      Контрольная функция финансов всегда имеет конкретную форму проявления. Она может быть направлена на бюджет определенного уровня, внебюджетный фонд, предприятие или учреждение и т.п.

      Контрольная функция государственных и муниципальных  финансов реализуется по следующим  основным направлениям:

      1) контроль за правильным и своевременным  перечислением средств в централизованные фонды;

      2) контроль за соблюдением заданных параметров централизованных фондов денежных средств с учетом потребностей производственного и социального развития;

      3) контроль за целенаправленным  и эффективным использованием финансовых ресурсов.

      Целевое и эффективное использование  финансовых ресурсов контролируется на основе составляемых плановых и отчетных смет образования и расходования денежных фондов.

      3. Принципы и роль  государственных  и   муниципальных  финансов

      Состояние государственных и муниципальных  финансов — один из основных показателей  устойчивости экономики и совершенства социальной системы. Из бюджета обеспечивается финансирование важнейших инвестиционных программ, экологии, обороны и пр.

      Государственные и муниципальные финансы ориентированы  на следующие основные принципы:

      • единства законодательной и нормативной  базы;

      • открытости и прозрачности;

      • разграничения полномочий и предметов  ведения;

      • целевой ориентированности;

      • научного подхода к реализации намеченных целей;

      • экономичности и рациональности;

      • управляемости  финансовыми потоками  на централизованной основе.

      Достижение  целей задается стратегией развития. Финансовая стратегия определяет возможность сбалансированного управления стоимостной оценкой материально-технических средств и денежными ресурсами, которыми располагают государственный и муниципальный секторы экономики.

      Особое  значение имеет определение роли финансов в реформировании российской экономики, которая может быть сведена к трем решающим факторам:

      1) экономической стабилизации;

      2) адаптации к рыночным преобразованиям; 

      3) стимулированию инвестиционной  активности.

      1. Экономическая стабилизация на макроуровне неотделима от общей финансовой стабилизации в экономике. Поэтому мониторинг макроэкономических показателей позволяет выявить реальную ситуацию в финансовой сфере. Из макроэкономических показателей решающее значение имеют уровень бюджетного дефицита, ход исполнения бюджета, уровень задолженности предприятий перед бюджетом и контрагентами, уровень инфляции, ставка рефинансирования Центрального банка РФ, изменение валютного курса и др. Финансовая стабильность означает наличие устойчивых источников финансирования, возможность привлечения средств на рынке капиталов, накопление ресурсов для расширения производства и развития общественного сектора экономики.

Информация о работе Содержание государственных и муниципальных финансов