Анализ эффективности факторинга

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 17:00, курсовая работа

Краткое описание

Дебиторская задолженность представляет собой важную часть активов хозяйствующих субъектов. Для многих предприятий предоставление коммерческого кредита покупателям является неотъемлемым условием осуществления деятельности, важным конкурентным преимуществом, инструментом роста продаж.
Осуществляя предпринимательскую деятельность, хозяйствующие субъекты предполагают, что они не только возвратят вложенные средства, но и получат доходы. Однако в реальной практике рыночных отношений очень часто возникают ситуации, когда по тем или иным причинам предприятие не может взыскать долги с контрагентов. Это может быть связано с неплатежеспособностью дебиторов, неосмотрительной кредитной политикой и т.д. Дебиторская задолженность «зависает» на долгие месяцы, а иногда даже и годы. Рост дебиторской задолженности ухудшает финансовое состояние предприятий, а иногда приводит и к банкротству.

Оглавление

Глава 1. Теоретические основы факторинга
1.1 Дебиторская задолженность как объект управления
1.2 Понятие, виды и функции факторинга
1.3 Преимущества и недостатки факторинга
Глава 2. Применение факторинга для управления дебиторской задолженностью в ООО «Гросс парк»
2.1 Краткая характеристика ООО «Гросс Парк» и основные задачи управления дебиторской задолженностью на предприятии
2.2 Механизм применения факторинга в ООО «Гросс парк»
2.3 Анализ эффективности использования факторинга как инструмента управления дебиторской задолженностью в ООО «Гросс Парк»
Глава 3. Рекомендации по повышению эффективности управления дебиторской задолженностью с помощью факторинга
3.1 Оптимизация использования факторинга в ООО «Гросс парк»
3.2 Прогноз ожидаемых результатов повышения эффективности использования факторинга в ООО «Гросс парк»
3.3 Рекомендации по применению факторинга как инструмента управления дебиторской задолженностью для различных хозяйствующих субъектов

Файлы: 1 файл

Анализ эффективности факторинга9 NEW.docx

— 202.13 Кб (Скачать)

Сущность факторинга раскрывается через его функции. К ним можно отнести:

1.  Финансирование

Основная функция  факторинга - предоставление финансовых средств поставщику продукции сразу  после ее отгрузки или в определенный договором факторинга день. Таким  образом, поставщик имеет возможность  поставлять продукцию своим покупателям  с отсрочкой платежа, при этом получать значительную часть от суммы  поставки сразу же после поставки или по удобному для него графику, не дожидаясь платежа от своего покупателя. Также поставщик, заключив договор  факторинга, заранее знает, в какой  день деньги поступят на его счет. Обычно же, предоставив отсрочку платежа  своим покупателям, поставщик не знает, когда они расплатятся  с ним, и расплатятся ли вообще.

Финансирование  при факторинге, в отличие от собственных  средств и кредита, не ограничено никакими суммами. Предположим, компания-поставщик  начинает программу кредитования своих  покупателей. Первоначальный анализ выявил необходимость вложения в товарный кредит 10 млн. рублей. Однако компания имеет собственных средств в  размере 3 млн. рублей и может привлечь кредит на ту же сумму. Соответственно, 4 млн. рублей остаются не профинансированными, и поставщик будет вынужден ограничить продажи в кредит. В случае же использования факторинга общая  нагрузка на оборотные средства составила  бы не более 10% от объема товарного кредита (при условии получения 90% от Фактора), т.е. суммы 1 млн. рублей, которая могла  быть покрыта из собственных источников. Остальной объем средств был  бы профинансирован факторинговой  компанией, что позволило бы поддержать товарный ассортимент и остатки, и сделать новые отгрузки, не испытывая  недостатка в денежных средствах. Динамика объёма финансирования представлена в  Приложении 3.[22]

2.  Административное управление дебиторской задолженность.

Административное  управление включает в себя:

1.  Прием и учет документов по отгрузке продукции

2.  Контроль за своевременностью оплаты поставок покупателями

3.  Установку программного обеспечения для оперативного контроля за состоянием дебиторской задолженности в режиме on-line по системе internet-banking

4.  Формирование подробных отчетов по поставкам:

•  о состоянии дебиторской задолженности,

•  об улучшении (ухудшении) платежной дисциплины покупателей и фактической оборачиваемости дебиторской задолженности

•  о структуре нарушений по поставкам

•  о приходе платежей по Дебиторам и их распределении

6. Напоминания  при задержках платежей 

3. Оценка платежеспособности  покупателей поставщика 

В странах, где  кредитные бюро и рейтинговые  агентства развиты, эта функция  факторинговых компаний является не самой востребованной. В странах  же с переходной экономикой факторинговые  компании могут играть роль кредитных  бюро и рейтинговых агентств, аккумулируя  информацию о платежной дисциплине компаний.

4. Страхование рисков, связанных с поставкой  товаров с отсрочкой  платежа, в том  числе риска неполучения  платежа от покупателя  в срок, из-за чего  у продавца могут  возникать проблемы  с недостатком  денежных средств  для расплаты с  его собственными  поставщиками.

При факторинговом  обслуживании (в зависимости от того или иного факторингового продукта) фактор покрывает следующие риски  клиента:

•кредитные  риски, связанные с неоплатой  или несвоевременной оплатой  поставок;

•процентные риски, возникающие у компаний, использующих привлечённые оборотные средства, при  резком повышении стоимости которых  происходит рост цен на товары за счёт роста себестоимости;

•риски ликвидности. Это риск того, что сторона-должник  не сможет выполнить свои обязательства  своевременно, ухудшив таким образом  ликвидное положение получателя средств;

•валютные риски, связанные с рисками курсовых потерь при переводе средств из валюты покупателя в валюту продавца при  плавающих курсах валют;

•политические риски связаны с невозможностью исполнить экспортный контракт или  провести расчеты по нему из-за изменения  политической ситуации в стране продавца или в стране покупателя. Политический риск, препятствующий надлежащей оплате поставленного товара, может быть связан как со страной импортера, так и со страной экспортера.

Рассмотрим задачи, которые может решить факторинг  в области управления дебиторской  задолженностью.

Дебиторская задолженность  как часть оборотных активов  является авансированием капитала. Для  эффективной работы предприятия  необходимо управлять дебиторской  задолженностью, т.к. она может отвлекать  значительные финансовые ресурсы из оборота. Дебиторская задолженность  имеет следующие характеристики:

-величина;

-период оборачиваемости;

-количество  дебиторов;

-качество дебиторской  задолженности.

Факторинг помогает управлять данными характеристиками: уменьшает общую величину дебиторской  задолженности (тем самым улучшает структуру баланса и делает его  более привлекательным для инвесторов); ускоряет её оборачиваемость; помогает приобрести новых клиентов; способствует работе с более надёжными контрагентами.

Кроме того, задачи в области управления дебиторской  задолженностью на предприятии различны в зависимости от размеров и особенностей бизнеса. Небольшие предприятия  часто испытывают нехватку оборотных  средств, поэтому им интересен «усечённый факторинг», то есть кредитование под  залог дебиторской задолженности. Средним компаниям интересен  полный или коммерческий факторинг: стремясь реализовать больший объем  продукции, данные предприятия вынуждены  предлагать своим покупателям конкурентные условия закупок включая отсрочку платежа. Таким образом, возникает  потребность в использовании  услуг, обеспечивающих возможность  предоставления покупателям более  выгодных условий приобретения товаров  на регулярной основе. Поскольку основное назначение факторинга состоит именно в обеспечении указанных возможностей, он относится к категории коммерческих, а не финансовых продуктов (несмотря на наличие услуги кредитования). Используя  соответствующие услуги (комплексно или частично), клиент может решать множество задач, прямо или косвенно направленных на достижение главной  цели - увеличение объема продаж. Крупный  бизнес заинтересован главным образом  в качественном улучшении финансовых показателей и снижении издержек. Поэтому большим компаниям нужны  индивидуальные факторинговые решения, связанные с оптимизацией структуры  баланса и выведением на аутсорсинг части внутренних функций. Факторинг  позволяет улучшать финансовую отчетность, трансформируя дебиторскую задолженность  в деньги без увеличения кредиторской задолженности. Эти возможности  могут быть эффективно использованы при подготовке компании к проведению IPO или при получении синдицированного кредита.

В Приложении 4 различные  потребности и задачи клиента  в области управления оборотными средствами соотнесены с функциями, которые выполняет факторинг.[23]

Таким образом, факторинг, являясь универсальным  коммерческим продуктом, может быть использован самыми разными компаниями для решения именно тех задач, которые объективно возникают перед  ними в процессе их деятельности, в  зависимости от масштабов бизнеса, отраслевой принадлежности, обеспеченности собственными ресурсами, а также  существующего потенциала увеличения продаж. Именно возможность комбинации услуг обеспечивает гибкость факторинга, его способность к быстрому реагированию на возникающие запросы различных типов клиентов.

1.3 Преимущества и  недостатки факторинга

Рассмотрим основные преимущества и недостатки факторинга как инструмента управления дебиторской  задолженностью.

Преимущества можно разделить на экономические выгоды от его применения и на его преимущества в сравнении с кредитованием. Однако сравнение с кредитованием является не совсем корректным. Эти финансовые услуги имеют различную природу и направлены на удовлетворение разных потребностей поставщиков. Так, досрочные платежи, получаемые в рамках факторингового обслуживания, компании, как правило, используют для финансирования текущей деятельности, а кредитные ресурсы – в качестве инвестиционных или инновационных средств. Основные принципы кредита – это срочность, платность и возвратность. Факторинговые услуги могут погашаться не поставщиком, а дебиторами.

Экономические выгоды, которые получит поставщик  при факторинге:

1)  Направленное воздействие на дебиторскую задолженность. Это происходит вследствие: во-первых, передачи дебиторской задолженности фактору; во-вторых, изменения оборачиваемости оборотных активов, запасов, капитала и т.д.; в-третьих, оказания фактором таких услуг, как предоставление продавцу аванса, ведение книги продаж, контроль выполнения покупателем условий договора, предоставления отчетности продавцу и др.

2) Получение  дополнительной прибыли за счет  возможности увеличить объем  продаж, получив от фактора необходимые  для этого оборотные средства.

Рассмотрим образование  дополнительного дохода при использовании  факторинга на условном примере. Торговая компания ООО «Аквалайн» имеет следующие  характеристики:

·  Среднемесячный торговый оборот: 5000000 рублей

·  Рентабельность продаж:7%

·  Средняя поставка в адрес одного покупателя: 500 000 рублей

·  Отсрочка платежа по договору поставки: 30 дней

·  Комиссия за факторинговое обслуживание: 1,7% от суммы поставки

·  Лимит финансирования: 85%

Уступка денежного  требования:

·  Отгрузка продукции на 500 000 рублей в адрес одного покупателя первого числа месяца

·  Финансирование со стороны Банка-фактора в размере 85% от стоимости поставки: 425 000 рублей

·  Оплата покупателем 31 числа: фактическая отсрочка – 30 дней

·  Комиссия банка-фактора: 1,7%*500 000= 8500 рублей

·  НДС в размере 1530 руб идёт к возмещению

Эффективность использования факторинга. Доход с каждой поставки при рентабельности продаж 7% составит:

·  Без использования факторинга: 500 000 руб*7%=35000 рублей

·  При пользовании факторинговым обслуживанием:

(35000-8500)+425000*7%=56250 рублей.

Итого получаем дополнительный доход в размере 21250 рублей.

3) Факторинг  позволяет ликвидировать кассовые  разрывы, образующиеся вследствие  несовпадения сроков оплаты счетов  поставщиков и поступления денег  от покупателей.

4) Возможность  не отвлекать финансовые ресурсы  на осуществление текущей деятельности  предприятия и сконцентрировать  их для решения стратегических  задач развития бизнеса.

5) Финансовый  агент берет на себя всю работу с дебиторами. В этом случаем можно говорить об экономии на оплате дополнительных мест (включая офисное оборудование) и дополнительного рабочего времени сотрудников, ответственных за:

а) Контроль за дебиторской  задолженностью;

б) Привлечение  финансовых ресурсов.

6) Финансовый  агент берет на себя риски, связанные с отсрочкой платежа.

7) Факторинг  защищает от упущенной выгоды  от потери клиентов за счет  невозможности при дефиците оборотных  средств предоставлять покупателям  конкурентные отсрочки платежа  и поддерживать достаточный ассортимент  товаров на складе.

8) Экономия за  счет появления возможности закупать  товар у своих поставщиков  по более низким ценам. Такая  возможность появляется за счет  того, что клиент Управления факторинга, получая значительную часть от  суммы поставки в день поставки, и, теряя тем самым зависимость  от соблюдения своими дебиторами  платежной дисциплины, может пойти  на сокращение срока отсрочки  платежа при закупках товаров  и потребовать от своих поставщиков  лучших ценовых условий на  закупаемый товар. Скидка за  немедленный платеж (в течение  5—10 дней) составляет во многих  странах около 3%. Если, например, предприятие ежегодно покупает  товаров на сумму 1 млн. руб., то легко подсчитать, что при  немедленных платежах скидка  составит 30 тыс. руб.[24]

Информация о работе Анализ эффективности факторинга