Анализ эффективности факторинга

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 17:00, курсовая работа

Краткое описание

Дебиторская задолженность представляет собой важную часть активов хозяйствующих субъектов. Для многих предприятий предоставление коммерческого кредита покупателям является неотъемлемым условием осуществления деятельности, важным конкурентным преимуществом, инструментом роста продаж.
Осуществляя предпринимательскую деятельность, хозяйствующие субъекты предполагают, что они не только возвратят вложенные средства, но и получат доходы. Однако в реальной практике рыночных отношений очень часто возникают ситуации, когда по тем или иным причинам предприятие не может взыскать долги с контрагентов. Это может быть связано с неплатежеспособностью дебиторов, неосмотрительной кредитной политикой и т.д. Дебиторская задолженность «зависает» на долгие месяцы, а иногда даже и годы. Рост дебиторской задолженности ухудшает финансовое состояние предприятий, а иногда приводит и к банкротству.

Оглавление

Глава 1. Теоретические основы факторинга
1.1 Дебиторская задолженность как объект управления
1.2 Понятие, виды и функции факторинга
1.3 Преимущества и недостатки факторинга
Глава 2. Применение факторинга для управления дебиторской задолженностью в ООО «Гросс парк»
2.1 Краткая характеристика ООО «Гросс Парк» и основные задачи управления дебиторской задолженностью на предприятии
2.2 Механизм применения факторинга в ООО «Гросс парк»
2.3 Анализ эффективности использования факторинга как инструмента управления дебиторской задолженностью в ООО «Гросс Парк»
Глава 3. Рекомендации по повышению эффективности управления дебиторской задолженностью с помощью факторинга
3.1 Оптимизация использования факторинга в ООО «Гросс парк»
3.2 Прогноз ожидаемых результатов повышения эффективности использования факторинга в ООО «Гросс парк»
3.3 Рекомендации по применению факторинга как инструмента управления дебиторской задолженностью для различных хозяйствующих субъектов

Файлы: 1 файл

Анализ эффективности факторинга9 NEW.docx

— 202.13 Кб (Скачать)

В данный момент наиболее перспективным сегментом  является предоставление услуг факторинга молодым предприятиям малого и среднего бизнеса, остро нуждающимся в  оборотном капитале. Большинство  из них не имеют возможности получить традиционное финансирование в банке  в виду «непрозрачности» бухгалтерии, отсутствия залогового обеспечения, молодости  предприятия. Финансы малого предприятия  обладают большей маневренностью, чем  финансы крупной промышленной компании. Финансовый цикл таких предприятий, как правило, достаточно короткий, поэтому  оценить эффективность финансирования можно в течение отчётного  года. Для оценки применения факторинга на предприятии целесообразно использовать опыт именно малого предприятия ввиду  объективной ограниченности его  возможностей в использовании иных инструментов финансирования и управления дебиторской задолженностью.

Рассмотрим применение факторинга на примере молодого предприятия  малого бизнеса ООО «Гросс Парк».

Компания “Гросс Парк” занимается поставками дизельного топлива на договорной основе с июля 2006 г., оказывает транспортные услуги по доставке топлива покупателям, заправку техники в местах, определенным покупателем.

Компания является типичным представителем малого предпринимательства  с численностью персонала до 10 человек (директор, бухгалтер, 2 менеджера, 3 водителя).

Заправка топлива  происходит на наливных станциях (пос. Володарского, Купавна), затем оно  доставляется на бензовозах ООО “Гросс Парк” на объекты.

Конкурентные  преимущества ООО “Гросс Парк”  заключаются в том, что у компании имеется в собственности транспорт, который осуществляет заправку объектов покупателей (в основном, это строительные объекты ООО “Cтрой-Девелопмент”, “ЗАО Теплотрансресурс”, покупатели ЗАО “Пальмира”).

Работа с банком по факторингу началась с апреля 2007 года. Рассмотрим предпосылки использования  факторинга на предприятии в качестве инструмента управления дебиторской  задолженностью.

основные показатели деятельности фирмы за 2006 год., вытекающие из её финансовой отчётности приведены  в таблице 2.1. Финансовая отчётность приведена в Приложении 6.

Таблица 2.1

Основные  финансовые показатели деятельности ООО  «Гросс парк» за 2006 год.

Показатели  в тыс. руб. Отч. Период Изменение, в %
30.06.2006 30.09.2006 31.12.2007 4 кв. к 3 кв.
Выручка (нетто) от продажи  товаров, продукции, работ, услуг 
(за минусом налога на добавленную стоимость, 
акцизов и аналогичных обязательных платежей)
180 5721 9709 69,71%
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг 0 5157 8639 67,52%
Валовая прибыль 180 564 1070 89,72%

Из Таблицы 2.1.видно, что деятельность началась в июле 2006 года. За 4 квартал (т.е. за октябрь, ноябрь, декабрь) выручка увеличилась на 69,71 % и составила в среднем 3236333 руб в месяц против 1907000 в месяц  в 3 квартале 2006. При этом валовая  прибыль растёт быстрее выручки.

На основании  данных Таблицы 2.1. рассчитаем рентабельность продаж ООО «Гросс Парк».

Рп3=564/5721*100%=9,8%

Рп4=1070/9709*100%= 11,02%

дебиторский задолженность  факторинг

Рост рентабельности продаж связан с получением лучших условий у поставщика в связи  с увеличением объёма закупок.

Высокие темпы  роста основных показателей (более 60%) характерны для стадии жизненного цикла предприятия – рост.

Основными покупателями ООО «Гросс Парк» являются (Таблица 2.2):  

Таблица 2.2 Основные потребители  ООО «Гросс парк»

ПОТРЕБИТЕЛИ УСЛОВИЯ ОПЛАТЫ
ООО «Строй-Девелопмент» 20 дней
ЗАО «Теплотрансресурс» 15 дней
ЗАО «Пальмира» 20 дней
ООО ТФК «Фортуна» 20 дней

Основным поставщиком  ООО «Гросс Парк» является ООО  «Профиль-С» (более 50% всех поставок). Расчёт производится по факту заливки топлива.

Таким образом, у предприятия в течение 20 дней с момента отгрузки наблюдается  дефицит оборотных средств. Т.е. до получения выручки нет возможности  авансировать денежные средства в увеличение оборота.

Проанализируем  дебиторскую задолженность за 6 месяцев 2006 года. (Таблица 2.3) Для этого воспользуемся  статистикой по дебиторам за 2006 год, представленной в Приложении 7.  

Таблица 2.3

Статистика  по дебиторам ООО  «Гросс парк» за 2006 год

Дебитор Доля  отгрузок в общей  сумме поставок за 2006 Средняя сумма поставки Отсрочка  по договору Средняя просрочка Фактическая оборачиваемость
Автомасла и оборудование 0,0078 35379,8 0 4,5 4,5
Межтрансавто 0,0229 208646,55 0 5 5
МСС /Межрегсоюзстр./ 0,0114 25 725,00 0 -1 -1
Строй-Девелопмент 0,8091 589303,76 20 12,72 32,72
Пальмира 0,0123 37316,5 20 -12,83 7,17
Темп  СК 0,0074 135068 0 0 0
Теплотрансресурс 0,1064 138347,47 15 -9,57 5,43
Фортуна 0,0254 65988 20 -10,71 9,29

По данным Таблицы 2.3 получим:

·  средневзвешенная сумма поставки в адрес одного дебитора составила 500007,66 рублей;

·   средневзвешенный срок оплаты по договору - 18,53 дней;

·   средневзвешенная просрочка - 8,98 дней;

·   средневзвешенный период оборачиваемости дебиторской задолженности составил 27,51 день.

Весами во всех средневзвешенных показателях являются доли отгрузок по конкретным дебиторам  в общей сумме отгрузок за 2006 год.

По статистической таблице период оборачиваемости  нашли как разницу между датой  отгрузки и оплатой. Также длительность 1 оборота дебиторской задолженности  можно рассчитать по формуле:  

Подз=П/Кодз, (1)

Кодз=Во/ДЗср, (2) где

Подз - длительность одного оборота дебиторской задолженности;

П – число  дней рассматриваемого периода;

Кодз - коэффициент  оборачиваемости дебиторской задолженности;

Во - выручка  по оплате;

ДЗср – среднее  значение дебиторской задолженности  за рассматриваемый период.

Из этих формул выразим коэффициент оборачиваемости  дебиторской задолженности за 6 месяцев 2006 года (с июля по декабрь) и среднее  значение дебиторской задолженности.

Кодз=270/27,51=9,81.

Это означает, что  с июля по декабрь 2006 года дебиторская  задолженность обернулась 9,81 раз.

ДЗср=18207924/9,81=1856057,4 рублей.

Согласно данным Таблицы 2.3 наибольшее внимание следует  уделить дебитору ООО «Строй-Девелопмент», на котором сосредоточено более 80% всех отгрузок за 2006 год и наибольший период оборачиваемости дебиторской  задолженности - 32 дня. Кроме того, вероятность  возникновения текущей просроченной задолженности по данному клиенту  составляет 84%.

По данным балансов за 2006 год (3 кв и 4 кв) доля дебиторской  задолженности менее 12 месяцев в  сумме оборотных активов составляла 95,8% и 94,68% соответственно.

Таким образом, дебиторская задолженность является основным активом предприятия, поэтому  от эффективности управления ею зависит  итоговый финансовый результат.

Дебиторская задолженность  на конец 2006 года составила 4906000 руб. При  рентабельности продаж 11,02% это значит, что фирма не получила 540641,2 тыс. рублей валового дохода (или 28,3% валового дохода за 2006 год) в денежном выражении. Эта  часть финансовых ресурсов «заморожена» в дебиторской задолженности.

Безнадёжных долгов в структуре дебиторской задолженности  нет, резерв по сомнительным долгам отсутствует. Отсюда коэффициент инкассации дебиторской  задолженности равен 1, т.е. предполагается, что вся дебиторская задолженность  будет погашена в текущем периоде.

Согласно рассчитанным выше данным возможную сумму оборотного капитала, направляемую в дебиторскую  задолженность в 2007 году, рассчитаем по формуле:  

ОКДЗ=(ОРК х КС/Ц х (ППК+ПР))/360, (3) где

ОРК – планируемый объём реализации в кредит;

КС/Ц – коэффициент соотношения себестоимости и цены продукции;

ППК – средний  период предоставления кредита покупателям, в днях;

ПР – средний  период просрочки платежей по предоставленному кредиту в днях.

При планируемом  объёме продажи в кредит в 2007 равном 50 000 тыс рублей и КС/Ц=87,8% получим:

ОКДЗ=(50 000 000 х 0,878 х 27,51)/360 = 3354691 рублей.

При работе с  поставщиками на условиях полной предоплаты и отсутствии собственных источников финансирования данная сумма отражает дефицит финансовых ресурсов на предприятии, его финансовые потребности в 2007 году.

Таким образом, основными задачами в области  управления дебиторской задолженностью в ООО «Гросс Парк» в конце 2006/начале 2007 являлись:

·  Оптимизация структуры и качества дебиторской задолженности (работа с действующими дебиторами по улучшению платёжной дисциплины, привлечение новых клиентов на условиях меньшей отсрочки платежа, увеличение поставок в адрес дебиторов, которые работают на условиях предоплаты, ускорение её оборачиваемости, диверсификация задолженности по суммам и срокам и т.д.)

·  Привлечение дополнительных финансовых ресурсов для покрытия текущих финансовых потребностей и увеличения оборота в размере от 3 000 000 рублей.

У предприятия  ООО «Гросс Парк» есть возможность  увеличения оборота по действующим  клиентам, таким как ООО «Строй Девелопмент», ЗАО «Пальмира», ЗАО  «Теплотрансресурс», но на условиях отсрочки платежа в 20 дней. Привлечение новых  клиентов также связано с предоставлением  товарного кредита, т.к. это является одним из главных конкурентных преимуществ  ООО «Гросс Парк».

Применение системы  скидок при досрочной оплате (спонтанное финансирование) не является в данном случае эффективным инструментом управления, т.к. не будет способствовать росту  объёма продаж, наоборот, у компании ООО «Гросс парк» возникнет угроза потерять действующих клиентов, которые  будут искать более удобные условия  у конкурентов.

В конце 2006- начале 2007 руководством предприятия было принято  решение искать внешний источник финансирования оборотных средств.

Невозможность воспользоваться стандартной формой кредитования на пополнение оборотных  средств была обусловлена следующими причинами:

-Молодость предприятия  (фактически хозяйственная деятельность  на конец 2006 года велась лишь  в течение 6 месяцев, а по  стандартным методикам большинства  банков обязательным условием  выдачи кредита является функционирование  предприятия в течение года).

- Отсутствие  залогового обеспечения на сумму  кредита.

- Непрозрачность  баланса. (Кредиторская задолженность  полностью покрывает дебиторскую,  нет видимой необходимости в  привлечении внешнего финансирования).

В связи с  этим в качестве инструмента управления дебиторской задолженностью был  выбран факторинг.

2.2 Механизм применения  факторинга в ООО  «Гросс Парк»

В апреле 2007 года между ООО «Гросс Парк» и ОАО  АКБ «Фактор» был заключён договор  о факторинговом обслуживании в  форме открытого регрессного  факторинга с финансированием на сумму 1400 000 руб по основным дебиторам: ЗАО «Пальмира», ЗАО «Теплотрансресурс» и ООО «Строй Девелопмент».

На момент заключения договора факторинга отсрочки по договору поставки с дебиторами составляли: с ЗАО «Пальмирой» - 20 к.д, с ЗАО  «Теплотрансресурсом»-45 к.д., с ООО  «Строй Девелопмент»-63 к.д. Увеличение договорных сроков связано, во-первых, с пожеланиями дебиторов иметь  большую отсрочку платежа, во-вторых, увеличение было рекомендовано фактором для того, чтобы избежать регресса в случае значительных просрочек. Кроме  того, договором предусмотрен период ожидания – 30 к.д., в течение этого  периода банк самостоятельно пытается взыскать деньги с дебитора, после  чего возникает регресс.

Финансирование  по дебиторам ЗАО «Пальмира» и  ЗАО «Теплотранссресурс» было установлено  в размере 90% от суммы поставки, по клиенту ООО «Строй Девелопмент» - 85% в виду значительной концентрации дебиторской задолженности на данном клиенте.

Фактически финансирование по факторингу началось с апреля 2007 года. Работа по факторингу осуществляется следующим образом: в день отгрузки ООО «Гросс парк» предоставляет  фактору комплект отгрузочных документов (накладные, акты приёмки-передачи товара по договору), фактор осуществляет их учёт (ввод в программу) и финансирует  в рамках указанных лимитов, перечисляя денежные средства со ссудного на расчётный  счёт клиента. После того, как деньги от дебитора поступили на транзитный счёт, банк гасит финансирование, удерживает вознаграждение и перечисляет остаток  на расчётный счёт ООО «Гросс парк»  в банке. Если в течение срока  ожидания (30 дней сверх срока по договору) дебитор не исполняет свои обязательства, возникает право регресса, т.е. его  обязательства должен возместить клиент (ООО «Гросс парк»).

Информация о работе Анализ эффективности факторинга