Банковский маркетинг: понятие и основные элементы

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 17:51, курсовая работа

Краткое описание

Важными задачами банковского маркетинга являются повышение конкурентоспособности и прибыльности банка в долгосрочном периоде, эффективное продвижение его услуг на рынке и максимальное удовлетворение потребностей клиентов на основе постоянного изучения рынка банковских услуг. Особенность банковского маркетинга состоит в специфике банковских услуг. В условиях жесткой конкуренции проводником маркетинговой политики банка можно считать всех сотрудников — не все принимают решения, но все участвуют в их реализации.

Файлы: 1 файл

Курсовая БД.doc

— 230.50 Кб (Скачать)

Комплексное обслуживание золотодобывающих предприятий, включающее операции по предсезонному кредитованию недропользователей с одновременным заключением договоров купли – продажи драгоценных металлов, позволило золотодобытчикам – клиентам Сбербанка России обеспечить нормальный ход выполнения производственных планов.

Заметно расширились объёмы операций с драгоценными металлами для физических лиц. Продажа золотых мерных слитков населению осуществляется в филиалах Банка, расположенных в 37 регионах России.

Возросла его роль в сфере банкнотных операций, в обеспечении потребностей своих клиентов и коммерческих банков в наличной и иностранной валюте. На долю Банка приходится более 20% объёма ввозимой в Россию наличной валюты и около 50 % объёма вывозимой валюты.

Расширился круг ограниченно конвертируемых валют, по которым Банком проводились конверсионные операции и удовлетворялись потребности клиентов.

В обменном пункте совершаются следующие операции:

1. Покупка и продажа наличной иностранной валюты за наличные рубли;

2. Покупка и продажа платёжных документов в иностранной валюте за наличные рубли, а также продажа и оплата платёжных документов в иностранной валюте за наличную иностранную валюту;

3. Приём для направления на инкассо иностранной валюты и платёжных документов в иностранной валюте;

4. Приём на экспертизу денежных знаков иностранных государств и платёжных документов в иностранной валюте, подлинность которых вызывает сомнение;

5. Выдача наличной иностранной валюты и (или) наличных рублей по кредитным и дебитным картам, а также приём наличной иностранной валюты для зачисления на счета физических лиц в банках, служащих для расчёта по кредитным и дебитным картам;

6. Обмен (конверсия) наличной иностранной валюты одного иностранного государства на наличную валюту другого иностранного государства;

7. Размен платёжного денежного знака иностранного государства на платёжные знаки того же иностранного государства;

8. Замена платёжного знака иностранного государства на платёжный   денежный знак того же иностранного государства;

9. Покупка платёжного знака иностранного государства за наличные рубли.

Курс покупки и курс продажи наличной иностранной валюты и платёжных документов в иностранной валюте за наличные рубли, а также кросс – курс, обмена (конверсии) наличной иностранной валюты устанавливается банком самостоятельно.

Валютно-обменные операции совершаются с обязательным оформлением и выдачей физическим лицам справок, выписываемых на бланках строгой отчётности «Справка ф.№0406007».

Все операции обменных пунктов подлежат отражению в балансе банка тем же днём, в котором они были совершены.

Синтетический учёт ведётся в рублях. При этом иностранная валюта пересчитывается в рубли по курсу иностранной валюты к рублю, установленному Банком России на текущую дату.

В конце операционного дня кассир обменного пункта  подсчитывает по всем реестром итоговые данные по номинальной стоимости в разрезе видов наличной иностранной валюты и платёжных документов в иностранной валюте и фактическом наличии ценностей.

В качестве обеспечения кредита Банк может либо застраховать риск невозврата кредита, либо потребовать от заёмщика застраховать свою ответственность по кредитному договору.

Одним из видов страхования экономических рисков является выделение резервов на возможные потери по кредитам. Резерв на возможные потери по каждому кредиту создаётся в день его выдачи. Его размер устанавливается в процентах от его суммы в зависимости от того, к какой группе риска относят кредит.

Выделяются 5 групп риска кредитов: к 1 группе создаётся резерв не менее 2% от их суммы, 2 группа –5%, 3 группа – 30%, 4 группа – 75%, 5 группа – 100%.

Безнадёжная задолженность, а также задолженность для взыскания, может быть списана с баланса банка в порядке, установленном положением о кредитовании.

Также осуществляются страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, при этом указывается размер страхования.

 

3.2. Организация маркетинга в Сбербанке РФ

 

Создание и развитие широкого спектра услуг банков, оказываемых клиентам (физическим и юридическим лицам) базируется на ряде основных предпосылок: формирование стратегии банка, определение эффективности, концепция, продажа услуг, исследования рынка, кадровая политика и др.

Особенности маркетинга в банковской сфере Сбербанка России обусловлены спецификой банковской продукции.

Целью политики Сбербанка России является привлечение клиентуры, расширение сферы сбыта своих услуг и рост получаемой прибыли.

Банковский работник должен знать основные принципы маркетинга, чтобы постоянно применять его в своей работе. Чтобы выжить, банки должны применять самый широкий набор банковских услуг. Так, из более чем 200 услуг, предлагаемых западными банками, российские банки предлагают только 80.

В последнее время при стабилизации экономики России, у основных клиентов Сбербанка России - компаний, рынок банковских услуг превратился в рынок покупателя. С этого момента большинство российских банков стали искать новые способы привлечения клиентов. Для этих целей они могут успешно применять маркетинг.

Маркетинг в Сбербанка России - это стратегия данного банка, требующая тщательной подготовки, глубокого анализа. Маркетинговый подход в организации деятельности предполагает ориентацию банка со своего продукта на потребности клиента. Необходимо тщательное изучение рынка, анализ потребностей потребителей банковских услуг. Так, после ускоренного погашения Правительством задолженности по пенсиям Сбербанк повысил ставки по пенсионному вкладу, после решения Правительства о начале индексации вкладов граждан 1916-1924 годов рождения Сбербанк ввел для этих категорий граждан вклад "Компенсационный". Эти акции Сбербанка были проведены в 1997 году, и за это время доля Сбербанка в привлечении вкладов населения выросла с 60% до 74,45%.

В рамках современного маркетинга меняются отношения банка и клиента. Сейчас Сбербанк России вынужден постоянно разрабатывать новые виды банковских продуктов, которые адресованы конкретным группам клиентов. Недавно банк объявил о введении новой услуги: предоставление студентам государственных ВУЗов кредита на покупку собственного персонального компьютера с возвратом кредита в течение одного года. Залогом кредита будет являться сам компьютер. Данная банковская услуга для студентов является очень умным и дальновидным ходом руководства банка, так как сегодняшние студенты, которым нужен компьютер, - это вероятные будущие "белые воротнички" с доходами выше среднего. Таким образом Сбербанк России привлекает стратегическую в будущем группу клиентов[4].

Одна из целей банковского маркетинга Сбербанка России - постоянное привлечение новых клиентов. Сумма вкладов населения в Сбербанке на 01.01.2010 года составила 1154230 млн. "новых" рублей. Стоит обратить внимание на качество предлагаемых банками услуг: количество услуг банка, в большинстве своем ограничивается хранением денег на счете, краткосрочным кредитованием и обслуживанием дебетовых карт.

Банковский маркетинг, можно определить как использование банком наиболее выгодных рынков банковских продуктов с учетом реальных потребностей клиентуры. Это предполагает четкую постановку целей банка, формирование путей и способов их достижения и разработку конкретных мероприятий для реализации планов.

Маркетинг в Сбербанке России нацеливается на изучение рынка кредитных ресурсов, анализ финансового состояния клиентов. Маркетинг направляется на обеспечение условий, способствующих привлечению новых

клиентов, расширению сферы банковских услуг, заинтересовывающих клиентов во вложение своих средств в этот банк.

Особенность маркетинга Сбербанка России является объединение в единое целое принципы маркетинга конечного продукта. В соответствии с этим разделением клиентов банка происходит и разделение маркетинга внутри банка. Но, я думаю, не стоит делить предмет банковского маркетинга на две части, гораздо проще рассматривать банковский маркетинг как одну систему, соединяющую в себе два различных подхода.

В конечном же счете маркетинг Сбербанка России направляется на осуществление единой цели: рациональное использование доходов и временно высвобождающихся денежных средств в хозяйстве. В рамках маркетинга в Сбербанке России должны реализовываться следующие принципы:

- Направленность действий всех банковских работников на достижение конкретных рыночных целей.

- Единство стратегического и оперативного планирования маркетинга.

- Разносторонне и масштабное стимулирование творческой активности и инициативы каждого работника банка.

- Создание благоприятного психологического климата в коллективе банка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В настоящей работе рассмотрены принципы применения маркетинга в банковской деятельности.

Банковский маркетинг связан со всей деятельностью банка и ее управлением, включая как управление операциями, так и управление персоналом.

Важнейшими факторами, вызвавшими необходимость применения маркетинга в банковской сфере, являются следующие:

• Появление и развитие практически небанковских учреждений, составивших конкуренцию банкам.

• Развитие информационных технологий и средств коммуникации на базе современной техники и как следствие расширение региональной и национальной сфер деятельности финансово-кредитных институтов.

Прибыль современного российского банка формируется в основном за счет кредитования юридических и физических лиц, инвестиций в ценные бумаги и уставные капиталы других предприятий, операций по ведению счетов юридических лиц и др. В банковской деятельности в РФ государственные органы не устанавливают специализации банков, например, на осуществление инвестиционной, ипотечной деятельности и т. д. Российские банки могут беспрепятственно участвовать на рынке фондовых ценностей.

Систематическое выполнение банком своих функций и создает тот фундамент, на котором зиждется стабильность экономики страны в целом. И хотя выполнение каждого вида операций сосредоточено в специальных отделах банка и осуществляется особой командой сотрудников, они переплетаются между собой. Так, банки обладают уникальной способностью создавать средства платежа, которые используются в хозяйстве для организации товарного обращения и расчетов. Хозяйство не может существовать и развиваться без хорошо отлаженной системы денежных расчетов. Отсюда большое значение банков, как организаторов этих расчетов.

Сбербанк России имеет лидирующие позиции на рынке розничных банковских услуг, доля в общем объёме рублевых вкладов населения составляет 87%.

Банк последовательно развивает кредитование физических лиц, и в объеме банковских кредитов, полученных населением страны, на долю Сбербанка России приходится более 20%.

Существенно укрепились позиции Банка в обслуживании корпоративных клиентов: доля Банка на рынке составляет около 25%, более 1 миллиона юридических лиц – клиенты Сбербанка России. Кредитный портфель Банка превышает 30% общего объема кредитов юридическим лицам.

Наращивая присутствие на приоритетных сегментах финансового рынка, Сбербанк стремился обеспечить адекватное увеличение собственного капитала, диверсифицировать ресурсную базу, улучшить структуру активов, повысить рентабельность работы.

Существенно изменилась система управления Банком. Обеспечивается единая процентная политика, учитывающая региональные особенности, действует централизованная система контроля, учета и управления рисками, управления финансовыми потоками и ликвидностью. Разработана и постоянно совершенствуется современная методическая и регламентная база операций Банка, утверждены подходы к развитию новых видов бизнеса. Единая система нормативов и лимитов обеспечивает необходимую децентрализацию управления в сочетании с усилением вертикальной системы контроля. На постоянной основе ведется работа по совершенствованию организационной структуры Банка, оптимизации филиальной сети.

Предпринятые меры позволили Банку, не имея льгот и преференций, работая с другими банками в рамках единой, установленной Банком России нормативной базы, стать лидером на большинстве сегментов рынка, успешно конкурировать с крупными коммерческими кредитными организациями на российском рынке банковских операций и услуг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Банковское дело. Учебник/ Под ред. Г.Н. Белоглазовой, Л.П. Коливецкой –М.- 2006

2 Банки и банковские операции: Учебник / Под ред. проф. Е.Ф. Жукова. – М.:
3. Банки и биржи, ЮНИТИ, 2008. – 480 с.
4. Банковское дело. Учебник / Под ред. Г.Г. Коробовой. – М.: Юристъ, 2006. – 751 с.
5. Банковское дело: Учебник. / Под ред. проф. О.И. Лаврушиной. – М.: Финансы и статистика, 2008 – 450 с.
6. Банковское дело: Учебник. 4-е изд., перераб. и доп. / Под ред. проф. В.И., Колесникова, Л.П. Кропивецкой. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 353 с.
7. Батракова Л.Г. Экономический анализ деятельности коммерческого банка. Учебник. – М.: Издательская корпорация «Логос», 2001. – 344 с.
8. Букато В.И., Головин Ю.В., Львов Ю.И. Банки и банковские операции в России / Под ред. М.Х. Лапидуса. – 2-е изд., перераб., доп. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 368 с.
9. Виноградова Т.Н. Банковские операции. Учебное пособие. – Ростов н/Д: «Феникс», 2008. – 384 с.
10.Ефимова Л.Г. Банковские сделки: право и практика. Монография. – М.: НИМП, 2001. – 654 с.
11. Иванов А.Н. Банковские услуги: зарубежный и российский опыт. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 176 с.

Информация о работе Банковский маркетинг: понятие и основные элементы