Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 09:43, практическая работа
С возникновением государства появилась финансовая система. Уже при рабовладельческом строе государство выполняло ряд социально-экономических функций (таких, как содержание войска, охрана общественного порядка, строительство зданий, дорог и т. д.) и пополняло свою казну за счет налогов в денежной и натуральной формах. Слияние денежной формы налога и функций самого государства породило сущность государственных финансов.
Введение
1. Экономическая сущность государственных и муниципальных финансов
2. Функции финансов, связанные с регулированием реального денежного оборота.
3. Принципы и роль государственных и муниципальных финансов
4. Облигации федеральных займов (ОФЗ)
5. Рынок государственных облигаций в 1997 году
6. Динамика рынка ГКО-ОФЗ в феврале 2000 года
7. Ситуация на рынке ГКО-ОФЗ в марте 2004 года
8. Ситуация на рынке ГКО-ОФЗ в марте 2008 года
Заключение
Список используемой литературы
В августе - сентябре все надежды дилеров на возобновление роста были связаны с ожиданиями дополнительных средств нерезидентов, а они все не приходили. У многих иностранных компаний в это время наступил конец финансового года, и они фиксировали прибыль по ГКО. Но нет худа без добра - в отсутствие сильного влияния нерезидентов рынок внутреннего госдолга стал демонстрировать большую устойчивость к изменениям в политической жизни страны. Даже угроза вынесения Думой вотума недоверия правительству не поколебала рынок гособлигаций, как это наблюдалось в марте.
Но уже в конце октября в связи с кризисом на мировых, и прежде всего азиатском, финансовых рынках наступили трудные времена как для всего финансового рынка России, так и для рынка гособлигаций. Падение котировок по отдельным бумагам в этом секторе составило от 2 до 6 пунктов. Но, по мнению экспертов, могло быть еще больше, если бы не существующие ограничения по репатриации прибыли для иностранных участников.
Первое время Центральный банк оказывал очень сильную поддержку рынку гособлигаций, не предпринимая никаких административных мер воздействия на ситуацию. Но последствия кризиса оказались более глубокими и потребовали серьезного вмешательства Банка России. Так, в своем заявлении от 10 ноября “О ситуации на российском финансовом рынке” ЦБ РФ признал, что “повышение потенциального риска вложений в страны с возникающими рынками, в том числе и в Россию, привело определенную группу инвесторов к желанию увести свои средства из нашей страны, что привело к массированной продаже ими государственных ценных бумаг и акций российских эмитентов, к покупке иностранной валюты” . В связи с этим Банк России повысил на треть ставку рефинансирования - с 21% до 28% годовых, чего не наблюдалось уже с января 1995 г., а также повысил ставки по ломбардным кредитам и норматив резервирования средств по привлекаемым банками средствам в иностранной валюте. С 13 ноября ЦБ РФ увеличил лимит короткой позиции для первичных дилеров до 20% от рыночной стоимости портфеля по базовым выпускам. Тем не менее кризис не помешал Центробанку объявить об изменении в будущем году порядка валютного регулирования.
Рынок отреагировал на эти изменения падением котировок и ростом доходности в среднем только по рынку ГКО до 25 - 26%, а по всему сектору государственных ценных бумаг до 35 - 36%. Но затем ставки начали понемногу подниматься, и к концу месяца рынок стабилизировался на уровне 32 - 33% годовых. Причем в это время очень сильно “пострадали” валютные резервы Центробанка (по моим данным, затраты на поддержание котировок в секторе гособлигаций сразу после повышения ставки рефинансирования составили порядка 4 трлн. руб.) , а с рынка в послекризисный период ушло порядка 4 - 5 млрд. долл. нерезидентских средств. Однако этим дело не ограничилось. В самый последний день ноября произошел “прорыв” валютного рынка. Долларовые котировки, ни разу не выходившие за пределы дневного валютного коридора, устанавливаемого Банком России, вдруг вышли из повиновения. Спасая ситуацию, Центробанк все силы кинул на защиту национальной валюты, отказавшись от поддержки сектора гособлигаций. И рынок гособлигаций рухнул - доходность ГКО увеличилась с 27% до 34%, а с учетом лишь облигаций федерального займа (столь любимых нерезидентами) - до 55% годовых. В этих условиях Минфину пришлось даже изменить регламент проведения очередных аукционных торгов. Но вскоре усилия Центробанка по переориентации банков с валютных операций на рублевые дали свои плоды - дефицит рублей привел к снижению валютных котировок и к уменьшению доходности госбумаг, которая к середине месяца установилась на уровне в среднем 42 - 43%. В дальнейшем рынок уже не подвергался таким серьезным испытаниям и к концу года в целом достиг уровня 35 - 38%. При этом на рынке, хоть и в небольших количествах, начали появляться средства нерезидентов. Но активность участников торгов в декабре была невелика. По нашим оценкам, декабрьский объем операций в этом секторе стал минимальным в году - в этом месяце редко когда объем сделок за день достигал 4 трлн. руб., в основном дневные обороты составляли 2 - 2.5 трлн руб. И, к сожалению, не оправдался оптимистический прогноз начальника Департамента ценных бумаг Минфина Б. Златкис о том, что к концу года доходность гособлигаций выйдет на уровень менее 20%. Тем не менее Минфин верен своему слову - в последнее время рынок ГКО-ОФЗ не использовался в качестве средства пополнения казны.
Прогнозы специалистов по поводу дальнейшей судьбы этого сектора достаточно пессимистичны. Эксперты считают, что для первой половины будущего года будут характерны следующие уровни доходности - 28 - 32%. Поскольку в последнее время рынок очень сильно ориентируется на нерезидентов, то многие прогнозы делаются именно на основе информации о поведении иностранных участников операций. Но так как лимиты средств, предназначенных для вложения на российском рынке, у иностранных инвесторов пока не велики, а пока ситуация на юго-восточном рынке остается напряженной, они вряд ли увеличатся, то ожидать скорого появления нерезидентских средств не следует. Правда, по поводу сроков возможного улучшения обстановки мнения экспертов расходятся. Одни считают, что приход средств иностранцев следует ожидать не ранее 1998 будущего года. Другие же считают, что на усиление присутствия иностранных инвесторов можно будет рассчитывать уже весной.
6. Динамика рынка ГКО-ОФЗ в феврале 1998 года
Начало месяца охарактеризовалось изменением тенденций на российских финансовых рынках. Благодаря жесткой политике Центрального банка Российской Федерации, направленной на поддержание обменного курса рубля, и повышению со 2 февраля ставки рефинансирования до 42% удалось переломить негативные ожидания участников рынка ГКО-ОФЗ в отношении девальвации курса рубля. Повышение ставки рефинансирования Банком России и заявления официальных представителей Министерства финансов о “наличии альтернативных источников финансирования бюджета” явились действенными мерами, показавшими участникам финансовых рынков, что монетарные власти России способны контролировать ситуацию. В результате принятых мер в условиях снижения угрозы резкой девальвации и повышения привлекательности ставок на внутреннем рынке госдолга в феврале существенно увеличилась активность иностранных участников.
В течение февраля наблюдался интенсивный приток иностранного капитала и реинвестирование ранее вложенных ими средств. Наряду с вложением средств производилась реструктуризация портфеля государственных ценных бумаг в сторону его удлинения путем значительных покупок дальних выпусков ГКО на февральских аукционах. В результате до 20 февраля включительно происходило плавное снижение доходности по всем выпускам и был достигнут нижний уровень эффективной доходности по выпускам ГКО - 29% годовых, похожая ситуация наблюдалась по купонным. облигациям.
Но достигнутые значения ставок не стали новым рыночным уровнем, поскольку в последнюю неделю месяца участники рынка фиксировали рублевую прибыль от операций на рынке ГКО-ОФЗ. В результате чего произошел незначительный откат по эффективной доходности ГКО - до 31% годовых.
Значительное
снижение ставок и стабилизация обменного
курса рубля позволили
Практика проведения аукционов с премией, начатая в ноябре 1997 г., сохранилась и в феврале. Однако величина премии по сравнению с предыдущими периодами уменьшилась. Это стало возможным благодаря общему повышению активности участников рынка ГКО-ОФЗ и отказу Министерства финансов от проведения заимствований на внутренних и внешних рынках в I квартале 1998 года. Кроме того, в феврале Министерству финансов удалось остановить процесс сокращения сроков заимствования на внутреннем рынке, происходивший c ноября 1997 г. по январь 1998 г., путем эмиссии дополнительных траншей ОФЗ-ПД и размещения новых выпусков длинных ГКО.
Тактика
участия первичных дилеров на
аукционах РЕПО, состоящая в пролонгации
заимствованных денежных средств, сохранилась
в феврале. Однако на фоне этой тенденции
в начале февраля значительно возросли
объемы средств, привлекаемых первичными
дилерами через операции на аукционах
РЕПО, что объясняется высокой доходностью
краткосрочных вложений в ГКО-ОФЗ вследствие
снижения процентных ставок.
7. Ситуация на рынке ГКО-ОФЗ в марте 1998 года
Ситуацию на рынке государственного долга, сложившуюся в марте, можно считать окончательным восстановлением после кризиса на мировых финансовых рынках. Это прежде всего подтверждается слабым влиянием на конъюнктуру рынка, неблагоприятных экономических и политических событий, происшедших в течение месяца.
В начале марта два рейтинговых агентства после изучения обстановки в России установили разные рейтинги. Необходимо отметить, что заявление международного рейтингового агентства “Moody’s” о снижении кредитного рейтинга Российской Федерации не оказало негативного влияния на конъюнктуру рынка ГКО-ОФЗ, что объясняется рядом факторов. Во-первых, данное агентство в течение декабря - февраля неоднократно декларировало намерение снизить кредитный рейтинг России, что позволило потенциальным инвесторам заранее учесть возможное падение котировок. Во-вторых, доверие инвесторов к рейтинговым агентствам в целом пошатнулось в результате кризиса в Юго-Восточной Азии, в неоднозначности рейтинговых оценок говорит и тот факт, что почти одновременно с “Moody’s” другое международное рейтинговое агентство -” Fitch IBСA” объявило о сохранении кредитного рейтинга России.
Неожиданное сообщение Президента в середине марта о роспуске правительства также не вызвало паники на финансовом рынке. Снижение фондовых индексов, вызванное утренним объявлением информационных агентств об отставке правительства, вызвало "бегство" с фондового рынка на иностранной валюты. Однако последующее заявление Президента о неизменности курса политических реформ и денежно - кредитной политики России успокоило участников, и уже к концу торгов рынок государственных облигаций вернулся к уровню предыдущего торгового дня.
Продолжающийся рост цен на рынке государственных облигаций позволил продолжить политику постепенного снижения ставки рефинансирования Банка России (2марта - до 36%, а 16 марта - до 30%) . Решение о повторном снижении учётной ставки до 30% помогло участникам рынка преодолеть психологический барьер, стимулировав дальнейшее снижение доходности на рынке ГКО-ОФЗ.
Конец первого квартала всегда был исключительно неблагоприятным периодом для российского финансового рынка с точки зрения ликвидности как его участников, так и Минфина. Это связано для организаций с выплатами налогов за предыдущий год и I квартал и, как следствие, достаточно высокой потребностью в свободных денежных средствах. Одновременно в этот период наблюдается резкое увеличение потребности бюджета в денежных средствах. В этих условиях Министерством финансов проводилась политика активного заимствования на рынке государственного долга, что ещё больше увеличивало дефицит денежных средств участников рынка.
Тенденции в марте выгодно отличались от ранее сложившихся на рынке тенденций. Уменьшение объёмов заимствований снизило нагрузку на рынок государственного долга.
Средства от своевременных доразмещений Минфина на вторичном рынке резервировались под крупные выплаты или погашения на аукционах. Так, крупные доразмещения на рынке в первой половине месяца были направлены на резервирование средств под выплату купонов (на сумму 3071 млн. руб.) по ОФЗ-ПД серий 25013,25014,26001-26003, ранее находившимся в портфеле Банка России. В течение последней декады марта наблюдался избыток денежных средств на финансовом рынке. Объём заимствований через аукцион РЕПО сократился, на некоторые аукционы не было подано ни одной заявки. В течение марта ставки на МБК были ниже ставки рефинансирования.
С 16 марта дилерам, чей собственный портфель базовых выпусков по рыночной стоимости превышает 100 млн. руб., была предоставлена возможность в течение торгов или аукциона заходить в короткую денежную позицию. Закрытие короткой позиции по деньгам осуществляется путём заключения сделки РЕПО с Банком России на второй сессии или доперечислением денежных средств.
8. Ситуация на рынке ГКО-ОФЗ в марте 2008 года
14 ноября 2008 г.
Внутренний долг РФ в госбумагах за 10 месяцев 2008 г. вырос на 11% до 1,386 трлн. руб.
Государственный внутренний долг РФ, выраженный в государственных ценных бумагах, увеличился за январь-октябрь 2008 г. на 11% до 1,386450 трлн. руб. на 1 ноября 2008 г. В структуре внутреннего госдолга, выраженного в госбумагах, на 1 ноября 2008 г. большая часть – 63,6% - приходилась на ОФЗ-АД на общую сумму 882,026 млрд. руб. ОФЗ-ПД составляли 328,181 млрд. руб. /23,67%/, ГСО-ФПС - 132 млрд. руб. /9,52%/, ОФЗ-ФК - 33,828 млрд. руб. /2,44%/, ГСО-ППС – 10,415 млрд. руб. /0,75%/.
6 августа 2008 г.
Внутренний долг РФ в госбумагах за 7 месяцев 2008 г. вырос на 9,3% до 1,365 трлн. руб.
Государственный внутренний долг РФ, выраженный в государственных ценных бумагах, увеличился январь-июль 2008 г. на 9,3% до 1 трлн. 365 млрд. 297 млн. руб. на 1 августа 2008 г. В структуре внутреннего госдолга, выраженного в госбумагах, на 1 августа 2008 г. большая часть – 64,65% – приходилась на ОФЗ-АД на общую сумму 882,629 млрд. руб. ОФЗ-ПД составляли 314,425 млрд. руб. /23,03%/, ГСО-ФПС – 124 млрд. руб. /9,08%/, ОФЗ-ФК – 33,828 млрд. руб. /2,48%/, ГСО-ППС – 10,415 млрд. руб. /0,76%/.
9 июля 2008 г.
Внутренний долг РФ в государственных облигациях за 1-е полугодие 2008 г. вырос на 8,1% до 1,35 трлн. руб.
Государственный внутренний долг РФ, выраженный в государственных ценных бумагах, увеличился за 1-е полугодие 2008 г. на 8,1% до 1,349 трлн. руб. на 1 июля 2008 г. В структуре внутреннего госдолга, выраженного в госбумагах, на 1 июля 2008 г. большая часть - 65,04% - приходилась на ОФЗ-АД на общую сумму 878,056 млрд. руб., ОФЗ-ПД составляли 303,636 млрд. руб. /22,5%/, ГСО-ФПС - 124 млрд. руб. /9,19%/, ОФЗ-ФК - 33,828 млрд. руб. /2,51%/, ГСО-ППС – 10,415 млрд. руб. /0,77%/.
4 апреля 2008 г.
Внутренний долг РФ в госбумагах за 1-й квартал 2008 г. вырос на 4,3% до 1,303 трлн. руб.
Государственный внутренний долг РФ, выраженный в государственных ценных бумагах, увеличился за 1-й квартал 2008 г. на 4,3% до 1,302 трлн. руб. на 1 апреля 2008 г. В структуре внутреннего госдолга, выраженного в госбумагах, на 1 апреля 2008 г. большая часть - 65,06%, приходилась на ОФЗ-АД на общую сумму 847,534 млрд. руб. ОФЗ-ПД составляли 291,1690 млрд. руб. /22,35%/, ГСО-ФПС - 111 млрд. руб. /8,52%/, ОФЗ-ФК - 42,628 млрд. руб. /3,27%/, ГСО-ППС – 10,415 млрд. руб. /0,8%/.
Информация о работе Содержание государственных и муниципальных финансов